7 отраслей, в которых процветает эйджизм

В мире растет количество людей старше 50 лет, которые хотят работать, но не могут устроиться. Хотя сотрудники старшего возраста обычно более осведомлены и опытны, они, как правило, подвергаются дискриминации в пользу более молодых и менее опытных сотрудников. Подобно расизму и сексизму, эйджизм – это ущемление трудовых прав и свобод человека.

Термин «эйджизм» появился благодаря Роберту Батлеру в 1969 году. По словам Батлера, эйджизм проявляется на индивидуальном и институциональном уровне. Сюда могут входить неверные предположения, стереотипы, антипатия, избегание контактов и явная неприязнь на рабочем месте к более опытным и старшим сотрудникам.

Наиболее распространенные мифы и стереотипы о сотрудниках старше 50 лет:

  • Они сопротивляются изменениям.
  • Демотивированы.
  • Не заинтересованы в программах карьерного развития.
  • Менее продуктивны.
  • Знают, как делать свою работу, но не готовы внедрять инновации.
  • Чаще берут больничный.
  • Не делятся знаниями и опытом.
  • Они скоро уйдут с работы.

Очевидно, что это неправда, но все же так думают многие молодые сотрудники. Старшие коллеги приносят свой опыт работы, жизненный опыт и в целом знают, как выполнять работу. Они способны видеть картину целиком и обладают глубокими знаниями отрасли.

Хотя с эйджизмом можно столкнуться во всех сферах, есть несколько отраслей, в которых возрастная дискриминация выражена ярче. Известно, что в этих отраслях более низкий средний возраст сотрудников.

Что это за сферы?

1. Бизнес и финансы

Многие профессионалы в сфере бизнеса и финансов сталкиваются с эйджизмом. Они считают, что их не воспринимают всерьез в финансовом и деловом секторе из-за возраста. Причем некоторые подвергаются дискриминации, потому что слишком молоды, а другие – потому что слишком стары.

Работодатели в этой сфере считают, что слишком молодые сотрудники несерьезно настроены и не готовы надолго задерживаться в отрасли. Другие сталкиваются с эйджизмом, потому что им не хватает опыта старших коллег. Возрастные же сотрудники сталкиваются с эйджизмом, потому что работодатели считают, что они слишком стары, чтобы учиться новому.

На компанию PwC, одну из крупнейших аудиторских фирм в мире, недавно был подан иск в суд в США, где утверждалось, что она отдает предпочтение молодым соискателям при приеме на работу. Компания активно рекрутирует новых сотрудников в стенах университетских кампусов и не рассматривает кандидатов старшего возраста на должности начального уровня. Согласно исследованию, представленному в федеральный суд Сан-Франциско юристами истца, молодые люди имеют на 538% больше шансов получить работу в PwC, чем кандидаты старше 40 лет. В итоге этого разбирательства компания согласилась на внесудебное урегулирование.

2. IT

У индустрии высоких технологий печальная репутация в отношении эйджизма. Тут явно предпочитают молодых работников опытным. Согласно исследованию, проведенному Payscale, только у трех из 18 известных технологических компаний, участвовавших в исследовании, средний возраст сотрудников превышал 33 года. Средний возраст в семи из исследованных компаний составлял 30 лет или ниже. Например, в Америке средний возраст сотрудников в других отраслях составляет 42,3 года.

Эйджизм в технологической сфере проявляется в различных формах: от безобидных комментариев до того, что кандидатов не замечают при приеме на работу из-за возраста. Специалистам приходится преодолевать многочисленные препятствия, чтобы доказать, что они не вымирающий вид «отраслевых динозавров».

Технологическая платформа Tokensoft, выпускающая цифровые ценные бумаги, столкнулась с иском по эйджизму. В иске женщина утверждает, что ее неоднократно игнорировали в вопросах повышения по службе, в то время как возможности предоставлялись более молодым и менее опытным работникам. Она также утверждает, что ее исключают из ужинов с ключевыми клиентами и еженедельных продаж. Ее жалобы генеральному директору были отклонены как «бесполезные».

3. Маркетинг и реклама

Потребители старшего возраста обладают высокой покупательной способностью. Это утверждение может заставить поверить в то, что рекламодатели будут нацелены на эту целевую аудиторию в своем продвижении. Тем не менее это не так. Фактически, эта демографическая группа не только избегается, но и карикатурно изображается во многих маркетинговых коммуникациях.

Взглянем на статистику. Более 30% населения США – старше 50 лет. Несмотря на это, рекламные сообщения на эту группу появляются только в 15% объявлений. Даже в рекламе пожилых людей часто изображают скучными домоседами и непродуктивными сотрудниками. Если продолжить изучать статистику США, то согласно отчету Бюро статистики труда, более 60% работников в сфере маркетинга, рекламы и связей с общественностью – моложе 45 лет. Средний возраст работников составляет 40 лет. С такими статистическими данными становится ясно, почему пожилые потребители часто упускаются из виду в маркетинговых сообщениях.

Эксперты считают, что молодые сотрудники часто ассоциируются с более высоким уровнем творчества и технологическими способностями. В то время как пожилых людей часто считают менее изобретательными, менее креативными и неспособными создавать креативную рекламу.

4. Гостеприимство

По данным Бюро статистики труда США, средний возраст работников в гостиничной индустрии составляет менее 30 лет. В этой сфере пожилые сотрудники часто сталкиваются с дискриминацией при найме. Некоторые должности в гостиницах, такие как официанты и администраторы, часто рассчитаны на работников моложе 35 лет. Отели и рестораны предпочитают нанимать молодых и активных людей, а не более опытных и профессиональных пожилых работников.

5. Розничная торговля

Буквально недавно в США привлекли несколько крупных розничных сетей к ответственности за дискриминацию по возрасту. Ритейлеры GNC и Anthropologie проиграли в судебных процессах против эйджизма.

В деле Anthropologie сотрудница подала в суд, сославшись на враждебную среду по отношению к возрасту, поскольку коллеги называли ее мамой, несмотря на то, что она выражала свое недовольство тем, что используют данный термин в ее сторону. Ей также было отказано в повышении по службе. Руководитель объяснил это тем, что у нее недостаточно сил для работы в новой должности, поскольку она слишком стара. Она выиграла судебный процесс у компании.

В деле GNC, истец – Сантос Андуджа, 57 лет, утверждал, что менеджер уволил его, когда ему было 20 лет, из-за возраста. Он также выиграл судебный процесс.

6. Здравоохранение

Пять медсестер больницы South Peninsula Hospital подали иск в окружной суд, утверждая, что они были уволены с работы из-за дискриминации по возрасту. Все медсестры были старше 50 лет, и назвали свое увольнение попыткой заменить старых сотрудников более молодыми, менее опытными и более дешевыми сотрудниками. И это при том, что все они были высококвалифицированными.

В сфере здравоохранения эйджизм часто основан на проблемах производительности. Когда ты становишься старше, люди начинают думать, что ты работаешь медленнее и менее продуктивно.

7. Энергетика

Компания Atlas Energy LLC выплатит $85 тыс. по делу, связанному с эйджизмом со стороны Комиссии США по равным возможностям трудоустройства (EEOC). Иск был подан от имени производственного мастера в возрасте 52 лет с более чем 20-летним опытом работы, которого уволил молодой управляющий. Его уволили несмотря на то, что показатели его производственного блока были высокими и многие сослуживцы могли подтвердить, что под его руководством все работало исправно.

Правда ли, что в перечисленных выше отраслях эйджизм еще ярче проявляется в России? Если вы сталкивались с эйджизмом, поделитесь своей историей в комментариях или присылайте в редакцию портала: content@e-xecutive.ru

По материалам theladders.com. Перевела с английского Алина Прудских

Читайте также:

Комментарии
Партнер, Красноярск

Нет причин для волнения - в сфере управления, как в бизнесе, так и в гос процветают старпёры. )))

Самому гениальному прогеру, из лично знакомых, слегка за 50, к слову.

Экономист, Москва

Удивительная тема. Ведь "разделяй и властвуй" - это классический дьявольский принцип. И ни о чем, кроме деструктива, свидетельствовать не может. Это значит, что фирма не развивается, не масштабирует свою деятельность. Отсюда менеджмент начинает воспринимать персонал как центр затрат. В такой фирме и молодым сотрудникам делать особо нечего. Все равно она загнётся. Да и в стратегическом плане это вредит, так сказать, корпоративному бизнесу. Какой смысл усердно и самоотверженно работать на благо солидной компании, если заранее понимаешь, что тебя просто пожуют и выплюнут.

Возникает вопрос. Что делать возрастным сотрудникам? Объединяться. Можно сообща обучаться новым знаниям и навыкам. Например, прокачивать юридические компетенции. Можно сообща создавать свои компании или даже покупать их. Помню, мне рассказывали об одном американском металлургическом заводе, где контрольный пакет акций принадлежал ассоциации военных пенсионеров. Эффект будет даже от коллективного бойкотирования продукции и услуг тех компаний, где активно практикуют эйджизм. Почему-то руководители подобных компаний не учитывает то, что люди в возрасте являются чуть ли не основной группой потребителей в современном мире. А совершенные средства коммуникации могут легко помочь так затроллить нерадивую компанию, что она не только потеряет часть рынка и доходов, но и просто прекратит своё существование.

Короче, наше дело правое, мы победим!

Старший консультант, Москва

Спасибо за статью. Очень редко эта предлагается к обсуждению.

Дизайнер, Москва

В рекламе и айти эйджизм прям чудовищен, точка невозврата в России наступает в. 35 лет. Средний возраст сотрудников многих успешных контор в районе 25-30 лет. Четкое представление о том, что к 35 нужно достичь руководящих позиций или сгинуть. Юность и успех руководства формулирует мифы о возрасте, который на Западе считается удачным, как о возрасте отработанных кадров. В то время, как в госструктурах, где руководство  возрастное теже мифы усилены во стократ, потому что нет опытных специалистов, способных оценить квалификацию соискателей. Поэтому лучший гарантией потенциала так же рассматривается возраст. Возрастные руководители страдают эйджизмом не меньше молодых коллег, особенно в России. Это связано с большей молодостью некоторых сфер, более жесткой конкуренцией и сильным расслоением (отсутствие соц лифтов наполняет рынок айти и креавтива большим количеством кадров за счет др отраслей), сниженной покупательной спосбностью возрастных относительно Запада, слабой квалификацией менеджмента. В моем агенстве страыми называют людей за 30. Это реальность.

Думаю, полезно было было отрефлексировать возможные мифы и в случае, если вы имне соответствуете, в резюме и на собседовании делать упор на сильные стороны, которые эти мифы не явно, но очевидно отрицают. Интерес к профессии, новые скииллы,  прежний руководитель, который моложе Вас, но с которым сложилось и пр. 

Преподаватель, Украина

Раньше: "Если б молодость смела, если б старость могла!" Теперь: "Если б юность умела, если б старость хотела". 

Исполнительный директор, Санкт-Петербург

Старикам здесь место. Комментарии про ейджизм здесь всегда возмущенные. Видимо вся молодежь ушла в тик ток и не появляется на этом ресурсе. Если посмотреть на средний возраст и на срок присутсвия на ресурсе мы все за 35. Клуб пенсионеров.

Раз уж мы собрались здесь по возрастному признаку, наверное надо больше success stories о том как людям удалось преодолеть возрастные ограничения. Нверно интересны статьи про поддержку здоровья, про развитие интеллекта (чтобы не закисать).  Интересен опыт как за границей так и в РФ. успешные стратегии и векторы построения карьеры позволят людям заранее (до 50) планировать свою карьеру до наступления часа Че. В производстве например одна стратегия, в финансах друга.

Возможно стоит переформулировать задачу и поставить вопрос так: Как упаковать многолетний опыт в ценный продукт, кому, когда и как продавать его на рынке и на каком рынка (на рынке труда, или на рынке B2B, B2C, B2G).

Преподаватель, Украина
Святослав Иванов пишет:

Старикам здесь место. Комментарии про ейджизм здесь всегда возмущенные. Видимо вся молодежь ушла в тик ток и не появляется на этом ресурсе. Если посмотреть на средний возраст и на срок присутсвия на ресурсе мы все за 35. Клуб пенсионеров.

А эффективным молодым менеджерам здесь не интересно - с большей частью ссылок на источники и терминов они не знакомы, а углубляться в то, что такое "креативность", "критическое мышление" нет смысла - и в Интернете можно прочитать, что такое "квадрат Декарта".

Интересно другое, этот список абсолютно коррелирует со списком 10 топ-специальностей американских колледжей за последние 10 лет. А вот если в этом списке отраслей появятся политика и университетское образование - вот тогда по-настоящему станет страшно (примеры уже есть)

Генеральный директор, Нижний Новгород

Поскольку моя сфера маркетинг, продажи и коммуникации, могу сказать, что эйджизм здесь во многом определяется неспособностью быстро осваивать и применять новые инструменты.

Аналитик, Санкт-Петербург

Заметила, что люди с возрастом часто становятся унылыми. Но если сотрудник 45-50+ излучает позитив, если он грамотный специалист - никто не смотрит на его возраст. Знаю конкретные примеры, когда такие специалисты буквально на расхват у рекрутеров.

Исполнительный директор, Санкт-Петербург
Екатерина Бондарева пишет:

Заметила, что люди с возрастом часто становятся унылыми. Но если сотрудник 45-50+ излучает позитив, если он грамотный специалист - никто не смотрит на его возраст. Знаю конкретные примеры, когда такие специалисты буквально на расхват у рекрутеров.

Интересно почему их посещает уныние? Наверное посчитали свою будущую пенсию)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии