Как понять, что вы в карьерном тупике и как выйти из него

В последнее время тема тупиков в профессиональной деятельности звучит все чаще. Оно и понятно — стремительно меняется мир вокруг, да и мы, люди, переходим на новый этап эволюционного развития, когда трудиться без удовольствия, понимания смыслов и ради чуждых нам целей становится просто неинтересно.

В этой статье я постаралась обобщить свои наблюдения и выводы по итогам работы с этой проблемой, а также дать рекомендации всем, для кого актуальна ситуация застоя в карьере.

Сразу предлагаю определиться с понятиями. Карьера в моем понимании — это профессиональный путь и постоянное развитие работающего по найму человека в любом направлении — вглубь, вверх, вбок, вширь, а не только рост в должностях в иерархической корпоративной системе.

Так вот, карьерный тупик — это вынужденная остановка на этом пути. Причем длительная остановка, сопровождающаяся не только застоем на внешнем событийном плане, но и вызывающая неприятный внутренний дискомфорт. Увы, в наше время таких историй с каждым днем становится все больше.

Для нынешней молодежи не так важны зарплаты и должности, сколько интересные задачи и смыслы в работе, поэтому не находя их, она начинает томиться от своей нереализованности. Руководители среднего звена, быстро и поэтапно прошедшие все ступени карьерной лестницы, однажды упираются в так называемый «стеклянный потолок» — здесь расти больше некуда, а подходящих вакансий в других компаниях крайне мало, да и конкуренция за них велика. Квалифицированные специалисты выгорают и тотально разочаровываются в когда-то выбранной профессии, либо принятых теперь технологиях работы. Топ-менеджеры или годами остаются не у дел, или вынуждены смириться с ролью послушного исполнителя воли владельца бизнеса, а сами решать ничего не могут. Иногда вообще непонятно, что вызывает недовольство своей профессиональной деятельностью, но есть четкое ощущение, что что-то пошло не так…

Сценариев тут великое множество. И путей выхода из личного карьерного кризиса, соответственно, тоже.

Первое и самое главное, когда что-то не устраивает в текущей работе, — правильно поставить диагноз. Согласитесь, когда человек не доволен своей зарплатой и когда он не верит в продукт, который производит или продает его работодатель, — это две совершенно различные ситуации, и стратегия поведения в них тоже должна отличаться.

Поэтому давайте разбираться, в чем корень проблем. А затем — что с этим делать.

Выберите из приведенных ниже те утверждения, которые описывают вашу ситуацию

Группа 1

  • вы недовольны своим доходом, графиком, рабочим местом или атмосферой в компании;
  • у вас не сложились отношения с коллегами или руководством;
  • вас не повышают, нет возможностей и профессионально развиваться;
  • вам добавляют все больше обязанностей без дополнительной компенсации, вы перерабатываете и выгораете;
  • вас не ценят и не уважают, хотя вы на должном уровне выполняете свои обязанности;
  • вам не нравится продукт компании, ее политика на рынке, отношение к клиентам или конкурентам.

Группа 2

  • вам хочется большей свободы, более широких полномочий и возможности влиять на ключевые решения в компании;
  • вы понимаете, что разбираетесь в бизнес-процессах и видите стратегию развития компании лучше ее руководства;
  • вы плохо переносите постоянные указания и контроль, при этом вы способны сами ставить себе цели и добиваться их, у вас полный порядок с самодисциплиной.

Группа 3

  • вы осознаете несовпадение по ценностям с самой сутью вашей работы;
  • не видите смысла в своей деятельности;
  • испытываете неудовлетворенность содержанием труда и принципами работы, принятыми в данной сфере;
  • у вас появились противопоказания к вашей деятельности по состоянию здоровья.

Нередко неудовлетворенность работой — это целый клубок причин. Но посмотрите внимательно, в какой группе находятся для вас большинство из них?

Если в первой, то, понятное дело, менять нужно место работы. Когда проблема для вас в производимом или продаваемом продукте, и он достаточно стандартный для рынка, то уходить нужно в целом из отрасли.

Предположим, вы работаете в табачной индустрии. До последнего времени вам было неважно, что именно продает ваша компания, вас радовали высокий доход и стабильность компании. Но, взяв курс на здоровый образ жизни, вы поняли, что больше не хотите иметь дело с подобными продуктами, соответственно, дальше оставаться в этой отрасли вам будет сложно.

Если все или большинство ваших ответов находятся во второй группе, то вам, как минимум, требуется повышение в должности. Когда оно невозможно, нужно менять место работы. Если же вы достигли потолка в своей функции, то в вас зреет запрос на автономию, выход из корпоративной системы и работу на себя.

К примеру, последние несколько лет вы возглавляете службу маркетинга компании. Само содержание труда вам нравится, но не устраивает то, что маркетинговую стратегию вам спускают сверху и отнюдь не специалисты в этой области. А еще — зарубают на корню многие ваши инициативы по продвижению бренда или услуг компании, безжалостно урезая бюджеты на них. Вы бьетесь о стеклянный куб, в котором заперты, и мотивации предлагать что-то новое с каждым днем все меньше.

Ваш выход может быть в смене работодателя. Но при условии предоставления вам более широких полномочий и возможности реализовывать более масштабные проекты. В случае, если и на новом месте работы вы сталкиваетесь с микроменеджментом и удушающим вас контролем, возможно, настало время подумать о смене формата занятости. Найм, похоже, вы переросли, коль скоро умеете сами себе ставить задачи и обеспечивать их выполнение. Почему бы вам не начать предоставлять услуги маркетинга на аутсорсинге? Фриланс, проектные формы занятости, самозанятость — смотрите в этих направлениях.

Когда причины вашей неудовлетворенности работой вы обнаруживаете преимущественно в третьей группе — можно говорить о необходимости смены профессии или направления деятельности. Это столь распространенные сейчас потеря смыслов и ценностные несовпадения с сутью деятельности.

Как это проявляется? Тот же руководитель службы маркетинга на каком-то этапе своей карьеры глубоко задумывается и не находит ответа на свой вопрос, какая польза в глобальном смысле будет обществу и людям от того, что, благодаря его усилиям, компания продаст больше столов или дорогих сувениров.

Или, предположим, вы — менеджер по продажам, и большой личной ценностью для вас является свобода. Когда же на вас давят сверху планами и штрафами, вынуждая наседать на клиента и тем самым лишать его свободы принимать самостоятельное решение, у вас внутри все восстает против таких методов. Вы бы предпочли дать ему максимум информации и подождать, когда он сам дозреет до покупки, а не навязывать ему что-то, рискуя навечно оказаться в черном списке. Но слушать вас руководство не хочет — продажи и деньги нужны срочно. И так, собственно, почти везде в продажах. Можно бесконечно переходить из компании в компанию, но способы работы останутся теми же.

Следовательно, выход какой? Либо менять профессию, коль скоро своей полезности для мира в ней вы больше не видите, либо создавать свои правила и играть по ним, то есть уходить в свой проект. Это если содержание труда вам нравится, но диктуемые методы работы противоречат вашим принципам.

Иногда карьерный тупик проявляется в своем худшем варианте — когда складывается ощущение, что выбирать, по сути, не из чего. Востребованность специалиста или руководителя на рынке труда с каждым днем все больше стремится к нулю. Причин тут может быть несколько, и я бы их разделила на внешние и внутренние.

Внешние:

  • Значительно ухудшилась ситуация в отрасли, как это, например, произошло с банковской сферой и туризмом.
  • Процессы в данной деятельности все больше автоматизируются, и таких специалистов сокращают.
  • Ценность результатов труда данного специалиста или руководителя стала сомнительной не только для него самого, но и для работодателей.

С первой категорией «пострадавших» все понятно — требуется переквалификация или переход в смежную область. А вот на последних двух я хочу остановиться поподробнее.

На фоне оптимизации затрат на персонал произошло обесценивание некоторых второстепенных функций и, как следствие, их автоматизация или упразднение позиций. В тучные годы штаты многих компаний были раздуты, а с приходом новой экономической реальности все научились считать деньги. Поэтому стало невыгодно держать делопроизводителей, операторов, менеджеров по каким-то внутренним операциям и многочисленных замов. Чуть лучше обстоит дело с другим бэк-офисом — специалистами по закупкам и логистике, сисадминами, бухгалтерами и офис-менеджерами, но и тут сокращения вымыли на рынок труда массу людей. И перспективы их туманны.

Как подобным офисным работникам обеспечить себе востребованность надолго, защититься от малопрогнозируемых кризисов в будущем? Стать обладателями ремесла. Это понятие в наше время переживает второе рождение.

Для начала давайте разберемся, что такое ремесло. Википедия выдаст нам устаревшую формулировку про мелкое ручное производство, основанное на применении простых орудий труда. Так было раньше. Если же вдуматься в смысл ремесленной деятельности, то мы увидим в ней три составляющих:

  1. Наличие конкретного видимого результата труда.
  2. Востребованность этого результата со стороны потребителей, и она — не сиюминутная, а более-менее долговременная.
  3. Независимость ремесленника от работодателя, то есть его автономия в профессиональной деятельности.

Да, его может кто-то нанять или взять новичка в качестве подмастерья, но состоявшийся мастер легко может работать на себя.

Промышленная революция XIX века и переход к рыночной экономике в XX веке сильно потрепали ремесленное производство, практически истребив его. В итоге мы получили то, что получили — «одомашненных» специалистов, которых организации выращивают под себя и потребности своего бизнеса. А случись что, «на воле» такой работник пропадет, ибо создавать что-то ценное и полезное он не умеет.

Обращается такой клиент за консультацией, и при инвентаризации его профессиональных навыков выясняется, что все они какое-то невнятные и мало кому на рынке труда интересные. Он заточен под сопровождение процессов в чужом бизнесе, а не под производство результата, полезного многим. Соответственно, попав под сокращение, начинает понимать, что его квалификация — очень на любителя, а иногда так и говорит: кто я — непонятно, ремесла у меня нет.

Учитывая, что сейчас мы живем в век информации, видоизменяется и само ремесло. Теперь это не обязательно ручное производство с видимым и осязаемым результатом деятельности. Нет, на выходе можно получать и нематериальный продукт, самое главное — лишь бы он был. Да и потребителями могут выступать уже не только частные лица, но и организации, если готовы сотрудничать на условиях аутсорсинга.

Уже ни для кого не секрет, что будущее для большинства из нас — за самозанятостью, предпринимательством, проектной, временной и прочими гибкими формами занятости. На это обстоятельство очень хорошо ложится необходимость найти себе ремесло, чтобы, покинув работодателя, свое дело можно было унести с собой.

Как стать обладателем ремесла? Школьному учителю, к примеру, для этого нужно заняться репетиторством, маркетологу — стать специалистом по личному брендингу или SMM-ком на фрилансе, IT-специалисту научиться делать сайты и продвигать их и т. д. Всем офисным сотрудникам, чья специализация очень неопределенна, остается либо переквалифицироваться в парикмахеры (шучу), либо сделать профессией свое хобби (если оно есть).

Внутренние причины:

  • Вы находитесь в революционной ситуации — по-старому работать не можете, а по-новому боитесь или не умеете.

При этом обманываете или не понимаете себя, пытаясь воспроизводить старые шаблоны поведения, но натыкаетесь на свой же самосаботаж. Отсюда возникают ситуации, когда ни один работодатель вам не нравится, и вы так и ходите кругами по рынку труда. Или куда-то устраиваетесь, но быстро разочаровываетесь в новой работе, отношения с руководством портятся, в результате сами увольняетесь или вас просят на выход. Срок пребывания на каждом следующем месте постоянно сокращается, карьера входит в пике.

Выходом тут может стать честный разговор с самим собой или карьерным наставником, а затем — формирование у себя готовности отплыть от знакомых берегов и устремиться к неизведанным землям. Якоря для вас в данном случае — это стремление к зачислению в штат, высоким должностям, привычной зарплате и прочим плюшкам. Если бы не они, вы бы занялись чем-то другим или вышли из корпоративных рамок, а так приходится выжимать последние соки из старой версии себя, поэтому и получаете внутренний конфликт, который проецируется во внешний мир.

  • Вы не готовы перестраиваться, учиться чем-то новому, чтобы соответствовать современным требованиям.

Опасное заблуждение: если раньше вас работодатели ценили и переманивали, то так будет всегда. Нет, если технологии и рынок поменялись, а вы закостенели как личность и законсервировали свои навыки, ваша востребованность просядет. Постоянно мониторьте рынок труда и требования нанимателей в своей сфере деятельности, сопоставляйте их со своими компетенциями и ищите любую возможность освоить новое и необходимое, причем, не только в теории, но и на практике.

  • И еще один момент сейчас мешает многим выйти из карьерного тупика — психологический.

Мы живем в интересное время, которое требует от всех нас экстренного взросления. По паспорту вам может быть сколько угодно много лет, но если вы глубоко уверены, что кто-то вас должен взять вас на работу, чему-то научить, обеспечить объемами и что-то там гарантировать, внутри вы остались ребенком, и прогноз для вас будет, увы, неблагоприятный.

Ни компаниям сейчас не нужны сотрудники с детско-подростковым складом личности, но серьезными запросами и претензиями, ни самим вам, скорее всего, не удастся стать востребованным независимым специалистом. Психологическое взросление начинается с присвоения себе полного авторства за собственную жизнь, а не поиска того, кого бы назначить ответственным за нее.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер по персоналу, Екатеринбург

Спасибо за статью. Разложили по полочкам в моей голове)))).

Генеральный директор, Москва

Спасибо за статью. На себе ощутил, что переход в предприниматели, по сути - становление  ремесленником - это дауншифтинг. Значительно сокращается масштаб, кругозор, количество подчиненных. Нет обязательной отчетности - только для себя, как инструмент учета. Нет совещаний, планёрок, корпоративов. При этом максимально возрастает ответственнность за конечный результат. А самым ценным ресурсом становится - время. «Сколько набегал - столько и надыбал». Но самое главное, не на кого свалить вину за неудачи. Сам виноват. 

Вопрос к автору: если рассматривать «тупик» после перехода в ремесло, есть ли путь назад, в найм? Сможет ли работодатель работать с «бывшим предпринимателем»? Есть ли жизнь после дауншифтинга?

Директор по продажам, Владивосток
Евгений Разбаков пишет:
Вопрос к автору: если рассматривать «тупик» после перехода в ремесло, есть ли путь назад, в найм? Сможет ли работодатель работать с «бывшим предпринимателем»? Есть ли жизнь после дауншифтинга?

Если позволите, я отвечу на Ваш вопрос, хоть и не автор, но сходил туда и снова вернулся обратно. Путь обратно занял около 8-х лет. (с момента как ушел, и около 3-х с момента как решил вернуться) Но вернуться можно, только в другую реку. Т.е без определенной свободы уже невозможно.

Независимый директор, Москва

      Статья достаточно общая, затрагивает все слои управленцев от менеджеров до топов. Непонятно кому конкретно она адресована. Не соглашусь что большая часть бизнеса движется к сокращению офисного планктона и автоматизации бизнес процессов.

      Мне как предпринимателю-производственнику нужны компании поставщики  с наемным персоналом, причем работающем не на удаленке. Без помощи таких специалистов мне сложно разбираться в качестве поставляемого сырья его техничских возможностях. Другой вопрос что мир меняется и все больше бывших наемных сотрудников становятся владельцами микробизнесов и от "качества" поставщиков сырья очень сильно зависит их успех. С роботом по продажам невозможно наладить доверительных отношений, договориться о срочной поставке до оплаты и т.д.

       Поставщикам надо перепрофилироваться на обслужвание микробизнеса, который работает напрямую с конечным потребителем.  Менеджерам находящимся в тупике карьерного роста и пока еще не готовым к самостоятельному плаванию следует работать именно в направлении  организатора и управления партнерскими программами для микробизнеса. Многие могут сказать у нас есть такие программы и они не работают. Они не работают потомучто слеплены по приказу, неподготовленными специалистами без учета мнения самих партнеров как это должно быть. Пратнерские программы этот бескрайнее поле для творчества менеджеров. Если они знают и умеют управлять такими проектами им скучно точно не будет

Независимый директор, Москва
Константин Лебедев пишет:

      Статья достаточно общая, затрагивает все слои управленцев от менеджеров до топов. Непонятно кому конкретно она адресована. Не соглашусь что большая часть бизнеса движется к сокращению офисного планктона и автоматизации бизнес процессов.

     

Прекрасный комментарий Константина!!! Гораздо более по существу, чем статья.
Практически все тезисы статьи очень спорные. А есть ну прямо совсем не связанные с реальным положением вещей. Еще два года назад я была наёмныи работником, сделавшим карьеру от координатора отдела персонала до HRD крупных холдингов, а позже - Операцинного директора. Теперь у меня собственный бизнес, связанный с управленческим консалтитнгом. А еще я - сертифицированный карьерный консультант. Так что всё описанное я ежедневно наблюдаю, слушаю и улучшаю/решаю вопросы.... Причем и как работодатель, и как исполнитель услуги для владельца бизнеса,  и как специалист, помогающий делать карьеру. 
1. Современная молодёжь хочет позволить себе то, что ей нужно и интересно не через ХХХХ лет, а сейчас, поэтому уровень ЗП оооооооочень важен!!!! Важна и должнность - для людей повзрослее. Это - статус, льготы для себя и семьи (ДМС, служебная машина, беспроцентная ссуда и опцион)
2. ТОР-менеджеры могут быть послушными исполнителями воли собственника только в мелких компаниях, где и сам собственник, не имея ни образования, ни обширной практики успеха, тем не менее путается под ногами, не слушает мнения наёмных директоров и самодурствует. Но если человек - настоящий профессионал, он в такую компанию не пойдет или быстро из нее уйдёт.
3. Автор статьи слишком часто обращается к читателю в "пассивной форме". Поверьте, с таким подходом ничего не изменится даже если он последует советам автора! "Вас не ценят", "Вас не уважают".
Вы не добились уважения? проанализируйте: либо в этой компании нет культа уважения к профессиональным достижениям и человеческим достоинствам, либо дело в Вас. И только поняв причину, нужно принимать решение. Консультатнт, по сути, не может давать рекомендаций. Он - модератор, помогает провести анализ так, чтобы получилось решение. Почему? Да потому, что одному человеку нужно срочно изменить то, что он не в силах пережить. А другой способен лишь правильно пережить. ПОтому что ни сил, ни умений что-либо менять у него пока нет.....
Это я проанализировала лишь несколько спорных пунктов, касающихся личности. Бизнес-составляющая статьи тоже для меня неоднозначна.
ОДнако, автору - огромное спасибо! Ведь статьи - отличная штука, потому что для одних это - сборник советов, а для других -  "побудитель" размышлений.......

Руководитель управления, Санкт-Петербург

Автору спасибо за очень систематизированную статью - попытка классифицировать причины ситуации очень ценна, на мой взгляд. Статья вообще на редкость хорошая получилась. Комментаторам спасибо за качественную критику, основанную на собственной практике, - полезно и интересно.

Руководитель проекта, Москва
Евгений Разбаков пишет:
Вопрос к автору: если рассматривать «тупик» после перехода в ремесло, есть ли путь назад, в найм? Сможет ли работодатель работать с «бывшим предпринимателем»? Есть ли жизнь после дауншифтинга?

В отдельных случаях возврат в найм возможен, но чаще в несколько ином качестве - советника, консультанта или управленца для владельца, который вас хорошо знает и доверяет (т.е. по сути - партнера). Если вы длительное время работали на себя, то вы сами уже вряд ли сможете быть просто наёмным сотрудником, т.к. ваши нейронные связи в мозгу перестроились. И работодатели в большинстве своём настороженно относятся к тем, кто хлебнул воздуха свободы (т.к. понимают, что человек внутренне изменился, и управлять им будет гораздо сложнее). 

Директор по логистике, Москва

Галина . Прочитал вашу статью. Согласен с системностью изложения , но в корне не согласен с самой проблематикой. Я считаю что тупик - для тупиковых личностей. И вы в общем сами всем изложением это подтверждаете.

Если человек гармонично развит, у него широкий кругозор и он не поставил сам себе блок ( т.е не потерял интерес к жизни к професи и т.п.) то о каком тупике в крьере вы говорите? На мой взгляд карьера может закончится только тогда, когда человек сам пожелает " уйти со сцены". Во все остальных случаях всегда есть выход как для сморазвития так и для применения своих зананий, умений и навыков. И не важно где вы их применяете в собсвенном бизнесе или рабоатя на "хозяина". Да сейчас ситуация на рынке труда не простая, но если ты лучший  так докажи это, а если не можешь - значит это не так. Видел вопрос - как из бизнеса - выйти в найм, а зачем вообще тогда начинать бизнес. Успевать и в собственном деле и в "чужом" - вот так в таком случае должен стоять вопрос.

Что касается молдежи  "Для нынешней молодежи не так важны зарплаты и должности, сколько интересные задачи и смыслы в работе...."

Зарплаты не важны , допускаю но до поры до времени . пока нет семьи и пама с мамой подкармиливают...- это явление временное и далеко не массовое. 

Не важны должности - хм.. а к чему тогда весь этот балаган относительно карьерного тупика?  Как строить карьеру не продвигаясь по карьерной лестнице.

Интересные задачи ? Кто то из мудрых сказал что человек счастлив на 100% если у него любимая работа ( тобишь интересные задачи), хорошая зарплата и крепкая семья. Но в жизни так бывает далеко не всегда, а профи на то он и профи чтобы одинаково хорошо решать и "интересные задачи" и не очень. Поэтому молодежь которая ищет работу исключительно по "любви" быстрее окажется в карьерном тупике, нежеди прочие. Опыт ,занете ли будет однобоким.

Совершенно с вами согласен относительно психологического момента - это многим мешает. И вот это пожалуй основное - именно тот блок , о котором я сказал в начеле комментария.

Поэтоиу , на мой взгляд, задача корьерных консультантов разъяснить людям -как преолдалеть этот барьер, немножечко больше рассказать о "подводник камнях", современного рынка труда, о психологии работодателя, методах и методологиях трудоустройства на "падающем " рынке труда в конце концов. Рассказать о каком то практическом кейсе, которых у вас , как и профи должно быть достаточно. А не отделываться общими фразами и констатацией общеизвестных истин и фактов.

Исполнительный директор, Владимир

Статья несомненно интересная. Однако, она описывает действия для человека, уже достигшего того или иного потолка. Т.е. уже находящегося в затруднительной ситуации. Возможно, Автору стоит подумать над методикой, в которой были бы описаны некие сигналы, которые указывают, что предел близок и пора что-то менять пока не ударился о потолок. На мой взгляд, такая методика позволила бы избежать множества эмоций и решить проблему заранее. Есть ли какие-либо наработки на этот счет?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.