Когда второе место не поражение, а победа

Победитель получает все. Расхожее выражение, которое так прочно вошло в обиход, что живет своей жизнью. Все ведь понимают, что призовой фонд нигде «золотом» не ограничивается. Однако нас с детства приучают к стремлению быть лучшими. Самым лучшими!

Своя логика тут есть. Действительно, первое место выглядит заманчиво во всех сферах. Выигрыш часто достается одному победителю:

  • Золотая медаль и рекламные контракты в спорте.
  • Престижная премия и новые крупные проекты в творчестве.
  • Бюджет в тендере, а также крупный бренд в портфолио и новые заказы.
  • Место в вузе по большому конкурсу, хорошее образование, перспективы.
  • Аналогично в карьере — обогнал всех, получил топовую должность.
  • В найме, когда HR-бренд может привлечь самых лучших.
  • И уж конечно, в личной жизни. Каждая пара состоит из победителей, которые обошли всех других претендентов.

Более того, сам принцип брендинга заключается как раз в полной, безоговорочной победе. В идеале потребитель вообще не должен задумываться о возможности сменить поставщика. Он настолько привык и так доверяет, что пусть у других лучше ассортимент, ниже цены, какие-то бонусы — все неважно, покупать продолжат там, где брали раньше. У самого лучшего, единственного.

Ирония здесь начинается с того, что сами первые места достаются вовсе не единоличным абсолютным лидерам. Они возглавляют свои компании, группы, направления. Но не факт, что вообще добились бы таких высот в одиночку.

Практически у всех титанов бизнеса есть дублеры. Не статисты-заместители – переложить бумажки с места на место – а как раз таки ключевые роли. Например:

  • Стив Джобс – до сих пор негласное лицо Apple, но помимо уже значительно менее известного Стива Возняка там было множество других заметных личностей. В разработке хитовых iPod, iPhone принимал участие (мягко говоря) Тони Фаделл. Фактически, он их и создал. Без Тони нечего было бы гордо показывать мировой общественности, даже в джинсах и водолазке.
  • Илон Маск – живой железный человек, легенда. Но сейчас у каждого «его» проекта есть другие люди, которые на самом деле все и делают, пока Маск в клубах дыма раздает интервью. И даже в самом начале его звездной карьеры были другие. Такие как Питер Тиль, сооснователь и гендир PayPal.
  • Знатоки в курсе, что McDonald's сделали одни люди, а «раскрутил» другой. Но Рэй Крок даже и масштабировал чужую сеть не сам! Стандартами качества и франшизой занимался Фред Тернер.
  • Все знают Уолта Диснея, который создал мультфильмы (такое ощущение, что еще и придумал мультипликацию вообще), построил Диснейленды. Волшебник, короче. Но еще был Рой Дисней, его родной брат. Который искал финансирование под все безумные проекты, сводил дебет с кредитом, привлекал инвесторов. Возможно, и даже вероятно, без него сказочник ограничился бы прикольными картинками в блокноте. А может, и того меньше, ведь рисовали тоже другие.
  • Генри Форд — человек бренд, изобретатель промышленного конвейера, отец автомобилестроения, еще титулов на пару книг. А кто помнит Джеймса Кузенса? Между тем, именно этот джентльмен организовал производство, наладил логистику, занимался сбытом, поставщиками. Кто еще все сделал, возникает вопрос.
  • Коко Шанель не нуждается в представлении. Зато не помешает упоминание Пьеру Вертхаймеру, деловому партнеру и совладельцу компании с 70% (что?) акций компании. Коко принадлежало всего 10%. По сути, она вообще не могла оказывать существенного влияния на решение вопросов, связанных с развитием «своего» бизнеса.
  • Фил Найт основал Nike. Он достаточно известен лично, чего не скажешь о его заместителе Билле Бауэрмане. Действительно, кому интересен тренер, воспитавший десятки спортсменов мирового уровня, прекрасно знакомый с индустрией спорта и разработчик дизайна флагманских кроссовок бренда (на которых он и вырос). Он не был первым, так себе — вторая роль.

И это абсолютно универсально. Все мировые рок-звезды выступали со своими «бандами». Кто-то написал текст шлягера, другой сочинил музыку, третьи сыграли. Продюсеры, маркетологи, финансовые и гастрольные директора, множество людей. Кто знает, без их участия мы узнали бы имена фронтменов? Не факт.

Короля играет свита

В театре, кино и далее везде действует основополагающий принцип. Одиночка пусть хоть трижды самый гениальный физически не способен настолько высоко выпрыгнуть из толпы, чтобы возвыситься над ней. Его должна поднять на своих плечах команда поддержки.

И речь идет не просто о поддержке, как для покосившегося забора, подпереть чтобы не упал — а о таких выдающихся усилиях, которые запускают звезду на орбиту.

Поэтому «помогают» титаны. Те самые, на плечах которых можно подняться очень высоко и сверкать потом с экранов. Вторые роли, почти безымянные по сравнению со «звездой», часто делают очень много сложной, ключевой, критической работы.

Они занимаются не вторичной рутиной, а изобретают, пробивают, строят, договариваются, отлаживают. Выращивают системы, которыми все в итоге восхищаются.

Известный исторический, а затем и литературный персонаж – кардинал Ришелье – стал собирательным образом таких людей. Они на второй роли, но занимаются при этом очень серьезными, эксклюзивными задачами. Просто предпочитают оставаться в тени. К микрофонам в лучах софитов выйдет другой, все презентует и расскажет.

Кстати, когда-то в позднем детстве я заглянул в тусовку КВН и одно время строчил там сценарии. Помню, был шокирован тем, что артисты на сцене не всегда понимают (!) шутки, которые отыгрывают. Публика в восторге от их остроумия, а они просто говорят чужой текст. Иногда плохо выучили, тогда все может пойти по анекдоту про Поручика Ржевского и шкипера на клипере.

Правда, надо признать что первые роли обычно в курсе происходящего. Башню окончательно им не сносит, они знают, откуда растут ноги их успеха. Авторов, инженеров, дизайнеров прячут за кулисами. Но стараются их не обидеть.

И здесь начинается самое интересное.

Когда выгодно быть вторым

В спорте гонка за лидером используется в качестве тактического приема. Что приводит к комичным ситуациям, особенно наглядно это выражено в велоспорте. Сначала все буквально играют в поддавки. Проигравший не способен ехать настолько медленно, как другие, ему приходится возглавить гонку. А значит, послужить форштевнем и принять на себя основную часть сопротивления воздуха.

Но потом, ближе к финишу сохранившие силы спортсмены, которые крались все время за несчастным, резко рванут к золоту.

Карьеристы тоже часто ведут себя похожим образом. Втираются в доверие к начальству, ходят по пятам, всячески угождают. Но не потому, что им нравится быть на побегушках. Они ловят момент, ждут пока представится шанс выскочить вперед.

По контрасту с такими заговорщиками есть настоящие, долгосрочные приверженцы вторых ролей. К ним относятся все те люди, которых я называл выше в качестве примеров. Стив Возняк, похоже, никогда и не помышлял подсидеть другого, более известного Стива. Его вполне устраивало заниматься техническими вопросами, иногда (довольно редко) давать интервью и плавно богатеть. Прямо как Форрест Гамп, который удачно купил акции «какой-то фруктовой компании».

Так вот, именно эти почти бескорыстные узкие специалисты снимают второй слой джекпота:

  • Им платят огромные гонорары.
  • У них первые и самые выгодные опционы.
  • Их прикроют, защитят, выкупят из любых неприятностей.
  • Они получат все мыслимые, иногда немыслимые ресурсы.
  • Дресс-код, внутренний распорядок, вообще законы — ой, забудьте.

Главное, делайте свое святое дело дальше. Создавайте уникальные продукты, которые возглавит другой. Развивайте мировые франшизы под чужим логотипом. Готовьте других чемпионов, не себя.

В среде авторов есть шикарный по политкорректности термин: книггер. Так называют тех, кто пишет «под других». Не обязательно книги. Раньше я сам подрабатывал таким образом. Речи, презентации, аналитические статьи. Десятки разных брендов, некоторые публичные личности получили дополнительное признание, подтверждение своей экспертности. А мне неплохо заплатили. Точнее, очень хорошо. Гораздо выше среднего по рынку, потому что вторая роль всегда в цене.

Ну, вернее, не всегда, а начиная с определенного уровня. Рубикон проходит по опыту, практическим навыкам и (что парадоксально) личной известности.

Нюанс в том, что действительно низовые заместители получают не больше пряников, а меньше. Их просто эксплуатируют. Они легко взаимозаменяемы. Это безымянное сырье, те самые трудовые ресурсы, коих почти бесконечно на биржах, рынке труда в целом. Не получится торговаться за условия, если тебя легко заменить запросом к ИИ.

Прежде чем получится выйти на топовых заказчиков с приятным призовым фондом, нужно, чтобы они тебя заметили. В любой сфере, тут все универсально.

  • Бренд находит толкового продавца и дает ему вырасти до руководителя отдела продаж, может, до директора по продажам, маркетингу. Но не выше.
  • Завод примечает смышленого работягу, обучает до мастера, начальника цеха, директора по производству. Но не выше.
  • Туристическое агентство дает расти своим сотрудникам, возит их в командировки, обучает основам HR, маркетинга, финансам, прочему. Может доверить филиал, хоть целое направление. Но не больше.

Второе важное условие заключается в этом ограничителе, «потолке» для амбиций. Как только вы задумаетесь о сольной карьере, тут же перейдете в статус «Джанго освобожденного». И от заданий по чужой указке, и от гонораров за них.

Резюме

Стремиться вверх нужно, важно, да по-другому и не получится ничем заниматься. Каждый хочет добиться успеха, это нормально и правильно. Вопрос в том, как именно себя позиционировать.

Обратите внимание, речь не о личной карьере, а о подходе к ведению дел в целом. Есть целые бизнесы, которые предпочли остаться в титрах мелким шрифтом. Например:

  • Foxconn производит электронику для многих топовых брендов. В числе их заказчиков IBM, Dell, Apple, Compaq. Широкая общественность хорошо знакома с клиентами Foxconn, но известность самого этого бренда значительно ниже.
  • Magna International поставляет почти все для автомобилестроительных гигантов, от зеркал и сидений до силовых агрегатов и систем привода. Их продукты есть в машинах General Motors, Ford, BMW и т.д. Но компания мало кому известна.
  • Spirit AeroSystems выпускают (а сначала разрабатывают) если не все, то очень многое из того, что весь мир привык называть самолетами Boeing. Однако про Боинги знают все, а о Spirit AeroSystems только довольно узкий круг профи по технологиям и бизнесу.

Практически везде, если приглядеться, под самым красивым и крупным логотипом скрывается еще несколько помельче. Без них ничего бы не было.

Вы можете выбирать, как лучше себя позиционировать. Не обязательно рваться из сухожилий за первое место, можно осознанно ограничиться второй ролью. Заработать достаточно и потом перейти к собственным проектам.

Например, так поступил ни много ни мало целый Китай, а за ним скоро подтянутся еще и страны ЮВА. Они десятилетиями шили, собирали и клепали брендовые продукты под чужими логотипами. Набрались опыта, отладили технологии и теперь включились в гонку за первые призовые места. Забавно, что они еще и былые заказы не потеряли. Мир по-прежнему пытается все производить в Азии. И только потом, с учетом поросших цен, рассматривает другие варианты.

Тут главное не забывать о том, что вторая роль не похуже и нечто из разряда неликвида. Она означает серебряную медаль, которую тоже сначала надо заработать. Но, возможно, стоит ставить такую цель явно, а не в виде разочарования «ну хоть так».

Кроме того, прошлые Олимпийские игры подарили миру еще один ракурс этой темы. Можно быть вторым и первым одновременно. У такого исключения есть имя, это турецкий стрелок Юсуф Дикеч.

Юсуф Дикеч

Юсуф Дикеч, стрелок, который занял второе место на Олимпиаде-2024
фото: eurosport

Фото в анонсе: кадр из фильма «Мушкетеры», источник: kinopoisk.ru

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Спасибо за успокоительную статью) На самом деле пара чаще успешнее, чем одиночка. Первый это стратег, второй - тактик. Не так много людей, в которых уживается и стратегия и тактика. А если чего-то из этой парочки не хватает, то никто не станет первым.

Консультант, Новосибирск

Интересная статья, Станислав, но я бы не смешивал первое место в спорте и лидерство в бизнесе.

Быть витриной бизнеса — это тяжелая работа, не все создатели, инженеры, творцы хотят это делать.

Но некоторым людям как раз приятно быть в центре внимания.

И это две разные позиции, и неизвестно еще, кто из них в конкретных случаях больше побеждает.

Отношение к деньгам у людей разное, и мерить топовость деньгами тоже глупо.

Думаю, тут гораздо важнее то, реализует человек свои амбиции или нет.

Но непонятно, имеет ли смысл определять места в этом и как это можно сделать.

Лично мне тратить свое время на то, чтобы «блистать в обществе», просто противно, лучше чем-то полезным заняться.

Проще шоуменов нанять при необходимости.

Интересно было бы прочитать статью на тему «Когда первое место — это поражение».
:)))

Руководитель, Москва
Николай Сычев пишет:
Когда первое место — это поражение

В любом плохом деле

Консультант, Новосибирск
Станислав Антипов пишет:
Николай Сычев пишет:
Когда первое место — это поражение

В любом плохом деле

Ну вот, теперь нужно разбираться с понятием плохого дела, а тут огромный простор для жульничества.

Аналитик, Москва

Станислав снова предлагает поразмять мозги в выходные!
Прекрасная идея!

Могу предположить, что вы пишете стихи. Явление нечастное - красиво описать в целом известное и знакомое явление новым языком. 

Хотя смутило, конечно, "Стив Джобс – до сих пор негласное лицо Apple". Джобс умер, он уже никем не является. И не может "являться лицом". Его образ да, согласен.

Ещё смутил заголовок. Ну это известный эффект заголовочного контроля. "Когда второе место не поражение, а победа". Такой заголовок воспринимается со смыслом "второе место в соревнованиях", а не в иерархии.

Хотел бы отметить два оттенка. Как верно заметила Ирина Невзорова "пара чаще успешнее". На сколько я знаю, у психологов даже есть понятие "вечного заместителя". Серый кардинал.
На флоте есть поговорка: "Хороший корабль - хороший капитан, плохой корабль - плохой старпом".
Старпом принимает решение для себя и предлагает его капитану.
Капитан утверждает, если доверяет своему старшему помошнику.
А если доверяет, то власть именно такого помошника становится абсолютной.
Капитан не может не поддержать старшего помошника.
Капитан может прикрыть рискованные решения старпома.
Может исправить их.
Капитан ограничен множеством факторов, страпом ограничен только волей капитана.
У старпома всегда есть крыша: "Голову с плеч капитану. Да здравствует капитан!". 

Если кому-то повезло стать вторым лицом у сильного и опытного лидера,то можно только поблагодарить судьбу и воспользоваться по максимому. Были у меня такие люди, кторых я вспоминаю всю жизнь.

Второй нюанс. Это можно назвать это эффектом генеральского мест. Любой генерал начинает  преувеличенно воспринимать свою власть. Обратишься к нему с просьбой, он даёт рапоряжение своим многочисленным помошникам и с удовольствием от своей помощи сообщает, что он всё решил и разрулил. Ярчайший и любопытгнейший пример - нынешний президент США. А на деле оказывается, то его решение не абсолютный указ для его помошников. Вспомните классического капитана Кольцова, адьютанта его Превосходительства. Ты должен решать вопрос с не с барином, а с конюхом, возницей.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
73% руководителей считают, что ИИ может заменить человека на рабочем месте

Большинство респондентов воспринимают ИИ как важный и перспективный инструмент, а не как угрозу.

Зумеры массово завышают свой опыт работы

Чаще всего зумеры преувеличивают свои рабочие компетенции, набор soft skills, а также навыки владения иностранными языками.

Зарплаты в добывающей отрасли могут вырасти к концу года на 10-12%

В отрасли наблюдается ощутимый дефицит кадров.

Каждый второй россиянин уже использует ИИ в работе

81% видят в развитии ИИ-технологий новые карьерные возможности.