«Нас и так все устраивает»: как менять бизнес-процессы без саботажа и выгорания сотрудников

Чтобы сохранить конкурентоспособность, компании должны непрерывно адаптироваться и развиваться. Однако не все сотрудники готовы менять привычный уклад. Для изменения привычного поведения нужна перестройка нейронных связей, а это процесс долгий. Если раньше думали, что на приобретение привычки нужен 21 день, то новые исследования показывают, что это занимает больше времени: от 59 до 254 дней. Поэтому так тяжело меняться, а перестройка рабочих процессов происходит сложно и не всегда эффективно.

Когда бизнес-процессы не работают

Рабочие процессы надо не просто исполнять, а создавать. Команда выстраивает схемы бизнес-процессов, документирует их, выявляет риски, определяет контрольные процедуры, разрабатывает планы корректирующих мероприятий, проводит мониторинг их исполнения и отслеживает эффективность принятых мер. Когда персонал не понимает важности перемен или не хочет менять привычные способы работы, то сознательно или бессознательно тормозит развитие бизнеса. Может саботировать новые методы или выполнять их формально, не понимая их реальной цели и назначения.

У меня была такая ситуация в академии бизнеса, где организационная структура состояла из:

  • Менеджеров проектов, которые вели тренинги по своим предметам.
  • Администраторов, которые отвечали за поддержку клиентов и документационное обеспечение проектов.

Таким образом, каждый преподаватель + администратор вели только свое направление. При этом специфику других направлений и обязанности других сотрудников они не знали. Каждый занимался только своей узкой сферой деятельности и не вникал, что происходит в компании в целом. Схема работала исправно до момента масштабирования.

Когда на рынке увеличился спрос на образовательные услуги и руководство академии решило увеличить объем бизнеса в четыре раза, стало понятно, что без кросс-продаж эту задачу не выполнить. Тогда менеджеры проектов осознали, что нужно продавать продукты разных направлений, а для этого необходимо досконально их знать и понимать, в чем их ценность. Персонал не проявил желания изучать смежные направления. Несмотря на попытку описать бизнес-процессы, провести тренинг и обучение по продажам, идею с кросс-продажами линейные сотрудники не поддержали. Их и так все устраивало. Роста выручки не произошло.

Мой опыт говорит, что если руководство принимает решение о трансформации, но не доносит до команды важности перемен, то эта трансформация будет затруднительной. Координаторы, которые внедряют изменения, сталкиваются с сопротивлением сотрудников: зачем менять то, что и так работало – никто не заинтересован в улучшении. Поэтому координаторы, вместо совершенствования бизнес-процессов, тратят время на преодоление сопротивления и выгорают.

Нужно понимать, что внедрение бизнес-процессов может восприниматься сотрудниками как навязанные правила. Для них изменения означают новые обязанности без повышения заработной платы. Естественно, когда команда не видит выгод от изменений, она не будет стремиться их внедрять.

Ошибки руководства, которые мешают трансформации

Рядовые сотрудники не видят и не обязаны видеть преимущества новаций. Это задача руководителей – обеспечить эффективность бизнес-процессов. Главная ошибка многих компаний – надеяться, что перемены произойдут сами собой. Но для их успешного внедрения нужно разработать план, иметь ресурсы и активно участвовать. Задача руководителя – обеспечить необходимые ресурсы и донести значимость изменений до сотрудников.

Выделю типичные ошибки, которые приводят к сопротивлению сотрудников:

  • Отсутствие координатора. Для начала нужно назначить менеджера проекта. В его задачи должно входить планирование, координирование, формирование отчетов о статусе процесса внедрения бизнес-процессов. Если компания внедряет изменения без координатора, каждый участник проекта будет понимать свои обязанности по-своему. Но компании часто не закладывают в бюджет расходы на такого специалиста.
  • Отсутствие плана. Вторым шагом идет разработка графика реализации проекта. Важно заложить достаточно времени на описание бизнес-процесса, анализ рисков и контрольных процедур, а также разработку планов корректирующих мероприятий. Когда в графике прописаны слишком жесткие дедлайны, процессы внедряются слишком быстро, и сотрудники не успевают адаптироваться к изменениям. В итоге это приводит к их выгоранию.
  • Отсутствие обучения. Даже самая продуманная система не будет работать, если команда не понимает, как ей пользоваться. Причем обучение должно быть не разовым мероприятием, а постоянным процессом. У команды в процессе работы будут появляться новые вопросы и ошибки. Периодическое обучение поможет своевременно реагировать на затруднения и адаптировать систему под реальные рабочие процессы.

Когда люди видят, что руководство вкладывает силы и ресурсы в проект, назначает ответственных, проводит обучение и поддерживает на каждом этапе, они с большей вероятностью примут изменения. А вот подход «вы должны, потому что так надо» почти гарантированно вызовет сопротивление.

Наиболее частая ошибка: трансформация не принесет желаемого результата, если руководитель не уделяет ей должного внимания. Советую четко ставить задачи сотрудникам, контролировать их исполнение, постоянно напоминать о важности изменений. Без драйва со стороны руководства даже самая продуманная система превратится в формальность. Персонал не захочет взваливать на себя дополнительную работу, и если его не мотивировать на улучшение, изменений не будет.

Проблема в том, что компании внедряют бизнес-процессы для облегчения работы, но на старте они приводят к дополнительной нагрузке на сотрудников. И пока персонал не увидит конкретной выгоды лично для себя, сопротивление будет только расти.

Как отсутствие контроля со стороны главного офиса привело к закрытию филиала

Редко можно встретить ситуацию, когда из-за ошибки в процессе систематизации компания закрылась бы. Но такие примеры есть. Расскажу историю российского банка «Оргрэсбанка», который приобрела скандинавская финансовая группа Nordea. Группа включала банки из Норвегии, Дании и Финляндии и имела распределенную структуру управления в стиле скандинавской корпоративной культуры. Европейская штаб-квартира не стала увольнять прежний состав и сохранила весь российский менеджмент, включая бывших собственников. Но это было ошибкой и привело к проблемам.

Топ-менеджмент финансовой группы устраивали показатели российского филиала, особенно на фоне стремительного роста российского рынка в 2010-х годах. Поэтому они не вмешивались в рабочие процессы. Местное руководство в России продолжало управлять банком как собственным, мягко саботируя политику головного офиса. А штаб-квартира ориентировалась на финансовые результаты, и долгое время закрывала глаза на эти риски.

Проблема стала очевидной, когда в российский филиал был отправлен нанятый внутренний аудитор из главного офиса. Он одновременно подчинялся европейскому руководству и местному. Однако российское руководство сразу поставило его в жесткие рамки и дало понять, что его роль – формальность, а реальные решения принимаются исключительно российским менеджментом. Доступа к сотрудникам, системам и процессам он не получил. Надо сказать, что и предыдущий внутренний аудитор также не имел доступа к ключевым процессам и выполнял свои задачи формально.

Новый аудитор должен был взаимодействовать с европейской штаб-квартирой, но ему всячески мешало местное руководство. Пытались ограничивать поездки, манипулировали графиком, а затем и вовсе вынудили уволиться. После этого группа попыталась назначить аудитора из Восточной Европы, но и это не сработало. В итоге штаб-квартира отказалась от дальнейшей борьбы и вернулась к прежней модели с подконтрольным местному руководству аудитором.

Кризисные события, в том числе пандемия, окончательно показали, что российское направление приносило лишь 1% общего портфеля группы, при этом имело непропорционально высокие риски. В результате приняли решение закрыть российский офис как нецелесообразный.

Правила внедрения бизнес-процессов

Лучшее правило: найти и нанять того, кто занимается этим профессионально. Опытный менеджер проекта выполняет несколько задач:

  • Проводит обучение владельцев процессов.
  • Создает комитет по реализации проекта.
  • Составляет отчетность о статусе реализации проекта.
  • Формирует внутреннюю нормативную документацию по проекту.

Советую не внедрять сразу все бизнес-процессы компании. Лучше сначала выделить ключевые процессы и полноценно их систематизировать. Менять все и сразу – слишком трудозатратно и долго. Руководство и команда могут потерять мотивацию, выгореть и прекратить трансформацию.

Если внедрение бизнес-процессов с первого раза не удалось, последующие попытки будут приводить к еще большему сопротивлению команды. Поэтому желательно с самого начала ответственно подойти к систематизации и полноценно поддерживать владельцев процессов.

В моей практике был показательный пример, когда были успешно внедрены изменения, несмотря на первоначальные сложности.

В операционном блоке Сбербанка команде поставили амбициозную задачу – снизить операционные убытки до нуля. Сначала руководство пыталось решить эту проблему с помощью депремирования и увольнения сотрудников. Но стало понятно, что метод кнута не работает, а увольнение персонала влечет дополнительные расходы на найм и обучение нового. Задача по снижению операционных убытков была комплексной и выходила за рамки действий исполнителей, охватывая вопросы взаимодействия разных структурных подразделений. Стало очевидно, что без погружения в процессы ее не решить. Нужно было за четыре месяца описать 80 процессов в подразделении, которое обрабатывало все операции банка.

Проект столкнулся с рядом проблем:

  • Не было заинтересованности со стороны владельцев процессов, которые воспринимали инициативу как дополнительную бюрократическую нагрузку.
  • Были ограничены ресурсы: на реализацию выделили всего одного сотрудника без достаточных формальных полномочий.
  • Отсутствовала поддержка со стороны миддл-менеджмента.

Ключевым фактором успеха стало привлечение руководителя среднего звена с опытом управления проектами и образованием MBA. Вместе с ответственным за задачу сотрудником они смогли выстроить системный подход. Была разработана четкая методология проекта:

  1. Сформировали комитет по реализации проекта.
  2. Составили бюджет времени.
  3. Создали и утвердили внутреннюю нормативную базу проекта.
  4. Разработали план-график описания, согласования и доработки процессов.
  5. Внедрили механизмы контроля бизнес-процессов через «защиту» планов корректирующих мероприятий на комитете и их постоянный мониторинг.
  6. Наладили регулярную отчетность для всех уровней управления.

Немаловажным элементом успеха стала грамотная коммуникация ответственного сотрудника. Он добился выделения помощника, вместе с которым разбирал индивидуально с владельцем каждого бизнес-процесса все этапы, риски и контрольные процедуры, задавая уточняющие вопросы. Благодаря детальной проработке каждого процесса он сумел показать владельцам значимость описания бизнес-процессов. Топ-менеджменту стало очевидно, что требуется больше ресурсов, и два человека для описания 80 процессов явно недостаточно. Поэтому на вышестоящем уровне решили создать специализированные роли: назначили риск-менеджеров для контроля исполнения процессов, методологов для актуализации документации и координаторов для планирования работ.

Владельцы процессов продолжили заниматься своими обязанностями, а новые сотрудники взяли на себя нагрузку по формализации документации. В результате применения правильной методологии управления проектами данный проект был успешно реализован.

Этот пример показывает, что даже при первоначальном сопротивлении команды системный подход к управлению изменениями позволяет достигать поставленных целей. Для этого нужны профессиональные сотрудники и дополнительные ресурсы.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Москва

Прямо сейчас по уши во внедрении системы менеджмента качества по ГОСТ ИСО 13485. Поэтому сильно в теме. Весьма сложная и многоуровневая задача.

В описанной же автором ситуации изменения бизнес-процессов в связи с решением руководства увеличить продажи в четыре раза вижу, со своей стороны, в основном, внедрение потогонной системы в компании. Скорее всего если какое-то увеличение зарплаты работников в этой связи и было, то оно было не адекватным увеличению количества работы. Отсюда и основное сопротивление новому. Так неизбежно происходит не выгорание сотрудников, а их выжигание руководством. Похоже прямо на классическую эксплуатацию марксистского толкования )
Т.е. есть трудовой договор и к нему должностные обязанности. Теперь условия по инициативе работодателя существенным образом в части объема работы меняются. От работника при этом ожидается драйв. На мой взгляд, так следует людей к увольнению по собственному желанию  подводить, если, конечно, за дверью уже ждут новые согласные.
Баланс интересов ежели не соблюсти, то не стал бы ожидать положительного эффекта. Так имитация и на время. Ну или вводить жесткий контроль. Но так и до саботажа недалеко. 
Вопрос крайне сложный. напрягаться мало кому хочется. Всем хочется как в той древней рекламе: "Мы сидим, а денежки идут".
Спасибо за публикацию.

Менеджер, Санкт-Петербург

Очень животрепещущая тема - внедрение изменений и сопротивление персонала. 

Мой опыт показывает, что успешные изменения происходят, когда удаётся найти союзников среди сильных ключевых сотрудников. 

Я бы предложил следующие дополнительные действия:

1. Измерить процесс (издержки) или потенциальные возможности.

2. Показать результаты п.1 владельцу процесса и участникам и вовлечь их в разработку мер реализации.

3. Реализовывать совместно с ними, постоянно работая с обратной связью. Это даёт возможность вовремя корректироваться, сохранять здравый смысл изменений. 

4. Продолжать измерения отклонения процесса от идеального значения.

5. Не искать виноватых. Вместо этого различать особые и общие причины отклонений. В большинстве случаев, причины проблем - системные. И решаются не наказанием конкретного лица, а коррекцией настроек системы. 

По моему опыту, это одна из основных причин демотивации и пассивного саботажа - наказание за системную проблему, как за персональную вину. 

 

И как было отмечено в статье, изменения это ответственность ТОП менеджмента. Делегирование этой ответственности это провал

Консультант, Новосибирск

Команда выстраивает схемы бизнес-процессов, документирует их, выявляет риски, определяет контрольные процедуры, разрабатывает планы корректирующих мероприятий, проводит мониторинг их исполнения и отслеживает эффективность принятых мер.

Это точно все делает "команда"?

 

Консультант, Новосибирск

Живая статья, хорошая ситуация для осмысления.

Посоветовал бы прочесть любую книгу по управлению изменениями (их десятки), теория и технологии этой управленческой дисциплины неизмеримо богаче, чем затронуто в статье.

Генеральный директор, Москва
Сергей Корчанов пишет:

Команда выстраивает схемы бизнес-процессов, документирует их, выявляет риски, определяет контрольные процедуры, разрабатывает планы корректирующих мероприятий, проводит мониторинг их исполнения и отслеживает эффективность принятых мер.

Это точно все делает "команда"?

Кто же еще - в самом широком смысле. Например - мне понравился вот этот фрагмент:

Немаловажным элементом успеха стала грамотная коммуникация ответственного сотрудника. Он добился выделения помощника, вместе с которым разбирал индивидуально с владельцем каждого бизнес-процесса все этапы, риски и контрольные процедуры, задавая уточняющие вопросы. Благодаря детальной проработке каждого процесса он сумел показать владельцам значимость описания бизнес-процессов. Топ-менеджменту стало очевидно, что требуется больше ресурсов, и два человека для описания 80 процессов явно недостаточно. Поэтому на вышестоящем уровне решили создать специализированные роли: назначили риск-менеджеров для контроля исполнения процессов, методологов для актуализации документации и координаторов для планирования работ.

Владельцы процессов продолжили заниматься своими обязанностями, а новые сотрудники взяли на себя нагрузку по формализации документации. 

Чью работу планировали координаторы - пока не знаю.

Независимый директор, Москва

Дельная статья.

Процесс трансформации бизнес-процесса это ПРОЦЕСС !

А ввиду того, что это делается человеческими руками и мозгами, надо вспомнить о  психологических особенностях восприятия перемен:

"Психическая и физиологическая составляющие эмоциональных процессов, которые происходят у человека при осознании им изменений в компании, являются движущей силой возникновения чувства страха, и как результат противодействие переменам. Другие базовые эмоции, такие как чувство тревоги, вины и даже интереса тоже присутствуют, но не являются столь определяющими.

Человек, работник испытывает:

  • страх неизвестности целей и последствий перемен;
  • страх потери заработка или работы;
  • страх увеличения контроля;
  • страх осознания собственной незначительности и другие."

Поэтому, задача руководства - избавить работника от страха перемен.

IT-консультант, Москва
«Нас и так все устраивает»

 

Если KPI устраивают всех, то лучше ничего не трогать в настройках процессов. А консультантов конечно слушать, платить им за консультацию... Но ничего ля не трогать !!!

Аналитик, Москва
Сергей Махлай пишет:

Прямо сейчас по уши во внедрении системы менеджмента качества по ГОСТ ИСО 13485. Поэтому сильно в теме. Весьма сложная и многоуровневая задача.

В описанной же автором ситуации изменения бизнес-процессов в связи с решением руководства увеличить продажи в четыре раза вижу, со своей стороны, в основном, внедрение потогонной системы в компании. Скорее всего если какое-то увеличение зарплаты работников в этой связи и было, то оно было не адекватным увеличению количества работы. Отсюда и основное сопротивление новому. Так неизбежно происходит не выгорание сотрудников, а их выжигание руководством. Похоже прямо на классическую эксплуатацию марксистского толкования )
Т.е. есть трудовой договор и к нему должностные обязанности. Теперь условия по инициативе работодателя существенным образом в части объема работы меняются. От работника при этом ожидается драйв. На мой взгляд, так следует людей к увольнению по собственному желанию  подводить, если, конечно, за дверью уже ждут новые согласные.
Баланс интересов ежели не соблюсти, то не стал бы ожидать положительного эффекта. Так имитация и на время. Ну или вводить жесткий контроль. Но так и до саботажа недалеко. 
Вопрос крайне сложный. напрягаться мало кому хочется. Всем хочется как в той древней рекламе: "Мы сидим, а денежки идут".
Спасибо за публикацию.

Хочу отметить, что в моей статье как раз об этом и говорится: в кейсе "Сбербанк", топ-менеджменту стало очевидно, что требуется больше ресурсов. Двух человек для описания 80% процессов явно не достаточно. В связи с этим на вышестоящем уровне решили создать специализированные роли в каждом процессе, назначили риск-менеджера для контроля исполнения процессов, методолога для актуализации документации и координатора для планирования.

Аналитик, Москва
Сергей Корчанов пишет:

Команда выстраивает схемы бизнес-процессов, документирует их, выявляет риски, определяет контрольные процедуры, разрабатывает планы корректирующих мероприятий, проводит мониторинг их исполнения и отслеживает эффективность принятых мер.

Это точно все делает "команда"?

 

Да, это делают владельцы "процессов", точнее они должны это делать, но поскольку некоторые специалисты не акцентируют на важности данных действий, иногда элементарно не знают, что они вообще должны это делать, не умеют, не понимают, как выполнять данные обязанности, мы выделяем, что важно обращаться к координаторам.

Под командой как раз и понимается координатор и владельцы процессов. На входе в бизнес были координаторы, которые помогали выстраивать процессы фирмы, компании. На старте пришли два координатора, учили, мотивировали, наставляли владельца процессов - объясняли, как выстроить рабочую систему. Их роль заключалась в улучшение бизнес-процессов, увеличению КПД этих действий, помощи владельцу. 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Почти каждый четвертый сотрудник практикует «дни тишины»

Это периоды работы без звонков и переписок, чтобы сосредоточиться на задачах.

Миллениалы  —  главные фавориты рынка труда

Почти половина работодателей считает наиболее комфортными в работе сотрудников в возрасте 28–43 года.