4 негативных эффекта удаленки, о которых пора задуматься

Так получилось, что научные исследования в основном подчеркивали преимущества удаленной работы, в том числе положительное влияние на повышение морального духа сотрудников, здоровья и благосостояния, а также производительности труда. Но это было до пандемии!

До коронакризиса опция WFH (work from home) или работа на дому была скорее добровольным выбором, чем необходимостью. Организации предлагали две альтернативы сотрудникам: посещение офиса или удаленную работу.

Такая схема позволяла автоматически осуществлять сортировку, когда сотрудники сами выбирали тот вариант, который наилучшим образом соответствовал их личности и обстоятельствам: время поездок на работу, местоположение, физическое пространство и потребность в личных встречах.

Но что происходит, когда у людей нет выбора, и те, кто не хотел и не готов работать с дома, вынуждены это делать? Может ли Zoom полностью заменить физический контакт лицом к лицу, особенно в долгосрочной перспективе? Каковы психологические последствия продолжительной удаленной работы? Что мы можем сделать, чтобы подготовиться к ним?

Только время поможет ответить наверняка на эти вопросы. Единственное, что мы знаем точно о будущем удаленки – это то, что пока ни у кого нет данных для анализа.

Сейчас мы можем только предположить, что жаркие дискуссии об эффектах работы из дома в долгую и ее влиянии на человека и на культуру общения в целом будут напоминать обсуждение вопросов зависимости от социальных сетей или как негативно влияет режим «постоянно на связи» на наш мозг. Поживем – увидим!

Тем не менее уже сейчас можно разглядеть тревожные знаки, на основе которых можно предсказать негативные последствия длительной удаленной работы. Вот четыре основных повода для беспокойства.

1. Одиночество

Социальная изоляция становится реальной проблемой. Как правило, сотрудники чувствуют себя одинокими, если организация должным образом не развивает культуру виртуального сотрудничества и не поддерживает связи и общение между сотрудниками.

Не все руководители способны и готовы к переходу от «аналогового управления» к управлению с помощью инструментов в стиле «Zoom». Тревожно то, что кризис может усугубить существующее неравенство рабочей силы, еще больше навредив менее адаптабельным, менее обучаемым, не готовым к цифровизации и слабым сотрудникам.

2. Тревога

Неуверенность и неопределенность вызывает тревогу. Несмотря на все разговоры о гибкости, адаптации, приспосабливаемости, принятии неопределенности в качестве нормы для выживания и процветания в VUCA-мире, большинство людей по-прежнему настраивает свои привычки под скучную и предсказуемую среду обитания. Порой мы специально обманываем себя, притворяясь, что существует более высокая степень уверенности, чем она сесть на самом деле.

Мы жаждем найти смысл в происходящем и пытаемся объяснить себе, что происходит, поэтому в отсутствии чего-то знакомого вокруг не чувствуем себя в безопасности. Когда мы не можем планировать, то испытываем дискомфорт и беспомощность. Все это означает, что удаленная работа наедине с самим с собой не так проблематична, как перспектива заниматься ею в течение неопределенно долгого времени.

Мы пока не знаем, как это отразится на наших жизненных планах в целом и образе жизни. Мы не в состоянии принимать ключевые логистические решения о том, где жить, например. Чего ожидать от наших долгосрочных карьерных перспектив и возможностей трудоустройства, а также как управлять личной жизнью и отношениями!

3. Стресс

Любые изменения приводят к стрессу. Вот почему лучшим показателем того, насколько хорошо люди справляются с удаленной работой, является то, работали ли они «на удаленке» раньше. Между теми, кто сам выбрал удаленную работу до этого кризиса и продолжает работать, и теми, кто был вынужден переключиться в режим «работа на дому» существует большая разница.

Для первых «новая норма» – всего лишь привычный и удобный способ работать из дома, поэтому им повезло больше. К сожалению, большинство людей не попадают в эту категорию, но даже тем, кто, казалось бы, не должен был испытать сильного дискомфорта от удаленки пришлось напрягаться, чтобы приспосабливаться к другим, которые были вынуждены переключиться на виртуальную работу или вообще перестать работать.

Не говоря уже о сотрудниках с детьми, которым пришлось сложнее всего, даже если удаленка для них является привычной нормой. Карантин во всех учебных заведениях кардинально изменил расписание и распорядок дня и сильно повлиял на способность к удаленной работе.

4. Личное общение ни чем не заменить

Невозможно просто игнорировать эволюционные процессы и заменить миллионы лет личного взаимодействия технологически опосредованными или виртуальными коммуникациями.

Если Zoom и подобные ему инструменты и помогли нам воссоздать виртуальный опыт общения близкий к личному, то это случилось не только благодаря технологиям, но и силе человеческого воображения.

Забавно, но большая часть технологий, которые мы используем для удобства, заключается в том, чтобы воспроизвести реальный жизненный опыт. Многие сходятся во мнении, что виртуальный контакт – это всего лишь дешевая замена реальному контакту, и большинство людей предпочитают «Drinks to Zinks» – реальные напитки в компании реальных людей, а не напитки через Zoom.

Возможно, будущая роль офиса состоит в том, чтобы действовать как социальный театр, где мы можем получить необходимую дозу личного контакта.

Что дальше?

Больше всего люди ценят гибкость. В глобальном исследовании ManpowerGroup отмечалось, что в мире талантов наблюдается тенденция к индивидуализации и персонализации работы. Несомненно, эта тенденция несовместима с желанием заставить всех работать удаленно, тем более, когда работа из дома мешает личным и семейным обстоятельствам. В результате работодатели вскоре будут дифференцироваться по своей способности предлагать выбор: работа из офиса или из дома.

У удаленной работы есть много преимуществ, и именно поэтому 37% рабочей силы приняли ее еще до пандемии. Научные исследования и масштабные данные уже давно очертили основные преимущества удаленной работы: от повышения производительности и баланса между работой и личной жизнью до снижения затрат и потери времени. Удаленная работа помогает разгрузить дорожное движение, а вместе с ним и окружающую среду.

Можно также надеется, что большая виртуальная перезагрузка заставит организации улучшить свою способность измерять производительность сотрудников, «дезинфицируя» и «стерилизуя» офисную политику, превращая компании в меритократии, ценящие таланты.

Не будем забывать, что по своей природе человек необычайно устойчивый и легко приспосабливаемый организм, и что самая сложная и трудная часть – сделать первый шаг – уже решена. Остается надеяться, что мы оправимся от кризиса и станем еще сильнее и лучше.

По материалам fastcompany.com. Автор – доктор Томас Чаморо-Премузич, главный специалист по талантам в ManpowerGroup и профессор психологии бизнеса в University College London и в Колумбийском университете. Перевела с английского Алина Прудских.

Читайте также:

Есть ли в постоянной удаленной работе повод для беспокойства?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

До следующей "изоляции" тема утратила актуальность...

Партнер, Красноярск
Сергей Алейников пишет:

До следующей "изоляции" тема утратила актуальность...

Не скажите, при взгляде на картинку сразу потянуло на "удалёнку" )))

Налоговый консультант, Кемерово

Подробно расспросила своих знакомых, недовольных удаленкой, что не так? Ответы можно разделить по двум пунктам:

1. Дети/пожилые родители/кошки/собаки под ногами путаются и мешают работать, а квартира небольшая, запереться негде - тут все понятно.

2. Ну, то я чай пойду попить, то в туалет, то в окно посмотрю - вжух! уже и вечер, ничего не сделано. Я слишком расслабляюсь..

И по пункту 2 едва ли не большинство. Задаю встречный вопрос "То есть тебе нужна дисциплина, которую тебе организуют другие?" Отвечают: "Нуу.. вообще-то ДА!" И это говорят умные, образованные, высокооплачиваемые люди в возрасте 25-50 лет. Получается, что для продуктивной работы очень многим нужен вечно орущий надсмотрщик с хлыстом, подъем в 5-6 утра, режим "от звонка до звонка" и постоянная угроза наказания за косяк. Вот это дисциплина! Вот это по нашему! Вот это нам знакомо, уютно и понятно.

А удаленная работа предполагает умение САМОСТОЯТЕЛЬНО себя организовать, чего большинство народу, как оказалось, не умеет и уметь не собирается. Вот отсюда и одиночество, и стресс, и тревога, про которые пишет уважаемый автор статьи. Грустно товариСЧи!

Адм. директор, Санкт-Петербург
Олег Севодин пишет:
при взгляде на картинку сразу потянуло на "удалёнку" )))

Иллюстрация к статье действительно не про "удалёнку!", там ПОТ РМ не соблюдены... 

Руководитель группы, Москва
Наталья Семенова пишет:
Задаю встречный вопрос "То есть тебе нужна дисциплина, которую тебе организуют другие?" Отвечают: "Нуу.. вообще-то ДА!" И это говорят умные, образованные, высокооплачиваемые люди в возрасте 25-50 лет. Получается, что для продуктивной работы очень многим нужен вечно орущий надсмотрщик с хлыстом, подъем в 5-6 утра, режим "от звонка до звонка" и постоянная угроза наказания за косяк.

Наталья, мне кажется, это потому что деятельность, которой эти люди занимаются, их не мотивирует.

Например, у человека в договоре прописано, что он получает 30 тысяч рублей оклад (или 70 тысяч р, если в Москве) и 3% от продаж продукции, выведенной им на рынок. Человек понимает, что в результате работы он выстраивает работу фирмы так, что продажи продукции составляют 100 млн рублей в год, то он получает 3 млн рублей в год к окладу; а если продажи продукции на 1 млрд рублей в год, то сам человек получит 30 млн рублей в год. При этом собственники фирмы готовы инвестировать в вывод продукции на рынок: в покупку прав у зарубежного правообладателя, в получение разрешительных документов в России, в маркетинг, в продажи. То есть, от работы сотрудника здесь многое зависит, он влияет на свой доход.

Почти в 100% случаев человек в такой ситуации будет работать без "понукания" 16 часов в сутки, чтобы продажи компании достигли миллиарда.

 

А если человек получает оклад 30 тысяч р в Пензе или 70 тысяч р в Москве, и ничего больше, то чего напрягаться? Конечно, лучше книгу почитать, в окно посмотреть.

Бывает так, что в договоре у сотрудника прописана возможность премии. Премия составляет 150 тысяч р раз в квартал для Пензы или 300 тысяч раз в квартал для Москвы. Но при этом ответственность за показатели, по итогу которых дается премия, размыта (то есть, не один данный сотрудник влияет на результат, а большое количество отделов и коллег), за невыполнение какого-то отдельного KPI премии могут лишить; премию можно не получить, если накосячили коллеги из другого отдела, на которых сотрудник не имеет влияния; премию можно не получить, если объективно продукт не подходит для рынка; или если маркетинговый отдел разработал неверную стратегию, если собственники приняли стратегическое решение снизить затраты на промоцию этого продукта и переключаться на промоцию других продуктов и т.д.

В этом случае вероятность получения премии в случае хорошей, добросовестной работы, далеко не 100%. Размер премии - как видим, не 30 миллионов. Поэтому тут тоже есть почва для мотивации смотреть в окно и не работать без присмотра.

Партнер, Красноярск
Сергей Алейников пишет:

Иллюстрация к статье действительно не про "удалёнку!", там ПОТ РМ не соблюдены... 

Таки да, но "притягивает взоры волнующий разрез" )))

Руководитель группы, Москва

Главная проблема удаленки - это существенное ухудшение качества коммуникаций, и внешних и внутренних, и снижение эффективности накопления и разделения опыта между сотрудниками

Независимый директор, Москва

Тревога и стресс сопровождают любой кризис. Молодое поколение одиночества  не чувствует, оно и так общается в инете. С личным общением зрелых людей сложнее. А вот внебрачные служебные романы точно под угрозой...

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Главная проблема удаленки в том, что сферы деятельности разные и в переводе их на удаленку не может применяться общий принцип, слишком много разных нюансов и поэтому их невозможно подвести под универсальные советы. 

То, что для IT работника рай, для учителя младших классов - ад и наоборот. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.