5 обломов на собеседованиях: нарочно не придумаешь!

Неудачные собеседования были и будут в жизни каждого работающего человека. Ситуации подчас бывают такие, что нарочно не придумаешь. Но не корите себя за ошибки. Лучше по прошествии нескольких дней посмотрите на случившееся со стороны. Попытайтесь понять, что пошло не так, и что можно в следующий раз сделать иначе. Цените свой опыт и не пренебрегайте чужим. Прочитайте эти вредные советы и поступайте с точностью до наоборот!

1. Перепутайте интервьюера с психологом

Мне был 21 год, я мечтала о карьере бренд-менеджера в крупнейшей международной компании, куда была приглашена на финальное интервью. К этому моменту я успела пройти пять этапов отбора: написать несколько эссе на английском языке, сдать тесты на математическую, текстовую и какую-то еще логику, хорошо себя проявить на первом интервью в компании, и в целом была оптимистично настроена относительно своих шансов. И, надо сказать, ничего не предвещало беды до вопроса интервьюера: «Есть что-то, о чем вы, Ирина, сожалеете?». Было такое. Я очень переживала по поводу затянувшейся ссоры с сестрой, о чем с грустью и поведала интервьюеру… Работу мне не предложили.

Как лучше было поступить? На вопрос интервьюера надо было дать социально желательный ответ. 21-летней кандидатке было не зазорно сказать, что в ее возрасте она не успела совершить непоправимых поступков, поэтому она ни о чем не жалеет. Кандидату постарше стоит выдать что-то философское из серии «я благодарен всем трудностям, которые были на моем пути, потому что они привели меня сюда – на порог работы моей мечты». Последние слова утрированы, конечно, но идея вполне жизнеспособная, если ее аккуратно подать.

Интервьюера путают с психологом даже опытные кандидаты. Многие совершенно искренне жалуются на несправедливого начальника, на плохой коллектив, на усталость и эмоциональное выгорание, делятся переживаниями по поводу развода, проблем с детьми... Настоятельно отговариваю вас рефлексировать на интервью и приводить конкретные примеры из личной жизни или эмоциональной сферы, как это когда-то сделала я. Хорошие рекрутеры специально создают доверительную атмосферу, чтобы кандидат мог расслабиться и раскрыться. Это помогает его лучше оценить. Но, пожалуйста, помните: на собеседование мы приходим, чтобы наилучшим образом преподнести свой профессиональный опыт и личные качества, необходимые для вакантной роли, а на встречу к подруге или психологу – чтобы поделиться сокровенным и наболевшим. Не нужно присваивать интервьюеру несвойственную ему роль. По-человечески он, возможно, вас пожалеет, и даже поддержит, но работу предложит вряд ли.

2. Покажите свои таланты прямо в переговорной

Моя очаровательная университетская подруга начала поиск работы в 22 года. В ее огромных голубых глазах было можно утонуть, пшеничные локоны копной спадали на ее хрупкие плечи, а невероятно нежный голос заставлял забыть обо всем. При этом она была очень собранной, серьезной и ответственной девушкой. Просто идеальный секретарь, не находите? Так подумал и один из наших преподавателей, порекомендовав свою студентку успешному бизнесмену, который находился в поиске персонального ассистента. Моя подруга тщательно готовилась, правильно оделась, аккуратно отвечала на вопросы: иными словами, она очень хотела получить эту работу. И ничего не предвещало беды до вопроса интервьюера: «А что вы любите делать?» Тут глаза потенциальной ассистентки засияли, и она с улыбкой ответила: «Петь». И спела... Кандидатка сорвала овации изумленного слушателя, но работу не получила.

Как лучше было поступить? Можно было перечислить увлечения, которые тренируют полезные для работы навыки. Напомню, что речь шла о поиске первой работы, когда за плечами кандидата нет рекомендателей, и даже месяцев стабильного трудоустройства, то есть работодатель фактически берет кота в мешке. Моя подруга в совершенстве знала немецкий, что говорило в пользу ее обучаемости, ведь это не самый простой язык. С точки зрения творческих увлечений, она не только пела, но и писала стихи, что могло бы сказать о творческом мышлении и грамотности. Она также занималась парными танцами, что свидетельствовало о ее умении работать в команде. Уверена: собеседование бы закончилось иначе, выбери она другой, заметьте, честный ответ на поставленный вопрос.

Этот же совет я готова дать взрослым кандидатам. Вас тоже могут спросить об увлечениях и внерабочих интересах. Подумайте, как о них рассказать, не кривя душой и играя в свои ворота. Не стоит сочинять историй о любви к чтению, театру или занятиях спортом, если это не так. Ведь вас могут спросить о последней прочитанной книге, самом модном спектакле сезона или спортивных нюансах, если вдруг интервьюер окажется человеком со схожими интересами. Подготовьте заранее хороший лаконичный пример увлечения или честно скажите, что для вас лучший отдых – это время, проведенное с близкими. Помните, что интервьюер не стремится быть пораженным в сердце силой вашего экзотического таланта. Он просто пытается узнать вас немного лучше с общечеловеческой точки зрения. Тут важно не перестараться.

3. Придите на встречу больным

И никого не предупреждайте о плохом самочувствии – так надежнее, пусть люди думают, что вы всегда такой.

Мне было 24 года. Я уже три года работала в крупном маркетинговом агентстве и желала перейти «на сторону клиента», в международную компанию, выпускающую продукцию под известными брендами. Я старательно готовилась: изучила ее положение на рынке, долю ее товаров на полках, еще что-то. По дороге на интервью у меня разболелась голова, но я не сочла возможным даже попытаться перенести встречу, а таблетка, как назло, не действовала. Несмотря на это, в назначенное время я была в офисе компании. Я отлично справлялась с вопросами, пока интервьюер не попросил перечислить основные бренды компании. В этот момент мне показалось, что я слышу, как кровь стучит в висках. Логотипы всех брендов заскакали перед моим взором с воплем: «Выбери меня!». Но я предпочла сдаться и призналась, что не могу дать точный ответ... Чуть позже в тишине автомобиля я записала свои предположения и потом их проверила: все было верно. И, конечно, дома тонометр показал низкое давление – причину сильной боли. Но, как говорится, история не запоминает обстоятельства, она фиксирует факты... На эту роль впоследствии взяли мою коллегу.

Как лучше было поступить? Плохо себя почувствовав, стоит попытаться перенести встречу, несмотря на синдром отличника свойственный многим старательным кандидатам. Я понимаю: отмена встречи день в день может быть негативно расценена работодателем, особенно если речь идет о финальном – решающем интервью. Сейчас я бы, приехав на встречу, предупредила о своем плохом самочувствии и попросила ее перенести. Думаю, в большинстве случаев, это было бы воспринято нормально, и мне бы не отказали.

Что еще можно было сделать иначе? Допустим, встречу действительно нельзя было отменить. Так вопрос про бренды был предсказуем (об этом я знала), мне стоило написать себе шпаргалку. Тогда во-первых, был бы шанс воспроизвести информацию правильно. Во-вторых, интервьюер с понимаем отнесся бы к тому, что я использую записи, если бы я его предупредила о своем состоянии, В любом случае все сложилось бы лучше, чем в итоге сложилось.

Вообще, не бойтесь делать записи, готовясь к интервью. Вы можете легко от волнения что-то забыть: свои вопросы, числовые показатели деятельности, да даже список клиентов. Берите эти записи с собой и заглядывайте в них по мере необходимости. Только, конечно, не читайте по бумажке: это сильно смутит работодателя.

4. Предстаньте перед рекрутером мокрым/лохматым/помятым

Одного из моих друзей пригласили на интервью в компанию мечты – известный западный банк. Он надел свой лучший костюм и красивые туфли, выехал на встречу заранее. Казалось, он подумал обо всем, кроме переменчивой летней погоды. Ничего не предвещало беды, пока по дороге от метро парень не попал под сильный ливень. Зонта с собой не оказалось, и в офис работодателя наш герой пришел промокшим до нитки, оставляя за собой мокрые следы. Результат интервью был понятен сразу – по выражению лица секретаря на ресепшн...

Как лучше было поступить? Во-первых, приложить больше усилий, чтобы не промокнуть: купить зонт в подземном переходе, попросить прохожего с зонтом проводить до здания, снять пиджак и держать его над собой вместо зонта (пиджак можно было потом отжать и оставить в зоне ресепшн). А если сохранить презентабельный внешний вид не удалось, стоило просить о переносе встречи. Тогда работодатель понял бы, что кандидат адекватно оценивает свой внешний вид, считает его неуместным и хочет создать более комфортную обстановку для обеих сторон.

Такой, казалось бы банальной вещью, как опрятный внешний вид, часто пренебрегают. Кандидат бежит от метро, боясь опоздать, и потом сидит, взмокший, на интервью. Хотя мог бы взять двухминутную паузу: посетить перед собеседованием туалетную комнату, отдышаться и привести себя в порядок. Если интервью планируется на вечер, девушки могут взять с собой косметику, чтобы иметь возможность подправить макияж.

Я недавно – уже как интервьюер – попала в неловкую ситуацию, когда кандидатка пришла на встречу в порванных колготках. Я это случайно заметила, а она перехватила мой взгляд и начала извиняться. А ведь она могла бы их просто снять в туалетной комнате: мало кто бы заметил отсутствие этого элемента одежды.

5. Говорите все что взбредет в голову

Недавно собеседовала кандидатку на интересную роль в крупную компанию. Она неплохо отвечала на вопросы, была активна и позитивна. Как водится, ничего не предвещало беды, пока я ее не спросила: «А к чему вы сейчас стремитесь? Какую работу вы ищете?». Ответ на этот вопрос длился несколько долгих минут, в течение которых я узнала обо всех проблемах внутри компании, где женщина работает сейчас, и не услышала ни намека на то, какая работа ей интересна... Ей не интересна работа? Ей просто хочется уйти от проблем? Я не поняла. Но мне это уже было не важно, так одним из ключевых навыков для вакантной роли было умение работать с заказчиком, то есть слушать, слышать и предлагать то, что заказчику нужно. То есть важно было, как минимум, вникнуть в суть вопроса интервьюера.

Как лучше было поступить? Пожалуйста, не забывайте, что чаще всего интервьюеры не ставят целью задавать каверзные вопросы: они просто пытаются что-то конкретное о кандидате узнать. Помогите им в этом. Слушая вопрос, пытайтесь понять, о чем он, и лаконично на него ответить. Если просят назвать причину чего-то – лаконично сформулируйте одну, максимум две. Если спрашивают о целях – тоже самое. Не путайте цели и причины.

Если бы мы только умели друг друга слушать и слышать, сколько интервью было бы пройдено гораздо успешнее!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Ирина, добрый день!

Большинство "обломов" обусловлено тем, что подбором занимается сотрудник HR, который принимает решение о дальнейшей судьбе кандидата, основываясь на собственной "внутренней химии" и симпатии. Ведь всегда, то или иное действие кандидата можно трактовать в любую сторону: "переживание по поводу ссоры с сестрой" - отнести к ответственности и дружелюбию, а пение в ходе интервью признать смелостью и неординарностью и т.д. В итоге решение о дальнейшей судьбе кандидата принимается, исходя из личных предпочтений подборщика и его возможности "продать" затем данного кандидата внутреннему заказчику. А этот ФИЛЬТР в каждой компании свой и давать УНИВЕРСАЛЬНЫЕ советы для всех случаев, я бы не решился.

Как показала собственная практика, улучшить качество отбора и сократить число итераций при принятии решения по кандидату, можно следующим образом:

Проверить кандидата на соответствие 3 критериям:

1. Может (проф.навыки).

2. Хочет (мотивация на работу).

3. Безопасен (соответствие корпоративным стандартам и ценностям компании).

Причем, на первые две составляющие проверяет непосредственно будущий руководитель кандидата. А уж потом, профессионально соответствующий и мотивированный на работу кандидат, проверяется на соответствие третьему критерию службой HR. Тогда, поверьте, даже при взъерошенном внешнем виде или нездоровых нотках в голосе, кандидату будет предложено пройти в туалетную комнату или на день-другой перенести собеседование, чтобы поправить свое здоровье.

Консультант, Москва

Константин, спасибо, что поделились!
Во многом согласна с Вами, но мы живем в том мире, в котором мы живем, и он далеко не идеален.
Я лишь хотела дать информацию для размышления о том, как бывает, и помочь обойти моменты, которые могут помешать людям получить работу. И пусть эти моменты и "неправильные" / не из иедального мира - какая нам будет разница, если из-за них работу мы не получим, а могли бы?)

Начальник участка, Москва

Ирина, помощь кандидатам - дело нужное! Главное - чтобы они помнили, что следуя всем советам, на первое место они все-таки ставили проф.подготовку и понимали почему они нужны именно той компании, куда пришли трудоустраиваться))

Консультант, Москва

Думаю, аудитория этого портала такова, что это - по умолчанию))

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Чтобы найти работу, где ты будешь действительно востребован и оценён - будь самим собой, а не изучай клише и стереотипы HR-ов на все случаи жизни.....

Глава филиала, регион. директор, Саратов

Хорошая статья. Очевидно, что содержание не позиционируется как панацея от всех проблем на собеседовании, а дает некоторые рекомендации для предотвращения популярных фейлов на интервью. Советы вполне дельные, на мой взгляд.

Глава филиала, регион. директор, Саратов
Павел Кузовников пишет:
будь самим собой, а не изучай клише и стереотипы HR-ов

Осмелюсь примерно процитировать слова актера Серебрякова "нет хуже совета, чем совет быть самим собой, так как такой совет лишает человека возможности признавать свои ошибки и становиться лучше". Это, конечно, утрированно, но суть думаю передает.

HR-директор, Москва

Ирина, на данную тему написано множество статей, эссе и книг. Но, Ваш рассказ мне понравился. Живой текст :) Спасибо.

Начальник участка, Москва
Евгений Дьяков пишет:
Павел Кузовников пишет:
будь самим собой, а не изучай клише и стереотипы HR-ов
Осмелюсь примерно процитировать слова актера Серебрякова "нет хуже совета, чем совет быть самим собой, так как такой совет лишает человека возможности признавать свои ошибки и становиться лучше". Это, конечно, утрированно, но суть думаю передает.

Евгений, добрый день.

Алексей Серебряков это говорил в контексте: "нельзя останавливаться на достигнутом, надо становиться лучше!", а Павел, насколько я понял, говорит о том, что выбирают не только кандидатов, но и они выбирают Компанию, и для того, чтобы этот союз не распался сразу после заключения трудового договора, надо, чтобы обе стороны были максимально честны друг перед другом. Мне кажется, оба мнения правильные и не противоречат друг другу.

Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Очень смешно :) особенно отказ в работе после такого подробного описания внешних данных и талантов девушки с пшеничный локонами, простите, но тут бабской завистью ух как попахивает.

И тема действительно о личной химии, но, думаю, как раз соискателя сразу после вуза можно показать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.