12 типов сотрудников, которых не возьмут на работу

Волею судьбы за свою достаточно длительную карьеру я успел побывать как в роли соискателя, так и нанимателя. Было время, когда я сам толком не знал, как составить резюме, как себя держать на собеседовании, как оценить соискателя и по каким критериям отбирать. Но сейчас я не о том, что было. Конечно же, не стоит принимать этот эпос близко к сердцу, перекладывать его на себя, и не стоит мой опыт экстраполировать на что-то вне России.

С недавнего времени я озадачился поиском нового места работы, поэтому стал ходить на собеседования, читать всякого рода ресурсы, не обхожу стороной публикации новомодных коучей, и в цепочке этих действий наткнулся на статью молодого, судя по фотографии, директора по развитию из Нижнего Новгорода. Это даже заставило меня зарегистрироваться на ресурсе Executive.ru, чтобы оставить свой комментарий в ветке, комментарий получился длинным, поэтому я взял на себя смелость оформить его в виде отдельной статьи.

Статья называется «12 типов людей, которых я не взял бы на работу». Я буду комментировать каждый пункт – что я думаю по этому поводу.

1. Пунктуальность. Об «Опаздывающих»

Хм, как часто, друзья мои, рекрутеры, вы сами вовремя начинаете интервью? За те многие разы, что я был на собеседованиях, я могу по пальцам одной руки перечислить случаи, когда собеседования начинаются вовремя. О некоторых интервью договариваются хорошо заранее, но это все равно не дает вам горизонта планирования, чтобы начать встречу вовремя. Собственно, соискатель также смотрит и вряд ли будет восхищен опозданием, и это также не красит сотрудника и компанию в частности. Где гарантии, что вы сами будете соблюдать те «дедлайны», о которых спрашиваете с кандидата? Я ни в коем случае не оправдываю опоздавшего, но если человек позвонил и заранее предупредил об объективных причинах опоздания, то в этом нет ничего страшного или крамольного. Это жизнь, простая, обычная жизнь.

2. Уровень образованности. О «Человеке с некачественным резюме»

Ого, оказывается, наличие недочетов в резюме может стать проблемой. Допустим, упоминание в резюме вредных привычек говорит, прежде всего, о неопытности соискателя или его честности. Образование тоже – скорее досадное упущение, чем минус. Для меня, как интервьюера, важнее какое-то специальное обучение, чем базовое образование, учитывая, что я знаю его сегодняшний уровень, и мне оно ничего не скажет о человеке, как о потенциальном работнике.

Ошибки, да, могу согласиться, однако тут важно понимать – о какой должности идет речь, и я лично точно не буду ставить это во главу, если речь идет о рабочих специальностях, например. Сюда же можно отнести заявление о деталях. Одно дело, когда речь идет о стратегическом управлении и совсем другое, когда нужен скрупулезный сотрудник. В общем, это заявление тоже можно отправить в топку.

3. Попрыгунья-стрекоза. О «Часто меняющих работу»

Вот так, легким росчерком пера, товарищ отправил на помойку кучу специалистов с бесценным опытом. Надо сказать, что российскую действительность последних 20 лет нельзя назвать стабильной. Огромное количество людей столкнулось именно с «не везет». Я лично пришел однажды в компанию, в которой проработал всего четыре месяца. Товарищ, который сдернул меня с последнего места работы, очень неудачно «пошутил», и часть персонала, хоть и понимала неизбежность неминуемого, но против сынка губернатора пойти не смогла. Поэтому, когда «сынок» решил бросить дорогую игрушку, сотрудники остались просто не у дел.

В жизни бывает многое: кризисы, сынки, проектная работа. Это не говорит о специалисте ничего. Что двигало человеком и причину его прыжков – можно понять, прочитав внимательно его резюме и затем задав пару вопросов. Отчаянного карьериста, которому завтра у вас станет скучно, хорошо видно. Но даже если ему стало скучно у вас, возможно, нужно задать вопрос: почему? Возможно, ваша компания думает о себе слишком много. А если человек не обладает достаточными знаниями и опытом, то выявить это на собеседовании для специалиста своего дела вряд ли составит большой труд.

4. И швец, и жнец. Об «Открытых ко всем предложениям»

Предположим, что тот самый маркетолог, который также «грузчик/экономист/продавец», отчаянно пытается найти работу на протяжении нескольких последних месяцев. Вам, сидящему в офисе на окладе, его просто не понять. У него семейные и финансовые обязательства, и тщетные попытки толкают его туда, где он может хоть что-то заработать, чтобы закрыть финансовые дыры. Не пойдет просто так опытный маркетолог в грузчики или продавцы, но жизнь вынуждает его на это. Ну так что? Все равно выкинем? Или пристально поизучаем, пригласим побеседовать?

5. Грамотность. О «Неграмотных»

Автор решил вынести эту деталь отдельно. Вроде, возразить особо не получается, если бы не одна деталь. Постсоветское, да и нынешнее российское высшее образование, особенно в технической сфере, не очень много уделяет внимания общей грамотности. Я это даже испытал на своем опыте. Я знаю много хороших технических специалистов, которые делают просто ужасные орфографические ошибки. Один мой знакомый по этому поводу постоянно переживал и старался, как минимум, пропустить свой текст через проверку орфографии в Word. Он просто в силу своих личных особенностей писал с ошибками. Это возникает, когда человек в детстве сильно заикался и ему на слух тяжело воспринимать звуки. Часть звуков для него просто сливается вместе.

Прежде всего, нужно понимать, о ком идет речь, и кого мы ищем. Младший технический состав может сколько угодно допускать ошибок, они не пишут писем. В качестве секретаря-референта мы неграмотного человека, скорее всего, не будем даже рассматривать.

6. Долгозапрягающий. О «Долго ищущих работу»

Еще один пример, как лихо рубят с плеча, забывая о той простой жизни, что течет где-то рядом с нами. Причин длительного отпуска бывает много. Многие соискатели ввиду предвзятого к ним отношения пытаются это скрыть всеми правдами и неправдами, хотя причины могут быть обоснованными. Человеку, который еще не дожил до сорока, наверное, сложно понять, что уход за тяжелобольным может быть длительным. Обустройство на новом месте может стать очень непростым этапом в жизни. Человек, который отдавался работе 24/7, мог просто перегореть и перегореть надолго – тоже выкинем его на обочину жизни? Глупо и непрофессионально.

7. Вредные привычки. О «Курильщиках»

Конечно же, это не привычки, а пагубные пристрастия, но я решительно не согласен с утверждением, что курильщики меньше работают. А что, простите, в большинстве своем делает офисный планктон на кухне? Человек, который не заинтересован или мало мотивирован, найдет любую возможность не работать. Как начинается утро во многих офисах Москвы? Идем за кофе, обсуждаем новости, кто куда ездил, кто кого родил... Хорошо, если к работе приступят хотя бы к 10 утра. Помните, с чего начиналось утро в одном статистическом учреждении? Спустя столько лет ничего не изменилось, и курение тут совсем ни при чем.

8. О матери нашей замолвим словечко. О «Декретчицах»

Будучи на стороне нанимателя, я вынужден был сталкиваться с кандидатурами женского пола и надо сказать, испытывал двойственные ощущения. Однако давайте будем честными сами с собой. Если нам для существования необходимо размножаться, то и саму вероятность декретного отпуска скидывать никак нельзя. Обидно, когда у тебя был хороший специалист, а сейчас ты вынужден его отпустить в декрет, но что же поделать, это жизнь со всеми ее прелестями. Но это не должно пугать, ну никак.

9. Жить или не жить? О «Любителях кредитов»

Я считаю, что компания никак не должна вмешиваться в мой личный кошелек. Что я имею и как трачу – не должно интересовать компанию, за исключением, наверное, соискателей на роль финансистов. Если человек не умеет обращаться с личными финансами, то вряд ли сможет грамотно распорядиться финансами компании. Наверное, может быть только один аргумент «Против»: человек, постоянно тратя, будет искать работу с большим заработком, но если вы сейчас платите медиану и выше, платите вовремя, постоянно индексируете, то вряд ли он от вас просто так сбежит. А если компания хочет взять на работу специалиста, но при этом платить гроши? Что я могу сказать? Успехов вам в этом нелегком труде постоянного поиска.

10. Ни дня без скандалов. О «Негативных»

Очень интересный пункт. Начнем с того, что об негативных отзывах мы узнаем только на собеседовании. Хотя не всегда провоцирующие подобное вопросы задают на собеседовании, но и такое бывает. Здесь я хочу вставить вопрос: «А где гарантии того, что именно в вашей компании начальник не самодур, все сплошь компетентны и далее по списку?». Скорее всего, не все и не на 100%. Поэтому важно разбираться в теме и задать специалисту вопрос таким образом, чтобы понять, насколько он компетентен. Мне важно, чтобы специалист понимал предмет и мог им оперировать, а причины, почему он покинул предыдущую компанию, меня должны волновать в меньшей степени, исходя в частности из утверждения, что я не самодур и в вопросе разбираюсь.

11. Обитатели соцсетей. Об «Активных пользователях смартфонов»

Если ваша компания не в состоянии спланировать рабочий процесс так, чтобы у сотрудника не было достаточно времени серфить в интернете, это, прежде всего, ваша проблема, а не соискателя. Соискатель в настоящий момент не имеет работы, так почему бы ему не висеть сейчас онлайн? Почему так однозначно решено за него? Сюда же можно отнести и пункт с чаепитием. Собственно, достаточная мотивация – двигатель производительности.

12. Мать Тереза. О «Вызывающих жалость»

Если рекрутер не в состоянии остановить словесный поток соискателя, то это говорит о компетентности рекрутера. Жалобщики были, есть и будут, им просто нужны «свободные уши». Нужен ли вам такой сотрудник – решать, конечно же, вам, но жизнь – это жизнь. Возможно, перед вами уникальный специалист, но в силу своих психологических особенностей ему нужно выговориться в данный момент времени. Поэтому рекрутеру нужно быть отчасти психологом, чтобы понимать, что происходит – случайный ли это выплеск эмоций или банальное манипулирование, чтобы скрыть недостаточную квалификацию.

* * * * *

Вот такие критерии высококвалифицированные специалисты пытаются «продать» остальным в качестве бесценного знания. Жаль, конечно, что это не единичный случай, многие вещи из перечисленного выше уже давно культивируются сотрудниками отдела кадров или рекрутинговыми компаниями. Но во всех этих советах они упускают суть.

Компании, прежде всего, нужен специалист, иногда узкопрофильный для решения задач в данный момент. Сможет ли компания вырасти дальше и продолжать быть интересной сотруднику – зависит от самой компании. Часто компания, принимая сотрудника, должна работать над тем, чтобы данному конкретному специалисту привить дополнительные качества или навыки. Сделать более пунктуальным через курс управления временем, сделать его финансово разборчивым, если этот навык необходим. Невозможно быть идеальным сотрудником, как и невозможно быть идеальной компанией, каждой стороне есть над чем работать.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Мне кажется, что многие комментарии под той статьей, о которой упоминает автор, были намного интереснее и полезнее, чем данный полемический ответ...

Руководитель управления, Казань
Олег Шурин пишет:
многие комментарии под той статьей, о которой упоминает автор, были намного интереснее и полезнее, чем данный полемический ответ...

Олег, в этом и заключается парадокс "хайповых" статей, автор предыдущего повествования, в категоричной форме выкладывал некоторый бред, на который была реакция.

Александр Чен - внимательно и грамотно ответил, исходя из своего опыта и нормальных человеческих ситуаций, но не цепляет...

Был бы, ответ жестким, категоричным, речевые обороты на гране, и т.д...

Но, "толпе" нужны зрелища, а не правильные рассуждения.)))

Генеральный директор, Москва
Денис Перевезнов пишет:
Олег Шурин пишет:
многие комментарии под той статьей, о которой упоминает автор, были намного интереснее и полезнее, чем данный полемический ответ...

Александр Чен - внимательно и грамотно ответил, исходя из своего опыта и нормальных человеческих ситуаций, но не цепляет...Был бы, ответ жестким, категоричным, речевые обороты на гране, и т.д...Но, "толпе" нужны зрелища, а не правильные рассуждения.)))

Вы очень верно подметили основную, на мой взгляд, проблему статьи: не цепляет...

И дело тут не в отсутствии жесткости, категоричности и т.п.

Возможно если бы она вышла СРАЗУ после написания той статьи, то мое восприятие было бы иное. А так...

Аналитик, Москва

Может и не цепляет... Зато от души и честно) Да и верно ведь?)))

Аудитор, Краснодар

Александр во многом правильно подметил "болевые точки" процесса рекрутинга. Но этот процесс не существует сам по себе. Причин такого отношения к соискателям множество. Главное - сейчас у нас рынок работодателя, и количество рабочих мест сокращается, и дальше будет сокращаться, особенно в непроизводственной сфере. В этой ситуации работодатель в лице менеджмента ставит такие фильтры на прием на работу, какие считает целесообразным. И мало беспокоится о том, что в итоге получится. Поэтому призывы к разуму HRов и их руководителей, увы, не помогут. Дальше данная ситуация будет только усугубляться до уровня 90-х или еще хуже.

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург
Андрей Оленьков пишет:

Александр во многом правильно подметил "болевые точки" процесса рекрутинга. Но этот процесс не существует сам по себе. Причин такого отношения к соискателям множество. Главное - сейчас у нас рынок работодателя, и количество рабочих мест сокращается, и дальше будет сокращаться, особенно в непроизводственной сфере. В этой ситуации работодатель в лице менеджмента ставит такие фильтры на прием на работу, какие считает целесообразным. И мало беспокоится о том, что в итоге получится. Поэтому призывы к разуму HRов и их руководителей, увы, не помогут. Дальше данная ситуация будет только усугубляться до уровня 90-х или еще хуже.

Мы видимо в разных странах живём. У нас вот в ИТ все наоборот ))

Директор по развитию, Москва

Функция "цеплять" обычно имплантируется в текст для решения задачи маркетинга...Не уверен, что у автора комментариев именно такая цель! Мне понравилось: жизненно, без пафоса и по-существу

Директор по продажам, Ростов-на-Дону

Статья приятно удивила. Прочитав название, подумал, что речь опять пойдет о нелегких буднях HR-специалистов и о том с какими "компетентными" соискателями им приходится иметь дело. В статье автор показал насколько картинка в глазах HR и их стереотипное мышление может разниться с реальностью. Мне понравилось. Спасибо, Александр.

Технический специалист, Москва

Респект Александру Чен. Жизненно и откровенно о стереотипах HR.

Коммерческий директор, Москва

В данной статье изложена позиция работника. Причем с точки зрения хорошего работника и примеривания на себя разных перечисленных ситуаций. Да, хороший работник может попасть в данные ситуации. Но стереотипы не на голом месте возникли. Это опыт - сын ошибок трудных. В ситуациях, когда катастрофически не хватает персонала, приходится закрывать глаза на вот такие моменты, и все равно спотыкаться. Берешь на работу бегунка, думая, что вот у нас нет озвученных им причин, - он все равно через несколько месяцев уходит. Т.к. проблемы в голове человека, в завышенных ожиданиях, в неграмотном анализе информации. Берешь на работу курильщика - он курит за пределами здания, когда клиент ждет. Берешь на работу адекватного человека, которому все предыдущие начальники мешали работать, он и у нас находит такое. И т.п. И т.д.

Кроме того, много зависит от должности и специфики компании. Водители пускай курят себе. Но не продавцы. Декретник может быть контент-менеджером сайта, но в случае работы кассиром или менеджером по работе с клиентами возникают сложности. И т.п.

Конечно, все зависит от позиции руководителя. Кто нацелен на максимум эффективности, будет обходить проблемных людей на определенных вакансиях. Кому бизнес позволяет особо не напрягаться (где не теряются деньги при отсутствии людей или потери эффективности на ...%) - там можно закрыть глаза на стереотипы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.