К концу года нагрузка на работе возрастает, а следом и уровень стресса. Не все цели достигнуты, а гонка за продуктивностью не снижается. В таких условиях мы нередко действуем автоматически – начинаем работать еще больше, пытаясь «взять объем усилием». Такая стратегия мобилизации сил может помочь, но на короткой дистанции. А вот на длинной – истощает, словно попытки бежать марафон в спринтерском темпе. В этой статье предложу три способа, как пережить период повышенных рабочих нагрузок без неприятных последствий.
Забота о себе
Вроде, очевидное решение, но мы постоянно пытаемся отложить эту задачу: «Вот пройду этот этап, достигну цели и тогда-то отдохну, восстановлюсь». А лидеру вдобавок кажется, что в первую очередь надо позаботиться о других людях, а не о себе.
Эти установки коварны. Список задач никогда полностью не иссякнет, поэтому важно ставить заботу о себе в приоритет. Если исчерпать собственный ресурс, то на восстановление уйдет время. Пока будем восстанавливаться, отстанем, потом придется наверстывать.
Как заботиться о себе: пять решений
1. Создать определенность. В мире неопределенности, постоянных перемен, для мозга крайне важно наличие опор. Такими опорами могут стать привычки, ритуалы и традиции.
Речь идет о том, чтобы:
- Подчинить расписанию всю рутину: ходить в магазин в определенные дни, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
- Создавать ритуалы и традиции: обед с близкими по субботам, медитация за 30 минут до сна.
- Планировать и действовать по плану: заранее бронировать окно в расписании для обеда и расписывать встречи с клиентами. Минимизация хаотичности дает больше чувства автономии. Это наш план, мы выбираем – что и когда делать.
Энергетическое состояние лидера особенно важно, потому что:
- Во многом от этого зависит качество процессов и атмосфера в команде, а значит, и результаты бизнеса.
- Если ресурса недостаточно, то снижается влияние на людей.
- Команда считывает состояние лидера и транслирует это дальше.
- Недостаток ресурса ведет к ухудшению ментального и эмоционального здоровья, активизируются лишние переживания, энергии становится еще меньше.
- Дефицит энергии становится причиной потери радости, отсутствия энтузиазма в работе.
2. Создать свободу выбора. В бушующем мире может казаться, что от нас ничего не зависит. Это создает дополнительную психологическую нагрузку. Мозг, который не контролирует происходящее, лишенный определенности, включает энергозатратные механизмы защиты. Об этом, в частности, пишет Дэвид Рок в книге «Мозг. Инструкция по применению».
Вот рабочие способы, как снять часть нагрузки, когда накатывает тревожность:
- Выпишите все то, что вызывает у вас беспокойство.
- Распределите выписанное по категориям: не могу повлиять; могу оказать прямое влияние; пока не ясно.
Уже сам этот процесс создаст ощущение выбора и контроля. Сфокусируйтесь на том, на что вы можете повлиять. Если вы не можете повлиять на источник тревоги, измените отношение к нему. Например, ваша компания попала под санкции. Вы можете подумать: «Бизнес пропал» или «Это вызов, содержащий возможности». Переживаемый стресс может быть разным: разрушительным или, наоборот, мобилизующим – и это большая разница!
3. Укрепить связи. С кризисами лучше справляться вместе. Это не значит, что другие люди должны буквально выполнять наши задачи, но могут морально поддержать. Теплота отношений способствует усилению чувства безопасности. Речь идет, в первую очередь, о родных и близких, но также важны отношения с коллегами и партнерами.
4. Создать ЗОЖ-буфер. Речь идет о разных «банальностях»:
- Хорошо высыпаться.
- Правильно питаться.
- Следить за витаминно-минеральным балансом, компенсировать недостатки.
- Убедиться в том, что тело получает должную тренировку и заботу.
Здесь нет универсальных рекомендаций, все индивидуально. Имеет значение лишь то, что игнорирование этой сферы может привести к серьезным последствиям для здоровья и работоспособности. Поэтому не стоит заниматься своим самочувствием по остаточному принципу, когда будет время после работы. Это и есть наша работа, причем, ее главная составляющая, фундамент.
5. Настроить баланс поглотителей и источников ресурса. Можно сколько угодно наполняться энергией, но если впоследствии ее «сливать», все окажется бесполезным. Вот лишь некоторые источники «слива»:
- Новости, политика, негативный или триггерный контент (война, кризис, трагедия).
- Токсичные взаимоотношения.
- Тревога о будущем.
- Переживания за других людей.
- Невыстроенные личные границы (дергают в нерабочее время, не остается времени на себя).
- Скука и рутина, однообразие.
- Ожидания и разочарования.
- Финансовые проблемы и связанные с ними страхи.
Что дает энергию: здоровый сон, регулярные прогулки, смена кадра, обстановки, радости и удовольствия, тренировки и спорт, хобби и практики.
Выполните простое действие – проведите аудит своих поглотителей и источников энергии. Составьте список одного и другого, оцените значимость по десятибалльной шкале. Затем решите, что делать.
Забота о других
Необходимость думать о других людях может вызывать внутреннее сопротивление, особенно под давлением, в стрессовый период. Полагаю, что немногим хочется это делать. Однако доказано: если человек в нервном состоянии поддерживает окружающих, то у него активируются области мозга, отвечающие за сострадание. Это помогает стимулировать выработку эндорфинов – природных обезболивающих и антистрессовых веществ.
Заботясь о других, мы выстраиваем тонкую связь друг с другом, и это поддерживает. Вдобавок, от лидера зависит состояние сотрудников. Если не обращать внимания на их состояние, а думать только о продуктивности, то можно получить рост «тихой усталости», когда люди продолжают работать, но без энтузиазма.
Как снизить давление на сотрудников:
- Вносите больше определенности. Регулярно информируйте команду о происходящем. Проясняйте цели, изменения, роли, процессы, ожидания от сотрудников. Соблюдайте договоренности, следуйте планам. Выстройте понятную систему оценки результатов труда.
- Проявляйте уважение к личным границам, возрастным, личностным особенностям коллег. Проявляйте чуткость: стоит избегать сарказма, «подколок», быть аккуратнее с чувствами других, не принижать статус сотрудников.
- Выражайте признание. Оценивайте не только конечный результат, но и те усилия, которые прикладывают сотрудники.
- Поддерживайте среду психологической безопасности. Позволяйте ошибаться, не используйте критику, сарказм или стеб. Сами будьте примером того, что ошибки допустимы, и из них можно извлечь уроки.
- Сместите баланс в сторону поддержки. В трудные времена направьте «управленческие» усилия на то, чтобы подчеркивать то, что было сделано верно, хорошо и точно, а не плохо.
- Установите и соблюдайте баланс личного и рабочего времени.
- Давайте людям время на отдых, а порой и «заставляйте» отдыхать.
Когда вокруг много заряженных людей, мы и сами чувствуем себя заряженными.
Забота о приоритетах
В условиях многозадачности, растущих требований, приоритеты меняются каждый день. Каждое изменение – стресс. А необходимость бежать сразу во все стороны работает как дуршлаг для энергии. Как справиться с 15 задачами в день, если все они срочные и все важные? Никак. Выберите три из них и сфокусируйтесь на них. Выбор – энергозатратный процесс, поэтому придерживайтесь следующих советов:
- Действуйте утром – до того, как проверить почтовый ящик и открыть мессенджеры. Утро – лучшее время для работы, требующей концентрации.
- Обсудите задачи с командой. Само по себе регулярное обсуждение помогает создавать лучший контакт, поддерживает ощущение ценности и значимости каждого, дает больше ясности и определенности, развивает эмпатию. А регулярные встречи и обмен информацией придают системе гибкость.
Начните с одного из перечисленных способов уже сегодня. Так вы сохраните собственный ресурс и ресурс команды в это сложное время.
Также читайте:








Согласен с автором: надо помогать другим людям. Луше всего - плановая благотворительность, но не просто перечислить деньги на юлагое дело, а организовать это.
А я бы ещё советовал следить за своим физическим состоянием. Самое хорошее - прогулки быстрым, но не напрягающим шагом, дыхательным шагом. Но только не финская ходьба! 3-5 км вечерком - отличное решение. Каждый день, не взирая на погоду. Удивитесь результату!
Камерная, живая музыка - тоже не надо забывать об этом. Хорошая классическая музыка, хорошая оперетта. Избегайте электронную музыку, рэп, рок. Пусть это станет вашим хобби. Без хобби очень тяжело.
Я не очень верю всяким советам про витаминный баланс. Здоровый организма сам вам подскажет, чем питаться. Хотя врачи советуют проверить дефицит витаминов.