Как руководителю найти баланс между контролем и доверием

Неумение делегировать приводит к повышенной нагрузке, выгоранию, нарушению баланса между работой и личной жизнью. Однако полностью полагаться и слепо доверять персоналу также не стоит – это может привести к негативным последствиям для компании. У меня есть опыт управления с чрезмерным контролем и практически его отсутствием. Поделюсь минусами и плюсами каждого подхода и расскажу, что мне помогает в делегировании.

Много контроля vs много доверия: к чему приводят перекосы в управлении

Микроменеджмент делает работу предсказуемой и снижает вероятность ошибок либо внештатных ситуаций, но также снижает уровень удовлетворения от работы и инициативу подчиненных. Жесткий регламент приводит к тому, что задачи превращаются в рутину, у людей пропадает энтузиазм, и они через время могут ощущать выгорание от такого «дня сурка». Соответственно, это приводит к текучке кадров. Особенно это касается креативных сотрудников, которым нужна свобода для генерации свежих идей. Часть команды привыкает к микроменеджменту, но уже не стремится вносить изменения в рабочий процесс, пытаться его улучшить, поскольку не встречает поддержки.

При этом от тотального контроля страдают не только сотрудники, но и руководитель. Он тратит на работу больше времени, постоянно чувствует сопротивление со стороны команды и испытывает усталость от необходимости постоянно все держать в своих руках. Вместо легкого неформального общения ему приходится всегда быть в строгих рамках. Чрезмерный контроль негативно сказывается и на компании в целом – глушатся инициативы и тормозится развитие.

Возьмем противоположную ситуацию, когда доверия слишком много. Неконтролируемый креатив также не является залогом успеха бизнеса. Некоторые действительно могут предлагать стоящие новые идеи, но часть людей предлагают то, что интересно именно им, но не вписывается в стратегию компании. Даже хорошую идею нужно встроить в рабочий процесс под контролем руководителя, иначе она будет бесполезной. У людей, которые вышли из-под контроля, снижается производительность, и компания входит в состояние хаоса.

Задача каждого предпринимателя: найти баланс между контролем и доверием, а это особое искусство. Основной принцип управления – доверять в рамках договоренности. Для этого необходима четкая постановка задач и расписанные конкретные ожидаемые результаты по SMART с указанием сроков и контрольных точек проверки промежуточных результатов. Количество контрольных точек зависит от подчиненного: если он демонстрирует самостоятельность, то их может быть немного. Либо они возрастают, если сотруднику требуется контроль. Об их количестве важно договориться между руководителем и подчиненным, чтобы это было понятно для обеих сторон. Обычно достаточно раз в неделю обсуждать текущие задачи. Если контроль требуется чаще, значит, что-то идет не так, и стоит обсудить ситуацию более подробно.

Какие инструменты помогают делегировать

В доковидные времена мы все работали в одном офисе, и в рабочих процессах присутствовал некий хаос. Его упорядочивал руководитель отдела разработок, который брал на себя всю ответственность и распределял обязанности. С переходом на удаленку, а после и с появлением офисов в различных странах, один человек уже не мог координировать всех сотрудников на расстоянии как прежде. Сегодня у нас пять офисов по всему миру, и наши сотрудники находятся не только в разных городах и странах, но и в различных часовых поясах. В этих условиях невозможно постоянно всех контролировать и быстро вникать в процессы на протяжении рабочего дня, поэтому важно делегировать. Для этих целей используем некоторые инструменты и внедрили некоторые шаги.

1. Электронные системы для управления проектами и визуализации

В информационных системах можно вести проекты и отслеживать ход их выполнения, статус задач. Это такие системы, как Notion, Trello, интерактивная доска Miro и другие. При работе с системами важно, чтобы у команды был открытый доступ к проектам, и они отображали бы там свои промежуточные результаты, проблемы. Важно договориться с сотрудниками, чтобы они своевременно вносили изменения в программу.

2. Регулярные встречи

Совещания у нас могут быть отчетные, на которых люди делятся результатами работы, и текущие, на которых мы обсуждаем сложности в задачах, как их решить. Все совещания обязательно записываем, чтобы их могли просмотреть руководители из других стран с другими часовыми поясами, которые не могут присутствовать онлайн. Необязательно прослушивать всю запись встречи – можно загрузить аудио в нейросеть и получить выжимку. Когда сотрудники знают, что их разговор фиксируется, это не дает им уйти от темы и держит в фокусе.

3. Закрепление за сотрудниками областей ответственности

После внедрения системы контроля мы начали выпускать обновления, появились более креативные идеи, которые мы фиксируем и учитываем в разработках.

Кстати, когда встречи проходят без руководства, то они имеют неформальный характер, и люди менее скованы в обсуждении. Но чтобы встреча не превратилась просто в пустой разговор, важно создать определенную структуру. Отлично, когда один из участников берет на себя роль модератора и ведет беседу по нужному руслу: обсуждение задач, выявление проблем, поиск решения, генерация новых идей. Функции модератора могут выполнять разные сотрудники по очереди. Таким образом, все участники чувствуют совместную ответственность за проект.

Ощущение контроля в целом повышает продуктивность. У нас была ситуация, когда мы установили камеры в офисе, но они сломались. Однако даже выключенные камеры, их вид способствовал тому, что сотрудники были более собраны, старались работать лучше.

Кроме того, мы работаем над внедрением положительной обратной связи, чтобы люди свободно обращались за помощью. Хотя некоторые сотрудники стесняются задавать вопросы, просить помощи.

Советы по делегированию:

  • Дайте человеку не только задачу, но и передавайте смысл. Объясните, как это повлияет на бизнес-процессы компании.
  • Укажите, какое качество исполнения вы ожидаете, каким критериям должен соответствовать результат.
  • Определите границы полномочий и согласований. Поясните, какие вопросы решаются через руководителя, а какие с помощью других сотрудников.
  • Создайте форму отчетности. Ее лучше согласовать с сотрудником и менять в зависимости от сложности задачи. Плюс она не должна быть слишком сложной и занимать много времени на заполнение.

Три стиля делегирования: какой выбрать

При выборе стиля управления стоит ориентироваться на тип личности и длительность работы человека в компании.

  1. Инструктирующий. Когда вы предоставляете сотруднику пошаговую инструкцию, проверяете каждый этап и часто даете обратную связь. Такой стиль подходит для новичка, который отработал в компании менее года. Если и через полгода-год человек задерживается на этом этапе делегирования, то это говорит о его типе личности, и, скорее всего, этот стиль делегирования так и останется с ним.
  2. Коучинговый. Когда вы помогаете сотруднику размышлять, направляете его, обсуждаете риски, задаете наводящие вопросы. Контроль, хоть и мягкий, по-прежнему регулярный. Такой тип управления подходит для специалиста, который работает в компании от года до трех лет. У него уже есть база, но он еще не улавливает в полной мере миссию и ценности компании. На этом этапе ему можно давать некую свободу в принятии решений совместно с более опытными сотрудниками, которые находятся на другой стадии делегирования.
  3. Коучингово-партнерский. Когда вы доверяете сотруднику практически как себе. Здесь можно договориться о самоконтроле и о минимальных точках контроля, которые выглядят как обсуждение рабочих процессов. Такой стиль подходит для людей, которые работают в компании от трех лет и больше. Общение с ними идет на другом уровне, и это повышает их осознанность. Они уже сами могут давать советы новичкам, принимать решения совместно с руководством, правильно выполняют задачи, даже если они были поставлены без уточнений.

Ошибки делегирования: что учесть при передаче задач

Делегирование сложно представить без доверия. Доверие должно быть не только со стороны руководства, но и со стороны персонала. Для начала рекомендую внедрить правила для сотрудников и рассказывать о них еще в период адаптации. Новички проще воспринимают правила и охотнее следуют им, чем старожилы, которые столкнулись с ними впервые. В правила входят также стратегии контроля. Нужно изначально договориться, как ставить задачи, отчитываться по ним, как будет выстроена коммуникация.

Правила должны быть для всех, в том числе и для руководителя. Если руководитель также показывает, как идет его задача, то вопросы по рабочим процессам воспринимаются не как контроль, а как стиль общения. Важно, чтобы обратная связь не вызывала отторжение, а формировала принятие и доверие.

Например, передо мной стоит задача: научиться с помощью нейросетей сортировать и обрабатывать резюме. Со своими сотрудниками я поделюсь, как решаю ее, что уже узнала, с какими сложностями столкнулась и к чему пришла.

Чтобы процесс делегирования проходил гладко, следует избегать ошибок:

  • Не следовать правилам контроля, которые являются частью внутрикорпоративного общения.
  • Демонстрировать ложную открытость. Люди считывают неискренность.
  • Быть чрезмерно открытым и общаться с подчиненными на уровне панибратства.
  • Игнорировать мелкие ошибки персонала и не давать обратную связь по ним. Обычно маленькие проблемы приводят в будущем к большим.

Если сотрудники компании разбросаны по миру, то следует учитывать менталитет и мультикультурность. У нас есть офис в Мексике, а сотрудники в Латинской Америке не отличаются обязательностью. Они часто используют довольно размытые фразы, неконкретно формулируют свои результаты и стремятся ускользнуть от контроля. Вместо того чтобы рассказать, какие трудности у них появились в работе, почему они не могут либо не желают выполнить задачу, они будут мило общаться и говорить, что все идет хорошо. А потом искренне недоумевать, почему руководитель не доволен ходом проекта. В России таких людей называют скользкими, но для Мексики это норма и в целом народ там дружелюбный.

Российским руководителям важно учитывать и понимать культуру другой страны, а также донести свою культуру. Предварительная беседа не особо распространена в России, но мексиканцы обычно начинают общение со small talk. При этом они могут рассказать не только о себе, но и о детях, семье. Для них важна открытость в общении. Это не значит, что руководитель также обязан делиться чем-то личным в начале деловой беседы, но лучше поддержать разговор и показать свою заинтересованность. Это поможет расположить сотрудника к себе, и он в дальнейшем будет более открыто делиться ходом выполнения рабочих задач.

Помимо культурных различий, не стоит забывать и о разнице поколений. Так, зумеры стремятся соблюдать work-life баланс. Они всячески избегают контроля и не стремятся ради карьеры ограничивать свою свободу. Важно научиться говорить с ними на одном языке и встраивать систему контроля просто в коммуникацию. То есть не акцентировать внимание на том, что их проверяют, тогда есть шанс построить доверительные отношения.

Маркер доверия

Доверие сформировано, когда люди охотно участвуют во встречах, активно обсуждают ход своих задач, не боятся совершать ошибки, сами просят обратную связь, обсуждают проблемы, берут инициативу без страха наказания. Есть один хороший маркер, что в команде установлено доверие: когда люди на работе шутят в рамках дозволенного в корпоративной культуре.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Доверие vs контроль, выглядит так, как будто контроль это исключительно внешняя функция. Я бы предложила доверие = самоконтроль и тут можно выстраивать баланс. И делегировать контроль тому, кто справляется с самоконтролем. Степень развития самоконтроля не всегда зависит от стажа работа. И это тот навык, которому точно стоит учить. Например, вводя нормативы. Тогда на всяких там ревью сотруднику проще будет проанализировать результаты своего труда. И тогда фокус внешнего контроля смещается на процесс развития самоконтроля у сотрудника, это как раз и будет и доверием и делегированием 

Директор по развитию, Москва
когда люди на работе шутят в рамках дозволенного в корпоративной культуре

Вспомнился финал известного анекдота: "живешь-то ты правильно, но зря" ))

Ирина Невзорова пишет:
Доверие vs контроль

Лично для меня это неразрывное двуединство, не стал бы их противопоставлять вовсе. Как там в народной мудрости? Доверяй, но проверяй. Вопрос один - насколько естественно, понятно и прозрачно это происходит. Дисбаланс в любую сторону чреват.
А с точки зрения подчиненного - это всё равно состояние между молотом и наковальней. Работать надо. Иначе зачем трудоустраивался? Был бы самозанятым, например, или духовно развивался - ретриты там, специальные практики...)))
А то советуют, понимаешь, доверять и контролировать - одни токсики вокруг!

Генеральный директор, Москва

Болшинство подчиненных приходят на работу чтобы получить (не заработать) деньги.

Многие подчиненные стремятся минимизировать свои затраты и занимаются —выкрунтасами»: стремятся меньше и медленнее работать, не напрягаться, не нервничать, не думать и т.п. Кроме этого подчиненные постоянно стремятся остабить контроль со стороны руководителя. Чтобы усложнить ему жизнь, они специально не записывают поручения, не фиксируют планируемые действия и результаты и поддерживают специальный бардак в делах и информации... 

Это не случайное, а системное поведение большинства подчиненных.

Чем болше подчиненных, тем сложнее выносить и терпеть выкрунтасы подчиненных. 

Это легко понять и согласиться, если вы — действующий руководитель со стажем. Это трудно понять, если вы - тренер, консалтер, преподаватель, который никогда никем не управлял и искренне верит в то, что все решает «волшебная» мотивация и лидерство..

Чтобы руководителю не сдохнуть на работе, нужно выучить наизусть слова Дональда Трампа (цитата из известной книги) и следовать им в жизни:

«Нанимай лучших. Ни в чем им не доверяй. Не позволяй себя обманывать!»

А потом действовать:

1_Уделять в 5 раз больше усилий подбору человеческих ресурсов (нанимай лучших).

2_НЕ доверять никому.

Поручайте задачи, устанавливайте сроки, оценивайте работу за месяц, делайте выводы... Как это сделать? Используйте софт, который позволяет вести учет отданных вами поручений, позволяет контролировать планирование и результаты работы подчиненных. 

3_Не позволяйте себя обманывать. Поймали на обмане? Выгоните с треском в назидание всем остальным. С ТРЕСКОМ! Люди должны видеть, что вы все видите и ничего не спускаете с с рук...

И еще одно, очень важное:

4_Цените хорошо работающих подчиненных. Говорите им об этом. Поощряйте их материально. Делайте это ради того, чтобы люди видели вашу адекватность и категоричность одновременно. Но все равно не доверяйте никому...

Чего не нужно делать:

Не играйтесь в мотивации. Лабуду про мотивацию подчиненных придумали слабоумные. Все должно быть наоброт: подчиненные должны мотивировать своими резульатами руководителей платить им больше денег. 

НЕ учите подчиненных азам их профессии, это вылезет боком: довольно ского подчиненные начнут требовать больше денег.

Удачи и хорошего настроения!

 

Главный инженер, Минск
Андрей Петров пишет:

...

 

слышали ли вы что-то про спиральную динамику?

(являюсь действующим руководителем. В подразделении 109 человек. Прямых подчиненных - 6 руководителей более низкого звена)

Андрей Петров пишет:

Это не случайное, а системное поведение большинства подчиненных

у моих подчиненных кардинально другое поведение. 

То же можно сказать и про большинство ваших других утверждений

Генеральный директор, Москва
Павел Гриневич пишет:
слышали ли вы что-то про спиральную динамику? (являюсь действующим руководителем. В подразделении 109 человек. Прямых подчиненных - 6 руководителей более низкого звена)

Давно мы об этом не говорили. 

Не поясните, в связи с чем Вы о ней вспомнили?

Генеральный директор, Москва
Павел Гриневич пишет:
Андрей Петров пишет:

...

 

слышали ли вы что-то про спиральную динамику?

(являюсь действующим руководителем. В подразделении 109 человек. Прямых подчиненных - 6 руководителей более низкого звена)

Андрей Петров пишет:

Это не случайное, а системное поведение большинства подчиненных

у моих подчиненных кардинально другое поведение. 

То же можно сказать и про большинство ваших других утверждений

Отвечаю.

Для начала притча: 

Встретились курица и свинья.
Курица говорит: — А давай откроем ресторан!
Свинья смотрит на курицу и отвечает: — Хорошая идея, и как ты хочешь его назвать?
Курица говорит: — Давай назовем „Яичница с беконом“?
 
Свинья подумала, подумала и отвечает:
— НЕТ.  Так не пойдет. Почему?
Ведь тогда мне придется посвятить себя проекту полностью,
а ты будешь вовлечена только частично.
 
Смысл:
 
Свиньи (собственники) полностью вкладываются в проект, тогда как куры (менеджеры, руководители) просто заинтересованы, но не настолько! Менеджерам все равно, будет ли проект удачным или нет, на них это мало отразится.
 
Собственники рискуют всем.
Менеджеры рискуют только частично или не рискуют вообще.
 
Подход совсем разный...
 
Вы, судя по всему, менеджер - те курица.
 
Я - собственник... - те - свинья... У меня работает 2900 человек. Бизнесу 34 года...
 
Чтобы понять - посмотрите глазами свиньи, а не глазами курицы...
 
И не заморачивайтесь всякими спиральными динамиками... все это от лукавого...
 
 
 
 
Главный инженер, Минск
Евгений Равич пишет:
Не поясните, в связи с чем Вы о ней вспомнили?

В связи с тем, что существуют разные методы (системы) управления и нельзя сказать, какая из них успешнее или эффективнее в конкретной ситуации.

Вполне допускаю, что уважаемый Андрей Петров по другому управлять персоналом не умеет, зато применяемый метод у него получается хорошо.

Вот только то, что при этом методе 

Андрей Петров пишет:
подчиненные специально не записывают поручения, не фиксируют планируемые действия и результаты и поддерживают специальный бардак в делах и информации...

и с этим Андрею Петрову нужно ежедневно лично разбираться, мелочи - фирма то успешная.

Но стоит отметить, что существуют не менее успешные фирмы, где собственник больше отдыхает, размышляет и принимает стратегические решения, чем бегает с плеткой за подчиненными.

Поэтому, если бы уважаемый Андрей Петров начал свой пост словами: лично у меня лучше всего получается..., то мне и добавить бы было нечего.

Генеральный директор, Москва
Павел Гриневич пишет:
Евгений Равич пишет:
Не поясните, в связи с чем Вы о ней вспомнили?
Андрей Петров пишет:
подчиненные специально не записывают поручения, не фиксируют планируемые действия и результаты и поддерживают специальный бардак в делах и информации...

и с этим Андрею Петрову нужно ежедневно лично разбираться, мелочи - фирма то успешная.

Но стоит отметить, что существуют не менее успешные фирмы, где собственник больше отдыхает, размышляет и принимает стратегические решения, чем бегает с плеткой за подчиненными.

Уверен, что так. 

Как это связано со спиральной динамикой?

Главный инженер, Минск
Евгений Равич пишет:
Как это связано со спиральной динамикой?

Андрей Петров являет собой пример руководителя на красном уровне (уровне власти). 

А суть того, что я говорил: существуют и другие уровни корпоративной культуры, где применяются совершенно другие методы управления. Поэтому безапелляционно утверждать, что все подчиненные лодыри и злодеи, не стоит

 

Генеральный директор, Москва
Павел Гриневич пишет:
безапелляционно утверждать, что все подчиненные лодыри и злодеи, не стоит

Конечно. Не стоит. 

Вне зависимости от того, что по этому (или любому другому) поводу считал Грейвз. Он, кстати, не использовал название "спиральная динамика" в своих публикациях.

Я бы предложил не навешивать ярлыки участникам дискуссии.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
На какую зарплату рассчитывают представители поколения Z

Среднее зарплатное ожидание зумеров составляет 58,1 тыс.рублей, при этом уровень желаемого заработка за год увеличился на 19%.

«Работа на производстве» вызывает негативные ассоциации у молодых соискателей

По мнению рабочей молодежи, антирейтинг производственных проблем возглавляют плохая транспортная доступность предприятий и унылая серая обстановка.

Большинство работодателей не считают беременность помехой в карьере

Каждый пятый работодатель готов подождать декретницу от 6 месяцев до года, каждый третий — 1-2 года, а 24% готовы ждать 2 года и более.