20 лет я работала в найме в сфере медиа. Строила успешную корпоративную карьеру и не думала о предпринимательстве. Но обстоятельства сложились так, что мне пришлось запустить свой бизнес в 46 лет. Спустя пять лет рассказываю о том, с чем столкнулась, какие страхи преодолела и почему пришлось учиться более бережно расходовать себя.
Почему я решила запустить свой бизнес
Последняя занимаемая мной должность в найме — генеральный директор издательского дома. Моя карьера закончилась закрытием компании и последовавшим за этим конфликтом, который случился в сети вокруг меня и этой новости. Я чувствовала себя эмоционально выгоревшей, ходила на собеседования, но никто не хотел брать меня на работу по разным причинам. Тем не менее мне надо было обеспечивать себя и сына-подростка. Поэтому параллельно с хождением на собеседования я занималась проектной работой.
В таком «подвешенном» состоянии я провела два с половиной года. А потом началась пандемия, и стало понятно, что теперь ничего не понятно и пора принимать какие-то более радикальные меры. Весной 2020 года знакомый предложил делать медиа о регионах России, через месяц я выиграла тендер на производство книги. Дальше стали появляться и другие проекты, и было очевидно, что такой объем работы я уже не смогу сделать только своими силами – пора набирать команду.
Как боролась со страхами
В начале мне действительно было очень страшно. В конце каждого месяца я боялась, что у меня не будет достаточно денег, чтобы заплатить людям, которые вместе со мной делают проекты. Платежи не всегда поступают аккуратно, не всегда в нужном объеме, проектная деятельность – это не абонентка. Были проекты со 100% постоплатой. А люди не могут работать месяцами, не получая ничего, им надо что-то есть. Поэтому меня постоянно преследовал страх, что денег не хватит, их нужно где-то искать. Я брала кредиты, чтобы закрывать кассовые разрывы. Я живу на деньги от проектов, других инвестиций у меня нет.
Другой страх — огромная конкуренция. С 1998 года по 2017 год я сделала около 230 журналов и журнальных приложений. Я знала все про журналы и как их делать. Но не могла понять, как мне использовать этот опыт. Кто я теперь?
Понадобилось два с лишним года, чтобы найти себе название — креативный продюсер медиапроектов. И потом еще понадобилось немало времени, чтобы придумать концепцию бизнеса, чтобы отличаться от миллиона других креативных бизнесов.
Вы же знаете историю про крокодильчика Lacoste? В прошлом веке французский теннисист Рене Лакост основал модный бренд Lacoste и начал шить футболки-поло. Лакоста называли «крокодилом» в теннисе за его агрессивную манеру, и он решил, что на поло его бренда будет крокодильчик. Это и отличает его от других миллионов футболок-поло. Хочешь выделиться? Нашей «крокодильчика».
Я нашла своего «крокодильчика» спустя два года. Мое бюро делает проекты на социально значимые темы и поддерживает создание проектов, которые несут изменения в различных сферах жизни. И мне очень нравится придумывать. Я поняла, что это драйвит меня сильнее всего.
А еще мне было страшно, что надо мной и моим маленьким бизнесом будут смеяться. Я в Москве, а здесь креативный бизнес запускают громко: классный офис в центре, щедрые инвесторы, большая модная и профессиональная команда, бодрые клиенты. Я же была генеральным директором издательского дома, и знаю, какие обороты могут быть у серьезного бизнеса.
А я запускала бизнес так: у меня было на счету $5 тыс. накоплений, предложение делать медиа о регионах, один случайно выигранный тендер, один сотрудник, делвший все, и одностраничный сайт, который я сама собрала на Tilda. Я – женщина с 20-летним опытом работы в крутых глянцевых журналах, закончила найм в должности генерального директора, МВА за плечами, а бизнес вот такой малыш.
Я сделала глубокий вдох и запустила мой первый авторский подкаст о том, как женщины строят бизнес и карьеру в регионах. Взгляд из центра Москвы в глубинку помог отвлечься от ярких московских успешных бизнесов. Страна-то живет иначе. Подкаст «Взяла и сделала» — это моя терапия и помощь в переходе в сообщество предпринимателей. Первый год бизнеса я просто пыталась удержаться на ногах.
Как-то раз в центре ко мне на шею бросилась моя бывшая стажерка из ИД и рассказала, что открывает офис на Никитском бульваре, покупает мебель, нанимает людей, все дорого и круто. Мне стало так обидно. Ей 25 лет и у нее все так масштабно, а мне почти 50 и все как будто не всерьез. Конечно, я понимала, что такой запуск не может быть без сильной финансовой поддержки, но все же.
Я задавала себе вопрос: «А имею ли я право называть свое детище бизнесом?» Сейчас я вижу рост и понимаю, что мой бизнес — это не конвейер, а бутик, мы делаем не массовый продукт, а эксклюзивный и кастомизированный.
Мне было удивительно, что многие люди соглашались со мной сотрудничать: одни приходили, другие уходили. Не было страшно остаться без рабочих рук: если нужно, я могу выполнить практически любой этап сама. Мне не было страшно, что мы не справимся. Во-первых, мы справимся, опыт у меня и команды большой. А во-вторых, если что-то пойдет не так, это всегда можно исправить: все-таки у нас не кардиохирургия, и если произойдет ошибка, это не смертельно. И по необходимости я всегда могу договориться с заказчиком, если возникнет форс-мажор.
Спустя какое-то время я поняла, что мы держим очень высокую планку по качеству. Наверное, сначала больше помогал (или, скорее, мешал) перфекционизм. Но и это постепенно ушло.
Как я справлялась со своими страхами? Просто брала и делала. К сожалению, я не знаю другого способа борьбы со страхом. Моей главной терапией стал подкаст. Когда ты смотришь на женщин, которые делают бизнес за пределами бульварного кольца, это очень отрезвляет и мотивирует. Женщины в регионах в большинстве случаев открывают бизнес для того, чтобы выжить, потому что нет работы, возраст не устраивает работодателя, нет возможности отдать ребенка в детский сад, нет никакой поддержки. Кроме подкаста у меня была и другая поддержка – я обращалась за помощью к психологу и бизнес-коучу.
Что оказалось самым сложным в запуске бизнеса
Лично для меня самым сложным моментом на этапе запуска своего бизнеса стали ограниченные возможности. Я создавала его не для того, чтобы менять мир, улучшать отрасль или самореализовываться, а просто ради того, чтобы мне было на что жить: покупать продукты в магазине, оплачивать коммунальные платежи и т.д. Очень прозаично.
Мне самой казалось, что это временное решение, как будто это не настоящая работа. Вот сейчас все наладится, и я опять пойду работать в найм. Только спустя три года я поняла, что это – мой бизнес, и я буду делать его дальше, это моя настоящая работа. Потому что появился рост, серьезные партнеры, классная обратная связь, уважение в профессиональной среде, публикации в СМИ, приглашения выступить на конференциях.
При этом у меня нет ощущения, что я как-то изменилась. Я продолжаю делать то же самое – то, что я люблю. Но я как будто сама начала уважать то, что делаю, стала ассоциировать себя со своим бизнесом. Это мое большое маленькое дело, я хорошо понимаю его возможности и ограничения. Я знаю, что не проснусь однажды утром миллионершей. Это осознание дает уверенность в себе. Да, мой бизнес растет медленно, на несколько миллионов рублей в год. Но я верю, что такой органический рост дает ему устойчивость. И этот же органический рост дает устойчивость мне самой.
Не спешите менять найм на предпринимательство
Бизнес — это намного сложнее, чем найм. Если у вас есть возможность выбирать между наймом и своим бизнесом, выбирайте найм. Сейчас везде дефицит кадров, работу найти можно. Вы будете лучше спать и питаться, ходить регулярно в отпуск, будете стабильно получать зарплату один или два раза в месяц. Вы можете выбрать компанию, а если надоест — бросить и найти другую работу. С бизнесом так не получится.
Бизнес — это в принципе очень сложно. А еще сложнее, когда запускаешь бизнес для выживания на собственные последние деньги. И даже с инвестициями сложно, потому что это огромная ответственность, а шансы 50/50, получится или не получится.
Бизнес — это огромная конкуренция. Если вам кажется, что вы нашли перспективную нишу, где еще никто ничего не делает, высока вероятность, что там так пусто, потому что это на самом деле никому не нужно. Чтобы бизнес работал, в него придется вкладываться: в рекламу, в маркетинг, в людей и т.д.
Поэтому, наверное, самое главное — хорошенько все оценить и понять, действительно ли вам нужна эта постоянная головная боль. Бизнес — это надолго. Создавать бизнес с нуля — длительный процесс. Он требует терпения и абсолютной уверенности в том, что вам это нужно. Вы должны понимать, что на этом пути потери неизбежны. Вы будете терять деньги, нервы, людей и пр.
Огромный плюс своего бизнеса в свободе. Не в свободе делать то, что ты хочешь. Нет этой свободы. Ты вынужден делать то, что нужно людям, чтобы это продавать. Свобода, скорее, в неподчинении. Но при этом тут гораздо больше строгости к себе, нужно уметь себя организовывать и придерживаться более строгой дисциплины, чем в найме. Ты должен быть постоянно не острие, то есть мозг работает в два раза быстрее.
Есть очень много вредных обывательских иллюзий по поводу того, как выглядит работа в собственном бизнесе. Многие люди просто не понимают, какой это тяжкий труд. Когда я запустила свой бизнес, я в первый год практически не спала, жила на адреналине. 3-4 раза в неделю я занималась сайклингом просто для того, чтобы физически так устать, чтобы получилось заснуть. Потому что в голове постоянно много всего.
Первый год я работала в режиме 24/7. К концу 2021 года я так устала, что просто упала и совсем не было сил продолжать. В начале 2022 года пришлось пересмотреть все — сон, питание, систематизировать занятия спортом, общение, уход за собой, медицинские чекапы. Я решила, что если я собираюсь строить бизнес в долгую, то мне нужно аккуратнее и с умом расходовать себя.
20 лет я строила карьеру внутри крутых издательских бизнесов, выросла из ассистента главного редактора в продюсера, фоторедактора, управляющего редактора, исполнительного и, наконец, генерального директора. Но даже на большой должности моя ответственность имела границы — это не моя компания, не мои деньги, не мой бизнес, не мои риски.
Свой бизнес — это когда просыпаешься утром и нельзя позвонить на работу и сказать: «Извините, я не смогу сегодня прийти, я заболела». Здесь нужно отдавать себе отчет, что за тобой обязательства и ответственность. Даже если ты устал и больше не можешь. Но в то же время свой бизнес — это возможность делать то, что умеешь, во что по-настоящему веришь и что любишь.
Читайте также:
Откровенная статья. Спасибо. С одной стороны - да подвиг, а с другой стороны читаешь про неспанные ночи и прочее и думаешь - ну его...
Спасибо, Наталья, всё замечательно написано, именно так всё и происходит.
Можно только посмотреть на происходящее немного с другой стороны.
Примерно в 45 лет у человека случается кризис среднего возраста, я его называю «кризис смысла жизни».
Это не означает, что человек начинает думать о смысле жизни, это означает, что жизнь начинает принудительно меняться.
Деньги и необходимость выживания — это наиболее частая причина, еще причиной бывает скука или выгорание.
«Падение» по социальной лестнице — это очень частое явление при таких жизненных поворотах, и это еще одно испытание, и это возможность посмотреть на мир с другой стороны.
Иногда людям нужно несколько лет, чтобы отключиться от старой роли и ее привычек и антуража и увидеть реальный мир.
Жизнь меняется в сторону появления новых задач, новых трудностей, новых препятствий.
Создание своего бизнеса или просто личного дела — это один из самых полезных видов «трудностей», которые заставляют человека расти.
А рост, развитие — это именно то, ради чего всё это делается.
Тут главное — опыт, который человек получает, а не сытая жизнь или гламурные картинки в соцсети.
Не все выдерживают такое напряжение, но даже в этом случае они получают какой-то опыт.
Вы правы, что есть смысл хорошенько подумать, прежде чем ввязываться в такое дело, вот только «вселенная» не очень-то дает людям думать, если пришло их время начать новый этап в своем развитии и изучении жизни.
Очень интересно, что вы пишете об опыте разных женщин в регионах, которые прошли или проходят через это, удачи вам!