По просьбе редакции Executive.ru я опросила представителей крупного и среднего бизнеса, своих партнеров и клиентов, чтобы разобраться в этом вопросе и узнать, как подходят к развитию и оценке цифровых компетенций разные компании.
Что такое цифровые навыки
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ к цифровым навыкам относит следующие группы компетенций: работа с информацией; коммуникация; привычки онлайн-безопасности; создание контента; решение бытовых задач. В самом общем смысле данный набор отражает способность человека извлекать различные преимущества из использования интернета.
В корпоративном мире цифровой навык приравнен к умению повышать свои рабочие KPI через технологии. Поэтому четкого, утвержденного во внутренних документах, перечня с цифровыми компетенциями нет даже в крупных корпорациях с развитой образовательной средой. В большинстве компаний цифровые компетенции «зашиты» внутрь каждой отдельной роли, поэтому и требования к уровню владения ими будут разные.
Условно их можно разделить на два уровня:
- Базовый уровень. Это уверенное владение сервисами корпоративных онлайн-коммуникаций, двухфакторной аутентификации, офисными пакетами, понимание основ кибергигиены.
- Продвинутый уровень. Включает все, что связано с автоматизацией рабочих операций, работу с данными, промпт-инжиниринг, программирование.
Павел Карасев, бизнес-партнер компании «Компьютерные технологии»
Мы специализируемся на автоматизации бизнес-процессов на базе 1С и внедрении решений по информационной безопасности. Под цифровыми навыками мы понимаем не просто «умение пользоваться компьютером». Для нас это, в первую очередь, способность работать с профессиональными IT-инструментами, быстро осваивать новые цифровые среды, а также базовое понимание киберрисков и цифровой гигиены.
Дарья Селезнева, T&D, руководитель направления e-learning и адаптации в VK
У нас нет формализованного понятия «цифровой навык» – мы работаем с конкретными направлениями и компетенциями, которые помогают сотрудникам быть эффективными в своей роли. Общее обучение по цифровым темам строится по принципу self-service: компания создает инфраструктуру, дает доступ к внутренним гайдам и базовым цифровым курсам, а сотрудники сами решают, нужен ли им конкретный ресурс под текущую задачу. Недавно мы хотели сделать курс для продуктовых команд по нейросетям, и в процессе исследования оказалось, что они уже давно встроили нейросети в ежедневные процессы. Поэтому наша задача как функции обучения – не «учить с нуля», а свести этот пул кейсов к общему стандарту: описать лучшие практики, выстроить единые гайды и учесть риски ИБ.
Несмотря на отсутствие стандартизированного подхода, цифровые навыки давно перестали быть опцией «хорошо бы иметь». Обладание ими – фактор операционной устойчивости бизнеса, а для сотрудников – необходимое условие профессиональной состоятельности. Во многом это связано с уходом западных вендоров и сервисов, необходимостью создания и перехода на новые, развитием искусственного интеллекта и резким ростом киберугроз. Бизнесу важно, чтобы все сотрудники без исключения разбирались в вопросах цифровизации: умели пользоваться онлайн-сервисами для коммуникации, предлагали новые идеи для автоматизации и упрощения работы, положительно реагировали на внедряемые IT-решения.
Максим Захаренко, СЕО «Облакотека»
Для нас цифровые навыки – это, прежде всего, работа с облачными сервисами, виртуальными машинами, технологиями виртуализации и контейнеризации (например, Kubernetes), знание методов информационной безопасности и базовые навыки автоматизации процессов. Ну и конечно, куда сейчас без умения пользоваться системами совместной работы и инструментами для удаленной коммуникации.
Как компании развивают цифровые навыки сотрудников
По причинам, перечисленным выше, за несколько лет резко выросло количество обучающих программ, направленных на развитие цифровых навыков.
Обучение также напрямую зависит от сферы деятельности бизнеса. Есть digital-компании (IT, телеком, онлайн-банки), в которых обучение базовым цифровым навыкам не требуется – они уже заложены в корпоративной культуре и компетенциях сотрудников. Поэтому акцент смещается на развитие специализированных умений у тех, кто формирует технологическую повестку. Такие компании не только следуют за трендами, но и сами их задают, внедряют собственные решения. Например, в некоторых подразделениях VK происходит переход на язык программирования Go, поскольку это отражает стратегические задачи бизнеса.
В банковской сфере фокус больше смещен на искусственный интеллект, и это напрямую влияет на то, какие образовательные программы запускает HR-департамент.
Ульяна Акунья-Герреро, руководитель Академии лидерства и Школы PO (Product Owners) в крупном банке
Мы активно разрабатываем программы по ИИ, рассчитанные и на всех сотрудников, и отдельно на лидеров. Задача – оптимизировать процессы и сократить объем ручного труда. В Leadership-программе большой акцент делается также на data-driven подходе в принятии решений. Кстати, многие практические упражнения проверяются внутри курса с помощью нейросетей: участник загружает ответ, нейросеть дает развернутую обратную связь по заранее прописанному промту.
Во многих производственных компаниях ситуация иная: у значительной части рабочего персонала базовые цифровые навыки могут быть менее развиты. Однако с ростом автоматизации становится критически важно уметь взаимодействовать с программным обеспечением, управляющим оборудованием. Здесь цифровая грамотность – вопрос эффективности и безопасности. Ключевая задача бизнеса в данном случае – формирование цифровой культуры внутри компании. Сотрудники должны не бояться цифровых инструментов, а уметь видеть в них возможности для оптимизации рабочих процессов.
Владимир Брагарчук, руководитель проектов развития персонала в АО «ОХК «Уралхим»
В 2023-2024 годах на «Уралхиме» проводилась программа «Школа аналитики данных». Задачей программы было дать производственным и офисным подразделениям прикладные инструменты (Jira, Excel, Power BI, RPA, внутренний GPT) и сразу привязать их к реальным задачам бизнеса. Программа включала три этапа: лекции, демонстрационные кейсы, командные проекты над реальными болями подразделений.
Люди объединялись в проектные команды по проблемам: кому-то нужно было автоматизировать отчеты, кто-то строил дашборды. На выпускном демонстрировали робот, рассылающий отчеты из 1С, и Power BI-панели для снабжения.
Новые приоритеты группы «Уралхим» в сфере развития включают сохранение компетенций существующего персонала, развитие производственного персонала и повышение промышленной безопасности. Цифровые инструменты разворачиваются постфактум, если помогают решить эти задачи.
Мы не навязываем «цифру» сверху. У нас существует необходимая базовая коллекция онлайн-курсов на все инструменты, которые необходимы сотрудникам в работе, а экспертизу приглашаем исключительно в случае, когда подразделению требуется конкретное решение. Сейчас внутри компании мы активно развиваем свой собственный внутренний «UralchemGPT», а также развиваем self (навыки, связанные с управлением собой) и soft навыки через проект «Открытый лекторий»: разбираем все – от тем по ИИ до прикладных сессий о безопасности или лидерстве.
Юлия Теляткина, менеджер по развитию компетенций в управлении по развитию талантов в «Северстали»
Мы провели комплексное исследование уровня развития цифровой культуры у сотрудников, которое показало, что текущий уровень требует улучшений. Специально для этого мы обновили большую образовательную программу «Цифровая сталь»: основы кибербезопасности, работа с данными, цифровизация процессов (мобильные решения, роботы и роботизация, ИИ, цифровые решения, иммерсивные технологии), цифровое взаимодействие (электронная подпись, цифровые сервисы для жизни). Программа сопровождалась большой коммуникационной поддержкой. В итоге результаты были впечатляющими. Конкретная статистика – коммерческая тайна, однако могу сказать, что кратно увеличились запросы и инициативы по автоматизации внутренних процессов, значительно вырос процент реагирования на фишинговые атаки, сотрудники стали более активно использовать внутренние корпоративные сервисы.
Средний бизнес тоже «подтягивается» и проводит таунхоллы о цифровой трансформации, организуют открытые лекции и лектории о применении нейросетей и новых технологий.
Павел Карасев, бизнес-партнер компании «Компьютерные технологии»
Мы регулярно проводим внутренние сессии, рассказываем про новинки платформы 1С, инструменты ИБ, делимся опытом коллег. У нас есть внутренний мини-глоссарий по цифровым инструментам и чек-листы безопасности.
Как компании оценивают цифровые навыки сотрудников
При приеме на работу рекрутеры и нанимающие менеджеры всегда оценивают базовую технологическую грамотность кандидатов, даже если это не происходит в явном виде. Один из простых маркеров – способность специалиста самостоятельно подключиться к новому для себя сервису для видеозвонков. Оценить такой «цифровой минимум» несложно: важно, насколько быстро человек ориентируется в незнакомых приложениях и платформах.
Для действующих сотрудников подход отличается. Здесь важна не только способность освоить новый инструмент, но и то, как это отражается на работе: ускоряется ли выполнение задач, появляется ли больше инициатив, насколько эффективно внедряются новые IT-решения. Развитые технологические навыки – это, прежде всего, про общую эффективность, а это сложно оценить в моменте, и любые метрики будут запаздывающими.
Чтобы выбрать подходящую программу, компании анализируют, какие процессы отнимают у сотрудников время, и помогают закрыть пробелы, мешающие работать быстрее. Например, если сотрудник регулярно работает с таблицами, ему предлагают пройти обучение по Excel с акцентом на самостоятельное выполнение функций, без привлечения внешней помощи.
Исключение составляют вопросы информационной безопасности. Здесь применяется более формализованный подход: например, службы безопасности во многих компаниях регулярно проводят киберучения, а после них рассылают сотрудникам фишинговые письма (без предупреждения), чтобы выявить уязвимости. Специалистов, которые не распознали угрозу, направляют на дополнительное обучение.
Дарья Селезнева, T&D, руководитель направления e-learning и адаптации в VK
Замер эффективности цифрового обучения определяет заказчик. Например, после обязательного обучения по кибербезопасности коллеги проводят проверки и анализируют результаты. Если кто-то не справляется с заданиями, таким сотрудникам повторно назначают обучение. Киберучения проходят примерно раз в год.
Выводы
Большинство российских компаний не формируют единую матрицу цифровых компетенций – требования к ним «зашиты» в описаниях конкретных ролей и задач. При этом базовый уровень цифровой грамотности сотрудников существенно варьируется в зависимости от отрасли, корпоративной культуры и зрелости IT-среды.
Независимо от сферы деятельности, ключевая задача бизнеса – формировать у сотрудников осознанный подход к работе и стимулировать выбор эффективных цифровых инструментов для выполнения своих функций. Компании стремятся поддерживать сотрудников, готовых учиться и адаптироваться к цифровым изменениям. Развитие вовлеченности и цифровой осознанности – один из приоритетов корпоративного обучения.
Читайте также:
Тема важнейшая и она не должна сводиться только к набору неких компетенций. Глубокая благодарность редакции! При этом обратил бы внимание коллег на разнообразие определений даже в НИУ ВШЭ, остутствие базовых постулатов в терминах. Сами посудите, например, "к цифровым навыкам относит следующие группы компетенций: работа с информацией; коммуникация; привычки онлайн-безопасности; создание контента; решение бытовых задач" - масло масляное. Бытовые задачи - колбасу пожарить - это тоже цифровая компетентность? А что такое "работа с информацией"? Можно ли считать ли поиск порно-картинок навыком?
При этом набор таких "компетентностей/технологий/навыков/грамотностей/инструментов/пониманий у всех разный - от обучения екселю, до сильно специфических продуктов, к которым привыкло начальство на предыдущих местах работы.
Друзья мои! Боюсь мы ставим телегу впереди лошади. Иначе любой 5-летний ребёнок будет считаться более компетентным, чем академик, потому что у него с самого детства ловко развиты пальчики и он полдня сидит в телдефоне. Так? А кто-то суками играет в "танчики" - он просто суперспециалист?
Я лучше приведу цитату Натальи Касперской, которую чрезвычайно уважаю за самостоятельность в ИТ-мышлении. Она, как и Ашманов не впадают в восторг от обилия неконтролируемых технологий.
Очень поддерживаю Наталью! Так и хочется бить по головам и просто орать: вы не интерфесу обучайте, а вещам базовым и вечным. Научите думать, заставьте думать, а не формулы екселя изучайте.
Не думал я, что увлекшись ИТ-прогрессом много-много лет назад я увижу стремление к полной цифровой дебилизации.
Очень хорошо Наталья сказала! Проверено на себе. И вы, Анатолий тоже! –стремление к полной цифровой дебилизации.
Благодарю Вас, Ирина!
Самое страшное, что практически невидимыми остаются работы тех, кто оценивает и анализирует опасности современных тенденций.
Например к примеру.))
Появляются "отверженные 2.0", в первую очередь старики и незрячие.
Вот моя дискуссия, на которую никто не обратил внимание: Помощь слепому человеку
А с другой стороны, существет огромное количество людей, которые не могут существовать, думать, работать вне разнообразных и непродуманных ИТ-систем.
Мы стали жить по правилам старого, доброго интерфейса Windows 3.1. Через него мы оцениваем других людей, оцениваем способности, навыки, возможности. Хрен бы у нас Ломоносов академика получил! У нас тут всё серьёзно, у нас тут скилзы.
Я ни в коем случае не против моей любимой ИТ. Помню лет 30 назад была очень активной дискуссия "Не доверяйте внедрение программистам". Сначал был шок ИТ-сообщенства. Как так? А кому? И в ИТ, как голодные котята, полезли специалисты всяких уровне и направлений. Как сказал мне один умный и циничный товарищ: "Какая разница, каким проектом руководить - баню строить, или ИТ внедрять". Так вот - с горечью убедился, что программисты побеждены, взяты в плен и среди них выявилось самое больше количество предателей и изменников моей великой специальности! Поздно пить боржоми!
Вы будете смеяться, но я больше месяца пытаюсь зарегистрировать мою симку в Билайне и на госуслугах (кстати, извещение меня об очередном штрафе гаи это тоже оказывается услуга! ). Во сто раз проще было бы по-старинке записаться на приём к министру, купить бюилет на поезд, съездить в Москву, снять гостиницу, отстоять очередь. А это - "для получения...нажмите 333" является самой яркой иллюстрацией отсутствия какой-либо логики автоматизации.
Лет 20 назад наши многочисленные кассирши, билетёрши, операторы узнали новое слово "завис" и человечесим голосом нам иного объхявляли "Вы что не видите, у мня компьютер завис? Что я могу сделать!". Но тогда они (ИТ-системы) ещё разговаривали с нами через операторов.
Конец света - это мировое зависание глобальной оперционной системы. Вот смеху-то будет!
Да уж, вечная тема.
Было бы очень интересно понять, что имеется в виду и как это проявляется.
Звучит красиво, но непонятно.
Точно! Да далеко ходить не надо. Взять хотя бы этот сайт! Я вчера хотела написать вам в личку, есть у меня к вам пара вопросов. И представляете, не смогла )) Я не могу добавить вас в контакты, исчезла опция, совсем!! А без этого написать не дает. Кто-то за этими глюками следит в администрации платформы? Нет!!! Я не понимаю, как так можно. Хотя многие не раз жаловались в комментах.
Я добавил вас, но написать нет возможности ))). Моя почта sttt60 на мейлру.
Спасибо!!! ) Я напишу позже.
Сильно! Образно и точно! Лучше не скажешь!
Почитал. Офисные работники о коих в основном и говорилось, работают с данными. Об этом - почти ничего, кроме Excel. И сказать нечего, кроме рассылок из 1С? Анализ, прогноз, системная динамика (использование цифровых моделей продвижения продуктов, например), реинжиниринг, промышленный ИИ... Так навскидку. "Все как на параде".
Метод проб и ошибок. Со временем придёт новое понимание того, что действительно необходимо из того, что технически возможно. Не всё сразу, тем более - не по команде и не к определённой дате. Так это не работает.
Но ставить на одну лошадь - например, на круглосуточную доступность какого-то одного вида инфраструктуры - нарушение основных правил безопасности. Ключевые системы и сервисы должны дублироваться. Полная зависимость от доступности Интернет в повседневной жизни при отсутствии других вариантов получения тех же услуг - абсурд.
Пример выше с отказом системы электронной идентификации понятен и достаточно безобиден. А если в больнице станут недоступны истории болезни и результаты исследований, хранимые только в электронном виде? И такое уже случалось в результате целенаправленных атак шифровальщиков. Клиники на несколько месцев переходили на ручку и бумагу, пока базы данных не восстанавливали, и удалось это не всем.
Что касается текста статьи, то "базовый набор цифровой грамотности" - бессмысленный набор слов. Никакое конкретное содержание за этим не стоит.
Ворд, поисковик, пасьянс - чем не набор?
Ну еще вотсапп можно.