Кристина Холод, руководитель Дирекции развития программ управления здоровьем «АльфаСтрахование», специально для Executive.ru.
ДМС в российских компаниях долгое время воспринимался как базис соцпакета − обязательный, важный элемент. Полис решал задачу компенсации медицинских расходов, но мало влиял на эффективность бизнеса. Однако ландшафт медицинского страхования заметно меняется: работодатели начали видеть в медицинских программах не только опцию заботы о сотрудниках, но и инструмент повышения их вовлеченности и продуктивности.
От корзины с фруктами к «паспортам здоровья»
Первыми шагами к трансформации ДМС в России были простые инициативы работодателей и HR-служб: раз в неделю – фрукты в офисе, раз в квартал – дни здоровья, иногда – командные забеги или йога-марафоны. Все это нравилось сотрудникам, но эффект оказался недостаточным: лояльность росла, а вот реальные изменения в здоровье сотрудников бизнес не мог измерить.
Затем на повестке появились чек-апы и онлайн-разделы с материалами о ЗОЖ. Это было серьезнее: у сотрудников появилась возможность пройти обследование, у компаний – показать заботу о коллективе.
Естественным следующим запросом рынка стал продукт, который мог бы грамотно объединить медицинскую помощь, аналитику результатов, работу с конкретными рисками и конвертировать это в бизнес показатель.
Так появилась программа «Управление здоровьем персонала» (УЗП) от АльфаСтрахование. Современный взгляд на ДМС, где основная задача контракта – рост экономической эффективности компании за счет комплексного подхода к реализации профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий.
Почему бизнес переходит от «культуры лечения» к «культуре здоровья»
Сфера заботы о персонале переживает глубокие трансформации не только в России, а в целом в мире. Крупные компании стремятся перейти от «культуры лечения» к «культуре здоровья» с повышенным вниманием к профилактическим мерам. Почему так происходит?
- Вопрос мотивации, кадровый голод. Привлекать, адаптировать, обучать новых сотрудников – это долго и дорого. Опытные члены коллектива также нуждаются в развитии, мотивации, часто устают и теряют энергию, нуждаются в заботе со стороны работодателя.
- Глобальные угрозы здоровью. Демографические сдвиги: двукратный рост доли людей старше 65 лет (с 2015 до 2050 с 12% до 22% по данным McKinsey Health Institute). Рост онкологических диагнозов. Омоложение возрастных болезней. 69% современных болезней – это неинфекционные заболевания и даже хронические неинфекционные заболевания (по данным ООН и ВОЗ).
По этим причинам изменились некоторые бизнес-процессы работодателей, направленные на сохранение кадровых ресурсов и продление работоспособного возраста. Мы видим две тенденции:
- Гиперперсонализированный подход. Универсальный подход к медицинскому страхованию уходит в прошлое. В 2025 году и далее доминирующей тенденцией станет гиперперсонализация, основанная на аналитике данных и более гибком модульном подходе к разработке программ управления здоровьем персонала.
- Профилактика и стимулирование здорового образа жизни. Самым значительным изменением на рынке частного медицинского страхования России стал переход от реактивного лечения к проактивной профилактике. Страховщики теперь понимают, что гораздо лучше и экономически выгоднее помогать застрахованным оставаться здоровыми, чем платить за лечение в случае болезни.
В чем особенность программы «Управление здоровьем персонала»
Готовая модульная программа от АльфаСтрахование рассчитана на трехлетний цикл и легко адаптируется под разные сферы бизнеса.
В основе программы зашита многоступенчатая система:
- Комплексная диагностика коллектива.
- Составление паспорта здоровья, используя аналитику данных коллектива по факторам риска и нозологиям.
- Работа медицинского советника с каждым сотрудником, попавшим в фокусную группу.
Для сотрудников результат выражается в персональных рекомендациях и консультациях с врачами. Не в формате «прием на десять минут», а в формате обстоятельного разговора, где обсуждается образ жизни, анализируются результаты обследований и намечается план действий. Медицинский советник контролирует прошел ли сотрудник тот или иной трек лечения, повторные обращения к врачу и ведет застрахованного до выздоровления.
Для HR-службы это мощный управленческий инструмент: собранные данные помогают принимать решения − от меню корпоративной столовой до запуска обучающих программ по профилактике заболеваний, диспансеризаций, нивелирования производственных рисков, влияющих на здоровье и так далее.
Cтатистика по клиентам с проектом УЗП. Средний срез по итогам трехлетнего цикла программы:
- 36% − впервые выявленных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
- 8% − выявленные новообразования.
- 68% − участники фокус-группы выведены в состояние ремиссии.
- 13% − сокращение количества больничных листов на 1 сотрудника.
- 24% − снижение средней продолжительности больничных листов.
- 34% − сокращение дней нетрудоспособности на 1 сотрудника.
- > 50 % фактический NPS по итогам проекта.
Вместо заключения
Добровольное медицинское страхование в России прошло путь от формальной «страховки по факту» до элемента HR-стратегии. Инвестиции в здоровье сотрудников − это мощный инструмент, который может принести компаниям существенный рост эффективности труда, а, следовательно, и прибыли.
Оценка эффективности может включать ключевые HR- и бизнес-метрики: вовлеченность сотрудников, индекс лояльности сотрудников (eNPS), текучесть кадров, рост числа сотрудников, заботящихся о своем здоровье, а также снижение количества листов нетрудоспособности.
Партнерский материал
Реклама. Рекламодатель АО «АльфаСтрахование» ИНН 7713056834 Erid: 2SDnjd2ayGB
Фото в анонсе: freepik.com
Читайте также:







