Можно ли обойтись без личного бренда в 2021 году?

Медийное пространство стало отдельным метарынком. Если вы известны, популярны, вас смотрят и слушают, то это актив. Начиная с определенных значений, количество подписчиков и зрителей перестает быть бесполезным хобби и превращается в медийную мощность. Рычаг, с помощью которого можно продвигать товары и услуги, продавать, оказывать влияние. Не обязательно позитивное. Например, Илон Маск только что обвалил курс биткоина всего одним (!) словом. А летом прошлого года его твит обошелся Tesla почти в $15 млрд.

Так работает лидер мнений, настоящий инфлюенсер. Когда весь мир следит, затаив дыхание — открывается портал в целую вселенную новых возможностей. Это прямой доступ, типа админки мировой экономики. Просто нажимаешь разные кнопки, дергаешь за ниточки. Дальше оно само. Очень простая, элегантная система. 

И вот на эти космические выси заглядываются строители личных брендов. Причем, как правило, лично по полной они не впрягаются. Так, нарисовались в контексте темы, а потом начинают мотивировать, провоцировать. Как тот чувак на фитнесе, который советует накинуть еще пару блинов на гриф, но видели ли вы его самого хотя бы с гантелями?

Люди доверчивы и эмоциональны. Они легко ведутся на невероятной тонкости провокации примерно такого вида:

— Псс, хочешь немного влияния? Больше, чем ты реально заработал.

Но это обман, конечно. Проблема в том, что биржевые спекуляции невозможны на мелких оборотах. Масштаб имеет значение. Только он и имеет. Для того, чтобы получить рост внимания по экспоненте, нужно набрать критическую массу. Все как в ядерной физике, и примерно так же токсично.

Другой свежий пример из светской хроники — Билл Гейтс. Казалось бы, он уже давно обитает где-то на Олимпе, в абсолютной недосягаемости. В штате Microsoft больше 163 тыс. человек. Назовите кого-то из них. Ладно, Эрик Шмидт (хотя нет, он же в Google) и этот, как его, индус, кажется. Вот так оно и работает. А ведь Билл Гейтс уже пару лет даже не в Microsoft. Но он как Хеопс – один за всех. 

Известность создает чудовищное давление в обе стороны. Невозможно быть кумиром толпы и сохранить независимость. Там, где накосячил клерк, это его личное дело. На начальника отдела косо посмотрят, зама лишат премии, директора уволят. А когда небожитель оступился — это прайм-тайм во всех СМИ, будут обсуждать от курилок до ООН. 

Злая ирония в том, что эта часть личного бренда как раз прекрасно работает на любом масштабе! Блогер с парой сотен тысяч подписоты (очень мало по нынешним меркам) огребет такой объем хейта при случае, что вместо пиарной может потребоваться медицинская помощь. Затравят его, сердешного, в переводе с рунглиша на русский. 

Итак, что же получается. 

  • Призы – далеки, сложно достижимы.
  • Затраты – вот они, сразу в полном объеме.

Нечестно как-то. И главное, не выгодно. Так нужен ли личный бренд? Точнее, кому и при каких условиях он подходит, а кому нет? 

Когда личный бренд — отличное решение

Когда он есть, вот когда.

Разница точно такая же, как между торговыми марками и настоящим брендом. Еще с лихих 90-х в России пошла мода на западные диковины в бизнесе. И как часто бывает у киношников, переводы надмозгов внесли такие коррективы, что за ними потерялась суть. 

Нельзя создать бренд, подразумевая под этим фирменный стиль, логотип и прочую мишуру. То есть можно, конечно, чем многие с успехом занимаются. Только это чистый карго-культ. Попытки быть как Марк Цукерберг, одеваясь в нелепые шорты и мятую футболку. Так не работает. Все чуть больше, чем полностью, происходит в обратной последовательности. 

Сначала бизнес или личность делают нечто выдающееся, это набирает популярность, обрастает пользователями, клиентами, фанатами, хейтерами, получает заслуженное внимание в СМИ. И через некоторое время, если не оказывается очередным Clubhouse-ом (как там наши птицы-говоруны, уже разлетелись по зимовкам?) — так вот, когда и если все произошло естественным путем, то это становится брендом. Уже стало.

В этом смысле у личных брендов большое преимущество. Бизнес может просадить целое состояние на ребрендинг, прежде чем осознает, что это шизофрения, никому снаружи не заметная. Совещания с воображаемыми друзьями в виртуальных переговорках. 

Когда человек пыжится стать брендом без особых на то оснований, это заметно сразу и беспощадно. Если санитары еще не приехали, значит он сам все понимает. Тогда это либо игра (почему нет, Fake it till you make it), либо первые шаги из зоны комфорта. Может, и не первые – всем плевать. 

Главная красота личного бренда как раз в том, что он не опасен. Пока вас никто не знает, можете делать что угодно. Друзья поржут и отстанут, остальные просто не заметят. А когда и если что-то правда начнет получаться — то все уже готово. Имидж отточен, брендбук нарисован, речи для вручения Грэмми и Нобелевки написаны. 

Поэтому личный бренд подходит тем, кто может себе позволить такое хобби. То есть:

  • обладает каким-то количеством свободного времени и денег,
  • общителен или по крайней мере не против внимания,
  • азартен, любопытен, алчет новых знакомств и ощущений.

Скорее всего, при развитии «снизу» ваше личное раздутое эго брендом, извините, не станет. Это довольно легко проверяется простым наблюдением о том, кто известен в Интернете. За небольшим количеством довольно бесполезных исключений в виде сиюминутных людей-мемов — все те же звезды, что и в офлайне. Как же так, ведь тут особый электронный мир технологий и интеллекта? А вот так, вы просто смотрите в телевизор с другой стороны. 

Кому личный бренд не нужен

Тем, кто знает на чем строить свои карьерные и прочие ожидания помимо раздувания щек в прямом эфире или записей по запросу в личке. Он даже мешает, этот бренд. Потому что мертворожденный кадавр прожорлив. До критической массы не он вас кормит, а вы его. Это очень долго, для большинства и вовсе навсегда. 

Опять же, диспропорция в доступности плюсов и минусов при даже минимальной известности ведет к нашествию разных психов.

Вы публиковали объявление о чем угодно со своим email или номером телефона? Попробуйте, ради интереса. «Продам гараж» – не надо, это уже профессиональная лига. Что-нибудь сильно проще, вроде «Отдам сломанную стиралку самовывозом». Вас накроет такой волной неожиданной популярности, что впору заказывать печатку для раздачи автографов. 

Потом докатится вторая, третья волна. Все как в ковидном мире, и с похожими паттернами. Координаты осядут в базах, разойдутся по техподдержке Сбера и всем этим «Вам сейчас удобно говорить? Есть отличное предложение». Не потому, понятно, что пришла популярность. Просто вы стали уловимы, в отличие от того Джо из анекдота. Причем во все негативные списки вас запишут сразу, а до полезных и приятных – пилить и пилить.

Наивные люди думают, что построение личного бренда похоже на прыжок с парашютом. То есть главное сделать первый шаг, он же последний. Дальше – купол над головой, рот разрывает ветром и от восторга, а внизу бегают маленькие людишки, они завистливо аплодируют. Но нет же. Все совсем не так. 

Без веских оснований вроде изобретений или хотя бы серии личных вирусняков в соцсетях (не одного случайного, а стабильной серии) построение бренда именно так и выглядит. Как усталое ежедневное построение, таскание булыжников, безутешные попытки соорудить из них хотя бы сарай или забор без инструментов и раствора. Все валится из рук, пальцы в кровь. Окружающие обходят, как прокаженного, понимая, что тут происходит что-то неприятное и бессмысленное. И так каждый день. Останавливаться нельзя — эффект же накапливается. Правда, люди столько пока не живут, чтобы всерьез рассчитывать на результаты. Но медицина развивается, есть надежда. 

Неполный список ситуаций, в которых точно можно обойтись без личного бренда:

  • Поиск хорошей работы и карьера.
  • Творчество, если оно не ограничивается планами и черновиками.
  • Бизнес-проекты, которые можно показывать, а не только рассказывать о них.
  • Любые материальные проявления чего угодно вообще.

Приятным бонусом к фокусировке на реальном секторе в своей собственной жизни может стать, как ни смешно, тот самый личный бренд. Потому что выделиться на фоне галдящих само-пиарщиков очень просто. Скорее, сложно спрятаться. Сделайте хоть что-нибудь, и о вас раструбят повсюду. 

Есть печальное доказательство этой теории. Вам попадались некрологи каких-нибудь артистов третьего плана из позапрошлой жизни? Что-то вроде (надеюсь, ни на кого лично не похоже): Тамара сыграла эпизодическую роль некрасивой девочки в массовке знаменитой картины… Прошло 63 года. И Тамара, которая за все это время так и не смогла превзойти первое публичное достижение, попадает во все СМИ вперед ногами. Потому что от известности невозможно избавиться, она с вами навсегда. Можно спиться, все проэтосамкать, бездействовать десятилетиями — все простят, не заметят. 

Этому городу нужны герои. Настоящие, ну хоть в чем-то. Мы сами их выискиваем взглядом в толпе, раздраженно отмахиваясь от доставучих рекламщиков с их бесконечными листовками. Никто не смотрит, что там написано, вот в чем дело. 

Бренд работает тогда, когда логотип или лицо на обложке заставляет прислушаться, вчитаться. Пока нужно доплачивать за внимание деньгами, информацией, танцами, чем угодно — это не бренд никакой. Просто еще кому-то лень работать, и он надеется выжулить копеечку, хватая прохожих за рукав. Упаси сохрани зарабатывать таким способом. 

Одни сочиняют легенды, другие становятся ими. Не перепутайте.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

По сути все верно. Но понятие "личный бренд" уже девальваировано) Поэтому проще осознать свою экспертность в какой-то узкой нише и планомерно ее во внешней среде прокачивать. И не самолюбования ради и прочей ерунды, а для обеспечения финансовой подушки безопасности на будущее. И да, начинать надо уже вчера)

Генеральный директор, Екатеринбург

За последние годы нас убедили в том, что известность и успех – почти синонимы.

Самой известной в России компанией была МММ. Она даже прожжёных американцев кинула на $20 000 000 0000.

И где успех, счастье в личной жизни? И где все эти деньги? 

Как будто и не было ничего... всё суета сует...

Менеджер по ВЭД, Ростов-на-Дону

Статья-крайность. Личный бренд - это не обязательно стремление к масштабам Билла Гейтса. Это просто важная необходимость заявлять о себе открыто, уметь рассказывать за те самые несколько секунд, в чём ты профессионал и чем можешь быть полезен. Умение выстраивать отношения с аудиторией и СМИ, быть готовым к предложениям и возможностям. 

Мы все постоянно ищем специалистов в чём-то. И к кому вы обратитесь - к человеку, у которого готовое портфолио в инстаграм (по чек-листу любого тренинга по личному бренду) или к незнакомцу, который сходу просит предоплату 100% на немалую сумму, при этом у вас нет ни отзывов, ни понимания, что он для вас сделает в нужной вам сфере?

Фейки - да, это плохо. Но зачастую человек не может иначе получить даже первых заказов. Знаете, как начал карьеру стилиста Александр Рогов? Он приехал из Германии в Москву с журналами моды. Фото из глянца выставил своим портфолио. Стал получать заказы, учиться и дошёл до уровня этих самых журналов, ведёт шоу на ТВ. А нет - поехал бы клубнику собирать в Подмосковье. Бывает и так. Если человек готов работать, совершенствоваться, то ему можно всё, потому что он сам за себя в ответе. Он допилит, научится, станет тем, кем заявил себя. Это как цель. И люди сейчас очень любят наблюдать за тем, как человек постепенно становится успешным. 

В статье прекрасное негодование в сторону того, что не личным брендом выстлана дорога в рай, но это лишь снежинка на верхушке айсберга. Личный бренд актуален, тьюторы в нём тоже есть очень неплохие, а вот фейк это или нет - клиенту придётся разбираться уже самому. Но это самая обычная история: доверяй, но проверяй.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

нельзя управлять успешной копанией будучи "безликим"...

а можно быть всемирно известным ( на Волд Стрит),  и "кинуть" пол мира.

Чем больше тебя знают, тем больше тебе доверяют ( С. Мавроди, Г. Греф, А. Миллер, и тп)

Генеральный директор, Москва
Павел Кузовников пишет:
Чем больше тебя знают, тем больше тебе доверяют

Или не доверяют.

Управляющий партнер, Москва

Сергей, здравствуйте! 

Благодарю Вас за статью. Немного сложновато ее читать, не везде улавливается мысль, что Вы хотите сказать. 

Я согласна  с Еленой Натальченко, Ваша статья- крайность. 

Чем Вы популярнее, тем дороже.  

Каждый платит цену за свою популярность. Продвижение личного бренда дает элементарное понимание, с кем имеешь дело. Во взаимоотношениях две стороны медали - 50 на 50 ответственность. Один хочет продать себя, другой - купить. А вот что продается и покупается, это уже каждый несет ответственность. 

Сравнение в Вашей статье с людьми, которые входят в 1 % супер богатых людей, не совсем в тему.  Эти люди  в другой лиге. 

Мы живем в мире, где быть в цифровом пространстве теперь некая необходмиость, есть хочешь быть при клиенте и деньгах. 

Даже Вы написали статью для какой-то цели в цифровом пространстве, получить свое продвижение личного бренда с помощью ресурса executive 

А мы знаем отныне, что есть такой специалист как Вы. 

С Уважением, Александра. 

HR-директор, Санкт-Петербург

Упаковка что для брендированного йогурта, что для личного бренда дает лишь шанс, и он один.
Невкусный йогурт, как и невкусная личность продается один раз. А вкусный - повторно продает уже не упаковка, а вкус.
И тут трудно не согласиться с автором статьи - не слишком ли много суеты - ради одного раза?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.