Кто не ошибается, тот врет: как ошибки приводят к достижениям

В современной культуре принято сосредоточиваться на достижениях и игнорировать провалы. Ошибки воспринимаются либо как отклонение от нормы, либо переоцениваются. Отсюда следует: ошибся – неудачник. У нас сложилась особая культура работы над ошибками. Какие ошибки бывают и как их превратить в способ развития компании.

1. Скрывать ошибки и удалять плохие отзывы

Мы руководствуемся двумя тезисами:

  1. Все ошибаются.
  2. Кто говорит, что никогда не ошибается, врет.

Если на сайте компании нет отзывов в духе: «Вы накосячили», значит, эти отзывы просто-напросто удаляются. Это совсем не подразумевает, что компания хорошая и безгрешная. Просто там есть специальные люди, которые эти отзывы отслеживают.

При покупке товара, например, на маркетплейсе, читаешь отзывы, а там: «Товар так себе, у меня проработал меньше гарантийного срока». Часто это отношение к товару автоматически распространяется на отношение к продавцу. Естественно, предприниматель всеми силами пытается скрыть, что он ошибается.

На самом деле, соцсети и сайты отзывов – мощный инструмент для проработки слабых мест в политике компании. Когда мы только начинали, мы не обращали внимание на плохие отзывы и не реагировали на них. Сейчас же мы стали работать по принципу «черного ящика» – книгу с таким названием написал Мэтью Сайед. Именно по такому подходу мы воспринимаем ошибки и подчеркиваем: мы ничего не скрываем.

Появление негатива на внешних площадках означает, что клиент расстроился настолько, что уже не постеснялся, счел возможным рассказать об этом неопределенному кругу лиц. Тогда мы приходим в комментарии и пытаемся выяснить, что произошло, чтобы потом разобрать эту ситуацию. На мой взгляд, это наиболее продуктивный способ работы с репутацией. Если компания не реагирует на претензии, значит, автор претензии в публичном поле автоматически становится прав.

2. Не следить за перепиской клиента и техподдержки

Обращения клиента в техподдержку – это самый простой способ обнаружить, чем недовольны пользователи, и улучшить это. У нас в приложении есть поиск, в котором можно искать по любым словам. Мы ищем по слову «почему». Логика простая: если клиент спрашивает нас «почему», ему что-то непонятно. Значит, плохо проконсультировали. У нас за 2019 год было 78 тысяч «почему». В половине из них, как правило, были моменты, где мы могли более понятными словами объяснить ситуацию или ее предвосхитить.

Раньше мы подсчитывали «лайки/дизлайки». Потом поняли, что реакция «дизлайк» может быть не нашей ошибкой: новость могла просто расстроить клиента. В итоге этот инструмент убрали. Зато появились внутренние эксперты, которые случайным образом проглядывают переписку с клиентами. В течение рабочего дня они уделяют чтению несколько часов. Благодаря этому, мы улучшаем сервис или вводим новые стандарты качества. Так, мы изменили стилистику сообщений и массовых рассылок: научились говорить с клиентами на понятном языке.

3. Выбирать легкий путь и полагаться на готовые шаблоны

Для предпринимателей создано много инструментов, которые в теории облегчают жизнь: автоматические платежи, повтор действий в программах и другие. На самом деле, все они только создают дополнительную возможность ошибиться.

Любой бухгалтер согласится: дублирование документов в 1С – это проблема. И любой (ну, почти) признается: да, и у меня такое случалось, грешен... Если документ от поставщика завести в 1С два раза, то получится, что расходы завышаются, налог занижается (налоговая этого ой как не любит!), да и отчетность в целом получается некорректная. Как возможно завести документ два раза? – спросите вы. Очень просто: например, просто забыл, что он уже обработан. Когда клиенты присылают 4 тыс. документов в день, это немудрено. И мы так делали. Но теперь у нас такого нет вообще.

Эту проблему мы победили инструментально: сами разработали инструмент, который назвали незатейливо «Набивалка» (от слова «набивать», на бухгалтерском жаргоне это звучит так). Работает следующим образом: когда в 1С заводится документ, «Набивалка» смотрит, а может, там уже есть документ от того же поставщика, от той же даты, на ту же сумму, с тем же ассортиментом? Если да – дубль детектед, аларм, кэнсел.

Другой тип ошибок – соблазновые. Всегда есть соблазн пойти по легкому пути, например, сформировать платежное поручение, взяв за основу уже готовое. Просто взять, скопипастить и вписать нужную сумму. И мы так делали. Догадались, в чем проблема? Если названия контрагентов созвучны («Мастер» и «Мастер+», ООО «ПСК» и ООО «СПК»...), то уходят деньги легко, а вот вернуть их обратно не всегда просто.

С этим мы тоже разобрались, причем идеологически: стали набивать платежки с нуля. Вот просто договорились на уровне всей компании: кто копипастит – тот лох. Потом еще и инструментами подкрепили: у нас есть штука, которая просто не даст перепутать, например, расчетный счет с корреспондентским. Или, как в прошлом примере, предупредит, что точно такая же платежка уже есть. Вдруг кто-то уже оплатил счет 10 минут назад. Остановись, а то деньги спишутся дважды! И изюминка: сумму в нашем инструменте надо вводить дважды в начале и в конце. Если не совпадут – что-то пошло не так, перепроверь себя, где-то ошибка. Это как пароли, которые должны совпадать.

Автоматизируйте процессы. Это разгружает сотрудников компании и помогает избежать оправданий перед клиентами.

4. Искать виновных

Нельзя искать того, кто ошибся, и превращать конструктивное обсуждение в эмоциональный разговор: это не поможет исправить ситуацию. Вы просто разругаетесь между собой. У нас был случай, когда сотрудник на одном из таких разборов не сдержался и перешел на крик. В итоге крикуна уволили, а мы теперь рассказываем эту историю новичкам.

Здесь вопрос «Кто виноват?» никогда не звучит. Виноватым можно быть только в единственном случае: если ты видишь ошибку или сам ее совершил, не зафиксировал и умолчал об этом. На производстве Toyota любой может остановить конвейер, если видит, что что-то идет не так. Тогда подходит старший сотрудник, выясняет причину остановки и устраняет неисправность. Тот, кто заметил ошибку, молодец. И у нас примерно такой же подход.

Мы разбираем ошибки на следующий день или даже позже, чтобы улеглась буря. Первое: нужно признать, что это уже случилось. Второе: надо понять, как это произошло и почему. Когда разбираем ошибку, мы рисуем процесс. Исходя из фактов, строим картину. Что было сделано, а какое действие пропустили и почему. И так далее.

Ошибки – это неизбежность, но также это топливо. И на этом топливе можно ехать. Ошибки нужно находить, разбирать и делать из них выводы. Причем не кадровые перестановки – увольнять виновного. Нет. Выводы в том, чтобы найти причину и перестроить процесс. Так мы лучше узнаем самих себя и позволяем улучшить качество наших услуг.

В нашей компании есть такая ценность – устанавливать эмоциональный контакт и долгосрочные отношения. Мы верим: если есть эмоциональный контакт, то клиент ошибку простит. Но если мы ошибаемся постоянно, то в какой-то момент ошибок накопится критическая масса. И клиент скажет: я с вами больше не хочу оставаться. Поэтому наша самомотивация звучит просто: мне стыдно работать плохо.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Москва

Статья мне понравилась.
Согласен, что недовольство или неудовлетворенность клиента - это ценная информация для развития компании.

Есть только один  важный момент.
А  как быть с недовольством тех клиентов, которые не являются для компании целевыми?
Точнее они не относятся к целевым сегментам.
Как в этом случае  стоит поступать компании?

Консультант, Украина
Александр Тимошин пишет:

 компании целевыми?
Точнее они не относятся к целевым сегментам.
Как в этом случае  стоит поступать компании?

Продать их конкуренту. См мой кейс с фотографом.

 

Вице-президент, зам. гендиректора, Беларусь

Четко, кратко, на примерах и ясно. Понравилось... Спасибо!

Скорее бы началось преобразование сознания в этом направлении..

Генеральный директор, Москва

Обратил внимание на внесение в платежку суммы 2 раза, чтобы в сумме не ошибиться. Тоже вариант. Я после внесения суммы платежки для проверки себя сверяю еще сумму НДС, которая автоматически расчитывается. Но этот вариант приемлем только для товаров/услуг с НДС.

Директор по развитию, Санкт-Петербург

"Если бы не было поражений, как бы мы узнали цену победы." (с)
Сказал не я, у меня бы так красиво не получилось.

Директор по работе с клиентами, Москва

Виноватым можно быть только в единственном случае: если ты видишь ошибку или сам ее совершил, не зафиксировал и умолчал об этом.

Добрый день!

Спасибо за статью! Вроде тема всем понятна и выводы лежат на поверхности, тем не менее, люди не умеют/не хотят работать со своими ошибками, не умеют/не хотят их признавать. Признавать свои ошибки - очень ценное и важное качество.

Всегда всем своим сотрудникам об этом напоминаю - не за сами ошибки мы ругаем, а за то, что при совершении ошибки вместо того, что её признать и исправить, они начинают эти ошибки "заметать под ковёр".

Преподаватель, Украина
Ева Озерова пишет:

Виноватым можно быть только в единственном случае: если ты видишь ошибку или сам ее совершил, не зафиксировал и умолчал об этом.

Добрый день!

Спасибо за статью! Вроде тема всем понятна и выводы лежат на поверхности, тем не менее, люди не умеют\/не хотят работать со своими ошибками, не умеют/не хотят их признавать. Признавать свои ошибки - очень ценное и важное качество.

Всегда всем своим сотрудникам об этом напоминаю - не за сами ошибки мы ругаем, а за то, что при совершении ошибки вместо того, что её признать и исправить, они начинают эти ошибки "заметать под ковёр".

И с самого начала: "Ошибаться не стыдно, стыдно работать плохо."

Мне кажется, очень вредный подход, я бы даже назвал это "саботажем всепрощения".

Ошибка есть следствие непрофессионализма. Можно вспомнить приписываемое Талейрану сравнение об ошибке и преступлении, а еще лучше, народную мудрость: "Не за то цыган сына бил, что воровал, а за то, что попался". Ошибки надо не исправлять, а пресекать, не разрешая им выходить за пределы внутренней среды. Очень эффективный пример из собственной профессиональной деятельности: мой руководитель возвращал на доработку документ, увидев первую ошибку (не важно, грамматической, смысловой или профессиональной). Был ли он токсичен в современном понимании - возможно. Но таким образом он создавал безопасную рабочую среду и повышал уровень профессионализма сотрудников. 

Генеральный директор, Москва

Мы верим: если есть эмоциональный контакт, то клиент ошибку простит. Но если мы ошибаемся постоянно, то в какой-то момент ошибок накопится критическая масса. И клиент скажет: я с вами больше не хочу оставаться. Поэтому наша самомотивация звучит просто: мне стыдно работать плохо.

Согласен c оговоркой - в случае B2B.

Но борьба за качество, автоматизация процессов и их дальнейшая оптимизация растянуты во времени и также могут быть связаны с новыми ошибками.

Интересно, как в компании строится система мотивации и поощрения сотрудников.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В конкретных примерах скорее не согласен - но очень понравился подход всё время что то делать и пытаться улучшить. Так есть шанс преуспеть

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.

Спрос на услуги фрилансеров вырос почти в два раза за год

При этом спрос на специалистов по продвижению бизнеса в соцсетях вырос в 5 раз, а на маркетологов – в 4 раза.

Michelin сократит более 1,5 тыс. сотрудников в Германии

Французский производитель шин Michelin анонсировал закрытие трех немецких производственных площадок.