Девять поспешных суждений о вас на собеседовании

Социолог Малкольм Гладуэлл предложил теорию «тонких срезов», согласно которой люди способны принимать решения за доли секунд на основе профессионального чутья. Предприниматель Джефф Хейден провел тысячи собеседований с потенциальными сотрудниками и нанял сотни из них. Со временем он научился судить о человеке за одну-две минуты или даже после нескольких слов. Чем опытнее интервьюер, тем чаще он доверяется чутью, а не разговорам, уверяет Хенден и рассказывает о девяти своих «тонких срезах» на Bnet.

А как вы относитесь к профессиональному нюху? Есть ли место инстинктам в бизнесе?

Хорошие «тонкие срезы»

Кандидат радуется собеседованию и открывающимся возможностям

Работодатель хочет видеть радость на вашем лице. Если вы сидите на собеседовании с кислой миной, где гарантии, что следующие шесть месяцев работы вызовут у вас восторг? Недальновидно задавать вопросы в духе «Убедите, что мне нужна эта работа». Может случиться так, что работодатель убедит вас, но нанимать передумает. Излучайте положительные эмоции.

На кандидате «висят долги за грузовик»

Несколько лет назад Джефф Хейден укомплектовывал персоналом один завод. Там было два вида рабочих. Первые трудились полный рабочий день и часто перерабатывали, другие работали на полставки и сверхурочных не брали. Это создавало определенные трудности. Хейдену запомнился кандидат на неполный рабочий день, который на вопрос о готовности работать сверхурочно ответил: «Возьму все сверхурочные, которые только будут. Я купил новый грузовик, долги убивают меня». В каждой работе есть «горячие требования». Частые командировки, сверхурочные, особые навыки. Если вы нащупываете эти точки, то, считайте, уже на 90% заполучили работу.

Кандидат НЕ оправдывается за опоздание

Не говорите о пробках, о проблемах с парковкой. Просто скажите: «Извините, я задерживаюсь. Если не можете ждать, давайте перенесем встречу на удобное для вас время». Трудности возникают всегда. Когда работодатель видит, что вы ответственный человек и решаете возникающие сложности, это пойдет вам только на пользу.

Кандидат требует работу

Продавцы сражаются за продажи, кандидаты должны точно так же сражаться за работу. Почему бы не сказать: «Было приятно с вами поговорить. Я действительно очень хочу здесь работать». С какой стати вы должны получить работу, если не готовы попросить ее?!

Плохие «тонкие срезы»

Кандидат жалуется

Все знают, что жаловаться на нынешнего работодателя нельзя. Но другие жалобы ничуть не лучше. Скажем, вы замечаете на столе у работодателя фото, где семейство стоит на фоне Колизея, и говорите: «Здорово, я всегда хотел побывать в Италии, но денег на поездку нет». Даже такое незначительное нытье вредит. Забудьте про жалобы. Негатив всегда запоминается.

Кандидат не подготовился

Вас же раздражает, когда люди на кассе в магазине сначала долго упаковывают все покупки и только потом начинают искать кошелек? Так же и на собеседовании. Не затягивайте с резюме и прочими формальностями. Сразу фокусируйтесь на собеседнике. «Работать» ― это глагол. Сделайте глагол и из слова «интервью».

Кандидат берет на себя роль «первого номера»

Всем нравятся лидеры, но только не на собеседовании. Без стеснения показывайте свои сильные стороны, но не перетягивайте одеяло на себя. Работодателю нужны люди, которые могут и вести за собой, и следовать за другими. К тому же работодателя действительно раздражает, когда вы берете слишком многое на себя в первую же встречу.

Кандидат излишне расслаблен

Работодатель хочет, чтобы вы расслабились на собеседовании и вели себя непринужденно, но это не значит, что нужно развалиться в кресле вполоборота и делать вид, что собеседование вам до лампочки.

Кандидат задает лишние вопросы

Вот золотое правило от Джеффа Хейдена: не задавайте вопросы только ради того, чтобы произвести впечатление. Если у вас нет вопросов, так и скажите. Не спрашивайте о том, что можете легко узнать сами. Не задавайте вопросы, которые, по-вашему, хочет услышать работодатель. Иначе встреча закончится на минорной ноте.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Ну, очень знакомая теория... Старая сказка на новый лад.

Стоит также учесть, что далеко не только ''опытные работодатели'' составляют первое впечатление за 2 минуты. Это просто особенность психики людей, и этому правилу подвержены все люди, без исключения. Только одни умеют первое впечатление разложить и аргументировать, вторые ходят с беспокойной мыслью ''что-то с этим кандидатом не так, и есть сомнения, брать ли его''.
Впрочем, то же правило действует и в обратную сторону. Если кандидата ''смущает'' фирма-работодатель, не нужно искать оправданий и зарывать голову в песок: лучше попробовать разобраться, что смутило. Но если ничего не находится, всё же лучше подождать собеседования, после которого душа будет петь, чем соглашаться на компромиссное решение, которое в итоге всё равно вылезет боком.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Все знают, что жаловаться на нынешнего работодателя нельзя Вот всегда эта тема вызывала во мне двоякое чувство. С одной стороны - да, потенциальный работодатель может предположить, что будущий работник так же нелицеприятно может отзываться и о нем в дальнейшем. С другой стороны - допустим, нынешний работодатель ставит одни задачи, в результате спрашивает за другие, постоянно задерживает выплату заработной платы, разговаривает с тобой, как с тлей, внимания не стоящей, как бы успешно ты ни вополнял свои функции, то почему я должен на собеседовании вымучивать что-то типа - ''поставленные задачи не соответствуют моей квалификации, я исчерпал себя на этом месте работы и т.д. и т.п.''?
Менеджер по персоналу, Липецк
Алексей Лапшин пишет: нынешний работодатель ставит одни задачи, в результате спрашивает за другие, постоянно задерживает выплату заработной платы, разговаривает с тобой, как с тлей, внимания не стоящей, как бы успешно ты ни вополнял свои функции, то почему я должен на собеседовании вымучивать что-то типа - ''поставленные задачи не соответствуют моей квалификации, я исчерпал себя на этом месте работы и т.д. и т.п
Лучше сказать: ''Я весьма благодарен последнему работодателю за тот опыт, который я преобрел, работая в этой фирме''. Малейшие ''жалобы'' на предыдущего работодателя могут восприниматься как: - отсутствие позитивного мышления - доминирование критического настроя - слишком завышенные требования и т.д.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Соболев, да это всё понятно. Но уж оченно иногда хотелось ''припечатать'' бывшего работодателя... 8)
Управляющий директор, Санкт-Петербург
Алексей Лапшин: Но уж оченно иногда хотелось ''припечатать'' бывшего работодателя... При 20-летних девчонках из HR, что ли? :) Если работник терпел _задержку выплаты заработной платы, разговор с собой, как с тлей, внимания не стоящей_, то эта проблема не двоякая, как мне кажется :)
Генеральный директор, Нижний Новгород
Ирина Локтионова, можно, конечно, уйти в никуда и потом несколько месяцев сидеть на шее у жены и/или родителей, ища работу, но потом опять же перед теми же HRaми придется объясняться - а таки шо это у вас такой перерыв в работе? :)
При 20-летних девчонках из HR, что ли?
По специфике моего профессионального опыта (средние оптовые посреднические компании в большинстве случаев) - мало в них HR как таковых, собеседования все более сразу с руководством случаются. :)
Консультант, Москва
Ирина Локтионова пишет: При 20-летних девчонках из HR, что ли?
Ирина, не провоцируйте ;) Не то сейчас тут такое цунами пойдёт!!! Ну, Вы знаете... 8) А что касается всех этих (пусть даже и правильных) разговоров ''как надо себя вести на собеседовании'', ''как отвечать на вопросы рекрутёра'', ... - то мне это напоминает старый КВН-овский скетч про экзамен: ''Чем измеряется напряжение?'' - ''Напряжёметром'' - ''Правильно'' Вот зачем, получается, эти собеседования? Чтобы кандидат и работодатель посмотрели друг на друга, оценили взаимно, и взаимно же приняли решение о том, нашли они друг друга, или пока нет? А так получается - комедия масок: ''кадровик'' (маска) vs. ''кандидат'' (снова маска), но не Кадровик (именно с большой буквы и без кавычек) И (а не versus) Кандидат (тоже с большой буквы).
Консультант, Москва
Алексей Лапшин пишет: можно, конечно, уйти в никуда и потом несколько месяцев сидеть на шее у жены и/или родителей, ища работу, но потом опять же перед теми же HRaми придется объясняться - а таки шо это у вас такой перерыв в работе?
+1 Тем более, что ''20-летние девочки'' - это первичный фильтр, который volence-nolence пройти надо, причём по многим весьма формальным (а часто - глупым) критериям они, как во многих анекдотах про кадровиков, нужного человека могут и не пропустить ''далее''. Например, возраст свыше 35 (впрочем, это соседняя дискуссия).
Генеральный директор, Нижний Новгород
Борис Зверев,
А так получается - комедия масок: ''кадровик'' (маска) vs. ''кандидат'' (снова маска)
Угу. Тишь, да гладь, да Божья благодать, типа. Кандидат ищет отмазки, почему он ушел от прошлого работодателя (не дай Бог слово плохое сказать или негатив какой высказать!), кадровик делает вид, что верит... 8)
Консультант, Москва
Алексей Лапшин пишет: кадровик делает вид, что верит...
Хорошо, если только делает вид...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.