Болото, а не зона комфорта: что делать, если вы застряли в развитии

Люди старше тридцати лет понимают, что развитие – это не выбор, а важное условие для профессиональной жизни. Тем не менее, часто от них можно услышать такие слова:

  • Понимаю, что надо регулярно развиваться и совершенствоваться. Начинаю, но не могу продолжить.
  • Есть цели, есть мотивация, но что-то останавливает меня в середине пути.
  • Надо найти более легкий способ. Он есть, просто пока я не могу найти.
  • Начинаю с большой мотивацией, но потом она почему-то уходит, и я останавливаюсь.
  • Никак не могу выйти из зоны комфорта. Мне там не хорошо и я понимаю, что это тянет меня назад, но выйти оттуда не могу.
  • Знаю, что надо делать, но не могу заставить себя начать, а начав, не могу продолжить.
  • Чувствую, что опаздываю по жизни и теряю в глазах руководства, конкурируя с молодым поколением. Но что я могу поделать? Хочу меняться и начинаю развиваться, но потом все останавливается.

Почему люди хотят профессионально расти, но не могут

До 30 лет у человека бывает сильная мотивация для того, чтобы утвердиться в жизни, удовлетворить и поставить на стабильные рельсы свои базовые потребности: еда, кров, средство передвижения. Для этого он много работает, успевает развиваться, уделяет много времени тому, чтобы подниматься вверх по карьерной лестнице. Достигнув необходимого уровня, он останавливается передохнуть. Ему спокойно: он достиг определенной гарантированной стабильности, все в порядке, поставленные планы выполнены, может не торопясь пожинать плоды своих трудов предыдущих лет.

Проходит 3-5 лет. Человек продолжает работать, но уже как будто на автопилоте. Развивается настолько, насколько развивается компания. Ему становится тяжелее от отсутствия спорта и правильного питания. Энергии с каждым годом становится меньше. Он годами планирует начать изучение иностранного языка, потому что раньше не было на это времени из-за работы. В его профессиональной сфере происходят изменения, за которыми он не успевает следить, да и настроения нет: «потом сделаю». Хочется идти дальше и выше по карьерной лестнице, но не хватает свежих знаний и надо укрепить свои слабые стороны, но увы – опять нет времени. Время и энергия уходит на детей, бытовые моменты и проблемы, которых не было до 30 лет.

Дорога перемен: какие этапы надо пройти к новой версии себя

До того, как принять решение о серьезных изменениях, человек проходит 5 стадий:

  1. Пока «есть еще порох в пороховнице», он считает, что все хорошо, в порядке. Да, он стоит на месте, но это нормальное состояние.
  2. Нормальное состояние превращается в зону комфорта: ему хорошо и надо получать удовольствие от жизни. На этом этапе он надеется на себя и закрывает задачи «на опыте».
  3. Обеспокоенность приходит незаметно: он видит свое отставание от новых реалий, понимает, что становится тяжелее физически, невыгодно отличается от молодых кадров несовременными знаниями, предыдущий опыт порой не вывозит. Приходит мысль «пора меняться».
  4. Начинаются безуспешные попытки действовать, чтобы добиться быстрых результатов.
  5. Переход к сознательным и глубоким действиям.

Давайте рассмотрим более детально некоторые стадии.

Почему зона комфорта – это болото

Зона комфорта – красивое название и неверное описание состояния, когда человек ничего не делает и действует по инерции. Правильное название состояния, когда человек сидит и не развивается – это болото, когда тело в тепле, а сознание дремлет. А зона комфорта – это состояние хорошего настроения, когда человек живет в режиме «делу время, потехе час». Сидя в болоте, человек оставляет без развития и не шлифует свой мозг, тело, сознание, знания. Ему пока хорошо, до тех пор, пока происходящее в организации и сфере, прибывающие молодые кадры не докажут отсталость его знаний и опыта.

Как появляется беспокойство о будущем карьеры

В компанию приходят более молодые кадры. Сложно не заметить их свежесть, энергию и актуальные знания. Молодой человек с трехлетним опытом работы уже может составить хорошую конкуренцию как специалист, а со стажем 5-7 лет – и как руководитель. И даже образование и опыт, о которых с гордостью говорит застрявший в зоне комфорта, не даст фору. Потому что учился он 15 лет назад, а за это время произошли серьезные изменения, а опыт – это одни и те же задачи, которые он делал годами, не развиваясь. Самый простой пример: взрослый руководитель, который со всем своим предыдущим опытом не может управлять молодыми специалистами, потому что его управленческие подходы больше не работают.

Почему быстрые рывки неэффективны для роста

Понимая, что время перемен пришло, в попытках наверстать упущенное, опытный специалист переходит на стадию безуспешных попыток саморазвития. Начинает действовать, но не хватает терпения. Далее начинаются попытки найти «волшебную таблетку» с гарантированным эффектом:

  • Учитель иностранного языка, который обещает за 3 месяца результат.
  • Спортивный тренер, который за месяц уберет живот и 10-20 кг лишнего веса.
  • Полезная книга, которая подскажет эффективные методики.

Человек делает попытки поменяться, но получаются какие-то безрезультатные рывки, которые останавливаются под разными предлогами и оправданиями. Каждый год он ждет, что обязательно начнет с нового года, пережидает лето, чтобы осенью наверстать упущенное. Проходят года. Оглядываясь на свои последние несколько лет, он видит, что драгоценное время ушло, а он ничего не добился, никаких изменений не произошло.

Почему не получается личностно развиваться: 3 ошибки

На пятой стадии люди принимают решение меняться глубоко и долгосрочно. В этом периоде люди делятся на две основные категории:

  • Кто решает остаться там, где есть.
  • Кто намерен решить эти проблемы и выйти из болота и периода застоя.

Те, у кого не получается меняться, совершают следующие три ошибки.

1. Плохая подготовка

В любом новом деле важно правильно настроить себя, свой мозг и психику.

Приведу простой пример. Человеку предстоит подняться на гору. Наш герой думает, что его ждет ровный, красивый и аккуратный путь без препятствий. Считая, что подъем будет приятным и легким, и не делая никаких подготовок к дороге, он, дойдя к подножию горы, удивляется и начинает искать аккуратную тропу. Он обходит гору по кругу, но не находит ожидаемой ровной дороги, ведущей наверх. Тогда он вступает на первую попавшуюся тропинку. Начинает подниматься, но ноги скользят по камням, колючки кустов царапают его незащищенные руки и ноги, а солнечный свет не пробивается и ему холодно. С наступлением темноты он слышит звуки диких животных. Вечером он хочет отдохнуть под деревом, но у него нет ничего, чтобы развести костер. Он очень недоволен, думает, что выбрал «неправильную» гору, и решает сменить ее. Через некоторое время он начинает подъем на новую гору, и опять та же картина. И хотя горы разные, везде его ждут схожие препятствия и трудности. Некоторые люди в таком состоянии могут проводить года, жалуясь на жизнь и на горы, и все время находясь в поиске аккуратных дорог на новые вершины. В сердце у них есть вершины, но, ища к ним красивые и ровные дороги и не находя их, они винят лишь горы и свое невезение.

Именно так и происходит с человеком, который считает, что за три месяца можно выучить иностранный язык, а за два набрать хорошую физическую форму. Нередко встречаются люди, которые считают, что развитие может быть развлечением и в жизни не надо сильно напрягаться. И естественно, когда есть спрос на краткосрочные быстрые результаты в легком темпе, находится достаточно дельцов, которые эти услуги предлагают.

Качественный, конкретный результат требует серьезного труда в течение долгого периода времени. Когда человек понимает и принимает это, он планирует и перераспределяет все свои дела, обязанности, энергию и время исходя из того, что надо будет долго концентрироваться.

Развитие выглядит просто, но это совсем не легкий путь. Взрослому человеку, у которого есть загруженность на работе, домашние заботы, бытовые проблемы, сложно заставлять себя регулярно заниматься иностранным языком, спортом, профессиональным развитием и эффективным чтением книг. Именно по этой причине на четвертой стадии человек ищет легкие пути, которые не дают результата. Поэтому важно понимать и принимать правила игры: развитие – это не красиво, не легко, а тяжелый, нудный и долгий труд.

2. Надежда на мотивацию

В большинстве мотивационных книг пишут о важности целеполагания, рассказывая о том, что цели мотивируют. В реальности это редко когда работает, а если и работает, то не в долгосрочной перспективе.

Представьте себе человека 35 лет. Получает хорошие деньги, которые позволяют оплачивать базовые потребности: квартира, автомобиль, хватает на комфортную жизнь и удовольствия с семьей. Он прекрасно знает, что приложив усилия, может выйти на другой уровень в своем статусе, должности и заработной плате. Но для этого ему надо больше года работать над собой. Мотивация есть, цель есть. Работает ли это? Редко.

Дело в том, что единственное время для работы над собой, которое у него есть – это его личное свободное время, когда хочется после работы и в выходные отдохнуть и расслабиться. При этом надо параллельно заниматься семейными делами и решать бытовые проблемы. Через месяц после трудного режима человек входит в состояние «темного туннеля»: истощается мотивация, закачивается терпение, прошла эйфория, а впереди еще одиннадцать таких же месяцев. Обычно люди сдаются в эти моменты, найдя себе оправдания.

Мотивация – это порох на один или несколько выстрелов. Развитие и совершенствование – это долгий путь, который можно пройти, только шагая каждый день, и для этого необходимы железная дисциплина и сила воли.

3. Узкое и поверхностное отношение к вопросу знаний

  • Под словом «знания» воспринимают только информацию в своей профессиональной сфере.
  • Вера в слова «знание – сила». Знание больше не сила.

Дело в том, что в динамичном мире сами по себе знания – это своего рода товар, который надо уметь продавать, правильно представлять и показывать в выгодном свете. Проще говоря, о молчаливом специалисте высшего класса могут и не узнать.

Теперь это утверждение выглядит так: «знание – не сила, а потенциальная сила». В первую очередь потому, что в мире больших и быстрых изменений практически в любой сфере вчерашнее знание устаревает и больше не является силой. А во-вторых, само по себе знание не гарантирует результат, в лучшем случае может просто превратить грамотного человека в ходячую энциклопедию по определенной теме. Знания дают человеку пользу и служат его продвижению только в том случае, если их применять.

Непопулярная правда об изменениях, которую надо принять

  1. Все изменить невозможно. В некоторых случаях надо менять свое отношение к ситуации и адаптироваться. Например, если у вас куча работы, семейные заботы, социальные обязательства, то примите тот факт, что в ближайшие годы вряд ли что-то изменится в лучшую сторону. В таких случаях нужен жесткий контроль над временем, чтобы развиваться в точечном режиме: не читать, что попадется для развития – а искать конкретные материалы и конкретную литературу. Точечное чтение – это эффективное, а не продуктивное чтение: прочитать за год 14 детективов и романов – продуктивно, но не эффективно для развития. Иногда развитие – это пахота при ограниченных ресурсах: времени и энергии. По этой причине надо сознательно беречь эти ресурсы и отсекать все второстепенное. Перестаньте жалеть себя, надо принимать жесткие решения и вычеркивать из своей жизни все, что не ведет к целям.
  2. Легко не будет. Развиваться и меняться трудно, сложно и порой даже тошно. Развитие – это тяжелый, нудный труд изо дня в день. Человек – это набор ежедневного выбора, который он делал в прошлом. Как, где, с кем, в каком статусе, с какими возможностями вы будете в будущем – решается именно сегодня. Делайте этот выбор сознательно.
  3. Не геройствуйте. Нет необходимости делать рывки в развитии и стараться за короткий промежуток времени добиться успеха. Это даже теоретически невозможно. Развитие надо медленно пережевывать, а проглотив, медленно переварить. Например, для изменения образа жизни надо менять годами устоявшиеся привычки и переписывать в голове программы. Можно рывком похудеть за две недели, но потом обратно же набрать вес. А можно поменять образ жизни, правила питания, и занятия спортом сделать неотделимой частью рутины. Для этого надо много времени и труда – не только в зале, но и у себя в голове.
  4. Многое зависит от окружения. Окружение имеет прямое влияние на ваше развитие. Нередко даже самые близкие люди по разным причинам могут негативно оценивать ваши действия и обесценивать их в ваших же глазах. Спустя несколько «добрых» советов опускаются руки и не остается мотивации и интереса.

В таких случаях я советую делиться планами с двумя категориями людей:

  • Кто уже этот путь прошел. Они дадут дельные советы о том, в каких моментах быть внимательным и как преодолевать препятствия.
  • Кто сейчас находится в этом пути. Они поделятся своими мыслями, переживаниями и будут хорошей психологической поддержкой.

Помните самое главное: если вы сознательно и под своим контролем не растете каждый месяц, вы уже отстали – от себя, от конкурентов и от будущего.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Санкт-Петербург

Спасибо за статью! 

Добавлю. На определенном этапе чтение книг, получение знаний, анализ своего прошлого опыта с учётом новых знаний, применение в текущей работе доставляют удовольствие. 

Здесь важно знания воспринимать не как готовые инструкции для повтора, а как инструменты, которые нужно осмыслить и творчески использовать, исходя из ситуации, беря ответственность на себя. А иногда, на основе знаний и опыта создавать своë знание, подвергая его критике и проверке опытом. 

Человек это творец.

"Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него? " Экклезиаст 3:22

Консультант, Москва

Мне кажется, основной мотив, для человека разумного состоит в постоянной попытке "взглянуть на себя со стороны и сверху" - чем вы в лучше более молодых и не только,  потенциальных конкурентов? За что вас будут держать на должности, продвигать? Вот и мотив. Особенно, если особо уже и не за что. Даже при осознании этого - времени совсем немного остается. Нега и комфорт до добра не доводят, как правило! Остальное - по силам и уму, без надрыва.

Конфуцию приписывают (не точно и не доказано) такое речение: "Работай, пока они спят, учись, пока они веселятся". 

А вот это - точно Конфуций:

"Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно."

 

 

Консультант, Москва

А я в практике очень часто встречала такую ситуацию. Когда чего-то достиг, может появиться страх потерять/упустить/обесценить это достигнутое. Ведь если выйти из зоны комфорта, то положение станет зыбким и есть риск не удержать то, что имеешь. И вот появляются рэкеты и маски - объяснение самому себе что все в порядке, и прокрастинация расцветает пышным цветом. И только когда отставание становится очевидным, тот самый риск потерять достигнутое пришел "откуда не ждали", выбор становится жестким, вот тогда этот выбор и делается - или уже пенсия, или резкий марш-бросок.

Консультант, Новосибирск

Чем больше читаю разных авторов (особенно психологов) про развитие, тем больше создается впечатление, что речь идет не о развитии, а о пути робота.

Развитие — это не про изучение очередного нового языка, развитие — это про изменение сути человека.

Если смысл в семье и работе, то путь уже фактически определен, пока «гром не грянет», вот тогда начнется развитие.

Развитие заключается в изменении качества мышления человека, а не в накоплении всяких скиллов и тому подобного.

Аналитик, Москва
Николай Сычев пишет:

Чем больше читаю разных авторов (особенно психологов) про развитие, тем больше создается впечатление, что речь идет не о развитии, а о пути робота.

Развитие — это не про изучение очередного нового языка, развитие — это про изменение сути человека.

Если смысл в семье и работе, то путь уже фактически определен, пока «гром не грянет», вот тогда начнется развитие.

Развитие заключается в изменении качества мышления человека, а не в накоплении всяких скиллов и тому подобного.

Меня тоже смутило это. И Эрнст прав, точнее Конфуций:

Эрнст Мальцев пишет:
"Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно."

Я как-то пытался зацепится мыслью за мысль автора, но не получилось.

А вот как бы научиться размышлять над своими знаниями, научиться пользоваться ими. научиться правильно извлекать из них пользу. Планировать их применение.

Есть депутат в нашей Думе - огромное количество знаний. Есть ли у него шанс стать хотя бы начальником отдела в небольшой фирме? Вряд ли.

Надо суметь обудумать свой путь и обдумать, как реализовать свои набранные и планируемые знания. Реализовать с учетом текущей динамики, с учетом перспективы, с учетом знаний конкурентов.

Есть знания, без которых ты неконкурентен (иностранный язык). Есть знания без кторых ты неуникален. Есть такие, которые всего лишь являются модой и их легко разменять на опыт, или природную сообразительность.

Что толку, если ты будешь учить какой-нибудь редкий язык племени из Африки?

Консультант, Новосибирск
Анатолий Курочкин пишет:
А вот как бы научиться размышлять над своими знаниями, научиться пользоваться ими. научиться правильно извлекать из них пользу. Планировать их применение.

Знания даются для чего-то, а не для размышления.

Но можно размышлять и том, что токое знания, зачем они нужны и что с ними можно делать.

Например, чем отличается информация "2х2=4" от знания "2х2=4"
:)))

Анатолий Курочкин пишет:
Надо суметь обудумать свой путь и обдумать, как реализовать свои набранные и планируемые знания. 

Путь нельзя знать, его нужно идти, а по дороге станет понятнее, где ты идешь, и, может быть, даже куда.

Анатолий Курочкин пишет:
Реализовать с учетом текущей динамики, с учетом перспективы, с учетом знаний конкурентов.

Попытка всё знать — это не развитие, развитие — это когда чего-то не знаешь, но всё равно идешь.

Интересно, почему Станислав не пишет статьи, неужели решил свою проблему.

Аналитик, Москва
Николай Сычев пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
А вот как бы научиться размышлять над своими знаниями, научиться пользоваться ими. научиться правильно извлекать из них пользу. Планировать их применение.

Знания даются для чего-то, а не для размышления.

Ну здрасьте! А среди этого "чего-то" не могут быть размышления? Вы не согласны с Конфуцием? Смело!

А я вот читаю совершенно небольшую Книгу Иова. Изучаю. Редко какая книга дает столько пищи для размышлений. Или это не есть знание с вашей точки зрения? 

"Например, чем отличается информация "2х2=4" от знания "2х2=4" :)))". Ничем. это одно и тоже, если не прибегать к игре слов и забавам фантазии.

Николай Сычев пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Надо суметь обудумать свой путь и обдумать, как реализовать свои набранные и планируемые знания. 

Путь нельзя знать, его нужно идти, а по дороге станет понятнее, где ты идешь, и, может быть, даже куда.

Анатолий Курочкин пишет:
Реализовать с учетом текущей динамики, с учетом перспективы, с учетом знаний конкурентов.

Попытка всё знать — это не развитие, развитие — это когда чего-то не знаешь, но всё равно идешь.

Как это "путь нельзя знать"? Вы ходите с закрытыми глазами? А идя по болоту вы наугад ступаете? Путь всегда известен, а вот цель пути - часто ложно достижима.

Кстати 1, а разве кто-то говорит о попытке всё знать? Был когда-то такой популярый киножурнал "Хочу все знать".

"Орешек знаний тверд, но всеж
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Киножарнул "Хочу все знать".

Кстати 2. Любое знание начинается хотя бы с ознакомления, с первого опыта. Когда чего-то абсолютно не знаешь, то ни в коем случае не идешь туда. Это инстинктивное качество человека, да и животного. Именно поэтому мы боимся темноты.

Консультант, Новосибирск
Анатолий Курочкин пишет:
нания даются для чего-то, а не для размышления.
Ну здрасьте! А среди этого "чего-то" не могут быть размышления?

Привет, привет! :)))

Размышления даются для того, чтобы появились новые знания и понимание уже имеющейся информации.

Это еще умственное развитие называется.

Анатолий Курочкин пишет:
Вы не согласны с Конфуцием? Смело!

Думаю, что у Конфуция есть много чего, с чем можно быть несогласным.

Опираясь на авторитеты, можно потерять себя, нужно учиться самостоятельно думать, только так можно продуктивно думать.

А авторитеты — это пища для ума, а не пища для согласия.

Только опровергая авторитеты, можно деятельно развиваться, а не быть чьей-то копией.

Вы же не всегда соглашаетесь с мнением большинства.

Анатолий Курочкин пишет:
А я вот читаю совершенно небольшую Книгу Иова. Изучаю. Редко какая книга дает столько пищи для размышлений. Или это не есть знание с вашей точки зрения? 

Чтение книги — это не знание, размышление — это поиск знания.

Вы не написали, какие знания вы в результате получили.

Хотя и просто тренировка ума тоже полезна.

Анатолий Курочкин пишет:
"Например, чем отличается информация "2х2=4" от знания "2х2=4" :)))". Ничем. это одно и тоже, если не прибегать к игре слов и забавам фантазии.

Разница между информацией и знанием заключается в том, что информация — это сведения о чём-либо, а знание — это результат осмысления и анализа информации. Отождествлять понятия «информация» и «знание» некорректно. 

https://yandex.ru/search/?text=в+чем+разница+между+информацией+и+знанием&clid=2270455&banerid=6301000000%3A5df9e8fd6be9de003fdec452&win=416&lr=65

Алиса, конечно, не Конфуций, но проще на нее сослаться, чем Конфуция штудировать.

Правда, та же Алиса говорит, что Конфуций считал, что самое главное в учении — не получение информации, а применение учения на практике. 

Анатолий Курочкин пишет:
Как это "путь нельзя знать"? Вы ходите с закрытыми глазами? А идя по болоту вы наугад ступаете? Путь всегда известен, а вот цель пути - часто ложно достижима.

Путь можно предвидеть, домыслить его на основании уже пройденного, но его вид становится доступен по мере продвижения.

Еще можно послушать тех, кто уже прошел что-то подобное.

Анатолий Курочкин пишет:
Именно поэтому мы боимся темноты.

Мы боимся не темноты, а слепоты.

Анатолий Курочкин пишет:
Например, чем отличается информация "2х2=4" от знания "2х2=4"

Это прекрасная задачка на понимание понятия знания.

Интересно, а информация у компьютера или робота когда становится его знанием?

Консультант, Нижний Новгород
Анатолий Курочкин пишет:

 

Что толку, если ты будешь учить какой-нибудь редкий язык племени из Африки?

Ну, если вы поедете в Африку, то воззможо толк будет ))

Любой скил – это развитие.

Консультант, Нижний Новгород

Зона комфорта – это не болото ) Автор термина – мотивционный спикер Дж. Бардвик и определяла она его так:

состояние, в котором человек действует, не испытывая тревоги, и ограничивает свое поведение, чтобы поддерживать эту стабильность. 

А чего уж там дальше накрутили за 35 лет со времени появления термина – это  уже домыслы и интерпретации ) или по-русски – кто во что горазд ))

Мотивация будет разной в зависимости от ориентации человека  на определенность или неопределенность.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
На какую зарплату рассчитывают представители поколения Z

Среднее зарплатное ожидание зумеров составляет 58,1 тыс.рублей, при этом уровень желаемого заработка за год увеличился на 19%.

«Работа на производстве» вызывает негативные ассоциации у молодых соискателей

По мнению рабочей молодежи, антирейтинг производственных проблем возглавляют плохая транспортная доступность предприятий и унылая серая обстановка.

Большинство работодателей не считают беременность помехой в карьере

Каждый пятый работодатель готов подождать декретницу от 6 месяцев до года, каждый третий — 1-2 года, а 24% готовы ждать 2 года и более.