Как увеличить свое профессиональное долголетие

Несколько лет назад ознакомился с принципом Питера, который привлек мое внимание. И каждый раз, когда видел человека, который с очередным своим повышением упирался в определенный стеклянный, невидимый глазу потолок, дальше которого – либо понижение, либо неудачи, то вспоминал об этом принципе.

Что такое принцип Питера?

Это положение, выдвинутое и обоснованное в одноименной книге Лоуренсом Питером, коротко звучит так: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности».

То есть, человек, работающий в любой иерархической системе, повышается в должности до тех пор, пока не займет место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями – окажется некомпетентным. Этот уровень и называется уровнем некомпетентности данного сотрудника. На этом месте он «застрянет» и будет находиться до тех пор, пока не покинет систему (не уволится, не умрет, или не выйдет на пенсию).

Типичный порядок выдвижения работников на определенную должность

Автор обосновал принцип Питера, рассмотрев типичный порядок карьерного развития.

  1. Компетентные специалисты повышаются. Как правило, при появлении вакансии руководство выбирает кандидата из числа тех нижестоящих сотрудников, к которым нет претензий на их нынешней должности. То есть из компетентных сотрудников.
  2. Повышение меняет требования к работнику. Повышение в должности обычно связано с изменением характера исполняемых обязанностей. Работник, независимо от предыдущих успехов, может как справиться, так и не справиться с новыми требованиями, то есть окажется либо компетентным, либо некомпетентным на новой должности.
  3. Компетентные выдвиженцы растут дальше. Если сотрудник сумеет справиться с новой должностью, он окажется кандидатом на дальнейшее повышение. Таким образом, пока сотрудник проявляет компетентность, он поднимается в должности.
  4. Невозможно оставаться компетентным вечно. Рано или поздно работник окажется на посту, с которым уже не сможет справиться, то есть станет некомпетентным.
  5. Некомпетентные не повышаются дальше. Проявив некомпетентность, сотрудник перестает быть кандидатом на повышение, и его продвижение прекращается. В результате компетентные сотрудники продвигаются по служебной лестнице до уровня, на котором они становятся некомпетентными. То есть, человек в своей карьере достигает точки, когда дальше подниматься не может, но и оставаться в текущей должности не получается, так как он не отвечает требованиям своей должности. При этом на подходе находится достаточное количество людей, отвечающих этим требованиям.

Скажем, человек в своей профессиональной жизни проходит через семь ступеней повышения, и на каждой из стадий до седьмой он развивается, что помогает ему подняться на следующую. У кого-то в жизни три ступени, у кого-то 12 – зависит от амбиций человека, масштаба компании, а также избранной профессии.

Анализируя свое окружение, руководителей различных компаний, которые начинали тормозить на своих следующих позициях, я начал задавать себе два важных вопроса:

  1. Как можно повысить свое профессиональное долголетие?
  2. Где-то находится какая-то невидимая линия, которая вначале тормозит его повышение, а потом медленно спускает его вниз. Как не пропустить эту линию? Когда же эта линия начинается?

Ответ на первый вопрос состоит из нескольких частей. Людям после 35 лет необходимо обращать внимание на три основных момента, чтобы быть профессиональным долгожителем.

1. Профессиональное развитие

Что говорят о человеке вроде бы опытном, взрослом, пожилом, но которому уже есть альтернативы? «Да, Иванов достаточно опытный, но ему не хватает уже современных знаний». Опыт важен, да. Но есть линия, после которой количество опыта само по себе уже не имеет значения, и необходимо правильное сочетание профессионального опыта и современных знаний совместно с важными навыками.

Представьте себе реальную ситуацию: человеку 45 лет. Опытный в своей сфере, но у него нет современных знаний, так как он привык полагаться на свой опыт. Чтобы человека в этой сфере назвали «опытным», достаточно 10 лет непрерывной работы, чтобы видеть различные ситуации и становиться свидетелем или участником решений проблем. То есть, любой молодой специалист 35 лет, у которого есть 10 лет опыта, может запросто заменить этого 45-летнего человека. С точки зрения опыта разницы никакой, но у 35-летнего есть одно большое преимущество:  современные знания в этой сфере.

Полагаться на практические знания и опыт можно, но это после определенного момента не будет срабатывать. Нужны современные знания, которые касаются не только специфики сферы. На новой позиции, когда под управлением находится большое количество людей, необходимы  совершенно другие навыки, в психологии управления, например. На управленческих позициях навыки коммуникации, налаживания связей порой бывают важнее технических знаний, которые подходили для позиции специалиста.

Нельзя забывать и о том, что практически не осталось сферы бизнеса, куда бы ни проникли информационные технологии, которые дают сильный толчок таким вопросам, как эффективность процессов, расходов, скорость реагирования на запросы внутренних и внешних клиентов... Профессиональный долгожитель просто обязан уделять внимание своей технической подкованности, так как это – неотъемлемая часть любой профессии.

Что делать?

  • Сделать профессиональное развитие самой важной своей привычкой.
  • Запретить себе почивать на лаврах. Каждое новое повышение не должно видеться только лишь повышенными финансовыми возможностями. На самом деле для профессионального долголетия это новые требования, необходимость совершенно других навыков.
  • Поставить себе правило – каждый день читать, пусть даже 15 минут, профессиональную литературу: журналы, газеты, интервью с профессионалами этой сферы.

Каждый день нам всем дается 24 часа, то есть 1440 минут, из которых всегда можно будет уделить хотя бы 15 минут на то, чтобы держать свой мозг в профессиональной форме.

2. Здоровье

Вторым важным препятствием в профессиональном развитии человека бывает его здоровье – психологическое и физическое, когда организм и мышление не могут более поднимать повышенную нагрузку. А нагрузка со временем растет, и привыкнуть к ней не получается. Даже если сегодня человек справляется с эмоциональной или физической нагрузкой, но, не уделяя должного внимания и времени своей физической и психологической форме, он начинает медленно, но верно скатываться назад. И это начинают видеть и окружающие, и подчиненные, и руководство. Как это выглядит? Человек начинает быстрее уставать, становится более нетерпеливым к ошибкам и недостаткам людей, чаще срывается, негативно реагирует на происходящие проблемы. Добавим к этому проблемы со здоровьем, которые возникают в результате невнимания к здоровому образу жизни, правильному питанию.

Реальный пример. Представьте себе двух людей 45 лет. Первый человек не уделял внимания своему здоровью, питанию, спорту и активному образу жизни, не занимался своим психологическим состоянием, и в этом возрасте у него регулярные боли в печени, одышка. Ему трудно собраться после сильной деловой встряски, вечером не хватает концентрации и энергии на деловые встречи, перелеты и поездки начинают сильно утомлять. И другого, 45-летнего человека, для которого здоровый образ жизни – это важный фундамент для профессионального успеха. Он внешне бодрый, уверенный в себе, с повышенным либидо, от него веет энергией, он может всегда собраться психологически даже на конфликт и потом не сорваться на людях.

Здоровье на самом деле является важнейшим фундаментом профессионального долголетия человека, поэтому надо им серьезно заниматься ежедневно.

Что делать?

Физическую активность и правильное питание сделать образом жизни, так как плохие привычки имеют плохую особенность накапливаться в организме, напоминая о себе в самый неподходящий момент. На самом деле здоровый образ жизни – это дешево и просто, а дорого – это нездоровый образ жизни.

Спорт обязателен для каждого из нас – легкая утренняя зарядка, и как минимум два дня в неделю походы в спортзал для кардиотренировок: легкий бег, плавание. Можно на свежем воздухе кататься на велосипеде, либо просто ходить. Обязательно следить за своим режимом питания, и избавляться от плохих привычек.

Говоря о здоровье, я подразумеваю не только физическое, но и психологическое. Надо научиться различным техникам расслабления и медитации, уметь отходить от стрессовой ситуации. Важной и неотделимой частью ЗОЖа является правильный отдых – отдыхать тоже надо уметь.

3. Нетворкинг

Люди старше 40 лет, даже будучи очень активными в вопросе нетворкинга, совершают одну и ту же ошибку: для них нетворкинг – это общение со своими одногодками, которые живут так же, у них те же знания, и совершают те же ошибки. А на подходе поколение молодых специалистов, которые с годами набираются опыта, они более подкованы технически, они энергичны и готовы биться за место повыше. Они привыкли, что люди постарше смотрят на них как на зеленых. А они давно уже не зеленые.

Чтобы держать руку на пульсе рынка, технических и теоретических новостей, надо регулярно общаться с молодыми профессионалами, которые также могут поделиться мощной энергетикой.

Что делать?

Составить себе план по нетворкингу – посещение различных отраслевых мероприятий, конференций, тренингов, и на этих мероприятиях знакомиться с молодыми представителями профессии. Параллельно составить план личных встреч: налаживать личные контакты с молодежью – приглашать к себе в офис, договариваться о встречах у них в компаниях, приглашать на чашку кофе-чая, первым предлагать свою помощь знаниями, опытом и связями.

Второй вопрос: когда начинается линия карьерного тупика?

Ответ на вопрос о невидимой линии очень прост – эта линия проходит по краю зоны комфорта. С того момента, как мы позволяем себе расслабиться, мы переступаем эту линию. Ведь профессиональное развитие, регулярное накачивание своих «профессиональных мышц», то бишь знаний и навыков – это регулярная работа и вопрос привычки. Чтобы не пропустить эту линию, необходимо себе в начале каждой недели ставить цели для профессионального долголетия, и в конце недели делать краткий анализ: что я сделал и что не сделал для своего развития.

Рецепт профессионального долголетия таков: развитие должно стать образом жизни, уделять серьезное внимание и время физическому и психологическому здоровью, быть в постоянном контакте с молодыми специалистами следующего поколения и не позволять себе расслабляться.

Как видим, рецепт весьма прост в формулировке. Достаточно регулярно придерживаться правил, и долголетие будет обеспечено.


Текст участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Фахри, отличная статья! Плюсую.

Каждую строчку готов подтвердить, так как сам живу этими же принципами. Пришел к ним в... 35 лет, когда вдруг, на фоне высоких карьерных достижений и соответствующего уровня жизни, появились лишний вес и "деловая расслабленность" - ощущение что всё уже знаешь и умеешь. И вдруг я заметил неприятную вещь: там, где я раньше успевал первым - более молодые партнеры стали обгонять, больше делать, успевать первыми генерировать решения и проекты, в которых лидером должен был быть я. Звонок прозвенел вовремя. Сейчас мне 53, я подтянут, активен, энергичен, выгляжу на 40 с небольшим. Работаю преимущественно с молодыми командами, но крайне редко кто может за мной угнаться в плане производительности и скорости "думания". Я всегда ставлю им на задачи сроки, в которые данные задачи могу решить/сделать сам. И вижу, как они выполняют эти задачи с существенным напряжением сил. И это радует :)

На самом деле, основной стимул моего постоянного развития - и физическиго, и интеллектуального - именно в конкуренции со стороны молодых профессионалов. Мне надо всегда и во всем быть лучше их, быть лидером - иначе очень быстро я окажусь на должности охранника в заштатном офисе. 

Увы, такие времена. А, может, оно и к лучшему, что такие? ;)

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Дмитрий, спасибо большое за комментарий и лестный отзыв!

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан
Дмитрий Голубев пишет:

Статья супер!! 

Спасибо, Дмитрий! 

Директор по продажам, Владивосток

Профессиональное развитие, деловые связи, здоровье и энергия. Не поспоришь. Об этом много было разговоров под статьями "карьера в 45+". 

Написано хорошо, спасибо.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Когда мы говорим о компетентности человека, то исходим из того, что она складывается из (а) высоких знаний, (б) опыта и (в) умений, которые все  вместе позволяют ему эффективно осуществлять работу.

Компетентного человека уважают, славят, к нему прислушиваются, у него просят советы, он становится авторитетным. Но постепенно он начинает отставать от современных знаний, пытается заменить их своим старым опытом и авторитетом, причем заслуженным. Здесь как в спорте. Человек стал чемпионом города, затем региона, затем страны, затем мира, дважды или даже трижды выиграл олимпийские игры, а затем пошел вниз. Но сменил деятельность, стал бесподобным тренером и воспитал плеяду именитых спортсменов.

Программист, Санкт-Петербург

Отличная статья, согласен полностью. Сам тоже пришел к циклам, когда балансирую на грани зоны комфорта. Иногда позволяю себе побыть там, где все понятно и спокойно, но быстро прихожу к мысли что мне еще рано почивать на лаврах и берусь за изучение новых областей и направлений. Первое время такое вводит в некий стресс, поскольку приходится действительно поднапрячься. Но после нескольких циклов уже привык и чередую эти квантовые переходы с периодами стабильности и усвоения с периодичностью в несколько месяцев.

По поводу изучения книг и прогулок - мне очень помогают аудиокниги в пути до офиса, получается где-то час в день. Я слушаю на двойной скорости так что осваиваю книгу за неделю в таком лайтовом режиме когда есть время обдумать прочитанное. Так же есть хорошие подкасты для ознакомления с новинками.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

>>> … у 35-летнего есть одно большое преимущество:  современные знания в этой сфере.

А откуда эти «современные» знания появились у 35-летнего? – От профессоров?

А у тех откуда появились? – От спецов, создающих знания для решения практических проблем.

Так что, вряд ли правильно заявление об отсталости знаний у тех, кто создаёт оные.

Мы – молоды, пока не повторяемся в своих работах. Мы – молоды, пока нам интересно разбираться в проблемных ситуациях и создавать новые средства-знания для разрешения этих ситуаций. Мы -- молоды, пока работаем с азартом.

Консультант, Москва

Статья "правильная", спорить не с чем. Правда все как-то уж слишком буквально: неужели принцип Питера универсален и касается всех без исключения? Неужели вертикальный карьерный рост - единственный способ улучшить свое положение? Мы не в казарме, я бы хотел заметить.

И еще к казарме. Да, там после 40 ты пенсионер. А вот в Германии.... Не шучу: для того, чтобы тебе доверили в подчинение людей тебе должно быть 40. Ну может быть я работал в слишком консервативной фирме, но факт есть факт - 80% линейных руководителей стали таковыми, когда им было около 40. Может быть это особенность западных немцев, может конкретной (не маленькой) фирмы - никакой заданности, это просто пример! Просто "на подумать" - не рано нам задумываться о возрасте? 

Хотя если о себе - я постоянно учусь чему-то, поэтому .. мне-то как раз ничего менять не надо, хотя не вредно как мне кажется прибавить. А те, кто давно перестал - им вряд ли что-то поможет... для карьерного долголетия им не обойтись без грязных технологий. Хотя и тут автор прав - и этому нужно учиться.. у молодых

Руководитель, Москва

Коллеги, с теорией согласен полностью. В условиях, когда человек работает в крупной, идеально отстроенной компании с разветвлённой сетью филиалов и эта компания родом из его (человека) страны, всё может работать именно так. Но, действительность иная и в ней мало кому удаётся с начала своей карьеры попасть в такую компанию, как редко удаётся сразу заняться «делом всей своей жизни». 

Но, повторю, согласен абсолютно, что человек вне зависимости от карьерных устремлений должен заботиться о здоровье и развитии интеллекта хотя бы для того чтобы оставаться человеком.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.