Три заботы руководителя под Новый год, или Как пережить сезон больших нагрузок

К концу года нагрузка на работе возрастает, а следом и уровень стресса. Не все цели достигнуты, а гонка за продуктивностью не снижается. В таких условиях мы нередко действуем автоматически – начинаем работать еще больше, пытаясь «взять объем усилием». Такая стратегия мобилизации сил может помочь, но на короткой дистанции. А вот на длинной – истощает, словно попытки бежать марафон в спринтерском темпе. В этой статье предложу три способа, как пережить период повышенных рабочих нагрузок без неприятных последствий.

Забота о себе

Вроде, очевидное решение, но мы постоянно пытаемся отложить эту задачу: «Вот пройду этот этап, достигну цели и тогда-то отдохну, восстановлюсь». А лидеру вдобавок кажется, что в первую очередь надо позаботиться о других людях, а не о себе.

Эти установки коварны. Список задач никогда полностью не иссякнет, поэтому важно ставить заботу о себе в приоритет. Если исчерпать собственный ресурс, то на восстановление уйдет время. Пока будем восстанавливаться, отстанем, потом придется наверстывать.

Как заботиться о себе: пять решений

1. Создать определенность. В мире неопределенности, постоянных перемен, для мозга крайне важно наличие опор. Такими опорами могут стать привычки, ритуалы и традиции.

Речь идет о том, чтобы:

  • Подчинить расписанию всю рутину: ходить в магазин в определенные дни, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
  • Создавать ритуалы и традиции: обед с близкими по субботам, медитация за 30 минут до сна.
  • Планировать и действовать по плану: заранее бронировать окно в расписании для обеда и расписывать встречи с клиентами. Минимизация хаотичности дает больше чувства автономии. Это наш план, мы выбираем – что и когда делать.

Энергетическое состояние лидера особенно важно, потому что:

  • Во многом от этого зависит качество процессов и атмосфера в команде, а значит, и результаты бизнеса.
  • Если ресурса недостаточно, то снижается влияние на людей.
  • Команда считывает состояние лидера и транслирует это дальше.
  • Недостаток ресурса ведет к ухудшению ментального и эмоционального здоровья, активизируются лишние переживания, энергии становится еще меньше.
  • Дефицит энергии становится причиной потери радости, отсутствия энтузиазма в работе.

2. Создать свободу выбора. В бушующем мире может казаться, что от нас ничего не зависит. Это создает дополнительную психологическую нагрузку. Мозг, который не контролирует происходящее, лишенный определенности, включает энергозатратные механизмы защиты. Об этом, в частности, пишет Дэвид Рок в книге «Мозг. Инструкция по применению».

Вот рабочие способы, как снять часть нагрузки, когда накатывает тревожность:

  • Выпишите все то, что вызывает у вас беспокойство.
  • Распределите выписанное по категориям: не могу повлиять; могу оказать прямое влияние; пока не ясно.

Уже сам этот процесс создаст ощущение выбора и контроля. Сфокусируйтесь на том, на что вы можете повлиять. Если вы не можете повлиять на источник тревоги, измените отношение к нему. Например, ваша компания попала под санкции. Вы можете подумать: «Бизнес пропал» или «Это вызов, содержащий возможности». Переживаемый стресс может быть разным: разрушительным или, наоборот, мобилизующим – и это большая разница!

3. Укрепить связи. С кризисами лучше справляться вместе. Это не значит, что другие люди должны буквально выполнять наши задачи, но могут морально поддержать. Теплота отношений способствует усилению чувства безопасности. Речь идет, в первую очередь, о родных и близких, но также важны отношения с коллегами и партнерами.

4. Создать ЗОЖ-буфер. Речь идет о разных «банальностях»:

  • Хорошо высыпаться.
  • Правильно питаться.
  • Следить за витаминно-минеральным балансом, компенсировать недостатки.
  • Убедиться в том, что тело получает должную тренировку и заботу.

Здесь нет универсальных рекомендаций, все индивидуально. Имеет значение лишь то, что игнорирование этой сферы может привести к серьезным последствиям для здоровья и работоспособности. Поэтому не стоит заниматься своим самочувствием по остаточному принципу, когда будет время после работы. Это и есть наша работа, причем, ее главная составляющая, фундамент.

5. Настроить баланс поглотителей и источников ресурса. Можно сколько угодно наполняться энергией, но если впоследствии ее «сливать», все окажется бесполезным. Вот лишь некоторые источники «слива»:

  • Новости, политика, негативный или триггерный контент (война, кризис, трагедия).
  • Токсичные взаимоотношения.
  • Тревога о будущем.
  • Переживания за других людей.
  • Невыстроенные личные границы (дергают в нерабочее время, не остается времени на себя).
  • Скука и рутина, однообразие.
  • Ожидания и разочарования.
  • Финансовые проблемы и связанные с ними страхи.

Что дает энергию: здоровый сон, регулярные прогулки, смена кадра, обстановки, радости и удовольствия, тренировки и спорт, хобби и практики.

Выполните простое действие – проведите аудит своих поглотителей и источников энергии. Составьте список одного и другого, оцените значимость по десятибалльной шкале. Затем решите, что делать.

Забота о других

Необходимость думать о других людях может вызывать внутреннее сопротивление, особенно под давлением, в стрессовый период. Полагаю, что немногим хочется это делать. Однако доказано: если человек в нервном состоянии поддерживает окружающих, то у него активируются области мозга, отвечающие за сострадание. Это помогает стимулировать выработку эндорфинов – природных обезболивающих и антистрессовых веществ.

Заботясь о других, мы выстраиваем тонкую связь друг с другом, и это поддерживает. Вдобавок, от лидера зависит состояние сотрудников. Если не обращать внимания на их состояние, а думать только о продуктивности, то можно получить рост «тихой усталости», когда люди продолжают работать, но без энтузиазма.

Как снизить давление на сотрудников:

  • Вносите больше определенности. Регулярно информируйте команду о происходящем. Проясняйте цели, изменения, роли, процессы, ожидания от сотрудников. Соблюдайте договоренности, следуйте планам. Выстройте понятную систему оценки результатов труда.
  • Проявляйте уважение к личным границам, возрастным, личностным особенностям коллег. Проявляйте чуткость: стоит избегать сарказма, «подколок», быть аккуратнее с чувствами других, не принижать статус сотрудников.
  • Выражайте признание. Оценивайте не только конечный результат, но и те усилия, которые прикладывают сотрудники.
  • Поддерживайте среду психологической безопасности. Позволяйте ошибаться, не используйте критику, сарказм или стеб. Сами будьте примером того, что ошибки допустимы, и из них можно извлечь уроки.
  • Сместите баланс в сторону поддержки. В трудные времена направьте «управленческие» усилия на то, чтобы подчеркивать то, что было сделано верно, хорошо и точно, а не плохо.
  • Установите и соблюдайте баланс личного и рабочего времени.
  • Давайте людям время на отдых, а порой и «заставляйте» отдыхать.

Когда вокруг много заряженных людей, мы и сами чувствуем себя заряженными.

Забота о приоритетах

В условиях многозадачности, растущих требований, приоритеты меняются каждый день. Каждое изменение – стресс. А необходимость бежать сразу во все стороны работает как дуршлаг для энергии. Как справиться с 15 задачами в день, если все они срочные и все важные? Никак. Выберите три из них и сфокусируйтесь на них. Выбор – энергозатратный процесс, поэтому придерживайтесь следующих советов:

  • Действуйте утром – до того, как проверить почтовый ящик и открыть мессенджеры. Утро – лучшее время для работы, требующей концентрации.
  • Обсудите задачи с командой. Само по себе регулярное обсуждение помогает создавать лучший контакт, поддерживает ощущение ценности и значимости каждого, дает больше ясности и определенности, развивает эмпатию. А регулярные встречи и обмен информацией придают системе гибкость.

Начните с одного из перечисленных способов уже сегодня. Так вы сохраните собственный ресурс и ресурс команды в это сложное время.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Анатолий Курочкин
Аналитик, Москва

Согласен с автором: надо помогать другим людям. Луше всего - плановая благотворительность, но не просто перечислить деньги на юлагое дело, а организовать это. 

А я бы ещё советовал следить за своим физическим состоянием. Самое хорошее - прогулки быстрым, но не напрягающим шагом, дыхательным шагом. Но только не финская ходьба! 3-5 км вечерком - отличное решение. Каждый день, не взирая на погоду. Удивитесь результату! 

Камерная, живая музыка - тоже не надо забывать об этом. Хорошая классическая музыка, хорошая оперетта. Избегайте электронную музыку, рэп, рок. Пусть это станет вашим хобби. Без хобби очень тяжело.

Я не очень верю всяким советам про витаминный баланс. Здоровый организма сам вам подскажет, чем питаться. Хотя врачи советуют проверить дефицит витаминов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Смена профессии становится нормой

73% россиян задумывались о смене профессии, а 66% уже меняли сферу деятельности хотя бы один раз.

5 способов ускорить найм персонала

Топ-список составлен на базе результатов опроса 200 работодателей и анализа 500 кейсов подбора персонала.