Карьера после 45 лет: как уйти из найма в консалтинг и не прогадать

Карьера руководителя в корпорации имеет различные ограничения, одно из них — потолок по возрасту. Но опытный топ-менеджер в силах обойти этот барьер. Продолжать самореализовываться в профессиональной сфере после завершения корпоративной карьеры можно через частную консультационную практику. В этой статье разберем путь из найма в личный консалтинг по этапам — от идеи до реализации.

Что говорит статистика

Статистика неутешительна: только 13% из 100 опрошенных мною руководителей считают, что будут востребованы в любом возрасте. Остальные придерживаются другого мнения — 27% считают, что их потолок работы в корпорации — 50 лет. 26% опрошенных уверены, что не будут востребованы в найме после 55 лет, а 14% предполагают, что этот период для них наступит после 60 лет. 10% ответили, что уже после 45 лет в корпорации с ними могут попрощаться.

Многие зрелые топ-менеджеры рассматривают личный консалтинг как продолжение траектории профессионального развития после выхода из найма. Финансовые директора становятся консультантами по финансам на фрилансе, IT-директора — экспертами по решениям в области автоматизации, работе с ИИ. Но личный консалтинг имеет свои особенности, которые подходят далеко не всем. Какие подводные камни есть в частном консультировании?

В чем основные сложности личного консалтинга

1. Теряется стабильность дохода 

В самом начале размер дохода от частной практики будет очень непостоянным: поток клиентов маленький, личный бренд недостаточно развит, мало тех, кто готов рекомендовать ваши услуги, основываясь на личном положительном опыте. Идет только нащупывание своей ниши и экспертной роли.

На первом этапе после выхода из найма обычно требуются собственные накопления, чтобы развивать бизнес и одновременно поддерживать привычный уровень жизни.

2. Уходит масштабность бизнеса и меняются правила игры

Работа в компании федерального уровня, где у руководителя десятки или сотни человек в подчинении в департаменте, — совсем не то же самое, что собственный консалтинг. Там — статус, широкая зона ответственности и огромные контракты, здесь — гораздо более скромные задачи и суммы. 

Например, финансовый директор крупной корпорации начинает консультировать компании по оценке инвестпроектов и подготовке финмоделей. Его клиентами с большой долей вероятности будут собственники и директора малого и среднего бизнеса. Они не могут позволить себе взять дорогого финдира в штат или нанять известную консалтинговую компанию, но готовы сотрудничать с профессионалом в проектном формате по конкретным задачам. И финансовый директор, привыкший отвечать за бизнес с миллиардными оборотами, работает с меньшим размахом.

Меняются и правила игры: быть в роли финансового консультанта – в отличие от должности в найме – означает принятие того, что тебя выбирают, а может, и не выбирают для работы на проекте. И эта новая реальность не всегда по душе бывшим топ менеджерам.

Приведу пример из практики. Анна, в прошлом операционный директор в крупных российских и международных компаниях, 54 года. Потратив на поиск работы последний год, без удовольствия рассматривая предложения, наконец призналась самой себе, что больше не готова идти в корпорации и подстраиваться под нового босса, корпоративные правила, впахивать 24/7 и приходить домой в два часа ночи, а в выходные читать 23 рабочих чата.

Проработав план перехода в личный консалтинг, на последней консультации она поделилась, что сейчас идет согласование ее участия в двух проектах, и она непривычно ощущает себя «на другом конце стола». Раньше она выбирала подрядчиков по своим задачам, а сейчас выбирают ее.

3. Многие задачи придется выполнять самостоятельно, а ресурсов станет меньше

Запуская свой консалтинг, бывший руководитель снова окунается в большой объем операционки, от которой он уже отвык.

Понятно, что можно нанять себе помощников и ассистентов, но на старте своей практики придется многое делать самому или с очень скромной командой. Нужно быть морально готовым, что придется разбираться в различных вещах, которые в найме принято делегировать: заказ билетов на конференцию или на самолет, резервирование отеля, ведение соцсетей, подготовку презентаций. По началу список дел будет только множиться, и лавина рутинных задач будет напрягать и вызывать раздражение.

Работать в найме проще, потому что часть затрат покрывает работодатель: билеты, корпоративная машина, страховка, ноутбук. 

4. Нет поддержки бренда работодателя

Известное имя работодателя само по себе открывает многие двери. Продвижение, контакты, переговоры проходят значительно легче. Если обычно вас приглашали выступить на конференциях как представителя узнаваемого бренда, то, работая как бизнес-консультант, вы увидите, что интерес к вам как спикеру стремится к нулю. Он сможет снова вырасти, но для этого вам придется существенно поработать над личным брендом в новой роли.

5. Вам придется самому «продавать» себя клиентам 

У вас больше нет отделов продаж и маркетинга, которые расскажут и покажут все про вас. Вам придется справиться с синдромом самозванца, преодолеть скромность и нежелание продавать себя незнакомым людям. Предстоит погрузиться в нюансы продвижения, настройки рекламы, социальных сетей и, в результате проб и ошибок, выстроить воронку продаж.

6. Меняется work-life balance

Многие думают, что работа на самого себя в гибком графике – это занятость на пару часов в день. Но на самом деле в начале запуска консалтинговой практики вы обнаружите, что работы стало гораздо больше, чем в найме. Теперь вы сам себе и босс, и корпорация.

С одной стороны, вы сами определяете свою нагрузку и график: радуетесь возможности сесть за компьютер не с девяти, а с десяти и успеть отвести ребенка в школу. С другой стороны, вы перестаете ходить на привычный спорт, потому что с головой увязли в делах, теряя понимание и поддержку близких. 

Как определить, подходит ли вам этот путь: 4 шага

Шаг 1. Оцените, насколько вы готовы к сложностям личного консалтинга

Этот бизнес вам, скорее всего, не подойдет, если:

  • вы не готовы к финансовой нестабильности,
  • вам не нравится многое делать самому,
  • вы тревожны и боитесь новых задач,
  • вам скучно с небольшими клиентами и проектами,
  • вы не можете себя организовать,
  • вы сейчас в нересурсном состоянии, в выгорании, потому что с большой долей вероятности придется сначала строить консалтинговую практику параллельно найму. Мой совет в данной ситуации: сначала к психотерапевту за поддержкой, потом — в консалтинг.

Шаг 2. Узнайте из первых рук про изнанку консалтинга

Если все сложности собственного консалтинга на первый взгляд вас не пугают, вы морально к ним готовы или не против подготовиться, то можно переходить к следующему шагу.

Найдите тех людей, у кого получилось выстроить свой консалтинг, чтобы узнать про их путь и ошибки. Истории личного успеха мотивируют и дают возможность узнать лайфхаки, которые могут сэкономить много времени и усилий. 

Достаточно найти двух-трех человек, которые поделятся своим опытом. Тогда вы сможете сделать выводы и ответить на вопрос: «Хочу ли я этим заниматься?». Например, если вы работали в HR, то пообщайтесь с частным психологом или карьерным коучем, если в маркетинге — с консультантами по стратегическому маркетингу, брендингу или PR. 

Вот несколько вопросов для беседы:

  • Доволен ли собеседник решением выйти из найма? В чем его преимущества и недостатки? 
  • На что он опирался в самом начале? Какие ресурсы были в наличии?
  • Какие ошибки совершали и как их исправляли?
  • Сколько времени потребовалось, чтобы выйти на регулярный и комфортный доход?
  • Откуда пришли первые клиенты?
  • Имея опыт за плечами, что бы сделали по-другому?

Шаг 3. Проведите тест-драйв

Даже если вы уже загорелись идеей, не нужно совершать резких движений и срочно бросать свою текущую работу. Сперва следует попробовать на практике личное консультирование.

Вспомните: возможно, к вам уже обращались за профессиональной консультацией, вы уже помогали знакомым, советовали по дружбе в последний год. Все считается: и ваши бесплатные рекомендации, и подработки, и фриланс. Было ли такое? Если да, значит, у вас уже есть опыт частного консультирования, и его можно целенаправленно развивать дальше, прося первых клиентов рекомендовать вас своим знакомым. 

Если опыта еще нет, то начните бесплатно или за небольшой гонорар пробовать прямо сейчас, пока вы еще в корпорации. Таким образом, у вас начнет формироваться портфель наработанных кейсов.

Через некоторое время проведите саморефлексию и проанализируйте свои первые результаты. Ответьте на вопросы:

  • Что у вас получилось?
  • Насколько вы комфортно себя чувствуете в роли консультанта?
  • Какие сложности встретились? Почему? Как вы с ними справились?
  • Что и как можно улучшить? Каких ресурсов вам не хватило?

Шаг 4. Готовьтесь к выходу из найма

Если общение с первыми клиентами складывается позитивно, вам нравится процесс и результаты, вы видите свои ближайшие зоны развития — пора готовить выход из найма. Делать это нужно в идеале сильно заранее, за три–пять лет до предполагаемого ухода или в тот момент, когда почувствуете свою готовность.

Что надо сделать до выхода из найма: основные моменты

  1. Копите деньги. Начните откладывать прямо сейчас деньги на будущие личные, семейные и бизнес-расходы. Это смягчит вероятные провалы по доходу, поможет избежать кассовые разрывы и уменьшит уровень стресса.
  2. Позаботьтесь о личном бренде. Пока вы еще на службе в корпорации, у вас есть сильное имя работодателя, начинайте развивать личный бренд и вкладываться в него. Выступайте на конференциях, пишите статьи, заводите слушателей и читателей к себе в соцсети и Telegram-канал.
  3. Стройте правильный нетворкинг. Начните ходить в бизнес-клубы, где можно встретить будущих партнеров и клиентов, которые потом будут вас рекомендовать своим знакомым. Общение поможет вам сформировать предпринимательское мышление, получить моральную поддержку, обсудить общие проблемы и найти оптимальные решения.
  4. Прокачивайте свои знания и ресурсы. Заранее начните формировать базу будущих помощников, изучите полезные платформы, возможности ИИ, будьте в курсе новых тенденций в вашей профессиональной сфере, учитесь маркетингу и продажам.
  5. Займитесь своим физическим и ментальным здоровьем. Важно использовать по максимуму корпоративную медицинскую страховку, пока она есть. Сделайте ежегодный чекап и решите накопившиеся проблемы. Потом выделить бюджет, найти время и мотивацию на заботу о себе будет сложнее.

Пример из практики. Павел сейчас финансовый директор в корпорации. Ему 54 года, и он понимает, что рано или поздно найм закончится. Ему нравится идея быть финансовым консультантом с фокусом на автоматизацию финпроцессов вне найма. Он начал заботиться об укреплении своего экспертного бренда заранее: стал выступать на крупных конференциях для топов и собственников бизнеса минимум один раз в квартал, три раза появился в профессиональном рейтинге топ-менеджеров «Коммерсанта». Также он стал резидентом двух серьезных бизнес-клубов для расширения своего нетворка. Руководство отнеслось к этой инициативе настороженно, пришлось оплатить членство из личного бюджета. Нанял помощника, который ведет его профиль в LinkedIn. Взял попробовать проект по финансовому аудиту для знакомого предпринимателя с минимальной оплатой. По результатам чекапа начал регулярно посещать фитнес-зал. Павел планирует через год-два увольняться и переходить в частный консалтинг.

В заключение

Если вы качественно проработали все перечисленные шаги, справились с тревогами и страхами, ваше осознанное решение стать частным консультантом может сделать вас счастливым и довольным своей жизнью.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Прекрасная статья ! Добавить практически нечего.

Могу только выделить в статье два самых важных шага для перехода в сферу

частного  консалтинга:

  1. Позаботьтесь о личном бренде.  Выступайте на конференциях, пишите статьи, заводите слушателей и читателей к себе в соцсети и Telegram-канал.
  2. Стройте правильный нетворкинг. Начните ходить в бизнес-клубы, где можно встретить будущих партнеров и клиентов, которые потом будут вас рекомендовать своим знакомым. 

 

А  востребованность и вознаграждение будут производыми от выполненых

действий.

Консультант, Санкт-Петербург
Александр Сейнов пишет:

Прекрасная статья ! Добавить практически нечего.

Могу только выделить в статье два самых важных шага для перехода в сферу

частного  консалтинга:

  1. Позаботьтесь о личном бренде.  Выступайте на конференциях, пишите статьи, заводите слушателей и читателей к себе в соцсети и Telegram-канал.
  2. Стройте правильный нетворкинг. Начните ходить в бизнес-клубы, где можно встретить будущих партнеров и клиентов, которые потом будут вас рекомендовать своим знакомым. 

 

А  востребованность и вознаграждение будут производыми от выполненых

действий.

Спасибо большое за обратную связь. 

Руководитель, Москва

Да, все четко

Добавлю только, что в идеале консалтинг не место для "перехода", а дополнительный доход. Без участия в живых настоящих проектах вчершние профи быстро теряют актуальность

В статье сказано про выход из под крыла чужого бренда, места работы. Это серьезный удар по популярности для тех, кто сам ничего в жизни не делал. Но что еще хуже, через пару лет любой консалтинг от них превращается в мемуары

Директор по развитию, Москва

Мечтаю уйти в консалтинг в силу возраста.
Осталось чтобы действующим игрокам от бизнеса мои советы были нужны.   
И да, я в курсе какие советы им нужны, а я, увы, даю объективные  )))

Консультант, Новосибирск

Очень гламурная картинка, даже трудности гламурные. Но если кому-то захочется попробовать, статья поможет как-то начать, а потом нужно искать свой путь.

Аналитик, Москва

Не ожидал ничего от загловка статьи. Подумал, что это 333-я статья из серии "Как стать богатым за 5 шагов".
Но удивительно хорошая статья. 

Частный консалтинг - моя дополнительная забота. Шёл я к этому лет 5. Что мне нравится в заочных консультациях (не люблю слово "консалтинг" с этим захлдбывающимся "нг") - возможность быстрого наращивания допдохода.

Что удивляет? Терра Инкогнита в теоретических  областях у больших руководителей. Редко кто из них знает нормативнно-законодательную базу.

Обращу внимание на вот этои советы:

  1. Стройте правильный нетворкинг. Начните ходить в бизнес-клубы, где можно встретить будущих партнеров и клиентов, которые потом будут вас рекомендовать своим знакомым. Общение поможет вам сформировать предпринимательское мышление, получить моральную поддержку, обсудить общие проблемы и найти оптимальные решения.
  2. Прокачивайте свои знания и ресурсы

Я не называю это нетворкингом - просто сохраняйте и поддерэживайте связи, хотя бы самым простейшим способом - звонок, письмо. Только вот странно, что совет заключается в посещении бизнес-клубов в поисках предпринимательского мышления. Может тогда рановато в консультации, если у вас нет этого мышления после 45? 

Но чуток покритикую Ольгу. Очень важен пункт 2, вы всегда должны быть в кусре всех новых явлений в своей области. Но ещё одно нелюбимое слово "прокачать". Как известно пришло оно от следователей. Прокачать -  максимально обострить допрос свидетеля, или подозреваемого. Я бы просто сказал: поддерживайте свои зниния. 

Директор по развитию, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Что удивляет? Терра Инкогнита в теоретических  областях у больших руководителей. Редко кто из них знает нормативнно-законодательную базу.

Наверное, если бы знали - далеко не все ввязывались бы ))

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Как человек, проработавшийт более 20 лет руководителем крупных компаний и холдингов и на сегодняний день работающий в сфере консалтинга, внесу свои 5 копеек в тему статьи.
Первое, что должен знать человек, работающий консультантом (далее в тексте консультант) - это то, что он должен перестать видеть себя наемником. Будучи руководителем или специалистом, он будет получать регулярную зарплату. Даже если нет настроение. Даже если он не идет на работу. Он - человек оркестр, который, особенно на первых периодах работы должен быть "и жнец, и в дуду игрец". Сам ищет клиентов, сам ведет переговоры, сам убеждает, сам рекламирует услуги, разивает деятельность в соцсетях, работает над своим имиджем, пиарит и и т.д.
Второе, что он должен знать - это то, что он отныне охотник. Должен каждый день выходить на охоту. Выход из пещеры еще не гарантия того, что он что-то поймает, но без выхода невозможно. Сегодня поймал мелкую живность и поел. Завтра ничего не получилось - нашел хвостик от вчерашнего и поел.
Третье - это даже крупные клиенты не гарантия стабильности. Наоборот, наличие крупные клиентов опасно, так как человек расслабляется. И когда из 2-х крупных клиентов уходит один,то человек теряет 50 % доходов, что очень влияет на мотивацию и психологически может расшатать человека.
Лично я предпочитаю наряду с крупными средних и малых клиентов, так как считаю рискованных класть все яйца в одну корзину.
Параллельно с поиском новых клиентов надо работать над имеющимися, и работать очень качественно и хорошо, чтобы они не ушли.
У меня, несмотря на мою известность в бизнес сфере, ушли годы, чтобы добиться стабильности.

Консультант, Новосибирск
Фахри Агаев пишет:

Как человек, проработавшийт более 20 лет руководителем крупных компаний и холдингов и на сегодняний день работающий в сфере консалтинга, внесу свои 5 копеек в тему статьи.
Первое, что должен знать человек, работающий консультантом (далее в тексте консультант) - это то, что он должен перестать видеть себя наемником. Будучи руководителем или специалистом, он будет получать регулярную зарплату. Даже если нет настроение. Даже если он не идет на работу. Он - человек оркестр, который, особенно на первых периодах работы должен быть "и жнец, и в дуду игрец". Сам ищет клиентов, сам ведет переговоры, сам убеждает, сам рекламирует услуги, разивает деятельность в соцсетях, работает над своим имиджем, пиарит и и т.д.
Второе, что он должен знать - это то, что он отныне охотник. Должен каждый день выходить на охоту. Выход из пещеры еще не гарантия того, что он что-то поймает, но без выхода невозможно. Сегодня поймал мелкую живность и поел. Завтра ничего не получилось - нашел хвостик от вчерашнего и поел.
Третье - это даже крупные клиенты не гарантия стабильности. Наоборот, наличие крупные клиентов опасно, так как человек расслабляется. И когда из 2-х крупных клиентов уходит один,то человек теряет 50 % доходов, что очень влияет на мотивацию и психологически может расшатать человека.
Лично я предпочитаю наряду с крупными средних и малых клиентов, так как считаю рискованных класть все яйца в одну корзину.
Параллельно с поиском новых клиентов надо работать над имеющимися, и работать очень качественно и хорошо, чтобы они не ушли.
У меня, несмотря на мою известность в бизнес сфере, ушли годы, чтобы добиться стабильности.

Про охотника хорошо сказано и про крупную дичь тоже.

Независимый консультант — это стиль жизни, и к нему надо привыкнуть.

А кроме денег нужно иметь еще какой-либо важный мотив, только не пользу обществу, пожалуйста.

Лучше уж тщеславие или еще что-нибудь забористое.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Статья интересная, но не в статье и не в комментариях я не увидел обсуждение одного момента, который мне кажется существенным, это личные связи.

Если у человека была успешная карьера, то он обычно нарабатывает личные связи, и это, как мне кажется, должно быть существенным фактором помощи в работе консультанта.

Да, у него нет большого количества подчиненных, все надо делать самому или платить за это нанятым помощникам или подрядчикам, причем без гарантии отдачи от этих затрат. Но у него должна быть возможность обратиться к кому-то и что-то нужное для своей деятельности получить бесплатно или за весьма скромную оплату.

Например, так можно получать информацию или на весьма льготных условиях снять офис.

Человек, наверное, оказывал кому-то услуги, когда был большим начальником, возможно кто-то готов оказать ему ответную услугу.

Это мое мнение, может я неправ?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Ирина Невзорова
А мне кажется я поняла Алексея) Это же еще наш вождь говорил, что жить в обществе и быть свободн...
Все дискуссии
HR-новости
ФАС проверит Headhunter после того, как признала ее доминирующей на рынке

Федеральная антимонопольная служба оценила долю Headhunter на рынке в 57%.

Работодатели не готовы к 4-дневной рабочей неделе

Только 1% компаний перешли на сокращенный график.

Треть россиян сталкиваются с синдромом самозванца

Женщины страдают синдромом самозванца значительно чаще мужчин.