Почему Clubhouse стал популярен? Прагматичный взгляд на феномен

На тот невероятный случай, что вы сумели уберечь свой рассудок от бесполезной информации об очередных чужих миллионах и миллиардах — извините, но вот она. По крайней мере, предельно кратко.

Недавно «выстрелил» прошлогодний проект Clubhouse. Весной 2020 года он стоил $10 млн, в декабре – $100 млн, в январе 2021 года – уже больше $1 млрд. Это магическое (и абстрактное, на бирже-то) число символизирует тотемное животное стартаперов — единорога. Господа основатели пришли к успеху, и за них действительно можно порадоваться. А за всех остальных – увы. 

Понятно, что есть целая индустрия подкастов (и она на взлете, кстати, что логично). Многим больше нравится говорить и слушать, чем писать и читать. Каналы разные нужны, каналы разные важны. К самому Clubhouse вообще никаких нареканий нет. С чего бы вдруг? Они нащупали удачный формат — не с первой попытки, между прочим. Один из основателей, Пол Дэвисон, раньше пробовал другие соцсети (Highlight, Shorts). Классический пример настоящего предпринимателя с хорошей матчастью, который не ленился работать в чужих компаниях и создавать свои. Наконец, все получилось.

Чем же это плохо? Ничем. Котлета хороша, а поскольку про нее ненормально много сейчас говорят и пишут — нет даже смысла повторяться в деталях. 

Поговорим о мухах, которые лучше бы отделить от этой котлеты. Как минимум, потому что они значительно менее приятны. А главное – они универсальнее. Ведь Clubhouse своим хайпом подчеркнул многие тренды и проблемы в обществе и бизнесе. Вот о них давайте чуть подробнее.

Что не так с нашим миром

Все алчут внимания

Это сюрреалистичное, болезненное желание нахватать подписчиков, фолловеров, лайков. Неважно где, лишь бы больше. Особый шарм придает такая мелочь, что собирать целевую аудиторию, а тем более монетизировать ее умеют единицы. 

В основном все просто пихаются локтями, готовы осрамиться публично, подхватить любой флешмоб, челлендж, спиннер, что там еще сейчас у молодежи? Давайте срочно использовать в своем маркетинге. 

Элитарность все еще работает

Поразительно, насколько магически действуют реплики Илона Маска. Он давно поднял бы уже на Марс своих переселенцев, если бы физикой можно было управлять, как PR или биржевым курсом. Пара твитов, и биткоин набирает вторую космическую. Упоминание Clubhouse — и у невзрачной прежде IT-кобылы режется единорожий рог. 

В разной пропорции на взлет Clubhouse повлияли и другие звезды. Но тут примечательна обратная сторона. Множество известных людей (в том числе представляющих крупные компании) устремились за хайпом, как только пошла волна популярности новой площадки. Похоже на анекдот, когда человек пошутил про клад, а потом сам побежал за теми, кто в это поверил — вдруг правда. Примерно так и выглядит рынок «лидеров мнений». 

Вся эта раскрутка на приглашениях и якобы закрытом клубе... Камон, ну смешно же звучало с первых дней. Заметьте, это вообще уже стало протокольным способом. Яндекс.Дзен по приглашениям, Мейлру.Пульс по приглашениям. Давайте в супермаркеты пускать по приглашениям. Ах да, почти это уже и было совсем недавно. 

Американская мечта остается комиксом

На чем держатся миллиарды в показателях соцсетей? Бесконечные толпы людей, которым нечего сказать, обмениваются лайками и подписками в надежде, что их заметят. Некоторым действительно достаточно засветиться, как новому таланту на YouTube. Но в основном массовка напрасно думает, будто кто-то зовет их всех на сцену. 

Clubhouse тоже предлагает какие-то суперменские возможности. Пообщаетесь с топами, говорили они. Будете запросто болтать с великими. Не совсем так, вообще-то. Вы сможете подписаться на радио с прежними селебрити, просто на новой площадке. 

Хайп – это новые деньги

Помните, были времена, когда продукты и услуги ценились сами по себе? Потом реклама и упаковка стали важнее. Но тогда платформы и сервисы, по крайней мере, создавали новую реальность. Видимо, мы прошли дальше по этому пути. Сейчас уже и платформа может быть собрана чуть не на коленке. 

Бывший разработчик ВКонтакте Григорий Клюшников говорит, что создал аналог Clubhouse для Android за день работы. Даже если за неделю на самом деле, это сути не меняет. Миллиард денег стоит не сам стартап, а гремучая смесь из ожиданий и быстро растущей аудитории. То есть дистиллированный хайп. 

Спекуляция на приватности

Еще одна характерная черта. Все обещают защиту личных данных, невероятные свободы и возможность быть услышанным. Вот и Clubhouse туда же, в нем все происходит «здесь и сейчас», запись строго запрещена. Все стриминговые сервисы сейчас страдальчески переглянулись. Запрещена, ага. 

Уже есть записи, будут и сливы баз данных. Не потому что Clubhouse плох, просто Интернет так устроен. Глупо или лицемерно обещать безопасность, которую невозможно гарантировать. Правда, в эти сказки верят не только пользователи, но и правительства. В Китае Clubhouse уже заблокировали. Но там, скорее всего, просто хотят сделать свою площадку – с маджонгом и KTV. 

Деградация интерфейсов

Лет 10 назад трава была зеленее, и в воздухе витало ощущение, что «компьютеры станут умнее». Они действительно стали, только не для нас, а против нас. Теперь уже почти нигде невозможно ничего включить или выключить как тебе нужно, настроить и надеяться на сохранение этого в будущем. Весь софт живет своей жизнью.

Clubhouse не стал исключением. В нем тоже сначала тупо клянчат «интересы», а потом на основании этой BigData запрещают самостоятельно искать что-то напрямую. Зачем вообще давать пользователям доступ к индексным файлам системы? Почти везде уже разобрались с этим крамольным упущением прошлого. Нам будут показывать умные рекомендации. Ну или манипулировать иначе, через инфлюенсеров и подписки. 

Проекты-прилипалы

Вокруг каждой крупной акулы на онлайн-рынке моментально заводится целый косяк рыб-прилипал. В случае Clubhouse ими будут плагины и надстройки, может даже самостоятельные сервисы для настройки профилей, поиска, продвижения. А также библиотеки «запрещенных» записей, наверное, вплоть до целого черного рынка.

Иронично, что таким образом рынок вместо того, чтобы улучшить саму площадку, берет на себя все то, с чем она не справляется. В результате получается общее покрытие функционала — но господа основатели при этом фокусируются на своем фьюжн-видении, и грезят возвышенной миссией, которая ничего общего с реальностью не имеет. 

Как Clubhouse изменит мир?

Это любимая фраза стартаперов – про изменение мира. Однако настоящие инновации появляются довольно редко. Обычно получается раскрутиться на глубинных трендах и течениях, которые напрямую даже с предметной областью проекта связаны лишь отчасти. Не говоря о том, чтобы «нащупать нерв» и сделать то, о чем все давно мечтали, только не решались попросить. 

С одной стороны хорошо, конечно, что всех любителей голосовых сообщений соберут, наконец, в одном месте. Это давно нужно было сделать. Беда в том, что они там надолго не задержатся. Даже они.

Экономика внимания не может долго держаться на стартовом хайпе. Можно годами «сидеть в социалках» и обмениваться лайками. Тем более, что даже читать не обязательно, старые знакомые и близкие машинально лайкают посты друг у друга. Это онлайн-груминг. Простой, необременительный ритуал. Особо продвинутые пользователи его автоматизируют, полностью отстраняясь от обслуживания своих социальных связей. Остальным не сложно и самим покликать.

Но не так с личным посещением комнат Clubhouse. Там кстати уже появились «тихие комнаты». Прелестный штрих к расцвету сервиса для живых разговоров — люди ищут способ раскрутки БЕЗ изнурительного пользования основным функционалом площадки. И это на старте большой раскрутки. Что же будет дальше, когда первый хайп пройдет? 

То, что происходит с онлайн-вебинарами — для которых, между прочим, функционал Clubhouse как раз хорошо подходит. Точнее, частично подходит. Скорее всего, потом добавят возможность показывать картинки и презентации — не сам Clubhouse, так его помощники. На телефонах станет еще меньше места, но через год призрак Джобса продаст всем новый iPhone с 5 камерами и специальным фонариком для комнат Clubhouse, чтобы не пугаться там в одиночестве.

Жесткий тайминг — еще один фильтр на понижение. Понятно, что это развитие (не)доброго старого тренда по превращению Интернета из распределенной сети для самостоятельного доступа к любой информации и новым контактам в банальное ТВ. Ну или в радио, как это делает Clubhouse. Но понятно же, как все это скажется на включенности и особенно качестве аудитории. 

А это та же самая аудитория. Извините, у нас нет новой планеты людей для каждого следующего стартапа. Значит, они не будут покупать больше. И здесь главный ответ для бизнеса.

Как использовать Clubhouse для бизнеса?

Никак. 

Точнее, можно, конечно, как и любую другую медийную онлайн-площадку. К сожалению, даже придется так делать, если Clubhouse не исчезнет с радаров достаточно быстро. Уже публикуют вакансии «опытных клабхаузеров».

Скоро у каждого ООО появится своя комната, в которую под угрозой штрафов заходят сотрудники и с ненавистью слушают мудрые изречения своего шефа-оратора. 

Будут и продающие комнаты или клубы. Словари маркетологов пополнятся страницей новых терминов. Постепенно все научатся как-то этим пользоваться. Вот только рынок прежний – это те же люди, которых просто сложнее будет опять таргетировать. Воспользоваться перестановкой слагаемых смогут прежние игроки, которые умели делать это и раньше, на других площадках. 

Инновации, которые мы заслужили.

Читайте также:

Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Я еще не понял, что такое Tik-Tok и для чего он нужен,  а тут уже какой-то клабхаус появился...

Горшочек - не вари!

Директор по маркетингу, Москва
Сергей Капустянский пишет:
Я еще не понял, что такое Tik-Tok и для чего он нужен,  а тут уже какой-то клабхаус появился... Горшочек - не вари!

Я тоже не собираюсь включаться в тренд клабхауса. Но не отношусь к нему отрицательно. 

Из этой истории можно сделать интересный вывод. Помнится много лет назад кто-то из бизнес гуру доказывал, что новую социальную сеть создать невозможно. Вы помните такое мнение? И где оно теперь? Практика опровергает скептиков. 

Я не знаю как к этому относиться с инвестиционной точки зрения. На всякий случай вышел из акций ФБ. 

Директор по маркетингу, Москва

Когда то давно еще в советские годы описывали перспективы телевидения и ставили вопрос об интерактивности. Потом в девяностые эту интерактивность начали внедрять. Помните разные формы вовлечения зрителей тогда, когда еще все смотрели телик? Телефонные голосования. Популярность телелото. 

Ну вот оно и идет дальше этим курсом. Индустрия развлечений приближает звезд к обычным людям. Теоретически звезде можно задать вопрос. Иногда они даже отвечают обычным людям. Иногда обычные люди становятся звездами. 

Хлеба и зрелищ - этот лозунг до сих пор актуален. Народ в мире в основном сыт теперь за редким исключением. Растут все виды развлечений. Я придерживаюсь такой инвестиционной идеи. Ставлю на компании, которые связаны с хобби. 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Виктор Москалев пишет:
Я не знаю как к этому относиться с инвестиционной точки зрения. На всякий случай вышел из акций ФБ. 

Всё просто, Виктор, всё просто-- источник монетизации. Персон.данные в эпоху цифрового мира это всё равно, что телефонный справочник 50-70 лет назад в руках умелогоо пользователя и распространителя. Бабло и власть... и, ФБ один их самых известных лишь каналов. На подходе вотсап. В телеге +50млн. Оцифрованные данные -- очень ценный товар в нынешнее время.

Директор по маркетингу, Москва
Валерий Андреев пишет:
Всё просто, Виктор, всё просто-- источник монетизации. Персон.данные в эпоху цифрового мира это всё равно, что телефонный справочник 50-70 лет назад в руках умелогоо пользователя и распространителя. Бабло и власть... и, ФБ один их самых известных лишь каналов. На подходе вотсап. В телеге +50млн. Оцифрованные данные -- очень ценный товар в нынешнее время.

Ну я не склонен сводить процессы, в которых активно участвуют миллиарды людей к каким то простым формулам. 

Бабло и власть конечно же, поскольку они с древнейших времен являются мерилом и вообще гарантией и мотиватором. Конечно они играют роль. Но ведь миллиарды играют в эти игры и в том числе мы с Вами. У пользователя ФБ вовсе нет цели сделать миллиардером Цукерберга как и у нас здесь нет цели заботиться о владельцах этого ресурса. Но мы здесь. Значит это приносит нам какую то пользу, мнимую или реальную, но приносит. Иначе мы бы не тратили на это время. 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Виктор Москалев пишет:
Ну я не склонен сводить процессы, в которых активно участвуют миллиарды людей к каким то простым формулам. 

А, зря. Вы просто смотрите сейчас со стороны пользователей. А, вы посмотрите с точки зрения организатора и организации. Попадая в любую соцсеть мы сталкиваемся с полным бесправием. Всё бесплатно, главное -- чтобы зашёл. Унифицированные регламентированные в одностороннем, уведомительном по сути, а не договорном , порядке взаимоотношения между пользователями и хозяином.

Виктор Москалев пишет:
Но ведь миллиарды играют в эти игры и в том числе мы с Вами.

Пусть играют, это их личный выбор. Я не участвовал и не участвую ни в одной соцсети. Когда-то давно, зарегистрировался в ФБ и ВК и, то ради короткого конкретного дела. Отчасти, конечно же, общая дикларируемая цель, как общение миллионов людей, она вроде и правильная и благая. А, по сути?

Виктор Москалев пишет:
У пользователя ФБ вовсе нет цели сделать миллиардером Цукерберга как и у нас здесь нет цели заботиться о владельцах этого ресурса.

Тот же Цукерберг монопольный хозяин положения, в отличие от миллионов , доход ему приносящих. В этом вся разница.

Единственная, пока, соцсеть, где я относительно активен, так это ехе. Вы правы в том, что

Виктор Москалев пишет:
мы здесь. Значит это приносит нам какую то пользу, мнимую или реальную, но приносит. Иначе мы бы не тратили на это время. 

И, важно ещё,  что соцсети для некоторых пользователей превратились в стабильный бизнес.

Директор по маркетингу, Москва
Валерий Андреев пишет:
Тот же Цукерберг монопольный хозяин положения, в отличие от миллионов , доход ему приносящих. В этом вся разница.

Ну вот я ни разу не сталкивался с тем чтобы меня в чем то ущемлял хозяин сети. Особенно в ФБ. Такого случая не припомню. Вы ошибочно приписываете хозяину сети роль авторитарного правителя сети, которой у него нет. Он всего лишь устанавливает правила. И тут фишка в том, что сетей теоретически может быть сколь угодно много. Люди не записываются в подданство или даже если записываются, формально регистрируясь в сети, то не обязаны проявлять активность, они могут одновременно быть зарегистрированы в десятке сетей и забыть пароли, что часто и происходит. 

Так что хозяина сети корректнее сравнивать с владельцем гипермаркета, чем с правителем. Арендаторы (рекламодатели) платят ему деньги. А потребители вольны заходить или не заходить в гипермаркет. При этом существуют страны, в которых не всех пускают в гипермаркеты. В Индии есть фейсконтроль на входе. Я не могу сказать что это хорошо, но и не могу осуждать индусов за такую практику. Они там у себя решают как им лучше. 

Директор по маркетингу, Москва
Валерий Андреев пишет:
что соцсети для некоторых пользователей превратились в стабильный бизнес.

Это важнейший показатель успеха сети. Она должна приносить пользу участникам, в том числе тем, кто в ней строит бизнес. У нас здесь даже на этом небольшом относительно сетей сайте есть такие, кто видит цель своего участия в сообществе в поиске клиентов здесь. Так что принцип универсален. 

Всем нужна аудитория, клиенты, возможность самовыражания и сеть нам это дает. Где бы и с кем мы обсуждали свои вопросы, если бы не этот сайт? 

Инженер, Омск

Молча похвалил автора за креативное смешное превью и отошёл в сторонку

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Итоги опроса: сколько сбережений необходимо россиянам для комфортной жизни

Больше всего сбережений для комфортной жизни требуется жителям Москвы.

Итоги опроса: с представителями какой профессии сложнее всего общаться на работе

Сложнее всего общаться на работе с бухгалтерами и юристами, считают россияне. 

Число россиян, согласных на черную зарплату, достигло минимума за 12 лет

Россиян, готовых получать зарплату «в конверте», сегодня почти на четверть меньше, чем в разгар пандемии.

Трудоспособное население в возрасте 20-24 лет за десятилетие сократилось вдвое

Сказываются последствия невысокой рождаемости 1990-х годов.