Как выживает итальянский бизнес в условиях карантина

Идея опубликовать этот материал сформировалась, когда я услышала речь нашего президента. «Все-таки началось» – подумала я, и стала звонить всем моим итальянским партнерам, ведь они находятся в этой ситуации не первый месяц. Именно их опытом хочу поделиться с вами.

Бизнес с Италией я веду с 2003 года, и мы переживали разные моменты, включая санкции, когда 30% оборота за один день превратились в тыкву вместе с падением курса валюты. Это был неприятный поворот событий, но мы хотя бы знали, что делать. Сейчас же ситуация усугубляется тем, что с прилетом того самого «черного лебедя» совершенно непонятно, что будет дальше и когда все это закончится.

Поэтому я сознательно буду избегать субъективных суждений, не буду даже прогнозировать. Я хочу поделиться опытом компаний, которые в Италии работают в сфере FMCG, у которых относительная стабильность все же есть, а также их личным опытом существования в условиях карантина. Надеюсь, что кому-то это будет полезно.

Следует сразу отметить: в Италии сейчас закрыто все, кроме продовольственных компаний, супермаркетов, аптек и медицинских центров. Меры изоляции людей ужесточались четыре раза. Даже в магазин за продуктами можно ходить не чаще раза в неделю и отходить от дома не дальше чем на 200-300 метров. Нельзя заниматься спортом на улице, совершать пробежки. Необходимо сидеть дома всем, кроме тех, кто едет на работу – если организациям разрешена деятельность на данный момент. Подтверждать это разрешение должен специальный сертификат.

Что происходит с итальянским бизнесом, который еще не закрыт?

Я спросила у представителей разных компаний – от крупных до мини-производств, – что же делать. И вот их ответы.

Как дела у производителей продуктов питания

Джованни Маганьи, коммерческий директор Alis srl, Модена:

Джованни Маганьи

Эта пандемия возникла так внезапно и неожиданно, что заставила всех радикально изменить образ жизни, повседневные привычки, отношения с людьми – и неизбежно повлияла на бизнес.

Поскольку наша компания работает только с продуктами питания, то таких катастрофических экономических последствий, как у коллег в других сферах, у нас, к счастью, не было.

Что изменилось в этой чрезвычайной ситуации, так это скорость принятия решений и мобилизация ресурсов. В частности, когда рынок HoReCa рухнул из-за закрытия клубов, баров, ресторанов, отелей, наше внимание сразу же переместилось на рынок розничной торговли онлайн и офлайн, что сделали и другие аналогичные нашей компании.

По-прежнему наши склады полны продуктов, предназначенных для HoReCa, но мы надеемся, что ситуация выровняется, и мы сможем и дальше планировать отгрузки и работать в адекватном режиме. Хотя мы и потеряли существенную долю оборота из этой сферы, мы смогли покрыть этот недостаток продажами в ритейле. Оборот по сравнению с предыдущим годом в этот период не изменился. Мы по-прежнему отгружаем продукты и в Россию, и в 100 других стран мира. 87% нашего товарооборота идет на экспорт. В последние дни появились трудности с транспортом, но они решаемы. Многие грузы мы теперь отправляем не наземным, а морским транспортом.

Сейчас в Италии в основном покупают макаронные изделия, рис, мука, дрожжи, кускус, картофельные ньекки. Именно эти продукты уже являются дефицитными, поскольку многие фабрики существенно сократили или даже закрыли производство, а спрос на эту группу товаров велик. Также именно эти продукты государство рекомендует оставлять преимущественно для итальянских покупателей, а не вывозить из страны. Крупные компании, такие как Barilla, уже не принимают заказы извне. Они полностью работают на нужды страны.

Что мы сделали при первых признаках угрозы:

  1. Последовали всем санитарным правилам (рабочие места в метре друг от друга, бесконтактные приветствия, отделение офиса от склада, никаких контактов между службами). Водители, приезжающие на загрузку, не контактируют с сотрудниками и не заходят на территорию складов, тем более производства. Все эти меры должны быть соблюдены на 1000%. По правилам, если кто-то в компании заболеет, все сотрудники без исключения должны будут отправиться на карантин, следовательно, деятельность приостановится минимум на 14 дней. Для нас крайне важно охранять и защищать жизнь и здоровье коллег, партнеров и покупателей.
  2. Часть персонала мы отправили на удаленную работу сразу же, часть сотрудников сократила свое присутствие в офисе.

Эту чрезвычайную ситуацию по праву можно сравнить с третьей мировой войной, поскольку последствия приведут к глубоким потрясениям бизнеса во всех секторах, но главным образом – в продовольственном.

Как я вижу грядущие изменения:

  • Люди будут больше внимания уделять своему здоровью в целом и питанию в частности.
  • HoReCa столкнется с необходимостью перепроектировать пространства и блюда для доставки еды домой, что будет продиктовано новыми потребностями.
  • Рестораны разделятся на бюджетные и люксовые. Количество «средних» ресторанов существенно сократится. Особенно ресторанов, считающихся «дорогими», и тех, кто недостаточно быстро адаптируется к новой реальности.
  • Звездные рестораны сократят свои площади и предпочтут размещаться в крупных, не менее звездных отелях.
  • Ритейл не будет прежним.

Как только эта чрезвычайная ситуация закончится, мы столкнемся со взрывообразным ростом количества веб-сайтов, предназначенных для онлайн-продаж, с доставкой на дом для всех видов продуктов: сухих, свежих, замороженных и готовых к употреблению. Мы вернемся, на мой взгляд, к открытию небольших местных магазинов, предлагающих свежие натуральные органические продукты. Владельцы смогут уделять больше внимания покупателю, а покупатель, в свою очередь, перестанет довольствоваться большим выбором одинаковых продуктов на огромных площадях, хаотичных, анонимных и переполненных; они были созданы нашим поколением, но уступают нынешним запросам современных молодых людей.

Какая ситуация в кондитерском производстве

Фаббио Монне, Biscottificcio G.L.M.F., о. Сардиния:

Фаббио Монне

В Сардинии, к счастью, мало заболевших, но правила и меры предосторожности такие же, как на континенте. Мы все на карантине. Работают супермаркеты, аптеки и некоторые производства продуктов питания.

Наша компания сильно пострадала из-за коронавируса. Поскольку основные продажи были вне острова, а из-за проблем с логистикой мы не можем отправлять грузы как раньше, оборот упал на 80%. Мы работаем только на обеспечение местных супермаркетов, которым по контракту обязаны отгружать продукцию. А так, в данной ситуации, нам было бы выгоднее закрыться.

Чтобы не впадать в уныние, мы разрабатываем варианты выхода из этой ужасной ситуации:

  • Создаем новые продукты и упаковки к ним.
  • Разрабатываем план открытия производства на территории Белоруссии и России, поскольку ситуация с падением рубля ставит под сомнение нашу деятельность даже после выхода из карантина.
  • Разрабатываем систему обучения небольших кондитерских предприятий сардинским рецептам наших чудесных савойарди и других местных сладостей, которым нет аналогов.

К сожалению, ситуация на Сардинии трагична. Остров живет благодаря туризму, а в этом году все брони отменили. Крупные отели закрыты, сложно предугадать будущее. Мы очень надеемся на финансовую помощь государства.

Как выживают кондитерские

У семьи Джулио Намио небольшая кондитерская в Палермо, он рассказал, как они справляются с ситуацией. Джулио очень озабочен происходящим, и также подтверждает полную изоляцию. Их кондитерская закрыта уже две недели. Оплата сотрудникам на данный момент в Италии считается так: 70% оплачивает от зарплаты государство, а 30% – наниматель. Все страховые взносы, которые в стране равняются примерно 90%, на данный момент перенесены к оплате на июнь. Но бизнесмены волнуются, суммы огромные, их будет крайне проблематично выплатить, а для кого-то – и вовсе неподъемно.

Джулио Намио, Pasticceria Namio, о. Сицилия, Палермо:

Джулио Намио

«Я рад, что мы не производим хлеб, а то пришлось бы работать даже в условиях одного покупателя в день, а это совершенно невыгодно. Включение оборудования стоит дорого. Мы даже пробовали доставку наших сладостей на дом, но 1-2 заказа в день не покрывают издержки. Люди предпочитают простую еду из супермаркета, торты и пироги никому не нужны. Надеюсь, когда все это закончится, мы все здорово отпразднуем и напечем много вкусностей.

Мы совершенно не были готовы к этому. Самое ужасное, что дома я не могу даже придумывать новые рецепты – у меня нет простейшего оборудования. Мы всегда рано утром выходили из дома и возвращались только поспать. На производстве у меня все необходимое, а дома я никогда не готовил. А теперь жалею. У нас нет даже духовки, как у всех обычных людей».

Почти все итальянцы трудно переживают изоляцию. Они совершенно не привыкли быть дома. Их социальная жизнь организована таким образом, что время в одиночестве в принципе сведено к минимуму. Поэтому эмоционально и физически оставаться на карантине им совсем непросто.

О будущем думать Джулио немного побаивается, но признается, что хотел бы снова посетить Москву и поработать с Валентино Бонтемпи – они вместе уже создавали меню по сицилийским пирожным. Он также сказал, что сожалеет о «пропащей Пасхе», ведь именно в это время продается большинство вкуснейших панеттоне, шоколадных кроликов и пряников; что лучше думать о новых рецептах мороженого, чтобы не упустить летние продажи. А еще – диверсифицировать каналы продаж на будущее, наладить поставки в магазины и не ограничиваться только своей кондитерской.

Люди боятся выходить на работу

Производитель пасты в регионе Абруццо, Лука да Люка рассказал, что они могли бы работать на 100%, но сотрудники боятся выходить на работу, и поскольку дотация по заработной плате составляет почти полную сумму, их можно понять. Получается, что производство загружено всего на 20%. А на складе минимальные остатки.

Этот завод производит очень качественную пасту. Некоторые виды макаронных изделий у них размещают и другие предприятия под СТМ (собственной торговой маркой) – и заказы, которые приходят от розничных сетей, нужно удовлетворять в первую очередь, поэтому многим клиентам из 30 запрошенных паллет отгружается только пять.

Как дела в университетах

Мария Помпеи, координатор отношений с Россией и странами СНГ, Niccolo Cusano, Рим:

Мария Помпеи

«Наш собственник организовал на кампусе университета все условия безопасной работы 60 сотрудников при первых же тревожных сигналах о возможности развития пандемии. Полностью оборудованное помещение позволило нам бесперебойно продолжать деятельность и помогать остальным сотрудникам, которые перешли на удаленную работу, комфортно осуществлять свои функции. Мы улучшили показатели эффективности даже в таких условиях, а продажи по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году выросли.

Мы начали действовать слаженно и вовремя, и это стало ключевым. Еще один важный момент: собственник организовал мотивационный чат с работниками, в котором 2 раза в день через аудиосообщения призывает работать в спокойном состоянии духа, и делать максимум того, что от нас зависит. Ведь мы все ответственны за реабилитацию экономики нашей страны».

Мария рассказала, что предприятия, в которых налажены процессы автоматизации, пострадали гораздо меньше небольших предприятий, которые по нормам, выпущенным в ходе борьбы с коронавирусом, закрылись из-за недостаточности мер предосторожности.

Улучшение норм труда, прописывание протоколов по всем сотрудникам, грамотная мотивация, максимальная автоматизация процессов и производства, уважение ресурсов, бизнес-этика – все эти меры просто необходимо внедрять в ближайшее время на предприятиях. Это помогает защититься от форс-мажоров, и не только удержаться на плаву, но и сохранить прибыль.

Винодельческое хозяйство Al Bano планирует урожай нового сезона

В пригороде Бари, в регионе Апулья – лидере по производству оливок и вин – находится предприятие певца Аль Бано. Серджио, партнер Аль Бано, занимается развитием рынков, этого суперэнергичного человека я знаю больше 7 лет, и никогда не видела его в таком настроении.

Серджио говорит, что 80% персонала в офисе отсутствует. Все супермаркеты работают, поэтому товар идет по плану со склада в обычном режиме – как на местный рынок, так и на экспорт. Из-за недополученных отгрузок в HoReCa объем продаж снизился существенно. Плюс, жители Китая не выпили обычный объем вина, поскольку в этом году их основные праздники выпали как раз на период распространения вируса. Компания постоянно участвует в выставках в разных странах и развивается за счет новых каналов продаж, но все мероприятия отменились. И самое главное, совершенно непонятно, когда эта ситуация кончится. Сложно что-либо прогнозировать.

Но работа продолжается. В этом году они планируют урожайность еще больше, потому что на новых землях созреют высаженные несколько лет назад виноградники. Серджио говорит, что они делают все зависящее от них в плане работ и надеются на скорое восстановление экономики. Даже если все происходящее крайне печально и не наводит на радостные мысли.

Мы работаем так, будто ничего не происходит

Джанни Бабби входит в зону риска, ему больше 75 лет, при этом на мой первый вопрос «Джанни, как Вы?» – он бодро ответил: «Прекрасно». Если честно, это был самый позитивный разговор из всех. Синьор Бабби руководит большой кондитерской фабрикой в районе города Чезена. Его предприятие делает один из самых известных шоколадов в стране.

Он рассказал мне, что в этот непростой момент нужно быть оптимистами и не поддаваться искушению сдаться. На данный момент компания не отступает от своих планов. Продукты по-прежнему отгружаются как в супермаркеты, так и на экспорт. Создаются новые позиции, по заранее намеченному плану, как всегда. Открываются кондитерские по всему миру, развивается франчайзинговый проект.

На мой вопрос, что посоветуете российским предпринимателям, Синьор Джанни ответил, что надо работать. Так много, как никогда. Выживет тот, кто умеет трудиться и делает это с головой. Из тысячи идей несколько точно найдут свое воплощение в успешном проекте.

Джанни отмечает, что единственным плюсом этой ситуации видит объединение нации, рост патриотизма. Он также поблагодарил Россию за помощь и передавал наилучшие пожелания российским бизнесменам.

Надеюсь, я смогла сохранить в себе настрой Джанни.

****

На этой неделе у нас тоже ввели карантин. И кроме фразы «Берегите близких», хочется сказать «Берегите бизнес. И себя».

Много людей говорят о новых возможностях, и наверняка они уже есть, или только зарождаются. В любом случае, твердость устоявшихся форм уступила место гибкости в новой реальности.

Дарвин учил: умение приспосабливаться способствует выживанию. Этим и займемся.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Великобритания

Да, настрой это очень важно. Спасибо что поделились. Статья прекрасная.

Генеральный директор, Екатеринбург

На мой вопрос, что посоветуете российским предпринимателям, Синьор Джанни ответил, что надо работать. Так много, как никогда. Выживет тот, кто умеет трудиться и делает это с головой. Из тысячи идей несколько точно найдут свое воплощение в успешном проекте.

Золотые слова!

Я бы добавил, то, что сказал Стив Джобс: «Работать нужно не 12 часова головой

Но в этом самая головная проблема предпринимателей - думать!

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

>>> Джанни Бабби входит в зону риска, ему больше 75 лет, при этом на мой первый вопрос «Джанни, как Вы?» – он бодро ответил: «Прекрасно». Если честно, это был самый позитивный разговор из всех.

.

Если статья не ангажированная, то её автор, по молодости еще имеет шанс понять суть событий. Но, Джанни Бабби – вряд ли.

.======================================.  

В СССР я прожил 40 лет. И мне нравилась сказка про коммунизм. Но, она оказалась удобной ширмой для обретения тотальной власти государства над населением.

Кроме вооруженной силы, власть проявлялась невооруженным средством – очередью. Да, вместо рынка, блага распределялись посредством очереди.

К примеру, 35 лет назад мой товарищ сказал мне, что он решил бросить свой партбилет в «морду парторгу». Я ответил: «Ты – первый в очереди на квартиру. Кинешь партбилет. Тебя вычеркнут из очереди. И что скажет тебе твоя семья?». (Через полгода он получил квартиру).

.

Сейчас, при капитализме, при разгуле свобод и прав личности, совершено неожиданное открытие. Оказывается, есть средство периодически-временно вычеркивать из жизни всю «биомассу».

При этом, не комильфо даже упоминать о том, «за чей счет банкет КОВИДобесия». О том, что под шум этого «банкета» можно разграбить Фонд ихнего благосостояния – «ежу понятно». Но, под этот же шум «биомасса» самоорганизуется на самоуничтожение экономических основ своего существования

К примеру, по Радио-FM передали, что в супермаркетах стали продавать овощи «упакованные в среде свободной от КОВИД-вируса». Но, по цене в 4 раза дороже обычной. И-де народ буквально сметает эти овощи с лотков самообслуживания.

.

Рано или поздно, КОВИД-пена схлынет. И население обнаружит, что его не просто ограбили. Его закабалили как никогда. Теперь в любой момент может быть объявлена вспышка какого-то вируса. И население опять принудят к «добровольной самоизоляции».

Ладно, пожилые -- они найдут возможности самореализации в условиях принудительной самоизоляции.

Но, молодежи-то для саморазвития-самореализации необходимы открытые системы общения.

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва
Владимир Зонзов пишет:
Ладно, пожилые -- они найдут возможности самореализации в условиях принудительной самоизоляции.

Интересно какие? 

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Ярослав Дворак пишет:
Интересно какие? 

Например:

  • Работать в саду-огороде.
  • Бредни сочинять по опыту прошлых работ.
  • Общаться по скайпу.
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Владимир Зонзов пишет:
К примеру, по Радио-FM передали, что в супермаркетах стали продавать овощи «упакованные в среде свободной от КОВИД-вируса». Но, по цене в 4 раза дороже обычной. И-де народ буквально сметает эти овощи с лотков самообслуживания. .

В таких ситуациях это нормально -- маркетинг и монетизация инф-ии.  Сразу находятся чистейшие перепроверенные продукты и места. Но, таки подороже. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Ханты-мансийск

Статья однобокая и не соответствует заголовку, по классике жанра современной журналистики.

Консультант, Москва

В-целом есть что-то новое и свежее. Автор, на мой взгляд, вполне добросовестно передает слова своих собеседников. Да, собеседники говорят заученные фразы, о том, что "все образуется" - а что, в условиях стресса люди будут для вас креативить???? Да, статья только про еду - похоже, что все остальные бизнесы просто лежат. Хотелось бы не только про еду услышать

Консультант, Украина

Не про еду: Финтек

Бумажные банки полносью продули цифровым

В условиях карантина ортодоксальный вид "офис с клерком" вытенсен "смартфон с банковским приложением".

Будут огромные сокращения линейных сотрудников и огромный дефицит айтишников с опытом работы в финтеке/банке.

 

Руководитель проекта, Москва

Отличная статья, спасибо Елена, полезно видеть как реагирует бизнес в ситуации, которую нам только предстоит пройти при прохождении пика пандемии. 

Конечно, то, что государство компенсирует 70% зарплаты сотрудников, это говорит о многом, именно поэтому и появлятся патриотизм и объединение и главное способность пережить эту ситуацию. У нас этой поддержки государства пока нет. 

Реально карантин изменит весь бизнес: люди привыкнут делать online заказы, произойдёт оптимизация штатов и переход на удаленую работу, снизится число неавтоматизированных бизнес-процессов в компаниях и главное малый бизнес будет это все тоже  внедрять.

Произойдёт вычищение старого отжившего в управлении и бизнес-процессах во всем мире, потому что уже давно бизнес и управление не соответствует реальности.

Как правильно отметил один из итальянских бизнесменов этот карантин, как третья мировая война, именно после первой и второй мировых войн весь мир менялся, происходила перезагрузка всего и главное в лучшую строну. Нам очень сильно повезло, что мы обновляемся без таких потрясений как война. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.