5 главных трендов интернет-маркетинга-2021 для малого и среднего бизнеса

2020 был очень богат на события, некоторые из которых изменили мир. В 2021 году трансформация продолжится. Меняться нужно быстро и решительно, чтоб не оказаться на обочине.

Вот пять основных трендов в интернет-маркетинге для малого и среднего бизнеса, начав работать с которыми, вы сильно поможете своему бизнесу.

1. Рост интернет-торговли

Российский рынок электронной торговли, по подсчетам Data Insight, в 2020 году вырос на 45% по сравнению с 2019 годом и составил почти 2,5 трлн руб. Ковид сильно подрезал трафик розничных точек. Если раньше онлайн рос за счет тех, кому нравится экономить время и деньги на офлайн-покупках, то в прошедшем году многим людям пришлось выйти из зоны комфорта.

Приложения Wildberries и Ozon устанавливают даже те, кто предпочитает трогать, мерить, общаться с продавцами и т.д. Это изменит потребительские привычки многих. Если они и не перейдут в онлайн полностью, то будут считать возможность совершить удаленную покупку в магазине такой же естественной услугой, как бесконтактную оплату. 

Даже если вы считаете, что ваш товар скорее подходит для продажи в розничных точках, нужно учиться продавать в онлайн. На всякий случай: «продавать онлайн» не тождественно «иметь сайт» или популярный аккаунт в Instagram. Продажа — это физическая покупка на сайте, доставка товара курьерской службой, работа над повторной сделкой. 

Я не зря упомянул Ozon и Wildberries. Маркетплейсы росли едва ли не быстрее всех. Учиться работать в них тоже нужно как с еще одним каналом продаж. Анализировать, что выгоднее — привлекать трафик на собственную платформу или получать готовые заявки из маркетплейсов. Впрочем, даже учитывая комиссию, продвижение внутри маркетплейсов — отдельное направление, требующее сил и энергии. Но вызовы 2020 года показывают, что делать это нужно. 

2. Видеомаркетинг

Видеоконтент бьет рекорды каждый год. Люди смотрят все больше: это касается и развлечений, и образования, и потребительской информации. В 2020 году Youtube еще сильнее потеснил ТВ — туда один за другим мигрируют журналисты и продюсерские студии.

Буквально взлетел TikTok — новый и малопонятный нашему поколению формат ультракоротких видео. Как и любая площадка таких размеров, TikTok уже стал «новым Инстаграмом» — очень мощным каналом продаж.

За видеоблогеров сражаются Яндекс.Дзен и Instagram… Если мы говорим о формате продвижения 2021, то видео — это не тренд, а стандарт. Конечно, вовсе не обязательно становиться видеоблогером, но использовать видео, чтобы рассказать о своих продуктах на посадочной странице, карточке товара на сайте или в маркетплейсе, вовлекать пользователей соцсетей — нужно! 

3. Аудиоподкасты

А вот это набирающий силу тренд. Аудиоподкасты похожи на подзабытые радиопередачи: подготовленные и записанные в определенной тематике выпуски, предназначенные для индивидуального прослушивания: от истории электронной музыки до принципов работы нейронных сетей.

Обычно один выпуск длится не больше 60-90 минут. Почти всегда они никак не привязаны к новостной повестке и этим скорее напоминают научпоп-фильмы: слушать их не обязательно в момент выхода, это продукт с длительным сроком годности.

В отличие от еще более модного ТикТока, найти вдумчивую аудиторию для бизнеса тут проще: очевидно, что подкасты о технологиях — это не дурачащиеся на камеру подростки. В отличие от музыки, их почти никто не слушает фоном: сравнительно невысокий охват аудитории тут компенсируется глубокой вовлеченностью.

Я вижу несколько причин роста: во-первых, появились удобные платформы и контент. Ничего не нужно скачивать и искать — есть Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Вконтакте и миллион приложений поменьше. Во-вторых, Apple снова меняет правила игры. Беспроводные суперкомпактные гарнитуры компании — такой же революционный продукт, как iPad: мы и сами не заметили, как ушные «затычки» превратились в ежедневный аксессуар, который не нужно снимать, как часы. 

Аудиоподкасты — не явление уровня видео и не обязательная программа для всех бизнесов. Но если вы ищете для себя новую незатасканную нишу в контент-маркетинге или нативной рекламе — обратить внимание на аудиоподкасты определенно стоит.  

4. Значение личного бренда усилится еще больше 

В последние годы конкуренция растет практически во всех сферах. Я вижу это по десяткам наших клиентов из различных сфер и отраслей. Параллельно с этим у людей усиливается кризис доверия к компаниям и рекламе. «Люди верят людям» — глобальная тенденция последней декады, которая в мире постправды будет только усиливаться. 

Instagram с прокачанным аккаунтом основателя бизнеса часто делает больше продаж, чем комплексные рекламные кампании. Скажу по своему опыту: контекстная реклама для сложных b2b-услуг в 2020 практически не окупается.

В каком-нибудь 2018 и даже 2019 году она все еще работала. Инвестиции в личный бренд, напротив, все чаще дают превосходную отдачу. Но только в том случае, если PR-работы доведены до базового уровня: персону начинают узнавать как минимум в профильной тусовке. После этого весь комплекс рекламных инструментов начинает работать лучше. Предложение компании приобретает уникальность в глазах покупателей. В 2021 году без личного бренда представителя компании завоевать доверие новых клиентов будет сложно. 

5. Сквозная аналитика станет критически необходимой  

Сквозная аналитика — расширенная версия веб-аналитики. Она нужна, чтобы видеть все источники привлечения клиентов  — как офлайн, так и онлайн — и увязать их с действиями покупателей: звонки с сайта и наружной рекламы, посещение точек продаж, покупки и т.д. 

Если вы еще не используете этот инструмент, то в 2021 нужно срочно начать это делать. Вот 5 причин почему:

1. Бизнесу нужно выстраивать продажи через различные каналы: собственный интернет-магазин, маркетплейсы, социальные сети и т.д. Соответственно, нужно точно видеть результативность по каждому каналу. Например, клиент может узнать о вас с помощью Яндекс.Директ, перейти на сайт, оттуда в аккаунт Instagram и уже там написать личное сообщение. Вам будет казаться, что источник заявки — именно Инста, хотя клиенту всего лишь удобнее там общаться, а искать товары он предпочитает в Яндексе. Все это чрезвычайно важные для маркетолога данные, которые помогают распределить бюджеты и усилия продвиженцев. 

2. Очень хорошие результаты дает инфлюенс-маркетинг. Причем все большую эффективность показывает работа с микроблогерами, когда реклама может запускается с помощью нескольких десятков блогеров, у которых от тысячи до пары десятков тысяч подписчиков. Отследить, кто от кого пришел, когда сделал покупку, повторную покупку и вообще рентабельность по каждому блогеру без сквозной аналитики нереально. 

3. В 2021 работать в соцсетях без таргетированной рекламы очень сложно. Выделять большие бюджеты и оценивать результаты по лайкам, сообщениям, подписчикам или переходам на сайт просто смешно. Кроме того, реальные конверсии — это не только действия на сайте. Возможно, кто-то из клиентов сделает звонок по номеру объявления или просто посетит точку продаж. Чтобы фиксировать эти действия, нужна сквозная аналитика. 

4. Контекстная реклама все еще источник продаж №1 во многих сферах. Стоимость клика в некоторых регионах и отраслях составляет сотни рублей. Следствие этого — для 8 из 10 бизнесов реклама в течение одного месяца не окупается. То есть если вы оцениваете эффективность рекламы без учета повторных продаж, то получаете искаженную информацию.  

5. Сквозная аналитика в связке с CRM позволит сегментировать клиентскую базу и в разы повысить эффективность рекламы. Например, зная самых прибыльных клиентов, с помощью технологии look alike можно найти очень близкую аудиторию и таргетироваться по ней. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

Вот интересно. Год назад тоже писали про "5 или 7 главных трендов интернет-маркетинга-2020". И как? Стрендились?

Консультант, Украина
Валерий Меркулов пишет:

Вот интересно. Год назад тоже писали про "5 или 7 главных трендов интернет-маркетинга-2020". И как? Стрендились?

Потрендели - и будет. Новый год - новые тренды.

 

Директор по маркетингу, Москва

- контента надо больше и лучше

- бренд нужен сильнее

- считать надо точнее 

- не забывайте класть деньги в кассу 

- если вы еще не стараетесь - старайтесь.. 

 

они, в принципе, вечные.. можно "соус менять" и любой год подставлять :) 

интересно взглянуть на 2018-й.. не очень, по-моему, сбылось.. 

 

Руководитель, Санкт-Петербург

Пункты 3 и 4 вообще чушь и ересь. Все остальное - обычная вода.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Данил Сабуров пишет:
Пункты 3 и 4 вообще чушь и ересь. Все остальное - обычная вода.

вот даже интересно стало - на чем основан сей вывод?

HR-директор, Белгород

Не читал прогнозов за прошлый год, но на этот - вполне согласен, разделяю мнение. 

Директор по маркетингу, Тула

можно сказать еще проще:

  1. повышать онлайн-компетенции: конверсия ресурсов, больше способов онлайн продаж, быстрее и короче коммуникации до оплаты
  2. создавать больше полезного контента: полезные тексты, фото, видео, аудио, vr, соцсети, вебинары, исследования, кейсы,...наш пример
  3. стать более "мобильными": моб приложения, адаптация ресурсов и текстов в короткий формат, больше качесвтенной моб рекламы
  4. цифровизация гипотез для оптимизации бюджетов: аналитика и отчетность
  5. сарафанка в онлайн формате: блогеры, вирусный и партнерский маркетинг
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.