С необходимостью малобюджетного продвижения сталкиваются практически все, кто развивает продут и бизнес с нуля – стартаперы, фаундеры, начинающие предприниматели. Многие собственники компаний прошли этот путь, и подтверждают, что маркетинг без денег – это не миф. И может быть вполне эффективным, если подойти к вопросу грамотно.
Как продвигать бизнес, если денег нет: 5 возможностей
1. «Инвентаризация» активов
Важно понимать: нельзя просто «заменить» бюджет неким активизмом. Важна оптимизация каждого процесса и действия, фокусировка на самом важном, отказ от всего лишнего. Не обойтись и без креативности, поскольку ситуация требует поиска неожиданных ресурсов и точек роста в своих активах.
Если это удается сделать, получите первый бонус – четкое понимание, что вам, как минимум и к счастью, удается избежать финансовых потерь на ошибках при тестировании гипотез. Ведь бывает, что из трех-четырех идей, на проверку которых тратятся время и деньги, срабатывает только одна. И это еще хороший результат.
Первый практический шаг, который я рекомендую сделать в процессе продвижения без денег – переоценка своих активов. Деньги не решают все. Есть много активов, в том числе скрытых, которые можно использовать в маркетинге. Например, старые контакты, друзья друзей, личные соцсети, профессиональные блоги и т.д.
2. Сеть контактов
При бесплатном продвижении нетворкинг – это источник бесценной информации о рынке, потребностях клиентов и действиях конкурентов. Также это инструмент для создания социального капитала, который можно и нужно конвертировать в маркетинговые результаты.
Стоит проанализировать, кто из сети контактов не является вашим прямым конкурентом, но работает на схожую аудиторию. Ответьте на вопрос: с кем из этих предпринимателей вы хотите и можете организовать совместные проекты, например, вебинары, запуски ограниченной коллекции продукта, взаимные упоминания в рассылках, гостевые посты в блогах...
Ваша цель – быстро и без денежных затрат создать лояльную сеть контактов клиентов и партнеров, чтобы заработало «сарафанное радио». А это эффективный канал продвижения бизнеса практически в любой сфере. Используются взаимовыгодные коллаборации, а также реферальные программы по типу «приведи друга – получи скидку».
Еще один мощный ресурс, через который можно продвинуться, – профессиональные сообщества. Практически без денежных вложений вполне реально стать узнаваемым экспертом, выступая на отраслевых конференциях или, например, комментируя актуальную повестку на онлайн-форумах и чатах.
Как специалист по развитию, считаю, что с помощью социальных контактов реально сформировать значимые нематериальные активы – узнаваемость бренда и репутацию. А это повышает значимость компании в глазах потенциальных клиентов.
3. Создание уникального контента
Фактически, это драйвер органического роста бизнеса. Публикации статей и экспертных постов в мессенджерах и соцсетях, а также гайдов, сторителлинга и других материалов в актуальных форматах реально влияют на рост числа подписчиков. Хорошую отдачу дают нишевые площадки и экспертные медиа, а также сотрудничество с лидерами мнений.
Контентное продвижение – стратегия долгосрочная, но весьма эффективная. К тому же, это возможность донести до аудитории глубинные смыслы вашей деятельности и создать язык, на котором вы разговариваете с клиентами, контрагентами и т.д.
4. Партизанский маркетинг
Такая стратегия бесплатного продвижения позволяет достигать максимального эффекта за счет нестандартного мышления, а не огромных рекламных бюджетов.
Отмечу несколько эффективных приемов партизанского маркетинга. Например, можно провести акцию с целью создания «вау-эффекта» у аудитории. Или использовать «маркетинг впечатлений», когда вы, например, как владелец кофейни раздаете бесплатный кофе на улице в непогоду. Главное – зацепить за эмоции, затем удержать внимание. Зачастую достигается и методами «вирусного маркетинга», когда аудитория сама хочет распространить ваш месседж. Достаточно вспомнить привлекшее внимание миллионов людей видео «Игра престолов» от BMW, где актеры серии разыгрывают сцену в стиле фильма.
5. Максимально быстрое тестирование
Вместо того чтобы тратить месяцы и большие бюджеты на разработку одной основной гипотезы, можно за считанные дни и буквально копейки создать десятки «сырых» гипотез. Это тот путь, на котором реально найти настоящую «жемчужину».
Ключевые подходы здесь – скорость важнее качества, а быстрый и неидеальный экспериментальный тест – лучше, чем долгий и идеальный. Важно, что цена ошибки минимальна, поскольку решения принимаются на основе данных, а не интуиции.
Как запустить низкобюджетный маркетинг: чек-лист
- Проводим аудит личных ресурсов: контакты, соцсети, сообщества, старые наработки.
- Ищем и анализируем конкурентную среду в аналогичных нишах.
- Быстро тестируем свежие идеи до первых отзывов, лидов, покупок.
- Оцениваем и фиксируем успехи, отказываемся от неудачных вариантов.
- При необходимости переходим к масштабированию.
Но учитывайте подводные камни бесплатного продвижения: это риск выгорания инициативы и ограниченность охвата и масштабирования.
Кому не подходит маркетинг без бюджета:
- Массовый FMCG.
- Кейсы масштабного выхода на рынок.
- Кейсы крупного продвижения в сегменте B2B.
Где точно отлично сработает:
- Тест MVP.
- Хобби-проекты.
- Профи-сервисы.
- Локальные инициативы.
Выводы
Продвижение без бюджета вполне возможно. Эффективность такой стратегии может быть впечатляющей в разных сферах. Многие предприниматели, проходившие этот путь, вспоминают, что смогли получить первые продажи и серьезный отклик от аудитории вообще без каких-либо инвестиций. Несомненно и то, что навык экономить на продвижении и уметь выжимать максимум результата из бесплатных ресурсов полезен на любом этапе развития бизнеса. Пожалуй, самое важное в этом процессе – не бояться искать и тестировать точки роста и не опускать руки, даже если не все подходы срабатывают. Даже если срабатывает только один из десяти.
Также читайте:







