Почему в России дискриминируют работников старшего возраста

В современной России число сотрудников старше 50 лет на позициях высшего и среднего менеджмента в компаниях не превышает 5%, а 35,5% работодателей вообще не принимают на работу руководителей старше 50 лет, говорят результаты исследования «Статус и профессиональное будущее руководителей в возрасте 50+ в российских компаниях» хедхантинговой компании «Контакт» (InterSearch Russia). Налицо яркие проявления эйджизма.

В чем природа дискриминации по возрасту на российском рынке труда? Редакция Executive.ru задала экспертам два вопроса:

  1. Почему российский рынок труда отвергает «советские» поколения?
  2. Зависит ли понятие «пожилой человек» от возраста выхода на пенсию в конкретной стране?

Дамир Такеев

Дамир Такеев, HR-директор Domino’s Pizza: «В Москве уходят на пенсию позже, чем в регионах»

1. Я считаю, что возрастная дискриминация на российском рынке труда отсутствует, однако проблемы, связанные с эйджизмом, безусловно, есть. В первую очередь, это связано с недопониманием, которое может возникнуть между представителями разных возрастных групп. При этом зачастую именно старшее поколение показывает меньшую гибкость и готовность пойти навстречу младшему.

Утверждение о том, что «советское» поколение отвергают, не считаю абсолютно верным – очень многое зависит от самого человека. Существует множество примеров, когда сотрудники «советского поколения» демонстрировали способность гибко подстраиваться под изменения, и комфортное общение абсолютно с любым поколением. Поэтому я не могу сказать, что существует определенная установка со стороны работодателя, что брать на работу какое-то поколение можно, а какое-то нельзя. Если человек гибок и готов подстраиваться под корпоративную культуру, то он может работать в любой компании. И все это можно определить либо на этапе собеседования, либо в первые рабочие дни.

Безусловно, существуют позиции, на которых возраст действительно важен. К примеру, работа курьером подходит для людей более молодого возраста, поскольку физически достаточно затратная. Если же мы говорим про офисные позиции, то здесь зачастую нет определенных требований.

2. Действительно ли в странах, где люди позже выходят на пенсию, они дольше считаются молодыми? Здесь корреляция определенно есть, но она не такая сильная. Существует достаточно много сотрудников на пенсии и при этом они все еще работают. Несмотря на то, что в России изменился пенсионный возраст, я не могу сказать, что это сильно повлияет на ситуацию с кандидатами на рынке. Если человек хочет работать на пенсии, то он будет это делать.

При этом от города к городу эта тенденция будет меняться. В Москве возраст выхода на пенсию будет гораздо выше, так как в столице ритм жизни течет гораздо быстрее, нежели в регионах. Люди заряжены на постоянную работу, на успех и результат, именно поэтому в Москве принято уходить на пенсию позже, чем в регионах.

Алла Третьякова

Алла Третьякова, руководитель программы «MBA-Управление человеческими ресурсами» МИРБИС: «В основе стереотипов – примитивные шаблоны»

«Эйджизм», на мой взгляд, далеко не единственный стереотип на рынке труда. Общаясь в качестве рекрутера каждый день со своими заказчиками, я вижу колоссальное число подобных предубеждений: если соискательница молодая и незамужняя, то «скоро выйдет замуж и родит». Если замужем, но без детей, значит «родит еще быстрее». Если уже имеет детей, и не одного, значит «точно не будет вылезать из больничных». Если дети уже взрослые, значит «скоро внуки родятся, она будет ими заниматься»...

В основе любого стереотипа – примитивный шаблон, заложенный в наше сознание, зачастую, помимо нашей воли. Так информация из СМИ, сети и от коллег, не подвергаясь критической обработке, проникает в нас, укореняется там и определяет наши суждения и решения. Мыслить стереотипами быстро, просто, удобно и легко. Поэтому мы так часто их используем.

1. Откуда взялся стереотип о возрасте? Думаю, так было не всегда. Вспомните советские лозунги: «Молодым везде у нас дорога…», «Партия сказала надо, комсомол ответил «есть», «Шагай вперед, комсомольское племя…» – как много было приложено усилий, чтобы показать, что молодежь – это наиболее прогрессивная часть общества! Идея была усвоена. Причем так хорошо, что время давно поменялось, а идея продолжает расти и укрепляться. Ситуация усугубилась еще и изменением социально-политического строя – вместе с отрицанием этого строя стали, на всякий случай, отрицать и его носителей – людей, которые жили и работали в «то время». А это, как ни крути, поколение тех, кому сегодня 40 и больше.

Так что же делать со стереотипами? Варианта два. Либо взывать к осмысленной оценке происходящего вокруг и развивать у всех поголовно критическое мышление (дело долгое и нелегкое), либо сформировать новые стереотипы – например, что поколение зрелых сотрудников – это максимум ответственности, накопленного профессионализма и мудрости. Мне кажется, именно этот путь сейчас принят к реализации.

Наталья Фефилова

Наталья Фефилова, директор по развитию 404 Group: «Рынок отвергает тех, на кого будет потрачено больше усилий»

1. Рынок отвергает тех, на кого, как считают его представители, будет затрачено больше усилий: на адаптацию, взаимодействие, расставание. На рынке довольно много стереотипов, которыми удобно пользоваться: например, что более взрослые люди менее гибки в рабочем процессе и коммуникациях, что возрастные сотрудники будут поучать более молодых и не смогут влиться в коллектив, что старшие люди менее обучаемы и не готовы к новым технологиям.

2. В странах, где люди выходят позже на пенсию, в целом все происходит позже: позже оканчивают учебные заведения, позже становятся большими начальниками, позже заводят семьи и рожают детей, позже становятся менее интересными работодателям. Во многом это связано с общей продолжительностью жизни: чем она выше, тем меньше необходимость «гнать», и победы и достижения на всех фронтах пытаться уложить в короткий промежуток 10 лет (с 30 до 40). Именно это пока и происходит в нашей стране. Увеличение срока выхода на пенсию в России не решит вопроса с повышением интереса к более взрослым сотрудникам, скорее, наоборот, еще более снизит возраст «отсечения» для рынка, который сейчас составляет 45 лет.

Елена Сидоренко

Елена Сидоренко, руководитель HR-направления компании «Прифинанс»: «В каждой профессии есть свой критерий молодости»

1. Я бы не говорила однозначно, что проблема эйджизма существует только в России и появилась в связи с естественным вымыванием советского поколения. Не будем забывать, что многие индустрии до сих пор эксплуатируют опыт, знания и технологии советского периода. Скорее, это вопрос уровня правовой системы государства, уровня гражданского правосознания и готовности отстаивать свои права. По моим наблюдениям, возрастные ограничения, не обусловленные условиями труда и функционалом, появляются в компаниях со слабым менеджментом.

2. Не думаю, что молодость зависит от возраста выхода на пенсию. Это несколько условное понятие, и в каждой профессии есть свой критерий. Если вы программист-разработчик игр, то понятие молодости может начинаться от 15 лет, и к 20 годам вы будете уже зрелым, опытным программистом. Если вы инженер-конструктор, то зрелым профессионалом вы можете стать ближе к 30 годам, а до этого будете молодым специалистом.

Да, сейчас мы будем наблюдать дискриминацию по возрасту, связанную с последними изменениями в пенсионном законодательстве. Думаю, что многие компании будут избегать принимать на работу кандидатов предпенсионного возраста, чтобы минимизировать риск штрафов при увольнении.

Сергей Седов

Сергей Седов, учредитель МФК «Займер»: «Важен не возраст, а наличие уникальных идей»

В чистом виде эйджизма на российском рынке труда в обозримом будущем нет, и не будет. Современные работодатели ценят наравне с дипломом или опытом новые навыки, приобретенные специалистом, в том числе и за счет самообразования. Таким образом, в конкурентной борьбе за рабочее место все чаще побеждает не тот соискатель, который старше или младше, а тот, который может предложить компании уникальные идеи по рационализации бизнес-модели и методы их воплощения в жизнь.

Если говорить о последствиях введения пенсионной реформы, есть вероятность, что работодатели будут отказываться от работников в возрасте, близком к предпенсионному, чтобы избежать наказания за их увольнение в непосредственно пенсионном возрасте. Соответственно, под ударом окажутся женщины 45-55 и мужчины 50-60 лет.

1. Тем не менее, «советские» поколения не будут отвергнуты рынком труда: во-первых, в стране постепенно нарастает нехватка рабочей силы, во-вторых, россияне в этом возрасте являются фундаментом опыта и базовых знаний отрасли. А в-третьих, многие из них готовы повышать квалификацию, чтобы соответствовать новым требованиям профессии и продолжать работать даже по достижении пенсионного возраста.

2. Что касается других стран, например, европейских, поднятие порога выхода на пенсию до современной планки оказалось сопряженным с довольно острой проблемой конкуренции за рабочие места между старшим поколением и молодежью. Для ее решения некоторым государствам пришлось даже стимулировать возрастных работников к переходу на трудоустройство на полставки. В России вероятность такого противостояния очень низкая – по причине относительно низкой плотности населения, большого разнообразия сфер занятости и нарастающего дефицита рабочей силы.

Ольга Миллич

Ольга Миллич, владелец портала OM-English: «Моду на молодых создают масс-медиа»

Есть несколько причин эйджизма в России. Например, культ молодости, в большей степени относящийся к внешним проявлениям: молодое тело, отсутствие седых волос и морщин, стройная фигура – такие требования общество чаще выдвигает к женщинам, чем мужчинам. В России излишне много внимания уделяется внешним проявлениям, а не внутреннему содержанию. По количеству пластических хирургов мы входим в первую десятку в мире.

1. Так называемым «советским поколениям» сложно перестроиться на рыночные отношения, где действуют новые правила игры: конкуренция, риск быть уволенным, нестабильное положение самой компании. Изменились иерархические цепочки – людям сложно понять новые правила игры. С развитием технологий важна гибкость и способность обучаться. У людей советского поколения эти навыки развиты слабо.

2. Эйджизм хорошо заметен в средствах массовой информации: российские дикторы (особенно, женщины) – все до 35 лет. Дикторы BBC, французского канала TV5 гораздо старше российских коллег, их незакрашенная седина в эфире – вполне обычное явление.

Существуют сильные стереотипы по поводу пожилых людей. Например, слово «бабушка» уже перешло в английский язык, оно означает пожилых женщин именно нашей страны. Пожилые женщины развитых стран – они другие, в целом более активные и любящие жизнь. Образ брюзжащих и поучающих бабушек и дедушек глубоко сидит в нашем сознании. Боюсь, слово «бабка» больше ни в каком языке не встречается. Пожилой возраст у нас десятилетиями ассоциировался разве что с сидением с внуками.

Марина Тарнопольская

Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia): «Работодатели не готовы к найму кандидатов 60+»

1. Ключевая проблема заключается в том, что практически все работодатели не готовы к найму сотрудников старше 60 лет. И хотя существуют правила, запрещающие отказывать кандидату из-за возраста, многие компании негласно утверждают ограничения для зрелых кандидатов. Это касается даже рынка топ-вакансий, где, казалось бы, мудрость, опыт, полученная с годами экспертиза должны играть на руку соискателям. Хотят более молодых, более «диджитальных», забывая, что знания, житейская мудрость, навыки управления командой, умение мотивировать людей возникает с годами.

Общество нужно готовить к реформе: искоренять негативные стереотипы о возрастных сотрудниках, говорить о конкурентных преимуществах более зрелых работников, которых нет у молодых специалистов. Иначе даже на уровне топов мы рискуем остаться с армией невостребованных управленцев в возрасте, которые не понимают, куда двигаться дальше.

Татьяна Савелова

Татьяна Савелова, директор департамента компании «Контакт» (InterSearch Russia): «Моду на молодость принесли иностранцы»

1. Тема дискриминации по возрасту возникла в России в начале 1990-х годов после падения «занавеса». Это дало начало развитию новых направлений, приходу зарубежных компаний и инвестиций. Как следствие, появились новые профессии и вакансии. При этом зарубежные компании, открывавшие свои представительства в РФ, столкнулись с отсутствием квалифицированных кадров, которые бы уже умели выполнять требуемые задачи. Специалистов, состоявшихся в других индустриях, нанимать и обучать не хотели. Здесь работало правило как с изучением иностранного языка: легче учиться в молодости, чем в зрелом возрасте. Поэтому в Россию для становления направлений приезжали экспаты и готовили преемников из молодого российского поколения, которые сейчас стоят у руля многих компаний.

Карьерный рост «советского» поколения по сравнению с предыдущими периодами замедлился. Как следствие, возраст лиц, принимающих решения, уменьшился. Именно здесь, на мой взгляд, можно искать корни эйджизма. Теперь, не достигнув в карьерной лестнице руководящей позиции до 50 лет, получить повышение в следующее десятилетие будет сложнее.

Высокие темпы развития технологий и цифровизации только усилили поколенческий разрыв: все больше компаний делает ставку на молодых и «продвинутых». Многие работодатели проводят сокращения сотрудников старше 50 лет: по их мнению, у возрастных работников не хватает мотивации, высокой производительности труда, способности к обучению.

2. Возраст выхода на пенсию обусловлен только экономическими причинами, на Западе в том числе. После прошедшей пенсионной реформы перед Россией встала серьезная проблема: бизнесу придется трансформироваться и искать внутри себя возможности сохранения рабочих мест за специалистами предпенсионного возраста. Задача сложная и решить ее быстро нельзя, нужно начинать работу сейчас, для этого диалог между государством и бизнесом должен быть в активной стадии.

Максим Шахматов

Максим Шахматов, директор по маркетингу Boggat Finance Store: «Советские люди не привыкли работать на коммерческий результат»

1. Все дело в ряде предубеждений. Люди советской эпохи не привыкли работать на коммерческий результат. Сейчас то, как мы производим и подаем продукт, часто важнее самого продукта. При этом скорость работы возросла. Нужно быстро реагировать на изменчивый рынок: делать больше работы и обрабатывать огромные объемы меняющейся информации. Люди старой школы так работать просто не умеют. Ну и, будем честны, им трудно эмоционально вписаться в современные корпоративные культуры.

Приведу пример двух вполне еще молодых людей, родившихся в 1975 и 1985 годах. Между ними всего 10 лет, но по сути их разделяет пропасть. Когда появилась первая мобильная техника, первым было уже под 30, а вторые только заканчивали школы. Большая часть первых так и не втянулась в новый мобильный мир.

2. В Европе откровенного разделения на «молодых» и «старых», как у нас, нет. Люди за 40-50 активно путешествуют, посещают семинары, занимаются спортом и часто выглядят лучше, чем многие в свои 30. Они обладают уникальным опытом, за который можно и нужно платить. Эмоциональной пропасти с молодежью там тоже нет. Думаю, современные 30-летние россияне к своим 50 будут походить на европейцев. Они активно влились в цифровой мир, готовы в себя инвестировать, а, значит, будут интересны рынку не только в качестве уборщиков и охранников, а как профессиональные активные личности, живущие в ногу со временем.


  • Почти 67% руководителей 50+ остаются на работе после достижения пенсионного возраста.
  • Работодатели считают возраст одним из наименее значимых факторов при найме руководителей 50+.
  • Случаи повышения или увольнения руководителей 50+ происходят в компаниях не чаще 1-2 раз в несколько лет.
  • Почти в 90% компаний руководители высшего и среднего звена получают должность до 50 лет. Топ-менеджеры чаще нанимаются извне, руководителей среднего звена с равной частотой ищут «на стороне» или растят внутри компании.
  • Только 4,9% компаний имеют специальные программы развития для специалистов старше 50 лет.
  • Респонденты охарактеризовали основные трудности в работе со старшим поколением: консерватизм (30%), отсутствие гибкости (29%), отсутствие мотивации (26%). При этом 42,6% респондентов не смогли назвать ни одного минуса.
  • 63,9% респондентов думают, что с введением реформы руководителям старше 50 лет будет сложнее найти работу. Около 24,6% участников опроса считают, что закон никак не повлияет на рынок труда. 23% компаний отметили, что работодателю придется сокращать «засидевшихся» сотрудников.

Источник: хедхантинговая компания «Контакт» (InterSearch Russia).

На снимке: реализация программы обучения компьютерной грамотности людей пенсионного возраста. Участник программы во время обучения. Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ.

Вы сталкивались с фактами дискриминации по причине возраста?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Ростов-на-Дону

С выссказанными причинами дискриминации - согласна! Особенно с той, что причина - в зашоренности и стереотипах нанимателей.

Какую пользу дает эта статистика, отдельному умному работодателю? Большую! Ведь если он принимает по квалификации, то тогда на фоне неумных конкурентов, шанс нанять квалифицированного кадра "за 50" у него гораздо выше! Как и квалифицированную многодетную маму, как и бездетную, но в "опасном" возрасте.

Но я на своем мнении не настаиваю.

Аналитик, Москва

Все ещё проще. Эйджизм в России связан с двумя причинами.

1. Экономический спад, который, в свою очередь, означает и спад на рынке труда. Наиболее активно о проблеме возрастных кандидатов стали говорить после 2008 года. Очередной всплеск интереса возник в 2013-2014 гг. Таким образом,интерес к эйджизму совпал с основными вехами экономического кризиса в стране. Истинные причины данного кризиса никто анносировать не собирается, т.к. они могут прямо указать на власть и режим. Нужны универсальные причины в качестве, так сказать, громоотводов. И такие причины нашлись: роботы и возрастные кандидаты.

2. Вторая причина, которая во многом исходит из первой причины, связана с переформатированием менеджмента, с его большим уклоном в антикризисную плоскость. Менеджмент в духе пожарной команды требует, чтобы на управленческих позициях были молодые и сильные исполнители, а не умудренные жизненным опытом эксперты. Давайте сделаем, а там посмотрим что будет! Некогда думать и анализировать! Нужно срочно меняться, срочно что-то делать!

Директор по рекламе, Москва
Константин Комшуков пишет:
на управленческих позициях были молодые и сильные исполнители, а не умудренные жизненным опытом эксперты. Давайте сделаем, а там посмотрим что будет! Некогда думать и анализировать! Нужно срочно меняться, срочно что-то делать!

это объясняется необходимым имиджем для такого призыва - только представьте себе, что "Давайте сделаем, а там посмотрим что будет! Некогда думать и анализировать! Нужно срочно меняться, срочно что-то делать!" будет транслировать нездоровый, пожилой человек - это же будет выглядеть как конвульсии

если призывает молодой, подтянутый в дорогом костюме, красиво подстриженный человек с отличными часами, приехавший на хорошем автомобиле, с волевым голосом и лицом - это вдохновляющая речь из SRUM и Agile репертуара

Партнер, Москва

Пенсионный возраст должен снижаться, а не повышаться - всё проще.

Кто способен, тот останется. Но возраст даёт себя знать, люди разные. Кто-то даже вздремнет после обеда на рабочем месте - организм требует.

Можно представить, что автоматизация и роботизация должны были привести к к уменьшению рабочего дня, но богатые только становятся богаче. Вряд ли без нового социального движения - за более ранний выход на пенсию и 5 -7 часовой рабочий день что-то изменится.

Оуэн в своё время придумал лозунг: "8 часов работы, 8 часов развлечений и 8 часов отдыха" - это же сколько времени прошло с тех пор? - Сто лет как когда-то в Германии закрепили официально 8-часовой рабочий день. Где плоды автоматизации? - их получает меньшинство, и увеличивают возраст выхода на пенсию.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Да есть ведь и реальные проблемы, связанные с возрастом кандидатов. Не только мнимые. Вот даже если почитать комментарии здесь на exe. Много возрастных людей с установками, которые не совсем позитивны. Ну то есть они высказывают свои обиды этому миру, его неправильному устройству и особенно молодому поколению, которое уж совсем не такое, каким бы следовало быть.

И что кому это нужно на работе? Компании зарабатывают деньги на другом. Им нужны позитивные амбиции, а не негативные. Вот и складываются предубеждения настолько сильные, что даже не открывают резюме людей определенного возраста.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Полагаю, что Максим Шахматов неверно оценивает проблемы людей 1975 г.р.

Разве проблема в умении или неумении пользоваться гаджетами? Это внешняя и по-сути своей пустяковая проблема. Люди тридцать седьмого года рождения учатся пользоваться гаджетами, а не 75.

Поколение советских детей прошло очень много трансформаций. Мы были в самом молодом возрасте в девяностые и активно включились в зарабатывание денег. Приписываемое нашему поколению неумение работать на результат - чушь. Именно амбиции касательно результата и двигали это поколение, которое стало активным во времена транформации от социализма к капитализму. Тогда карьеры делались стремительно. От мастера до директорской позиции на большом предприятии - за несколько лет. Или от челнока до владельца сети магазинов. Кто каким путем шел.

На мой взгляд проблема в другом. Люди нашего поколения уже уставшие. Слишком много всего было. У всех позади героическое прошлое, выживание в сложных условиях, некоторые имеют за плечами спасенные заводы, без преувеличения. Потому что когда экономика рушилась, то зависело от человеческого фактора кто останется на рынке. Это продолжалось и в первое десятилетие двухтысячных. Но сейчас ситуация изменилась. Установка на подвиг больше не работает. Длительная стагнация. Начиная с 2008 года в экономике спад за спадом, но не обрушение, а очень вялое сползание. Это очень утомительно для всех и особенно для тех, кто уже геройствовал в прошлом. Отстрелянные патроны. На этом фоне более молодое поколение, у которых еще нереализованные амбиции, выигрывает, потому что просто проявляет большую мотивацию и энтузиазм, им это интересно.

Директор по рекламе, Москва
Виктор Москалев пишет:
Слишком много всего было. У всех позади героическое прошлое, выживание в сложных условиях, некоторые имеют за плечами спасенные заводы, без преувеличения. Потому что когда экономика рушилась, то зависело от человеческого фактора кто останется на рынке. Это продолжалось и в первое десятилетие двухтысячных.

да какое то время на мобилизационном подвиге выживали - привести большие международные бренды клиентами в агентство - не вопрос, освоить новые методы исследований и их развить - на раз, раскрутить программы международного отраслевого сотрудничества - только в путь, проблема не в усталости а в том, что результаты активизма распределялись накопителями результата без учета партнерства с продуцентом - пример из жизни, чтобы повысить себе зп мы в достаточно большом агентстве подняли несколько крупных клиентов и надеялись что зп поднимут - просили об этом, в ответ владелец уехал в тур по островам полинезии, купил яхту и потом рассказывал как он помогал деревням бедных аборигенов, что они стали в нем видеть полубожество, стагнация из за этого, старички еще могут отжечь но уже знают чем это заканчивается )))

Генеральный директор, Москва

На мой взгляд проблема в самих же людях "старше 50". Смотришь резюме большинства из них и видишь один лишь опыт былых побед и явную уверенность в том, что этого достаточно.

Я тоже думал что это мол шаблоны, стереотипы, заблуждения и т.п. - приглашал людей за собеседования. И много приглашал. И вынужден отметить - исключения, конечно, бывают, но большинство, увы именно таковы.

При этом в реальной же жизни всё очень быстро меняется - и приходится учиться и мне самому и тем людям, которых я привлекаю в бизнес. И молодым и более зрелым. Может это где-то и иначе, но в ИТ, digital, телекоме, стартапах, хай теч индустрии это повседневные реалии.

То что пять лет назад было ноу-хау, секретом лидеров на переднем крае сегодня банальность и в лучшем случае требование ко всем, а в худшем и вовсе способ завалить дело и проиграть. В таких условиях прошлый опыт может легко стать обузой - если ему уделять больше внимания, чем развитию и обучению...

Причём это в равной мере относится что к ТОП-менеджменту, что к линейным руководителям, что к специалистам. Количество медалей в прошлой жизни не спасает совершенно.

Тут человек или устремлён в будущее и вкладывается в себя (что среди поколений 50+ большое исключение - они считают что всего уже добились и вкладываться не нужно), или становится не решением, а проблемой... Увы.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
да какое то время на мобилизационном подвиге выживали - привести большие международные бренды клиентами в агентство - не вопрос, освоить новые методы исследований и их развить

Да, так и есть. Я однажды провалил интервью в западной компании, потому что рекрутер просто не поверил моим словам. Когда я говорю, что на Каменской фабрике за год EBITDA выросла в 2.5 раз, он не верит. Как такое возможно? Человеку из спокойной бизнес среды, каковой являются западные компании, такое непонятно. А ведь бывало и не такое. От отдельный решений или порывов зависело очень многое. Интуитивных решений, потому что информация не была достаточной.

Сейчас относительно спокойные времена, но они как то в негативном ключе спокойные по части бизнеса. Вроде все благополучно. Не сравнить с ранешными ситуациями. Но и позитивных новостей нет. Скажите молодому человеку, хочет ли он работать в отделе продаж? и он скажет - нет. Потому что за годы стагнации работа в отделе продаж, где постоянно проблемы с выполнением планов, стала восприниматься как бесперспективная.

Генеральный директор, Москва
Виктор Москалев пишет:
На мой взгляд проблема в другом. Люди нашего поколения уже уставшие. Слишком много всего было.

Вопрос только в том, чья именно эта проблема. Когда в компанию приходит устраиваться молодой кандидат с потухшими глазами, которому ничего кроме зарплаты не нужно - и его не берут - это отчего-то никого не удивляет. И никого не интересует от чего он так устал или разочаровался. И не вижу - что в этом меняет возраст и совершённые или не совершённые где-то в героическом прошлом подвиги. Жёстко, но такова жизнь.

СССР, перестройка, 90е, лихие шефы укатившие на канары с деньгами сотрудников - всё это имело или могло иметь место быть. И по человечески понять это можно. Но зачем же брать подобные проблемы на себя, когда на рынке полно молодых людей, кто может быть и не столь опытен, но зато и не столь обременён? Вот это и становится проблемой для людей в возрасте. И как эйджизмом это ни называй - оно не изменится...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini rom1
Роман Петренко
Если убрать все терминологические споры, которые тут выше были, то настоящий аналитик, где бы он ...
Все дискуссии
HR-новости
Число вакансий в сфере строительства удвоилось

Средние предлагаемые заработные платы выросли год к году на 28%.

Работодатели назвали топ-10 ключевых качеств управленцев

Оот управленцев сегодня ожидают навыков, позволяющих выстраивать эффективную команду и существенно повышать производительность труда.

Спрос на специалистов нефтегазового дела увеличился в 2,2 раза

В сентябре 2023 года средние предлагаемые заработные платы в сфере увеличились на 28%.

40% компаний в России увеличат бюджеты на обучение сотрудников

По итогам III квартала 2023 года более 80% компаний России и СНГ инвестируют в корпоративное обучение кадров.