Кадровый аутсорсинг: как понять, что пора передавать задачи на сторону

По разным данным, в России услугами аутсорсинга персонала пользуются 20-30% компаний. По моему опыту, практически на всех складских комплексах до 80% сотрудников – аутсорсинговые. В этой статье я хочу поделиться своим опытом и рассказать, как бизнесу понять, что пора передавать задачи на сторону.

Кто сегодня в топе востребованности на аутсорсе

По данным аналитического отчета Российской ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ) за 2024 год, спрос на привлечение сотрудников вне штата распределяется таким образом:

  • 36% сектора составил аутсорсинг торгового персонала и услуг мерчандайзинга;
  • еще 36% — производственный аутсорсинг;
  • 8% — административный;
  • 4% — IT-аутсорсинг;
  • 16% — его прочие виды.

Если говорить о самых популярных направлениях, то их можно разделить на две категории: «белые воротнички» (офисные сотрудники) и «синие воротнички» (рабочие специальности).

Начну с «синих воротничков». Здесь спрос просто зашкаливает. Кадровый голод усугубился из-за текущей геополитической ситуации и ограничений на ввоз иностранных трудовых мигрантов. Компании вынуждены обращаться к аутсорсингу, чтобы закрыть вакансии и поддерживать производственные процессы.

Вот мой личный рейтинг:

  • Операционный персонал. Разнорабочие, грузчики, упаковщики, комплектовщики заказов, слесаря, монтажники, электрики, водители и другие линейные позиции. Думаю, здесь все понятно. Объемы работы растут, а выполнять их некому. 
  • Курьеры. Бум e-commerce никуда не делся, и скорость доставки играет решающую роль в столичных городах России.
  • Специалисты складской логистики. Рост количества складских комплексов, усложнение складских процессов, организация и контроль работы операционного персонала — только для опытных специалистов, которые сами прошли карьерный путь на складе.
  • Специалисты пищевого производства

С «белыми воротничками» ситуация немного другая, но и здесь аутсорсинг пользуется спросом. 

Мой топ-3 выглядит так:

  • Эксперты по развитию бизнеса, подразделения или отдела. 
  • HR-специалисты. 
  • Руководители call-центров и иных отделов клиентской поддержки. 

Кроме того, все больше компаний передают на аутсорсинг сервисные функции, которые раньше считались внутренними. Среди них:

  • Бухгалтерия. Ведение учета, налоговая отчетность и финансовый аудит – это задачи, которые все чаще доверяют внешним подрядчикам.
  • Клининг. Уборка офисов, складов и производственных помещений – это не основная деятельность бизнеса, поэтому ее проще отдать профессионалам.
  • Административно-хозяйственные задачи (АХО). Организация работы офиса, закупка канцелярии, обслуживание техники – все это можно эффективно передать на аутсорсинг.

Как изменилось отношение к аутсорсингу

Рынок стал более зрелым. Раньше бизнес воспринимал аутсорсинговые компании скорее как поставщиков «рук». Оплата шла за отработанные часы, а не за результат. Сейчас все чаще можно встретить более эффективные модели привлечения внешнего персонала: оплату по выработке, помощь во внедрении новых стандартов и автоматизации процессов.

Если раньше это был скорее теневой сегмент с минимальным контролем, то сейчас заказчики начали понимать, что аутсорсинг – это легальный и прозрачный бизнес с отчетностью, контролем качества и «белым» трудоустройством.

Когда пора передавать задачи на аутсорсинг

Перечислю явные сигналы. Пора задуматься об аутсорсинге, если вы замечаете, что:

  • бюджет на подбор и адаптацию сотрудников превышает среднерыночный показатель;
  • отдел кадров стабильно не справляется с заявками на персонал;
  • когда вам требуется молниеносное расширение, но существующая организационная структура буксует и не успевает за потребностями бизнеса;
  • производительность падает, а себестоимость продукции растет;
  • есть необходимость быстро наращивать и сокращать персонал в течение года.

Штатный персонал vs аутсорсинг: примерный расчет

Производственной компании требуется обеспечить работу 25 сотрудников на смене. Рассмотрим два варианта: наем штатных сотрудников и привлечение специалистов через аутсорсинговую компанию.

Вариант 1. Штатный персонал (25 рабочих мест на 50 человек для обеспечения сменности в графике 2/2 по 11 часов).

Прямые расходы на заработную плату: оклад, премии, отпускные и налоги для 50 сотрудников составляют 5 720 000 руб. в месяц.

Дополнительные расходы, связанные с управлением персоналом:

  • Оплата труда экономиста-расчетчика (с налогами): 91 000 руб.
  • Зарплата начальника смены/бригадира: 208 000 руб.
  • Затраты на подбор персонала (реклама, работа HR-менеджера): 295 000 руб. (включая рекламу – 165 000 руб. и ЗП HR – 130 000 руб.).
  • Расходы на спецодежду: 49 500 руб.
  • Изготовление пропусков: 3 300 руб.

Итоговые расходы на штатный персонал: 6 366 800 руб.

Вариант 2. Аутсорсинг (25 рабочих мест на смене; график не важен, смена по 11 часов).

Стоимость услуг аутсорсинговой компании для заказчика: ставка за одного специалиста составляет 590 руб. за час или смену 6 490 руб.

Умножим 25 чел/смен × 590*11*30 = 4 867 500 руб.

Общая стоимость: 4 867 500 руб. в месяц.

Итого, привлечение сотрудников из внешней организации позволит сократить ежемесячные расходы компании на персонал на 1 499 300 руб.

Что точно не стоит отдавать на аутсорсинг

Несмотря на то, что передать на сторону можно практически любую функцию, есть задачи, к которым стоит подходить с особой осторожностью, потому что они затрагивают самые чувствительные точки вашего бизнеса: уникальность, репутацию и долгосрочную перспективу.

Какие это задачи?

  • Задачи, требующие абсолютной конфиденциальности и безопасности. Если вы работаете с секретными данными или информацией, требующей высочайшего уровня защиты, лучше оставить такие задачи внутри компании.
  • Задачи, связанные с ключевой экспертизой и конкурентным преимуществом. Если вы изобрели уникальную технологию или обладаете эксклюзивным ноу-хау, передавать разработку или управление этим активом на сторону – значит, делиться своим главным оружием. Риск утечки информации или потери контроля над инновациями слишком велик.
  • Задачи, связанные с долгосрочной стратегией и развитием компании. Речь идет о стратегическом планировании, создании новых продуктов или выходе на новые рынки.
  • Эти задачи и должности напрямую связаны с уникальностью, репутацией и долгосрочными целями компании. Передача их на сторону может не только увеличить риски, но и лишить бизнес гибкости и контроля. 

Будущее аутсорсинга

Я уверен, что массовый поток задач будет уходить на аутсорсинг. Основной фактор, который будет определять будущее рынка – это кадровый дефицит. Он никуда не денется, а значит, спрос на аутсорсинг будет только расти вплоть до 2030 года.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Всё описано прекрасно, автор явный специалист в теме.

Компании вынуждены обращаться к аутсорсингу, чтобы закрыть вакансии и поддерживать производственные процессы.

Поэтому хочется лишь немного уточнить.

Аутсорсинг - инструмент стагнирующей компании, где концентрируются усилия

на сокращении издержек. Или он хорош для франшизы. Или для фирмы, просто

копирующей успешного конкурента.

В развивающейся компании целесообразно делать ставку на собственную

команду.

Директор по развитию, Москва

Тема кадрового аутсорса очень рабочая и актуальная, но в каждом случае требует детального изучения под конкретные условия. Может поэтому и нет активных комментариев.

Генеральный директор, Москва

Прямые затраты на свою персонал 5 720 000 руб. в месяц.

Гросс-затраты на аутсорсеров (включая ЗП, налоги (налоги же надо платить?), затраты на проживание и конечно прибыль -4 867 500 руб.). То есть ставка самого работника - отнюдь не 590 руб. час. А гораздо меньше.

Вопросы:

1. Кто эти люди, готовые работать за 300-400 руб./час (или даже меньше)? Каково качество данного персонала? И стабильность (готовность работать стабильно, а не сняться в другое место если им предложат 500 в час)?

2. Насколько модель жизнеспособна при условии хронической нехватки кадров и "закручивания гаек" на въезд рабочей силы из сопредельных государств.

Мой опыт в машиностроении, показывает что квалифицированный станочник в аутсорс - дороже чем принять такого в штат. И этот инструмент используется тогда, когда нужно срочно расшить узкое место по персоналу.

 

Аналитик, Москва

Хорошая статья! Написано красиво и верно.
Я сторонник передачи части услуг на аутсорсинг, когда-то даже на эту тему в институте Адама Смита выступал.

Аутсорсинг в ИТ был развит и в СССР, вспомните фирмы "Каскад", "ЭВМ сервис", "ЭВМ комплекс", надеюсь, не забыл названия. ))
В ИТ редко берут на кадровый аутсорсинг, но вот для поддержки каких-то локальных систем - запросто. Та же 1С, Консультант, поддержка ЭЦП, системы видеонаблюдения. Встречал подобное и в банках, и в торговле, и в чистых ИТ компаниях. 
Туроператоры частенько привлекали кадровый аутсоринг.

Генеральный директор, Москва
Станислав Щербаков пишет:

Прямые затраты на свою персонал 5 720 000 руб. в месяц.

Гросс-затраты на аутсорсеров (включая ЗП, налоги (налоги же надо платить?), затраты на проживание и конечно прибыль -4 867 500 руб.). То есть ставка самого работника - отнюдь не 590 руб. час. А гораздо меньше.

Вопросы:

1. Кто эти люди, готовые работать за 300-400 руб./час (или даже меньше)? Каково качество данного персонала? И стабильность (готовность работать стабильно, а не сняться в другое место если им предложат 500 в час)?

2. Насколько модель жизнеспособна при условии хронической нехватки кадров и "закручивания гаек" на въезд рабочей силы из сопредельных государств.

Мой опыт в машиностроении, показывает что квалифицированный станочник в аутсорс - дороже чем принять такого в штат. И этот инструмент используется тогда, когда нужно срочно расшить узкое место по персоналу.

 

Станислав, добрый день!

Грамотные вопросы и обозначенные риски. Ответ из моей практики:

1. Да, эти люди готовы работать за 300-400р в час, как временные подрядчики - самозанятые лица. Заключают контракт на 1,5 - 3-и месяца и работают почти без выходных. Главное для них-  закончить контракт, получить расчет, съездить домой на 1-2 месяца и вернуться обратно. Они очень мотивированы заработать, так как дома у них ЗП 25-35 000р в месяц, как потолок. Никаких сверурочных работ и доплат, но при этом и работать надо каждую неделю и только 2-а дня выходных. В нашей ситуации в аутсорсинге, они могут много работать, много заработать и долго отдыхать на эти деньги. Для многих современных молодых людей такой формат жизни актуален и востребован, это как трудовой туризм в другие регионы России. При этом от 5 до 15% таких специалистов прерывают договор и уходят на другие предложения, которые якобы дороже, но потом большиство возвращаются обратно, так как обещания не равно выполнению. 

2. Кадры всегда имеются. Важно уметь найти свой поток кандидатов. Настроить доверие и деловые отношения с людьми. Проводить профессиональное обучение для новичков и главное платить достойно, за счет роста эффективности их труда. Для чего необходимо организовать процесс их труда максимально эффективно. Многие из нас видят, какие бывают простои в технологических процессах!)) Главное их исключить и это даст значительный рост чистой прибыли проекта и гарантию потока желающих работать за адекватные тарифы. 

      Касательно иностранной рабочей силы  - мы с ними в принципе не работаем, так как это по сути только зона риска для компании с официальными процессами, но они удобны для тех компаний, которым важно иметь источник компенсации потерь и роста прибыли, путем прекращения сотрудничества с иностранцами без оплаты за работу - они никуда жаловаться не пойдут.

     Если ответить на вопрос по квалифицированным рабочим, то да - мы таких подбираем и выводим на объекты, там, где нет местных жителей, но необходимо нарастить или удержать объем производства. При этом стоимость услуг  на аутсорсинг для бизнеса в целом дешевле, чем местных сотрудников нанять, так как система аутсорсинга учитывает гарантированную ротацию персонала, замену на больничном, в отпуске и обычный саботаж на рабочем месте, когда штатный специалист прекращает делать норму, зная, что ему нет замены. Всегда есть возможность привезти новичков, переобучить профессии и получить поток приверженцев, как например, у нас на производстве продуктов питания, уже имеется свободный резевр в 150 обученных человек за 3-и года работы на проекте.

Всем руководителям желаю удачи в своих проектах!

 

 

Генеральный директор, Москва
Александр Сейнов пишет:

Всё описано прекрасно, автор явный специалист в теме.

Компании вынуждены обращаться к аутсорсингу, чтобы закрыть вакансии и поддерживать производственные процессы.

Поэтому хочется лишь немного уточнить.

Аутсорсинг - инструмент стагнирующей компании, где концентрируются усилия

на сокращении издержек. Или он хорош для франшизы. Или для фирмы, просто

копирующей успешного конкурента.

В развивающейся компании целесообразно делать ставку на собственную

команду.

Александр, добрый день. 

По нашему опыту - аутсорсинг персонала ключевой инструмент для роста новых и крупных компаний. Абсолютно все логоцентры в Московской области и регионах России выросли на аутсорсинге, когда надо было набрать от 1000 до 3000 человек за полгода и постоянно держать такой объем людей в дисциплине и на высоком качестве работы.

К сожалению, собственная команда не сможет так быстро вырасти. 

Например у нас собственная команда работает только в управлении проектами аутсорсинга, а непосредственно специалисты для складской логистики или производства - самозанятые лица, по временным договорам, с произвольной ротацией в течении года. За планирование ротации отвечает отделение рекрутинга, которые 24/7 занимаются привозом людей на объекты.

Благодарю за комментарий. Желаю успехов в работе!

Аналитик, Москва
Андрей Смолин пишет:
Если ответить на вопрос по квалифицированным рабочим, то да - мы таких подбираем и выводим на объекты, там, где нет местных жителей, но необходимо нарастить или удержать объем производства.

Это верно, кстати! Коллеги не учли такие ситуации, а это важно. Я работал в одной фирме в Москве, а завод построили в соседней области, там не было нужных кадров и часть работ мы передали на аутсорсинг, это было очень надёжно и своевременно, иначе бы не справились со сроками.

Финансовый директор, Калининград

Перечислю явные сигналы. Пора задуматься об аутсорсинге, если вы замечаете, что:

Андрей, спасибо за статью! еще пару пунктов захотелось добавить:

* вы много раз пытались наладить процесс изнутри, но каждый раз что-то шло не так, т.е. желаемого результата вы так и не достигли;
* процесс не особо затратен по времени, через штатных сотрудников как допобязанность реализовать не получается, а игнорировать невозможно. пример - финансовый директор на аутсорсе.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.