От модных слов до конкретной задачи: как бизнесу работать с трендами

В сети много информации по трендам в маркетинге. Но что со всем этим делать обычной компании – не крупному бренду вроде Сбера или МТС, а локальному или региональному бизнесу? От которого, тем не менее, избалованный потребитель ждет того же актуального продукта и безупречного сервиса, как от лидеров: заказ в один клик, доставка на дом…

Рассмотрим четыре глобальных тренда, которые уже успешно работают по всему миру и на разных рынках, в том числе, и в России. Оформим их в формате «тренд = задачи для бизнеса», чтобы вы уже завтра смогли запустить их в работу.

Тренд: глобализация

Сегодня нет границ для бизнеса – ни в плане географии, ни в плане отраслевой специфики рынка. Все взаимосвязано и влияет друг на друга: кризис в туризме – подъем на рынке ремонта и товаров для дома. Теперь конкуренция шире, чем внутри одной конкретной сферы: онлайн-кинотеатр теперь конкурент ресторану, потому что люди, оставшись дома перед телевизором, теперь не зайдут в ближайший ресторан после просмотра фильма.

Задачи для бизнеса в рамках тренда

  1. Искать и формулировать свою смысловую и визуальную уникальность и ценность, чтобы отличаться, чтобы четко и убедительно ответить на вопрос клиента «Почему вы?». Создавать УТП, позиционирование + нишевание/специализация. Лучше быть the best для узкой аудитории, чем «так себе» для широкой.
  2. При построении своего бренда ориентироваться на масштаб страны, становиться запоминающимися, даже если вы работаете в маленьком региональном городе.
  3. Досконально пересматривать ассортимент – оптимизировать. Больше не нужны тысячи позиций, из которых невозможно выбрать – нужен базовый набор + дополнительные опции, делить на бренды/суббренды, упрощать выбор потребителю. Создавать готовые наборы, сеты, комплексные решения.

маркетинговые тренды

маркетинговые тренды

Тренд: диджитализация

Раньше digital был частью маркетинга, сейчас это и есть маркетинг. И это уже не отдельно взятые сайт компании, соцсети, мобильные приложения, мессенджеры, QR-коды, виртуальная / дополненная реальность и др. Это единая омниканальная система бизнеса, когда все этапы карты пути покупателя, все каналы присутствия бренда и его продвижения связаны воедино. И связь эта бесшовная – единый образ компании, тон общения с потребителем, одинаково отлаженный сервис делает переход клиента с канала на канал абсолютно простым и понятным: из соцсетей на сайт, а потом в реальный магазин, после чего снова на сайт – для заказа. На базе этой омниканальной системы настраивается оцифрованная воронка продаж с помощью CRM-систем. Куда, в свою очередь, постоянно загружается вся информация о потребителях – даже о тех, кто никогда не взаимодействовал с брендом, но кто потенциально попадает в сегмент целевой аудитории. Поэтому остаться в стороне от глобальной цифровизации уже не получится.

Задачи для бизнеса в рамках тренда

  1. Подробно прописать омниканальный маршрут пути своего покупателя + на базе этого выстроить цифровую воронку продаж: проанализировать, на каком этапе пути вы не знаете, что происходит с клиентом – эти участки оцифровать обязательно!
  2. Задействовать все IT-ресурсы компании, чтобы максимально увеличить скорость реакции на запрос клиента + делать клиенту максимально релевантное и точное предложение.
  3. Использовать перфоманс-маркетинг – индивидуально настроенный комплекс digital-инструментов с управлением в режиме реального времени на базе сквозной аналитики с оплатой за результат. При грамотно выстроенной работе эффективность впечатляет.

маркетинговые тренды

маркетинговые тренды

Тренд: инфантилизация + симплификация

Что мы имеем сегодня? Ускорение ритма жизни и большой объем входящей информации. Как итог – снижение концентрации внимания человека. «Миллениалы» могут сфокусировать внимание на 12 секунд, «зумеры» – всего на 8 секунд. Поэтому необходимо максимально упрощать подачу информации и выбор продукта/услуги. Не тексты с описанием продукта, а короткое видео, не сообщения в чате, а аудиофайлы, не текстовый запрос в поиске, а голосовое управление через «Алису». «Зумеры» постепенно меняют модель потребления. Они выросли в цифровом мире, поверхностно воспринимают информацию, рациональны, но не умеют считать деньги, нацелены на свободу, хотят не просто потреблять, а взаимодействовать, дружить с брендами, часто не готовы погружаться во «взрослую жизнь» и брать на себя ответственность. Покупка – это только начало ваших взаимоотношений с клиентами, и с зумерами – особенно.

Задачи для бизнеса в рамках тренда

  1. Упрощение выбора с точки зрения ассортимента/услуг означает сокращение позиций (смотрите 1 тренд, 3 задачу), а упрощение восприятия бренда – лаконичные понятные логотипы и фирменные элементы бренда, но при этом вкусные, яркие, с эмоцией.
  2. Еще больше возрастает роль личного бренда, чтобы развивать H2H-маркетинг (human-to-human, от человека к человеку), благодаря которому выбирать станет еще быстрее и проще: «вижу знакомое лицо, которому верю, – делаю заказ».
  3. Нужно ускоряться везде, где возможно – не только в плане основных процессов (выбор, заказ в один клик, доставка, обратная связь, возврат), но и в плане скорости донесения информации, понимания рекламных сообщений – просто, понятно, с юмором и эффектно. Использовать не текст, а видео, чтобы было желание быстро поделиться в соцсетях: ролик не 30 сек., а всего 6!
  4. Тон коммуникации с зумерами – простой и дружелюбный, с бытовыми и сленговыми английскими словами, ориентация на вовлечение с помощью геймификации: челленджи, конкурсы, флешмобы и пр. Добавить обязательный призыв к действию: подпишись, напиши нам, поставь реакцию.

маркетинговые тренды

маркетинговые тренды

Тренд: дизайн и дизайн-мышление

Наступила эра интеллектуального/функционального дизайна, когда форма следует за функцией – дизайн с заботой и любовью к человеку, под его конкретные задачи, а не просто полет мысли художника. Кроме того, дизайн важен для визуальной «упаковки» продукта и его восприятия потребителем. С одной стороны, он увеличивает скорость принятия решения о покупке, упрощает процесс выбора. Например, миллениалы быстро считают крафтовое оформление новой кофейни и купят именно там, нежели в стандартном кофе-автомате.

С другой стороны, дизайн через визуальную подачу делает продукт особенным, увеличивает его ценность. Кофе в пластиковом стаканчике за 30 рублей против того же кофе, но в модной локации и с модным названием уже за 300 р. И это воспринимается как справедливая цена.

Еще один аспект – это развитие дизайн-мышления. Насмотренность, начитанность, открытость всему новому, стремление к эстетике, стилю – со стороны бизнеса, который создает и продвигает новые продукты/услуги на рынке. А еще готовность развивать такое мышление в своих клиентах и привлекать их к разработке дизайна будущих продуктов. Это позволяет убивать сразу двух зайцев: получать креативные, но рабочие идеи для бизнеса совсем бесплатно или за небольшую награду + вовлекать потребителей в жизнь вашего бренда, создавая классный инфоповод, которым потом пользователи делятся у себя в соцсетях. Именно такому контенту, нежели прямой рекламе, верят другие покупатели. К примеру, когда автор книги вместе с будущими читателями разрабатывает дизайн обложки, подбирает иллюстрации и горячие цитаты. Как можно не купить такую книгу – ведь ты почти ее соавтор?

Задачи для бизнеса в рамках тренда

  1. Дизайн продукта выстрелит, когда будет заточен под конкретную целевую аудиторию, имеющую конкретную потребность в данный момент. Поэтому нужна глубокая проработка фундамента бренда, а также постоянный мониторинг конкурентов и своего рынка/смежных рынков.
  2. Подумать, как можно вовлечь клиентов в процесс создания дизайна как самого продукта, так и его упаковки. Отлично работают тесты, опросники, конкурсы и челленджи в соцсетях. Как вариант, итоги такого конкурса с награждением победителей можно подвести в офлайн-магазине. В идеале – позже подарить победителю продукт, созданный по его дизайну. Кстати, такое вовлечение хорошо показывает себя и при разработке новых услуг и сервисов компании.
  3. Чтобы сформировать насмотренность и чувство вкуса у своей команды, необходимо составить график тренингов по продукту, маркетингу, дизайну, искусству на ближайшие 6 месяцев с учетом обучающих семинаров поставщиков, компаний-партнеров, сторонних экспертов, а также отраслевых мероприятий. Создайте и постоянно пополняйте базу знаний компании.

маркетинговые тренды

маркетинговые тренды

Читайте также:

Комментарии
Директор по продажам, Санкт-Петербург

Интересно. Что можете дополнить и конкретизировать для В2В?

Управляющий директор, Москва

.......Подумать, как можно вовлечь клиентов в процесс создания дизайна как самого продукта, так и его упаковки. Отлично работают тесты, опросники, конкурсы и челленджи в соцсетях. Как вариант, итоги такого конкурса с награждением победителей можно подвести в офлайн-магазине...

отличный подарок для конкурентов

Аналитик, Иркутск

С конца 20 века, со всё большим внедрением цифровизации в жизнь, регулярно появляются такие обобщающие всё и вся статьи. 

Зачем всё это небольшому ателье в цокольном этаже торгового центра, компании торгующей отбойными молотками или фирме, продающнй водонапорную арматуру на стадии проектирования?

Общение - грубая ошибка для маркетоллга.

 

Руководитель проекта, Самара
Павел Андреев пишет:

С конца 20 века, со всё большим внедрением цифровизации в жизнь, регулярно появляются такие обобщающие всё и вся статьи. 

Зачем всё это небольшому ателье в цокольном этаже торгового центра, компании торгующей отбойными молотками или фирме, продающнй водонапорную арматуру на стадии проектирования?

Общение - грубая ошибка для маркетоллга.

 

Давайте рассмотрим "ателье в цокольном этаже торгового центра".
1. Тренд "глобализация". Задача: Искать и формулировать свою смысловую и визуальную уникальность. Простой пример. Два ателье рядом, у дного на вывеске написано "Ателье", а у другого "Ателье: ремонт при вас за 20 минут". Куда вы зайдете? Я во второй.
2. Тренд "диджитализация". Задача: выстроить цифровую воронку продаж. Те же два ателье. Первое принимает заказа, дает бумажный квиточек. Второе - предлагает ввести (указать) номер телефона, по котрому можно ужнать статус заказа (если он больше 20 минут делает) и пришлет уведомление о готовности. Что бизнес может с этим номером сделать потом? Правильно: напомнить о себе, рассказав, например про акцию "подготовка одежды к сезонному хранению со скидкой 10% только для предъявителей смс".
3. Тренд "инфантилизация + симплификация". Задача: упрощение выбора с точки зрения ассортимента/услуг. В первом ателье огромный каталог услуг (обычно такие приелеивают скотчем к стойке), во втором - выделено 3-4 наиболее попялырне услуги (подшить брюки, заменить молнию, ну и еще пара ходовых) и цена. В каком случае будет проще понять, куда и зачем идти? Я выберу второе.
4. Тренд "дизайн и дизайн-мышление". Задача "заточить" дизайн под конкретную целевую аудиторию. Все теже 2 ателье, у первого на вывеске написано "Ателье" и на логотипе игла в катушке (видели такие, да?), на втором изображен персонаж типа шляпника из Алисыв стране чудес и написано "Mr. Hatter - ремонт и пошив одежды" - что больше внимание привлекает? Явно второе.

То есть, если вы не понимаете, как тренды на ваш бизнес влияют, это еще не значит, что их не нужно никак учитывать.

Аналитик, Иркутск
Алексей Мокеев пишет:
Павел Андреев пишет:

С конца 20 века, со всё большим внедрением цифровизации в жизнь, регулярно появляются такие обобщающие всё и вся статьи. 

Зачем всё это небольшому ателье в цокольном этаже торгового центра, компании торгующей отбойными молотками или фирме, продающнй водонапорную арматуру на стадии проектирования?

Общение - грубая ошибка для маркетоллга.

 

Давайте рассмотрим "ателье в цокольном этаже торгового центра".
1. Тренд "глобализация". Задача: Искать и формулировать свою смысловую и визуальную уникальность. Простой пример. Два ателье рядом, у дного на вывеске написано "Ателье", а у другого "Ателье: ремонт при вас за 20 минут". Куда вы зайдете? Я во второй.
2. Тренд "диджитализация". Задача: выстроить цифровую воронку продаж. Те же два ателье. Первое принимает заказа, дает бумажный квиточек. Второе - предлагает ввести (указать) номер телефона, по котрому можно ужнать статус заказа (если он больше 20 минут делает) и пришлет уведомление о готовности. Что бизнес может с этим номером сделать потом? Правильно: напомнить о себе, рассказав, например про акцию "подготовка одежды к сезонному хранению со скидкой 10% только для предъявителей смс".
3. Тренд "инфантилизация + симплификация". Задача: упрощение выбора с точки зрения ассортимента/услуг. В первом ателье огромный каталог услуг (обычно такие приелеивают скотчем к стойке), во втором - выделено 3-4 наиболее попялырне услуги (подшить брюки, заменить молнию, ну и еще пара ходовых) и цена. В каком случае будет проще понять, куда и зачем идти? Я выберу второе.
4. Тренд "дизайн и дизайн-мышление". Задача "заточить" дизайн под конкретную целевую аудиторию. Все теже 2 ателье, у первого на вывеске написано "Ателье" и на логотипе игла в катушке (видели такие, да?), на втором изображен персонаж типа шляпника из Алисыв стране чудес и написано "Mr. Hatter - ремонт и пошив одежды" - что больше внимание привлекает? Явно второе.

То есть, если вы не понимаете, как тренды на ваш бизнес влияют, это еще не значит, что их не нужно никак учитывать.

Звучит красиво. Но практике не соответствует. Ни разу не видел два ателье рядом. Малый бизнес еле дышит на ладан. Владельцы стремятся избегать прямой конкуренции. По крайней мере так в регионах и не милионниках.

Подойдите к владельцу ателье, которая с утра до вечера вместе с мастерами принимает заказы и штопает и скажите ей, что ей нужно выстроить цифровую воронку продаж.

Плюс добавьте, что еë задача, заточить бизнес под конкретную целевую аудиторию. Люди рады любому заказу, какая целевая аудитория.

Причем это про потребительский рынок. Есть ещё отбойные молотки, задвижки, промышленные компрессоры... Какая там диджитализация? Там всë на откатах снабженцам, инженерам МТО и т. п. 

То есть, если Вы - псевдоэкспер, не надо другим указывать, что они понимают или не понимают. В том числе от таких как Вы горе-теоретиков в России малый бизнес в том самом известном месте. Одни смотрят на звезды и пытаются понять, как они движуться, другие смотрят на звезды и пытаются использовать их практически, для навигации, для движения. Вы из числа первых, теоретиков. 

Аналитик, Иркутск

Ещё про цифровизацию. Источник: "Ведомости"

Процесс «обеления» частного бизнеса через цифровизацию иногда дает обратный эффект, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Он привел в пример следствие запуска реестра получателей государственной поддержки. По его словам, как только какая-либо компания отражалась в этом реестре, к ней приезжали сотрудники Федеральной налоговой службы (ФНС) с проверками, и, как правило, начисляли штрафы из-за выявленных нарушений.

 

«Вот классический пример опрозрачивания (компаний — прим. ред.) и последствия этого опрозрачивания. Федеральная налоговая служба сделала отличную вещь, которая здорово опрозрачивает малый бизнес по определению. Называется он реестр получателей государственной поддержки. Так сложилось, что они (ФНС — прим. ред.) презентовали его реестр на день чекиста — 20 декабря. Я сейчас понимаю, что это не случайно. Как он стал работать? Кто пришел первым? Кто стал бенефициаром? — Да понятно кто — налоговый инспектор, который узнал, что компания намерена или уже получила эту самую субсидию», — сказал Белоусов.

 

По его словам, налоговые органы приезжали с проверками к таким компаниям и, как правило, находили нарушения, за которые компании были оштрафованы.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В Москве продлили антиковидные ограничения до 29 июня

В пятницу 18 июня в Москве было зафиксировано более 9 тыс. новых случаев заболевания COVID-19. Это максимальный прирост за все время пандемии.

Какие специальности для студентов востребованы на рынке труда

Работодатели готовы принять молодых соискателей и без опыта работы. Спрос на таких специалистов за год вырос в 3 раза.

В Москве начинается обязательная вакцинация работников сферы услуг

За два месяца должны будут привиться 60% работников торговли и сферы услуг.

Россияне рассказали сколько денег нужно, чтобы содержать семью

Больше всего ресурсов нужно на воспитание подростков от 15 лет, а меньше всего – на малышей от 6 до 9 лет.