Эффект «удаленки»: станет ли дистанционная работа новой нормой?

Удаленка — достаточно новый формат работы для большинства российских предприятий, а все новое — почти всегда вызывает в людях двойственные чувства. Нам всем пришлось резко и оперативно перестраиваться, налаживать новые процессы, обеспечивать штат всем необходимым, чтобы максимально гладко перейти в новый формат. И сегодня, проработав из дома уже несколько месяцев, мы понимаем, что это формат, который войдет в наш бизнес надолго.

У нас в компании работает более 200 человек, географически они находятся в разных регионах России: это IT-специалисты, финансисты, юристы, маркетологи, а также специалисты колл-центров, обслуживающие клиентов по телефону. К слову, на сегодняшний день у компании более 70 тыс. активных клиентов по всей территории России — от Калининграда до Владивостока. Для того, чтобы полностью перевести весь штат на удаленку, нам потребовалось полторы недели.

Операционные специалисты предоставили каждому сотруднику все необходимые технологические решения и ресурсы для того, чтобы карантин никак не повлиял на работу компании. Отчасти нам удалось быстро сменить формат работы из-за того, что мы и раньше работали в режиме, который подразумевает дистанционную работу до 50% сотрудников компании. Для многих наших сотрудников удаленка — это что-то новое, поэтому руководство решило провести опрос и узнать, насколько людям комфортно работать из дома.

Плюсы и минусы с точки зрения сотрудников

71% работников нашей компании считает, что у них есть абсолютно все для успешной работы из дома, а 67% людей физически комфортно работать вне офиса. Более 50% участников опроса ответили, что в целом им нравится работать дома, и при этом, чуть более 40% респондентов отметили, что их эффективность на удаленке даже возросла. Подавляющее большинство, 64%, общаются с коллегами дистанционно и регулярно, как минимум раз в день, и не испытывают каких-либо проблем в коммуникации. Они регулярно получают информацию от руководства и не ощущают недостатка информации, что в условиях удаленной работы особенно существенно. На вопрос, понимаете ли вы все процессы, ход работы, а также задачи, которые вы должны выполнять, более 80% наших коллег ответило утвердительно.

Те, кому удаленка пришлась не по душе, перечислили по этому поводу несколько причин: отсутствие удобного рабочего места, технические проблемы с домашним Интернетом, отсутствие возможности выпить вкусный кофе в любимой кофейне, а также бытовые условия, которые мешают сконцентрироваться на работе.

Интересно отметить, что 60% сотрудников на удаленке скучают по своим коллегам, 10% — по атмосфере в офисе, а 11% — не скучают вовсе. По окончанию кризиса, большинство работников хочет поучаствовать в тимбилдинге, трейнинге с коллегами и просто организовать выезд на природу, где можно пообщаться лично.

Удаленная работа с точки зрения компании: толчок к технологиям

Давно известно, что кризис — это возможность для роста. Мы в «Экофинанс» решили воспользоваться ситуацией и улучшить систему обслуживания клиентов, запустив пилотный проект по удаленной работе в регионах. Мы разработали полный цикл управления персоналом и удаленной поддержки на базе нашего ПО таким образом, что наш сотрудник колл-центра может работать из любой точки России и иметь при этом свободный и удобный доступ к рабочему месту оператора. Все функции можно выполнять из дома, при этом работу контролирует супервайзер, который оказывает поддержку и консультирует сотрудника 24/7. Все, что нужно для такого формата работы — лишь подключение к Интернету и наушники. Мы запустили этот пилот в трех регионах России, наняли новых менеджеров по работе с клиентами, и он уже дает первые плоды, демонстрируя, что и из дома можно эффективно вести бизнес.

Расширяя сеть колл-центров, мы в дальнейшем сможем масштабировать колл-хабы в регионах, вместо того, чтобы все делать централизованно из одной точки доступа. Мы становимся более гибкими и адаптированными к любым реалиям рынка. Это один пример того, как оперативно использовать новый формат работы на пользу компании. Становитесь еще мобильнее, раскрывайте огромный потенциал информационных технологий, чтобы такой форс-мажор, как глобальная пандемия, не повлиял на ваш бизнес.

Плюс: находить новые идеи и налаживать общение

Удаленка — это возможность генерировать новые идеи. В то время, когда весь мир встал «на паузу», мы понимаем, что именно сейчас у нас есть возможность посмотреть на себя со стороны, подумать, что можно сделать лучше, иначе. Проанализировать нашу стратегию, и может быть даже найти новую нишу.

К тому же, кризис — это отличное время для коммуникации с клиентами и сотрудниками: получить обратную связь и понять, в чем мы можем быть полезны клиенту сегодня. Что касается внутренней коммуникации, здесь тоже есть плюсы. Например, удаленка дает нам возможность собирать всех коллег со всех стран на едином видео-звонке, и проводить такие встречи регулярно. Нельзя допускать того, чтобы люди чувствовали себя «отдаленно» от информационного поля компании: важно использовать возможность и поддерживать обратную связь, ведь кризисная ситуация — сама по себе уже инфоповод.

Минус: не все готовы к переменам

Один из самых существенных недостатков удаленной работы с точки зрения персонала — это потеря мотивации, ощущения принадлежности к команде. Есть люди, которые хорошо приспосабливаются к удаленному общению и не нуждаются в дополнительной мотивации от руководства или коллег, но есть и те, кому личное общение не заменит ни Skype, ни Zoom. Живое общение — это то, чего особенно не хватает для комфортной и эффективной работы: наши сотрудники так считают почти единогласно.

К недостаткам можно отнести и негибкость компании в целом. Многие говорят о том, что сейчас происходит технологический прорыв. Это правда, но только отчасти. Прорыв был совершен уже давно, и те компании, которые его по максимуму использовали, сегодня могут быстро адаптироваться к новым реалиям. Те, кто не применял на себе все преимущества технологического бума, оказались не готовы к переменам. Поэтому, к сожалению, кризис переживут не все.

Как извлечь выгоду из ситуации

Важность комфортных условий работы из дома нельзя переоценить. Никому не понравится шум и крик детей на фоне важного телефонного звонка, отвлекающие просьбы членов семьи, мешающие сконцентрироваться на работе с документами. Поэтому комфортно обустроенное рабочее место — это половина успеха.

Регулярное общение, информирование коллег о планах и приоритетах компании позволят сотрудникам чувствовать себя частью команды даже в удаленном режиме работы, не присутствуя в офисе. Такой гибридный формат многим удобен, хоть он и не заменит живого общения.

После окончания карантина мы в «Экофинанс» планируем оставить возможность работы вне офиса для тех, кому она удобна. Мы считаем, что человек может быть одинаково эффективен как в офисе, так и вне, а как показывают результаты нашего опроса — эффективность при удаленке может даже увеличиться. Есть индустрии, в которых удаленная работа — это обычное дело, и все больше компаний в России будут перенимать этот опыт.

Мы живем в интересное время и особенно сейчас понимаем, что сидеть дома на диване у телевизора — надоедает, отсутствие активного образа жизни — демотивирует, и даже становится немного грустно без живого общения с коллегами. Наличие любимой работы, в любом формате, сегодня для всех — важно, как никогда. Но кризис закончится, и мы снова станем свободнее, будем видеться с друзьями, и нехватка живого общения пройдет. И тогда каждый из нас для себя решит — хочет ли он возвращаться в офис. Удаленку можно любить или не любить, но отрицать тот факт, что вскоре она станет для многих из нас ежедневной реальностью — нельзя.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Всё это пока рассуждения - удалённая работа пока не расписана пошагово в Трудовом Кодексе, без этого тут столько разночтенй и толкований, что тут нужно сто раз подумать, прежде чем поставить на "удалёнку" как на основной вид работы сотрудников...

Как гибридный метод работы - приветствую и сам так работаю, как основной - не принимаю. По крайней мере -сейчас!

Три вопроса для разминки:

1. Организация рабочего места согласно ст. ст. 21, 22 и 219 ТК РФ - как будет происходить и кем контролироваться? Ответственность сейчас на работодателе

2. ТК РФ Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников - кто, как, контроль....

3. Дресс-код в рабочее время

Конечно, актуальных вопросов тут горазжо больше, но надо же с чего-то начинать...

Генеральный директор, Екатеринбург
Сергей Алейников пишет:

Всё это пока рассуждения - удалённая работа пока не расписана пошагово в Трудовом Кодексе, без этого тут столько разночтенй и толкований, что тут нужно сто раз подумать, прежде чем поставить на "удалёнку" как на основной вид работы сотрудников...

Скоро распишут.

Удалённая работа - это не мода, это реальность!

Но, просто взять и перейти на удалёнку компании, которая никогда так не работала, да ещё и без потерь - это утопия!

Удалённый бизнес необходимо выстраивать с нуля, именно, как удалённый. Нельзя взять и вывернуть зимнюю шубу на изнанку, и думать, что получилась весенная утеплённая куртка с мехом. 

Меховая куртка шьётся по другим лекалам. Как и удалённый бизнес должен изначально строится таковым.

 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:
Как и удалённый бизнес должен изначально строится таковым.

Согласен, поэтому и ждём, что

Валерий Меркулов пишет:
Скоро распишут

А без этого реальности сейчас и нету!

Аналитик, Москва

Я старый поклонник удалённой работы. Самое важно для компании - удалёнка заставляет тонок и взвешенно настраивать процессы. Там где в офисе применяется окрик, на удлёнке - точно расписанный процесс. Когда они налажены, то работа - полное удовольствие.

Скажу сразу, что кадровые службы в моём круге, да и судя по этому сайту, очень даже по-современному приняли новую данность. Они неплохо понимают проблемы удалёнщиков и работодателя. В каких-то компаниях заключается договор на "частично удалённый режим работы". Где-то прописывают конкретно про удалённый режим. 

Автор тоже делает упор на "Один из самых существенных недостатков удаленной работы с точки зрения персонала — это потеря мотивации, ощущения принадлежности к команде". Это так! На удалёнке, как правило, приходится работать даже больше и дольше: "Передайте задание такому-то, он всё равно на удалёнке". Но премии: "Он на удалёнке, ему не надо". Это и правда демотивирует. И звонки: в выходные, после окончания рабочего дня или до его начала (пока начальство к совещанию готовится, ты должен сделать). 

Очень и очень важно и неоднократно писал об этом:

Они регулярно получают информацию от руководства и не ощущают недостатка информации, что в условиях удаленной работы особенно существенно.

Надо понимать состояние и положение удалёнщика. Когда в офисе все перед глазами, то многие вещи существуют сами собой. А удалёнщик получает заочную задачу. Ему бы надо знать, кто тимлидер, кто заказчик, кто наиболее погружён в тему. Всё это крайне важно. Но очень часто именно эти детали игнорируются. Вплоть до того, что ты перепысываешься с сотрудником, а потом вдруг узнаёшь, что он уже не работает. Анекдот.

Отчётность. Она должна быть чрезвычайно прозрачна! Под термином "прозрачна" я понимаю согласованность критериев, по которым оценивается твоя работа. Их относительная неизменность. Как часто слышим: "Мы уже две недели делаем по-новому, начальник на совещании решил". А я? А мне почему не сказали?

Общение нового типа. Почему люди часами торчать в мессенджерах и но при этом не могут сформулировать элементарное задание? На мой взгляд, это особая культура, нужны новые, особые наывки. Мы не все Чеховы, бывает два неловко написанных слова могут испортить весь рабочий настрой. И хоть сто "рожиц" вставь. 

Спасибо за статью!

 

Генеральный директор, Екатеринбург
Сергей Алейников пишет:
Валерий Меркулов пишет:
Как и удалённый бизнес должен изначально строится таковым.

Согласен, поэтому и ждём, что

Не надо ждать! Надо выстраивать новую бизнес модель, а юридические вопросы пусть решают специально обученные люди. Тем более, что законные возможности есть, обойти любой закон, с другой стороны, пусть этим и занимаются. 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:
Не надо ждать! Надо выстраивать новую бизнес модель

Почему надо-то? Всегда ли это оптимальный вариант?

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

После окончания карантина мы в «Экофинанс» планируем оставить возможность работы вне офиса для тех, кому она удобна. 

Планируете ли вы обучение менеджмента, чтобы обеспечивать прежнюю эффективность деятельности? Измерять эффективность по опросам (самоощущению) сотрудника хорошо, но не помешают объективные критерии.

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

что касается сферы высшего образования то удаленка стала частью тогда когда появился интернет и персональные компьютера, сейчас карантин все перенес в интернет и скорее всего полное возвращение не произойдет.

Генеральный директор, Екатеринбург
Сергей Алейников пишет:
Валерий Меркулов пишет:
Не надо ждать! Надо выстраивать новую бизнес модель

Почему надо-то? Всегда ли это оптимальный вариант?

Потому что в скором времени на рынке останется два вида компаний:

1. Которые выстроили новую бизнес-модель.
2. Монополисты – госкорпорации, т.е стройка, банки, нефть, газ, энергетика и оборонка.

Исчезнут целые отрасли, связанные с массовым скоплением людей. Кто очухается этим летом, то к концу года будет новый виток пандемии, и возможно на несколько месяцев, до следующего лета.

Так что для кафе и ресторанов есть единственный выход - доставка еды. Кто этого не понял, то их на рынке не будет.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:
Так что для кафе и ресторанов есть единственный выход - доставка еды

Поживём - увидим!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.