Стеклянный потолок: что делать, если вы застряли на одной должности

Как выглядит стеклянный потолок

Начну с реальной истории. Ее герой – заместитель начальника отдела по связям с клиентами одного из крупнейших банков страны. Высшее образование получил в одном из западных престижных университетов. Свободно владеет двумя иностранными языками. Проделал большой карьерный путь от стажера в банке до старшего специалиста. Затем проучился в магистратуре еще одного крутого западного университета. В данный момент работает заместителем начальника отдела по связям с клиентами. Отвечает за взаимоотношения банка с десятками тысяч клиентов. Проводит тренинги на темы, связанные с банковским сектором. У него прекрасно поставленная речь и умение четко, грамотно, системно и логически выражать свои мысли и идеи.

До сегодняшнего дня его отправляли в самые «горящие» отделы банка и он всегда выравнивал ситуацию. При этом без какого-либо страха жестко и конкретно избавлялся от любых сотрудников, которые не соответствовали его темпу. Без каких-либо сомнений вступал в конфликт с начальниками или специалистами других департаментов.

Стойка у этого профессионала очень жесткая. Как я сказал ему на встрече, от него исходят волны агрессии и пахнет конфликтностью. Годами копил мощный опыт, знания и регулярно работает над собой. Занимается спортом, и внешне выглядит мощно.

Может рассказать много случаев о том, как какой-то проект не продвигался и он кого-то при всех сломал, пошел на открытый конфликт и показал хорошие результаты, добившись своего. Говорит, что умеет договариваться, но когда это не получается, то, скорее всего, он переходит к агрессии. Еще один важный момент (с его слов) – он говорит людям в лицо то, что думает о них и их деятельности, при этом, не сбавляя резкости своих суждений.

Темой нашей встречи был его кажущийся на первый взгляд логическим вопрос: почему мне не дают возможности продвинуться наверх? Цели движения наверх – стать начальником отдела, а потом членом совета правления. Ведь получается нелогично: есть серьезные знания, большой опыт, прекрасное образование, хорошие результаты, но человек не может идти выше там, где он эти результаты дает.

Часто встречаюсь с такими случаями, когда человек с глубокими знаниями и большим опытом остается на одной позиции годами, будучи убежденным, что его место еще выше. При этом он может ходить на собеседования в другие компании, но очень странно, что после длинных и глубоких встреч с руководством ему предлагают такую же позицию, какую он занимает у себя в компании. Но не выше.

Я много раз становился свидетелем таких ситуаций. Человек думает стандартно и, на первый взгляд, логически: мне надо еще лучше работать и давать еще больше результатов, чтобы меня повысили. Он делает рекорды, дает невиданные результаты, посещает курсы, увеличивает эффективность, снижает расходы, выращивает сотрудников, но что-то не получается, стеклянный потолок не пробивается, и он остается там же.

Почему так происходит

Как ни странно это будет звучать, но именно его успехи и не дают ему подняться наверх. Дело в том, что руководство понимает, что лучшего кандидата на его место найти невозможно и по этой причине задерживают человека на этой должности. А в создании такой ситуации виноват и сам герой, рядом с которым не может оставаться сильная личность, способная его заменить, так как он просто давит на всех и заставляет делать то, что считает нужным.

Вполне вероятно, что на своем пути наверх и при жестком внедрении своих проектов он ненароком ломал кого-то, у кого есть влиятельные покровители на самых верхах банка, куда он и хочет добраться. Увольнения и разного рода наказания, которые он запросто может наложить на членов своей команды, не всегда дают желаемый эффект. Один из возможных результатов подобного стиля управления в крупных компаниях – это когда менеджер среднего звена может ненароком задеть чьего-то ставленника из совета правления.

Будучи уверенными в своей незаменимости, а также из-за прямолинейности характера, такие люди могут позволить себе нелестные высказывания о решениях руководства, до которого услужливые люди обязательно эти мысли донесут. Часто внутренним, неофициальным тормозом повышения специалистов является именно их жесткость суждений и прямолинейность. Руководство терпит такого дающего хорошие результаты человека, но не приближает его к себе.

На вопрос – а говорил ли ему кто-то о его слабых сторонах – я по его реакции понял, что задал риторический вопрос, ибо в окружении никто не смел обсуждать его. Слишком он был сильной и подавляющей личностью.

Следующий вопрос – спрашивал ли он руководство о возможном повышении и своих будущих перспективах? Например, своего непосредственного начальника или кого-то из членов совета правления. Ответ – спрашивал, и ему говорили, что у него все в порядке и все хорошо, и его повысят, как будет подходящая вакансия. Но вакансии появлялись, а его не повышали. Тут его линия поведения – опять же его враг: ему боятся говорить какие-то реальные причины, так как с его прямолинейностью он спокойно может «побиться» на месте обсуждения или потом в коллективе рассказать, что его боятся.

К слову, о начальнике – каков он по характеру? Слабак. Все дела делает наш герой, и все это видят. Фактически он управляет департаментом, результаты дает он, но в совете правления на встречи и совещания идет начальник. Почему-то я уверен, что он всем так и говорит о своем начальнике, который знает его мнение о себе.

В крупных организациях, глядя на начальников департаментов, можно сказать о том, какого склада люди в этой компании в почете и каким позволяют продвигаться вперед. Средний менеджмент является носителем и показателем основных ценностей компании и создает общую в ней атмосферу. Я задал ключевые вопросы:

  • Какова на сегодняшний день общая ситуация в банке?
  • На какой стадии развития находится банк? 
  • Каковы стратегически планы компании?
  • Борется ли бизнес за свой объем на рынке с конкурентами? Может быть, уже получили свое и просто сидят, как довольный кот, и наслаждается успехами?

Ответы на эти вопросы поставили все точки над «и». Банк прошел стадию, когда надо бороться за долю рынка, захватил, то что было запланировано, и на ближайшие несколько лет основная стратегия организации – закрепиться на текущей стадии, укреплять свою позицию, развивать менеджеров, усиливать и развивать отношения с клиентами и увеличивать их удовлетворенность. Стадия агрессии и активной экспансии осталась позади. Весь банк успокоился и, не торопясь, идет вперед. В атмосфере банка чувствуется уверенная неторопливость.

Внутри идут неспешные политические игры, члены совета правления стараются на различные позиции ставить своих людей, на совещаниях и обсуждениях люди стараются приходить к компромиссу, не задевать интересы друг друга, при принятии решений принимают во внимание, кто чей человек. И только один человек расшатывает ситуацию своей энергией, агрессией, желанием и готовностью к новым завоеваниям и конфликтам внутри.

Принцип Питера: почему профессионалу не дают вырасти

Согласно принципу Питера, обоснованному в одноименной книге Лоуренса Питера, каждый сотрудник поднимается до уровня своей некомпетентности. Иными словами, человек поднимается по карьерьной лестнице до тех пор, пока хорошо справляется со своими обязанностями. Однако в какой-то момент он оказывается на должности, в которой его компетенции оказываются недостаточными. На этом уровне рост останавливается. Это и объясняет то, что часто ключевые позиции в компаниях заполняются некомпетентными людьми.

Этот принцип дает пояснение многих проблем в управлении, неэффективных решений и, как происходит в случае с нашим героем, – стеклянного потолка для сильных профессионалов. Один из главных выводов принципа Питера – напоминание о том, что прошлые успехи не гарантия последующего роста.

Правильно ли поступает руководство банка, не давая специалисту возможности пойти наверх? В данном конкретном случае руководство банка действует совершенно правильно, не давая власть, силу и полномочия этому профессионалу. Порой, дойдя до какой-то стадии успеха, надо закреплять этот успех. Да и людям надо дать отдохнуть и усилить и укрепить свои знания, навыки и компетенции, поработать над техническим усовершенствованием, а также поработать над отношениями с клиентами, укрепить недостающие части своих проектов. А уже потом можно более степенно и уверенно идти вперед и в неторопливой, окопной войне бороться за долю рынка, внимание и деньги клиентов.

Как действовать, если вы застряли на своей должности 

В первую очередь человек, который «застрял» в своем карьерном росте и достаточно долгое время находится на уровне стеклянного потолка, должен задуматься:

  • Правильно ли я действую?
  • Будет ли стратегия, которая довела меня до сегодняшнего уровня, действенна и эффективна и для роста выше?

Уровень начальника отдела – это вершина пирамиды специалистов. До этого уровня нужны знания, жесткий режим работы, опыт, энергия и порой даже управляемая агрессия.

Для уровня выше начальника отдела нужны совершенно другой уровень мышления и иные компетенции. В первую очередь человек должен мыслить и действовать политически и дипломатично. Необходимо перепрошить свое мышление и взгляды на бизнес, управление, взаимоотношения с людьми.

Почему надо научиться действовать дипломатично

Это означает, что порой стоит молчать, даже если видишь ошибки. И тому есть много причин. Первая – человек, недостатки которого ты будешь раздувать, может быть ставленником такого же члена совета правления. А человеку, который годами продвигался вверх по карьере, выискивая ошибки в системе, сложно действовать так.

В верхах крупных компаний и холдингов порой бывают «замороженные» ситуации: все знают об определенных моментах и не видят их. Совету правления не нужен революционер, который будет расшатывать баланс компании.

На высоком уровне карьерные решения принимаются иначе. Доверяют не лучшим профессионалам, а близким по духу. Тут уже не вопрос компетенций, а соответствия стиля и уровня мышления, умения ждать, мудрости и даже хобби.

Если топы предпочитают играть гольф, а кто-то качается, то вряд ли они будут считать человека своим. «Свой – чужой» определяется не по диплому, а по поведению, этикету, умению говорить и молчать вовремя. Профи, который рубит правду матку с плеча, часто воспринимается как небезопасный элемент. И те, кто так считает, правы.

Что нужно понять и принять о стратегии личного роста

Порой человеку может показаться, что профессиональная жизнь полна несправедливостей, мол, я же вытащил компанию на этот уровень своим трудом, напором, подходами. И что же получается – я сегодня не нужен? К сожалению, это так и есть. Человек в данном случае оказывается не нужен. И это нормально.

Необходимо понять и принять, что иногда человек после периода тяжелого труда и прекрасных результатов работы становится ненужным организации, которую он же своим трудом поднял. Новая стадия – это новые цели, другие стратегии, отличающиеся от предыдущей подходы. И если человеку сложно меняться, то надо менять место работы.

Понять и принять, что порой человеку сложно, а иногда и практически невозможно поменяться. Если человек не может меняться, то надо работать там, где его энергия и энергетика нужны, важны и дадут эффективные результаты.

Вполне возможно, что в другой крупной компании, находящейся на стадии роста, нужны именно такие руководители, которые будут вести компанию вперед, вырывать рыночные объемы у конкурентов, своей энергией заряжать людей и заставлять их давать стахановские нормы.

Подведем итоги

Если вы оказались в подобной ситуации, прекратите учиться как специалист – вглубь, учитесь вширь. Достаточно дипломов, сертификатов, тренингов. Для следующего уровня настала пора осваивать азы управления в устоявшейся, сытой компании, учиться ведению переговоров, корпоративной политике и тому, как действовать политически и дипломатично.

Прочувствуйте и критически оцените в чем вы «слишком»:

  • принципиальны;
  • прямолинейны;
  • бескомпромиссны.

Вполне возможно, что эти качества помогали расти до сегодняшнего дня, но для следующего уровня будут внутренним тормозом.

Оцените себя глазами топов. Посмотрите на себя через их видение, ценности и принципы. Будь вы сами на их месте – приняли бы в свои ряды такого, как вы? Приблизили бы к себе и дали бы власть и полномочия? Кем вы являетесь в их глазах: бунтовщиком, союзником или угрозой спокойствию?

И самое главное, надо понять, что стеклянный потолок – это не потолок знаний, опыта, компетенций, навыков. Это потолок в голове самого человека.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Специалист, Пермь

Отличная статья. 

Консильери военного времени мало пригоден в операционке. 

Возможно, герою кейса стоит попробовать себя в предпринимательстве. 

Консультант, Новосибирск

Важная тема!

Все понимают, что переход от специалиста к менеджеру требует иных компетенций, дружно хором говорят - делегирование, мотивация и пр.

Но редко кто задумывается, что переход от линейного менеджера к менеджеру среднего звена, а от менеджера среднего звена к топу так же сложен и требует ломки старых парадигм и получения новых компетенций.

Консультант, Новосибирск

Я бы такого сотрудника вообще бы выгнал, если есть кем заменить, или послал бы открывать какой-нибудь филиал.

Не всем людям нужна вертикальная карьера, многие думают о нем, потому что так правильно думать.

А на самом деле им нужно что-то другое, а это уже о смысле жизни вопрос.

Обычно таким людям приходит помощь в виде «пинка под зад».

Могут ногу сломать или еще чего-нибудь.

Консультант, Москва
Алексей Старков пишет:
Консильери военного времени мало пригоден в операционке. 

Именно так. Как Троцкий - хорош в период гражданской войны, но в мирном строительстве деструктивен.

Николай Сычев пишет:
Я бы такого сотрудника вообще бы выгнал, если есть кем заменить, или послал бы открывать какой-нибудь филиал.

А я бы на месте подобного сотрудника задумался о другом: свои прорывные, революционные способности стоит уметь продавать по адекватной цене. В "успокоившейся" организации уже нечего делать - только "мелкие пожары тушить" ЗА ОЧЕНЬ УМЕРЕННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. Стоит поискать, попытаться договориться с хозяевами похожих структур о своих услугах. Но не в ключе обычных менеджеров - этих полным полно и за недорого. А за оцифрованный в показателях результат за период: поставить направление бизнеса, сервисное направление, оптимизацию процессов и т.д. Тут прайс совсем иной! И за несколько лет можно получить значительно больше, чем обычные топы (этих тоже - выбирай не хочу, хоть племянниц сажай - хоть свои будут). Да, это риск и команда нужна своя, проверенная, эффективная, настоящая! А не такая, которую полуобразованные неумехи в "спокойных организациях" не торопясь "лепят". Риск и доход вместе ходят. Но по мне - так это лучше, чем в маринованном состоянии томиться в застывающей конторе.

Аналитик, Москва

У Фахри, как всегда, хорошие статьи.
Но вот рискну слегка возразить. Не думаю, что описанные пример - это "стеклянный потолок". Это просто неудачный карьерист, не очень умный карьерист. Зам нач отдела в банке - и это всё, чего он достиг за многие годы учёбы и толкания локтями? Я когда-то тоже был зам нач отдела в банке, считал, что карьера моя временно ушла вниз.

Стеклянный потолок, это когда у тебя действительно прекрасные успехи, ты всего достиг. И неожиданно осознаёшь, что уже что-то не понимаешь, что молодые с лёгкостью обходят тебя и в скорости мысли, и вы скорости работы. И что бы ты ни делал, занять более высокую должность тебе не под силу. Потолок! Всё!

Есть вариант стать крышей )))
А выше крыши известно кто.

 

Консультант, Новосибирск
Эрнст Мальцев пишет:
Алексей Старков пишет:
Консильери военного времени мало пригоден в операционке. 

Именно так. Как Троцкий - хорош в период гражданской войны, но в мирном строительстве деструктивен.

Николай Сычев пишет:
Я бы такого сотрудника вообще бы выгнал, если есть кем заменить, или послал бы открывать какой-нибудь филиал.

А я бы на месте подобного сотрудника задумался о другом: свои прорывные, революционные способности стоит уметь продавать по адекватной цене. В "успокоившейся" организации уже нечего делать - только "мелкие пожары тушить" ЗА ОЧЕНЬ УМЕРЕННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. Стоит поискать, попытаться договориться с хозяевами похожих структур о своих услугах. Но не в ключе обычных менеджеров - этих полным полно и за недорого. А за оцифрованный в показателях результат за период: поставить направление бизнеса, сервисное направление, оптимизацию процессов и т.д. Тут прайс совсем иной! И за несколько лет можно получить значительно больше, чем обычные топы (этих тоже - выбирай не хочу, хоть племянниц сажай - хоть свои будут). Да, это риск и команда нужна своя, проверенная, эффективная, настоящая! А не такая, которую полуобразованные неумехи в "спокойных организациях" не торопясь "лепят". Риск и доход вместе ходят. Но по мне - так это лучше, чем в маринованном состоянии томиться в застывающей конторе.

Какой прекрасный план, остается только дать пинка на текущей работе и отправить искать новую работу мечты.

На самом деле есть «стартеры», которым интересно создавать, но скучно потом обслуживать.

Я сам такой!

Генеральный директор, Москва

Фахри, спасибо, что продолжаете делиться своими идеями и опытом.

Несколько соображений в связи с выводами автора.

Принцип Питера: отдельное спасибо, что вспомнили. Он работает вне зависимости от нашего желания и, зная это, Питер неоднократно предлагает в своей книге заниматься своим делом и оставаться в зоне профессионального комфорта и достижений, не переходя на другую - более высокую - позицию с новыми обязанностями и возможными трудностями. Помните профессора, которому приходится метать дротики, чтобы к нему лишний раз не приставали?

Карьерный рост в организации: многое зависит от её размера и жёсткости структуры. Часто более высокой позиции нет даже для достойных кандидатов, в этом случае можно говорить о расширении круга обязанностей и зоны ответственности, изменении компенсационного пакета и прочем, что не относится к формальному повышению. Конечно, если с Вами всё это готовы обсуждать.

Возможный ответ на вопрос "Что делать": работать на результат и собственную репутацию. Согласен с тем, что иногда лучше вежливо промолчать, если это не в ущерб работе - некоторые битвы можно не начинать. Со временем станет понятно, есть ли хотя бы какой-то шанс на карьерный рост в своей организации. А спрос на специалистов высокого уровня с известными и подтверждёнными профессиональными достижениями не уменьшается, если не растёт, и хорошее предложение со стороны будет сделано.

Консультант, Новосибирск
Евгений Равич пишет:
Карьерный рост в организации

По-моему, глупо ориентироваться на это.

Вокруг море возможностей, нужно только посмотреть вокруг и воспользоваться ими.

А еще можно свое дело создать и не зависеть от руководителей, которые могут кинуть в любой момент!

Генеральный директор, Москва
Николай Сычев пишет:
Евгений Равич пишет:
Карьерный рост в организации

По-моему, глупо ориентироваться на это.

Вокруг море возможностей, нужно только посмотреть вокруг и воспользоваться ими.

А еще можно свое дело создать и не зависеть от руководителей, которые могут кинуть в любой момент!

Это возможно далеко не всегда. Например, никто не проводит нейрохирургические операции или строит ракеты у себя во дворе. Работа не для одиночек, нужно быть частью хорошо организованной структуры. И так для очень многих профессий и специальностей.

А глупо или нет - с точностью до человека и даты. Слишком личное решение.

Консультант, Новосибирск
Евгений Равич пишет:
Николай Сычев пишет:
Евгений Равич пишет:
Карьерный рост в организации

По-моему, глупо ориентироваться на это.

Вокруг море возможностей, нужно только посмотреть вокруг и воспользоваться ими.

А еще можно свое дело создать и не зависеть от руководителей, которые могут кинуть в любой момент!

Это возможно далеко не всегда. Например, никто не проводит нейрохирургические операции или строит ракеты у себя во дворе. Работа не для одиночек, нужно быть частью хорошо организованной структуры. И так для очень многих профессий и специальностей.

А глупо или нет - с точностью до человека и даты. Слишком личное решение.

Да, есть явление профессионального рабства или рабства от определенного места работы.

Обычная клетка, только не всегда золотая.

Надо выбирать профессии, учитывая это.

Можно еще и армию вспомнить...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.