Почему в России дискриминируют работников старшего возраста

В современной России число сотрудников старше 50 лет на позициях высшего и среднего менеджмента в компаниях не превышает 5%, а 35,5% работодателей вообще не принимают на работу руководителей старше 50 лет, говорят результаты исследования «Статус и профессиональное будущее руководителей в возрасте 50+ в российских компаниях» хедхантинговой компании «Контакт» (InterSearch Russia). Налицо яркие проявления эйджизма.

В чем природа дискриминации по возрасту на российском рынке труда? Редакция Executive.ru задала экспертам два вопроса:

  1. Почему российский рынок труда отвергает «советские» поколения?
  2. Зависит ли понятие «пожилой человек» от возраста выхода на пенсию в конкретной стране?

Дамир Такеев

Дамир Такеев, HR-директор Domino’s Pizza: «В Москве уходят на пенсию позже, чем в регионах»

1. Я считаю, что возрастная дискриминация на российском рынке труда отсутствует, однако проблемы, связанные с эйджизмом, безусловно, есть. В первую очередь, это связано с недопониманием, которое может возникнуть между представителями разных возрастных групп. При этом зачастую именно старшее поколение показывает меньшую гибкость и готовность пойти навстречу младшему.

Утверждение о том, что «советское» поколение отвергают, не считаю абсолютно верным – очень многое зависит от самого человека. Существует множество примеров, когда сотрудники «советского поколения» демонстрировали способность гибко подстраиваться под изменения, и комфортное общение абсолютно с любым поколением. Поэтому я не могу сказать, что существует определенная установка со стороны работодателя, что брать на работу какое-то поколение можно, а какое-то нельзя. Если человек гибок и готов подстраиваться под корпоративную культуру, то он может работать в любой компании. И все это можно определить либо на этапе собеседования, либо в первые рабочие дни.

Безусловно, существуют позиции, на которых возраст действительно важен. К примеру, работа курьером подходит для людей более молодого возраста, поскольку физически достаточно затратная. Если же мы говорим про офисные позиции, то здесь зачастую нет определенных требований.

2. Действительно ли в странах, где люди позже выходят на пенсию, они дольше считаются молодыми? Здесь корреляция определенно есть, но она не такая сильная. Существует достаточно много сотрудников на пенсии и при этом они все еще работают. Несмотря на то, что в России изменился пенсионный возраст, я не могу сказать, что это сильно повлияет на ситуацию с кандидатами на рынке. Если человек хочет работать на пенсии, то он будет это делать.

При этом от города к городу эта тенденция будет меняться. В Москве возраст выхода на пенсию будет гораздо выше, так как в столице ритм жизни течет гораздо быстрее, нежели в регионах. Люди заряжены на постоянную работу, на успех и результат, именно поэтому в Москве принято уходить на пенсию позже, чем в регионах.

Алла Третьякова

Алла Третьякова, руководитель программы «MBA-Управление человеческими ресурсами» МИРБИС: «В основе стереотипов – примитивные шаблоны»

«Эйджизм», на мой взгляд, далеко не единственный стереотип на рынке труда. Общаясь в качестве рекрутера каждый день со своими заказчиками, я вижу колоссальное число подобных предубеждений: если соискательница молодая и незамужняя, то «скоро выйдет замуж и родит». Если замужем, но без детей, значит «родит еще быстрее». Если уже имеет детей, и не одного, значит «точно не будет вылезать из больничных». Если дети уже взрослые, значит «скоро внуки родятся, она будет ими заниматься»...

В основе любого стереотипа – примитивный шаблон, заложенный в наше сознание, зачастую, помимо нашей воли. Так информация из СМИ, сети и от коллег, не подвергаясь критической обработке, проникает в нас, укореняется там и определяет наши суждения и решения. Мыслить стереотипами быстро, просто, удобно и легко. Поэтому мы так часто их используем.

1. Откуда взялся стереотип о возрасте? Думаю, так было не всегда. Вспомните советские лозунги: «Молодым везде у нас дорога…», «Партия сказала надо, комсомол ответил «есть», «Шагай вперед, комсомольское племя…» – как много было приложено усилий, чтобы показать, что молодежь – это наиболее прогрессивная часть общества! Идея была усвоена. Причем так хорошо, что время давно поменялось, а идея продолжает расти и укрепляться. Ситуация усугубилась еще и изменением социально-политического строя – вместе с отрицанием этого строя стали, на всякий случай, отрицать и его носителей – людей, которые жили и работали в «то время». А это, как ни крути, поколение тех, кому сегодня 40 и больше.

Так что же делать со стереотипами? Варианта два. Либо взывать к осмысленной оценке происходящего вокруг и развивать у всех поголовно критическое мышление (дело долгое и нелегкое), либо сформировать новые стереотипы – например, что поколение зрелых сотрудников – это максимум ответственности, накопленного профессионализма и мудрости. Мне кажется, именно этот путь сейчас принят к реализации.

Наталья Фефилова

Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group: «Рынок отвергает тех, на кого будет потрачено больше усилий»

1. Рынок отвергает тех, на кого, как считают его представители, будет затрачено больше усилий: на адаптацию, взаимодействие, расставание. На рынке довольно много стереотипов, которыми удобно пользоваться: например, что более взрослые люди менее гибки в рабочем процессе и коммуникациях, что возрастные сотрудники будут поучать более молодых и не смогут влиться в коллектив, что старшие люди менее обучаемы и не готовы к новым технологиям.

2. В странах, где люди выходят позже на пенсию, в целом все происходит позже: позже оканчивают учебные заведения, позже становятся большими начальниками, позже заводят семьи и рожают детей, позже становятся менее интересными работодателям. Во многом это связано с общей продолжительностью жизни: чем она выше, тем меньше необходимость «гнать», и победы и достижения на всех фронтах пытаться уложить в короткий промежуток 10 лет (с 30 до 40). Именно это пока и происходит в нашей стране. Увеличение срока выхода на пенсию в России не решит вопроса с повышением интереса к более взрослым сотрудникам, скорее, наоборот, еще более снизит возраст «отсечения» для рынка, который сейчас составляет 45 лет.

Елена Сидоренко

Елена Сидоренко, руководитель HR-направления компании «Прифинанс»: «В каждой профессии есть свой критерий молодости»

1. Я бы не говорила однозначно, что проблема эйджизма существует только в России и появилась в связи с естественным вымыванием советского поколения. Не будем забывать, что многие индустрии до сих пор эксплуатируют опыт, знания и технологии советского периода. Скорее, это вопрос уровня правовой системы государства, уровня гражданского правосознания и готовности отстаивать свои права. По моим наблюдениям, возрастные ограничения, не обусловленные условиями труда и функционалом, появляются в компаниях со слабым менеджментом.

2. Не думаю, что молодость зависит от возраста выхода на пенсию. Это несколько условное понятие, и в каждой профессии есть свой критерий. Если вы программист-разработчик игр, то понятие молодости может начинаться от 15 лет, и к 20 годам вы будете уже зрелым, опытным программистом. Если вы инженер-конструктор, то зрелым профессионалом вы можете стать ближе к 30 годам, а до этого будете молодым специалистом.

Да, сейчас мы будем наблюдать дискриминацию по возрасту, связанную с последними изменениями в пенсионном законодательстве. Думаю, что многие компании будут избегать принимать на работу кандидатов предпенсионного возраста, чтобы минимизировать риск штрафов при увольнении.

Сергей Седов

Сергей Седов, учредитель МФК «Займер»: «Важен не возраст, а наличие уникальных идей»

В чистом виде эйджизма на российском рынке труда в обозримом будущем нет, и не будет. Современные работодатели ценят наравне с дипломом или опытом новые навыки, приобретенные специалистом, в том числе и за счет самообразования. Таким образом, в конкурентной борьбе за рабочее место все чаще побеждает не тот соискатель, который старше или младше, а тот, который может предложить компании уникальные идеи по рационализации бизнес-модели и методы их воплощения в жизнь.

Если говорить о последствиях введения пенсионной реформы, есть вероятность, что работодатели будут отказываться от работников в возрасте, близком к предпенсионному, чтобы избежать наказания за их увольнение в непосредственно пенсионном возрасте. Соответственно, под ударом окажутся женщины 45-55 и мужчины 50-60 лет.

1. Тем не менее, «советские» поколения не будут отвергнуты рынком труда: во-первых, в стране постепенно нарастает нехватка рабочей силы, во-вторых, россияне в этом возрасте являются фундаментом опыта и базовых знаний отрасли. А в-третьих, многие из них готовы повышать квалификацию, чтобы соответствовать новым требованиям профессии и продолжать работать даже по достижении пенсионного возраста.

2. Что касается других стран, например, европейских, поднятие порога выхода на пенсию до современной планки оказалось сопряженным с довольно острой проблемой конкуренции за рабочие места между старшим поколением и молодежью. Для ее решения некоторым государствам пришлось даже стимулировать возрастных работников к переходу на трудоустройство на полставки. В России вероятность такого противостояния очень низкая – по причине относительно низкой плотности населения, большого разнообразия сфер занятости и нарастающего дефицита рабочей силы.

Ольга Миллич

Ольга Миллич, владелец портала OM-English: «Моду на молодых создают масс-медиа»

Есть несколько причин эйджизма в России. Например, культ молодости, в большей степени относящийся к внешним проявлениям: молодое тело, отсутствие седых волос и морщин, стройная фигура – такие требования общество чаще выдвигает к женщинам, чем мужчинам. В России излишне много внимания уделяется внешним проявлениям, а не внутреннему содержанию. По количеству пластических хирургов мы входим в первую десятку в мире.

1. Так называемым «советским поколениям» сложно перестроиться на рыночные отношения, где действуют новые правила игры: конкуренция, риск быть уволенным, нестабильное положение самой компании. Изменились иерархические цепочки – людям сложно понять новые правила игры. С развитием технологий важна гибкость и способность обучаться. У людей советского поколения эти навыки развиты слабо.

2. Эйджизм хорошо заметен в средствах массовой информации: российские дикторы (особенно, женщины) – все до 35 лет. Дикторы BBC, французского канала TV5 гораздо старше российских коллег, их незакрашенная седина в эфире – вполне обычное явление.

Существуют сильные стереотипы по поводу пожилых людей. Например, слово «бабушка» уже перешло в английский язык, оно означает пожилых женщин именно нашей страны. Пожилые женщины развитых стран – они другие, в целом более активные и любящие жизнь. Образ брюзжащих и поучающих бабушек и дедушек глубоко сидит в нашем сознании. Боюсь, слово «бабка» больше ни в каком языке не встречается. Пожилой возраст у нас десятилетиями ассоциировался разве что с сидением с внуками.

Марина Тарнопольская

Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia): «Работодатели не готовы к найму кандидатов 60+»

1. Ключевая проблема заключается в том, что практически все работодатели не готовы к найму сотрудников старше 60 лет. И хотя существуют правила, запрещающие отказывать кандидату из-за возраста, многие компании негласно утверждают ограничения для зрелых кандидатов. Это касается даже рынка топ-вакансий, где, казалось бы, мудрость, опыт, полученная с годами экспертиза должны играть на руку соискателям. Хотят более молодых, более «диджитальных», забывая, что знания, житейская мудрость, навыки управления командой, умение мотивировать людей возникает с годами.

Общество нужно готовить к реформе: искоренять негативные стереотипы о возрастных сотрудниках, говорить о конкурентных преимуществах более зрелых работников, которых нет у молодых специалистов. Иначе даже на уровне топов мы рискуем остаться с армией невостребованных управленцев в возрасте, которые не понимают, куда двигаться дальше.

Татьяна Савелова

Татьяна Савелова, директор департамента компании «Контакт» (InterSearch Russia): «Моду на молодость принесли иностранцы»

1. Тема дискриминации по возрасту возникла в России в начале 1990-х годов после падения «занавеса». Это дало начало развитию новых направлений, приходу зарубежных компаний и инвестиций. Как следствие, появились новые профессии и вакансии. При этом зарубежные компании, открывавшие свои представительства в РФ, столкнулись с отсутствием квалифицированных кадров, которые бы уже умели выполнять требуемые задачи. Специалистов, состоявшихся в других индустриях, нанимать и обучать не хотели. Здесь работало правило как с изучением иностранного языка: легче учиться в молодости, чем в зрелом возрасте. Поэтому в Россию для становления направлений приезжали экспаты и готовили преемников из молодого российского поколения, которые сейчас стоят у руля многих компаний.

Карьерный рост «советского» поколения по сравнению с предыдущими периодами замедлился. Как следствие, возраст лиц, принимающих решения, уменьшился. Именно здесь, на мой взгляд, можно искать корни эйджизма. Теперь, не достигнув в карьерной лестнице руководящей позиции до 50 лет, получить повышение в следующее десятилетие будет сложнее.

Высокие темпы развития технологий и цифровизации только усилили поколенческий разрыв: все больше компаний делает ставку на молодых и «продвинутых». Многие работодатели проводят сокращения сотрудников старше 50 лет: по их мнению, у возрастных работников не хватает мотивации, высокой производительности труда, способности к обучению.

2. Возраст выхода на пенсию обусловлен только экономическими причинами, на Западе в том числе. После прошедшей пенсионной реформы перед Россией встала серьезная проблема: бизнесу придется трансформироваться и искать внутри себя возможности сохранения рабочих мест за специалистами предпенсионного возраста. Задача сложная и решить ее быстро нельзя, нужно начинать работу сейчас, для этого диалог между государством и бизнесом должен быть в активной стадии.

Максим Шахматов

Максим Шахматов, директор по маркетингу Boggat Finance Store: «Советские люди не привыкли работать на коммерческий результат»

1. Все дело в ряде предубеждений. Люди советской эпохи не привыкли работать на коммерческий результат. Сейчас то, как мы производим и подаем продукт, часто важнее самого продукта. При этом скорость работы возросла. Нужно быстро реагировать на изменчивый рынок: делать больше работы и обрабатывать огромные объемы меняющейся информации. Люди старой школы так работать просто не умеют. Ну и, будем честны, им трудно эмоционально вписаться в современные корпоративные культуры.

Приведу пример двух вполне еще молодых людей, родившихся в 1975 и 1985 годах. Между ними всего 10 лет, но по сути их разделяет пропасть. Когда появилась первая мобильная техника, первым было уже под 30, а вторые только заканчивали школы. Большая часть первых так и не втянулась в новый мобильный мир.

2. В Европе откровенного разделения на «молодых» и «старых», как у нас, нет. Люди за 40-50 активно путешествуют, посещают семинары, занимаются спортом и часто выглядят лучше, чем многие в свои 30. Они обладают уникальным опытом, за который можно и нужно платить. Эмоциональной пропасти с молодежью там тоже нет. Думаю, современные 30-летние россияне к своим 50 будут походить на европейцев. Они активно влились в цифровой мир, готовы в себя инвестировать, а, значит, будут интересны рынку не только в качестве уборщиков и охранников, а как профессиональные активные личности, живущие в ногу со временем.


  • Почти 67% руководителей 50+ остаются на работе после достижения пенсионного возраста.
  • Работодатели считают возраст одним из наименее значимых факторов при найме руководителей 50+.
  • Случаи повышения или увольнения руководителей 50+ происходят в компаниях не чаще 1-2 раз в несколько лет.
  • Почти в 90% компаний руководители высшего и среднего звена получают должность до 50 лет. Топ-менеджеры чаще нанимаются извне, руководителей среднего звена с равной частотой ищут «на стороне» или растят внутри компании.
  • Только 4,9% компаний имеют специальные программы развития для специалистов старше 50 лет.
  • Респонденты охарактеризовали основные трудности в работе со старшим поколением: консерватизм (30%), отсутствие гибкости (29%), отсутствие мотивации (26%). При этом 42,6% респондентов не смогли назвать ни одного минуса.
  • 63,9% респондентов думают, что с введением реформы руководителям старше 50 лет будет сложнее найти работу. Около 24,6% участников опроса считают, что закон никак не повлияет на рынок труда. 23% компаний отметили, что работодателю придется сокращать «засидевшихся» сотрудников.

Источник: хедхантинговая компания «Контакт» (InterSearch Russia).

На снимке: реализация программы обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста. Участник программы во время обучения. Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ.

Вы сталкивались с фактами дискриминации по причине возраста?
Loading...
Комментарии
Генеральный директор, Ростов-на-Дону

С выссказанными причинами дискриминации - согласна! Особенно с той, что причина - в зашоренности и стереотипах нанимателей.

Какую пользу дает эта статистика, отдельному умному работодателю? Большую! Ведь если он принимает по квалификации, то тогда на фоне неумных конкурентов, шанс нанять квалифицированного кадра "за 50" у него гораздо выше! Как и квалифицированную многодетную маму, как и бездетную, но в "опасном" возрасте.

Но я на своем мнении не настаиваю.

Экономист, Москва

Все ещё проще. Эйджизм в России связан с двумя причинами.

1. Экономический спад, который, в свою очередь, означает и спад на рынке труда. Наиболее активно о проблеме возрастных кандидатов стали говорить после 2008 года. Очередной всплеск интереса возник в 2013-2014 гг. Таким образом,интерес к эйджизму совпал с основными вехами экономического кризиса в стране. Истинные причины данного кризиса никто анносировать не собирается, т.к. они могут прямо указать на власть и режим. Нужны универсальные причины в качестве, так сказать, громоотводов. И такие причины нашлись: роботы и возрастные кандидаты.

2. Вторая причина, которая во многом исходит из первой причины, связана с переформатированием менеджмента, с его большим уклоном в антикризисную плоскость. Менеджмент в духе пожарной команды требует, чтобы на управленческих позициях были молодые и сильные исполнители, а не умудренные жизненным опытом эксперты. Давайте сделаем, а там посмотрим что будет! Некогда думать и анализировать! Нужно срочно меняться, срочно что-то делать!

Директор по рекламе, Москва
Константин Комшуков пишет:
на управленческих позициях были молодые и сильные исполнители, а не умудренные жизненным опытом эксперты. Давайте сделаем, а там посмотрим что будет! Некогда думать и анализировать! Нужно срочно меняться, срочно что-то делать!

это объясняется необходимым имиджем для такого призыва - только представьте себе, что "Давайте сделаем, а там посмотрим что будет! Некогда думать и анализировать! Нужно срочно меняться, срочно что-то делать!" будет транслировать нездоровый, пожилой человек - это же будет выглядеть как конвульсии

если призывает молодой, подтянутый в дорогом костюме, красиво подстриженный человек с отличными часами, приехавший на хорошем автомобиле, с волевым голосом и лицом - это вдохновляющая речь из SRUM и Agile репертуара

Партнер, Москва

Пенсионный возраст должен снижаться, а не повышаться - всё проще.

Кто способен, тот останется. Но возраст даёт себя знать, люди разные. Кто-то даже вздремнет после обеда на рабочем месте - организм требует.

Можно представить, что автоматизация и роботизация должны были привести к к уменьшению рабочего дня, но богатые только становятся богаче. Вряд ли без нового социального движения - за более ранний выход на пенсию и 5 -7 часовой рабочий день что-то изменится.

Оуэн в своё время придумал лозунг: "8 часов работы, 8 часов развлечений и 8 часов отдыха" - это же сколько времени прошло с тех пор? - Сто лет как когда-то в Германии закрепили официально 8-часовой рабочий день. Где плоды автоматизации? - их получает меньшинство, и увеличивают возраст выхода на пенсию.

Директор по маркетингу, Москва

Да есть ведь и реальные проблемы, связанные с возрастом кандидатов. Не только мнимые. Вот даже если почитать комментарии здесь на exe. Много возрастных людей с установками, которые не совсем позитивны. Ну то есть они высказывают свои обиды этому миру, его неправильному устройству и особенно молодому поколению, которое уж совсем не такое, каким бы следовало быть.

И что кому это нужно на работе? Компании зарабатывают деньги на другом. Им нужны позитивные амбиции, а не негативные. Вот и складываются предубеждения настолько сильные, что даже не открывают резюме людей определенного возраста.

Директор по маркетингу, Москва

Полагаю, что Максим Шахматов неверно оценивает проблемы людей 1975 г.р.

Разве проблема в умении или неумении пользоваться гаджетами? Это внешняя и по-сути своей пустяковая проблема. Люди тридцать седьмого года рождения учатся пользоваться гаджетами, а не 75.

Поколение советских детей прошло очень много трансформаций. Мы были в самом молодом возрасте в девяностые и активно включились в зарабатывание денег. Приписываемое нашему поколению неумение работать на результат - чушь. Именно амбиции касательно результата и двигали это поколение, которое стало активным во времена транформации от социализма к капитализму. Тогда карьеры делались стремительно. От мастера до директорской позиции на большом предприятии - за несколько лет. Или от челнока до владельца сети магазинов. Кто каким путем шел.

На мой взгляд проблема в другом. Люди нашего поколения уже уставшие. Слишком много всего было. У всех позади героическое прошлое, выживание в сложных условиях, некоторые имеют за плечами спасенные заводы, без преувеличения. Потому что когда экономика рушилась, то зависело от человеческого фактора кто останется на рынке. Это продолжалось и в первое десятилетие двухтысячных. Но сейчас ситуация изменилась. Установка на подвиг больше не работает. Длительная стагнация. Начиная с 2008 года в экономике спад за спадом, но не обрушение, а очень вялое сползание. Это очень утомительно для всех и особенно для тех, кто уже геройствовал в прошлом. Отстрелянные патроны. На этом фоне более молодое поколение, у которых еще нереализованные амбиции, выигрывает, потому что просто проявляет большую мотивацию и энтузиазм, им это интересно.

Директор по рекламе, Москва
Виктор Москалев пишет:
Слишком много всего было. У всех позади героическое прошлое, выживание в сложных условиях, некоторые имеют за плечами спасенные заводы, без преувеличения. Потому что когда экономика рушилась, то зависело от человеческого фактора кто останется на рынке. Это продолжалось и в первое десятилетие двухтысячных.

да какое то время на мобилизационном подвиге выживали - привести большие международные бренды клиентами в агентство - не вопрос, освоить новые методы исследований и их развить - на раз, раскрутить программы международного отраслевого сотрудничества - только в путь, проблема не в усталости а в том, что результаты активизма распределялись накопителями результата без учета партнерства с продуцентом - пример из жизни, чтобы повысить себе зп мы в достаточно большом агентстве подняли несколько крупных клиентов и надеялись что зп поднимут - просили об этом, в ответ владелец уехал в тур по островам полинезии, купил яхту и потом рассказывал как он помогал деревням бедных аборигенов, что они стали в нем видеть полубожество, стагнация из за этого, старички еще могут отжечь но уже знают чем это заканчивается )))

Генеральный директор, Москва

На мой взгляд проблема в самих же людях "старше 50". Смотришь резюме большинства из них и видишь один лишь опыт былых побед и явную уверенность в том, что этого достаточно.

Я тоже думал что это мол шаблоны, стереотипы, заблуждения и т.п. - приглашал людей за собеседования. И много приглашал. И вынужден отметить - исключения, конечно, бывают, но большинство, увы именно таковы.

При этом в реальной же жизни всё очень быстро меняется - и приходится учиться и мне самому и тем людям, которых я привлекаю в бизнес. И молодым и более зрелым. Может это где-то и иначе, но в ИТ, digital, телекоме, стартапах, хай теч индустрии это повседневные реалии.

То что пять лет назад было ноу-хау, секретом лидеров на переднем крае сегодня банальность и в лучшем случае требование ко всем, а в худшем и вовсе способ завалить дело и проиграть. В таких условиях прошлый опыт может легко стать обузой - если ему уделять больше внимания, чем развитию и обучению...

Причём это в равной мере относится что к ТОП-менеджменту, что к линейным руководителям, что к специалистам. Количество медалей в прошлой жизни не спасает совершенно.

Тут человек или устремлён в будущее и вкладывается в себя (что среди поколений 50+ большое исключение - они считают что всего уже добились и вкладываться не нужно), или становится не решением, а проблемой... Увы.

Директор по маркетингу, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
да какое то время на мобилизационном подвиге выживали - привести большие международные бренды клиентами в агентство - не вопрос, освоить новые методы исследований и их развить

Да, так и есть. Я однажды провалил интервью в западной компании, потому что рекрутер просто не поверил моим словам. Когда я говорю, что на Каменской фабрике за год EBITDA выросла в 2.5 раз, он не верит. Как такое возможно? Человеку из спокойной бизнес среды, каковой являются западные компании, такое непонятно. А ведь бывало и не такое. От отдельный решений или порывов зависело очень многое. Интуитивных решений, потому что информация не была достаточной.

Сейчас относительно спокойные времена, но они как то в негативном ключе спокойные по части бизнеса. Вроде все благополучно. Не сравнить с ранешными ситуациями. Но и позитивных новостей нет. Скажите молодому человеку, хочет ли он работать в отделе продаж? и он скажет - нет. Потому что за годы стагнации работа в отделе продаж, где постоянно проблемы с выполнением планов, стала восприниматься как бесперспективная.

Генеральный директор, Москва
Виктор Москалев пишет:
На мой взгляд проблема в другом. Люди нашего поколения уже уставшие. Слишком много всего было.

Вопрос только в том, чья именно эта проблема. Когда в компанию приходит устраиваться молодой кандидат с потухшими глазами, которому ничего кроме зарплаты не нужно - и его не берут - это отчего-то никого не удивляет. И никого не интересует от чего он так устал или разочаровался. И не вижу - что в этом меняет возраст и совершённые или не совершённые где-то в героическом прошлом подвиги. Жёстко, но такова жизнь.

СССР, перестройка, 90е, лихие шефы укатившие на канары с деньгами сотрудников - всё это имело или могло иметь место быть. И по человечески понять это можно. Но зачем же брать подобные проблемы на себя, когда на рынке полно молодых людей, кто может быть и не столь опытен, но зато и не столь обременён? Вот это и становится проблемой для людей в возрасте. И как эйджизмом это ни называй - оно не изменится...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Вакансии (1470)
Все вакансии
Дискуссии
Все дискуссии