В шаге от целевой аудитории: как работать с будущими клиентами

Рынок правильного питания (ПП) – динамичный и высокорентабельный. Несмотря на бурный рост в странах Европы, рынок ПП в России долгое время находился в зачаточном состоянии и был интересен только узкой группе потребителей.

Несколько лет назад западные тренды стали активно прорываться в нашу страну и спрос начал резко расти, ежегодно удваивая, а то и утраивая обороты товарных групп по этому направлению. Так начал формироваться тренд на здоровое питание.

Компания Polezzno является одним из игроков на российском рынке ПП. Чтобы удержаться на гребне этого тренда и не потерять темп развития, в компании было принято решение развернуть охватную медийную кампанию, направленную на повышение узнаваемости бренда среди целевой аудитории. А чтобы контролировать эффективность предстоящих мероприятий, нужно было определить текущие показатели узнаваемости бренда.

Для оценки узнаваемости бренда необходимо было найти подходящих респондентов: приверженцев здорового образа жизни и правильного питания. Так было решено проводить опросы среди посетителей магазинов «ВкусВилл», как наиболее известного бренда на рынке здорового питания, таргетируясь на них в сети.

Компания предположила, что покупатели «ВкусВилл» находятся примерно в тех же социо-демографических характеристиках, что и клиенты Polezzno и имеют те же интересы: ЗОЖ, ПП, забота о своем здоровье.

Само исследование проводилось на онлайн-панели, с использованием таргетинга по интересу «Красота и здоровье» с предварительным отсевом такими вопросами: «придерживаетесь ли вы правильного питания?», «покупаете ли вы продукты в магазинах ВкусВилл?».

ПредЗОЖье

Первые результаты исследования показали, что не все так просто, как это виделось вначале. Оказалось, что исследуемая аудитория отличается от целевой:

  • Первое, что насторожило – респонденты совсем не разбираются в брендах полезного питания и вообще не оперируют такими понятиями, как бренды ПП. Можно было бы предположить, что во «ВкусВилл» нет брендирования продуктов, но ведь эти покупатели ходят не только в этот магазин.
  • Второе – обнаружилось, что большинство не имеет даже элементарного представления о принципах правильного питания. Например, они крайне мало знают о вреде глютена, и практически ничего не слышали про бестселлеры: семена чиа, спирулину, хлореллу, псиллиум, барлейграсс.

Так стало понятно, что мы имеем дело не с классическим потребителем нашей продукции, а с несколько иной аудиторией. Присмотревшись поближе, мы обнаружили, что цели этой группы потребителей весьма опосредованно связаны со здоровым образом жизни. Это люди, которые подсознательно хотят быть в тренде, чувствуют в своем окружении тенденцию на потребление чего-то экологичного, органического и свежего. Можно сказать, они находятся на начальной ступени массового тренда на осознанное питание, но при этом их рацион далек от полезного.

Еще одна, не менее важная характеристика этой группы покупателей – это отсутствие мотива для полноценного перехода на правильное питание, такого побуждающего события, которое заставляет человека кардинально изменить свой рацион. У них, скорее, есть потребность в более качественной, но привычной по составу еде и более премиальном обслуживании.

Стоит отметить, что исследуемый нами сегмент клиентской базы «ВкусВилла» – многочисленный, с хорошей покупательской способностью. Иными словами, перед нами открылся большой сегмент покупателей, которые потенциально готовы и хотят питаться правильно, но пока не имеют ни необходимых знаний, ни мотивации к смене своего рациона. Так у нас и родилось название для этой целевой аудитории – «ПредЗОЖье».

Как привлечь волну будущих клиентов

Мы выработали ряд принципов коммуникации с этой аудиторией.

1. Отказ от прямой рекламы

Совершенно очевидно, что не стоит давать прямую рекламу, направленную на эту категорию людей. В их картине мира нет понимания того, что такое правильное питание, что туда входит и зачем оно им нужно. Пытаться продавать популярные продукты и услуги ЗОЖ для этой аудитории будет очень дорого и нерентабельно. Безусловно, работать с этой аудиторией нужно, так как эта группа потребителей максимально близкая к тому, чтобы стать нашей целевой.

2. «Бац»

Стоит отметить кардинальную разницу между человеком, который уже решил питаться правильно, и тем, кто имеет только потенциальное желание это делать.

Между двумя этими состояниями находится строго определенное действие, которое мы называем «Бац» – это какое-то побуждающее событие, которое заставляет человека кардинально сменить свой рацион питания. К сожалению, это событие зачастую имеет отрицательный подтекст. Это какая-то болезнь, изменения в организме, которые заставляют полностью менять привычки в еде. Это может быть пищевая аллергия, проблемы с желудком, лишний вес и так далее.

Есть и менее драматичные сценарии перехода: находясь в тренде на экологию и здоровье, все больше обращая внимания на разные информационные каналы (книги, фильмы, свое окружение), человек сам принимает для себя решение, переосмысливает свою жизнь, начинает прислушиваться к своему организму и переходит на следующую стадию. Есть и те, кому помог добиться результатов наставник – родственник, коуч или тренер. Так или иначе, все эти причины приводят к более осознанному и целенаправленно правильному питанию с полной сменой рациона, контролем за своим состоянием здоровья и за составом употребляемых продуктов.

правильное питание

Интернет-опрос клиентов, анкета открытых вопросов, 1000 респондентов

3. Легкие касания

Взаимодействие с «ПредЗОЖьем» стоит строить на «легких касаниях». Что это значит? На них стоит выделять такую маркетинговую активность, чтобы провести коммуникацию с минимальным вложением средств. Это не должна быть контекстная реклама, таргетинг или реклама в СМИ.

Это может быть цикл тематических статей в блоге, который вы используете для воздействия на основной пул вашей аудитории, небольшие пробники для посетителей тематических выставок, реклама у блогеров, которые захватывают помимо вашей целевой аудитории еще и околоцелевую. Здесь стоит задача просто познакомить с продукцией и брендом до того, как у них в жизни что-то произойдет и они решат полностью перейти в категорию целевых клиентов.

Один из вариантов такого взаимодействия – это проведение выставок-ярмарок на тематических площадках, например, на всероссийском дне йоги. Расчет такой: участники мероприятия – потенциально целевая для нас аудитория, у которой может возникнуть интерес к нашей продукции. Так они увидят нашу рекламу, познакомятся с брендом, подержат в руках пачку, продегустируют продукт, зададут вопросы экспертам.

При этом на мероприятии будет и небольшой процент тех, кто уже придерживается правильного питания, знаком с нашей компанией и продуктом и согласится приобрести несколько пачек непосредственно на самом мероприятии, а такого рода продажи окупают затраты компании на участие. Таким образом, мы фактически бесплатно, а порой и с небольшой прибылью, закрепили отношения с нашей лояльной аудиторией и охватили большую группу потенциальных клиентов, часть из которых заинтересуется продукцией и расскажет о ней знакомым.

правильное питание

4. «Прогревающий» маркетинг

После того как побуждающее событие произойдет, у «новичков» сразу же возникнет много вопросов: «Хорошо, вот я решил делать что-то правильно, а как это делать, где это купить, как это приготовить, как сделать так, чтобы мне понравилось?». В этот момент нужно максимально им помочь. Здесь нужен «прогревающий» маркетинг: ликбез, набор советов и чек-листов, инструкции, поддержка, ссылки на полезную информацию.

Здесь уже стоит строить маркетинговую коммуникацию с ненулевым бюджетом. Понятно, что это долгосрочная инвестиция, но при этом стоимость таких коммуникаций будет не очень большая, а окупиться она может с очень хорошей отдачей.

К этому этапу мы решили подойти комплексно. Была создана целая инфраструктура полезных сервисов для новичков в ПП, включая тематический блог, каталог видеорецептов, площадку для консультаций, сообщество, где участники делятся советами и поддерживают друг друга. А чтобы дать пользователю возможность быстро сориентироваться в этой инфраструктуре, была создана отдельная посадочная страничка – своего рода навигатор.

правильное питание

Выводы

Неважно, работаете ли вы на рынке ЗОЖ-продуктов, эко-косметики, фитнеса или в другой нише, ищите свое «предЗОЖье»: тех людей, которые сделали только первый шаг к вашему продукту – это огромная аудитория, которая может стать вашими будущими клиентами через несколько лет.

Проявляйте заботу о них, будьте чуткими к их запросам и проблемам уже сейчас, максимально помогите им, когда у них возникнет в этом необходимость, и тогда в будущем они отблагодарят вас своей лояльностью и отзывами на «пять звездочек».

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Интересно, было ли какое-то общение с диетологами? Используются ли их рекомендации?

Правильное питание - не самая простая тема, если серьезно относиться к собственному здоровью. А советы посторонних могут быть просто опасны.

Независимый директор, Москва

Про "Прогревающий маркетинг" хорошо сказали ! И раз ввязались в битву и у вас  пошли траты на промоушн, вам пора обзавестись лицом бренда, кем нибудь из медийных лиц ЗОЖ. В качестве, так-сказать, центрального нагревательного элемента ! 

Региональный менеджер, Кемерово

Спасибо, для меня очень полезная статья, потому что тоже нахожусь в начале пути с продуктом о котором никто не знает еще. В целом стратегия описана так же как я предпологал сделать, только с некоторыми ньюансами. Теперь точно знаю что рабочая) Еще раз спасибо!

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

"Все люди врут!"

Доктор Хаус

Несмотря на эту истину, автор статьи с командой молодцы! 
Респект от сообщества))

Консультант, Украина

Я бы предложил стратегию намного проще - сделать партизанский маркетинг через инфлюенсера, у которого та самая аудитория.

 

Инженер, Томск

Шикарный подход. По сути может быть унифицирован под продажу любых сложных услуг.


"Первое, что насторожило – респонденты совсем не разбираются в брендах полезного питания и вообще не оперируют такими понятиями, как бренды ПП." Про бренды у меня стойкое впечатление, что это отживающая свое маркетинговая стратегия. Если вы не кока-кола, то у вас нет бренда.

Соответтсвенно нужно либо отказаться от этой идеи, либо становиться кока-колой. 

Генеральный директор, Москва

Бренды ПП не знает аудитория Вкусвилл, а не ваша. Вы свою аудиторию так и не изучили(

Исходно подход к выборке для опроса был некорректным, в итоге результаты получились отражающие не рынок, а аудиторию ВкусВилл.

Это частая история для тех, кто сам проводит исследование. Но разбираются с ней не все. В итоге это приводит к потере вложенных средств. Печально, лучше на семью потратиться, чем на ошибки.

Проф.совет: хорошо подумайте, где ходит, что смотрит, что читает аудитория ЗОЖ, и среди нее проведите опрос заново. Если планируете продвигаться через Интернет, берите интернет-аудиторию ЗОЖ, есть масса инструментов для ее определения.

Аналитик, Москва

Вспоминаются слова знаменитого мыслителя и футуролога Жака Фреско, прожившего 101 год.

"Я когда-то тоже был вегетарианцем. А потом узнал, что кролики болеют раком, хотя они питаются только  растительной пищей. И коровы тоже. А потом я узнал о хищных растениях, которые питаются другими растениями, насекомыми и мелкими животными. А потом какой-то индийский учёный вдруг решил измерить чувствительность тканей огурца и воткнул в его кожуру иглу с датчиком. И оказалось, что чувствительность тканей у огурца в 4 раза выше, чем у человека. У простого огурца! Мы же ничего не знаем об этом мире"(с). 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В 2022 году россияне открыли в Турции более 1300 компаний

Это на 670% больше, чем в 2021 году.

У четверти россиян уменьшился соцпакет за последний год

Компенсацию питания получают только 19% опрошенных.

ChatGPT назвал профессии, которые отберет у людей

Искусственный интеллект заявил, что может заменить 20 профессий.

Wildberries отменил штрафы за подмену товара для ПВЗ

Это произошло после того, как владельцы пунктов выдачи заказов собрались перед московским офисом Wildberries на акцию и пообещали провести забастовку.