Категорийный менеджмент в эпоху ИИ: как изменится концепция и работа специалистов

Этапы эволюции категорийного менеджмента

Развитие категорийного менеджмента (СatMan) можно разбить на четыре этапа:

  1. Этап зарождения (1990-е годы). Появление концепции Efficient Consumer Response (ECR), внедрение первых компьютерных систем учета, создание базовых электронных каталогов товаров, начало использования POS-систем для учета продаж.
  2. Этап автоматизации (2000-е годы). Усложнение и развитие систем учета, создание систем анализа продаж, внедрение ERP-систем для управления предприятием, появление WMS-систем для управления складом, развитие CRM-систем для работы с клиентами, зарождение онлайн-торговли.
  3. Этап цифровизации (2010-е годы). Внедрение облачных технологий, появление мобильных приложений для покупателей, развитие систем самообслуживания, начало внедрения электронных ценников, появление первых аналитических платформ.
  4. Этап интеллектуализации (2020-е годы). Развитие машинного обучения для прогнозирования спроса, внедрение компьютерного зрения для анализа поведения покупателей, Развитие IoT-технологий, онлайн-торговли, маркетплейсов, внедрение искусственного интеллекта (ИИ).

Несложно предположить, что вместе с бумом развития ИИ начинается очередной виток эволюции категорийной концепции. Предполагаю, что к 2030 году мы увидим этап №5, который в большей степени будет направлен на персонализацию.

Текущие изменения приведут к тесному переплетению концепции CatMan и нейросетей. Она будет основана на интеграции ИИ и глубокого анализа потребительского поведения для создания персонализированных категорийных стратегий. Чтобы не путаться и четко разграничивать текущий и новый подходы, предлагаю назвать концепцию нейро-категорийный менеджмент (НКМ).

Что такое нейро-категорийный менеджмент

Выскажу свое предположение по ключевым моментам новой концепции.

Основные принципы:

  • Умная сегментация – использование нейросетей для выявления скрытых паттернов потребления и создания динамических категорий на основе поведения конкретных групп покупателей.
  • Проактивное управление – система предсказывает изменения спроса и автоматически корректирует ассортиментную матрицу.
  • Персонализированная выкладка – создание уникальных категорий для разных сегментов покупателей с учетом их предпочтений и покупательской истории.
  • Автоматизированная оптимизация – постоянный анализ эффективности категорий и автоматическая корректировка ценовой политики, мерчандайзинга и маркетинговых активностей.
  • Интегрированная аналитика – объединение данных из всех точек контакта с клиентом для создания полной картины потребительского поведения.

Ключевые элементы системы НКМ будут состоять из следующих частей:

  • ИИ-анализатор – собирает и анализирует данные о поведении покупателей в реальном времени.
  • Оптимизатор категории – формирует оптимальные категории на основе текущих трендов и предпочтений.
  • Smart-менеджер – автоматизирует рутинные процессы управления категориями.
  • Predict-модуль – прогнозирует спрос и оптимизирует закупки.

С моей субъективной интуитивной точки зрения, перспективные преимущества концепции будут такими:

  • Увеличение продаж на 25-30% за счет персонализации категорий.
  • Сокращение издержек на 15-20% благодаря автоматизации процессов.
  • Повышение удовлетворенности клиентов на 40% за счет более точного соответствия их потребностям.
  • Рост прибыльности категорий на 35% благодаря проактивному управлению.

Как будет происходить внедрение НКМ

От создания базовой ИИ-инфраструктуры до полной автоматизации категорийного управления с возможностью тонкой настройки под конкретные бизнес-задачи. Данная концепция позволит создать более гибкую и адаптивную систему управления категориями, способную быстро реагировать на изменения рынка и предпочтения потребителей.

НМК в первую очередь будет внедрен в крупных торговых сетях, относящихся к среднему и крупному бизнесу. И на то есть несколько причин:

  • Технологическая готовность. Высокая степень автоматизации, используется процессный управленческий подход, CatMan находится на зрелых этапах жизненного цикла.
  • Высокая конкуренция и новые вызовы. Необходимость постоянного удержания клиентов и борьбы за долю рынка, нарастающее влияние маркетплейсов и смена поколений покупателей.
  • Большие данные. Миллионы ежедневных транзакций и необходимость их оперативного анализа.
  • Сложность ассортимента. Управление десятками тысяч SKU, потребность в оптимизации закупок, ценообразования и промо-акций.
  • Клиентский опыт. Необходимость персонализации предложений и улучшения качества обслуживания.
  • Операционные выгоды и финансовые стимулы. Оптимизация логистики, снижение издержек на хранение, минимизация потерь, возможность увеличения прибыли и оптимизации затрат.
  • Усложняющиеся регуляторные требования. Необходимость соблюдения норм по срокам годности, качеству продукции и учету маркированной продукции.

Крупные ритейл-сети имеют сильную мотивацию и обладают необходимыми ресурсами и инфраструктурой для внедрения таких систем, что сделает их лидерами в этой области. Со временем, при появлении ИИ-решений, которые можно будет интегрировать в 1С, произойдет вторичная волна внедрений в более мелких сетях локального масштаба.

Как НКМ повлияет на работу категорийных менеджеров

У категорийщиков в ближайшие пять лет вырастет норма управляемости. Благодаря ИИ один специалист сможет управлять в 3-10 раз большим ассортиментом, чем сейчас. Естественно, рост нормы управляемости будет зависеть от степени зрелости компании, стадии жизненного цикла организации и категорийного менеджмента.

В результате категорийные менеджеры торговых сетей уже в 2030 году столкнутся с сокращениями по причине существенного уменьшения потребности у работодателей в их профессиональных знаниях и умениях. По сути, ИИ их заменит. Но не все так печально. В данный момент развивается тренд укрупнения селлеров маркетплейсов, которым еще предстоит перейти на функциональный управленческий подход, и только после этого они перейдут на процессный. Пока огромная армия продавцов на маркетплейсах по уровню развития еще в 1990-х годах, но они быстро набирают вес и эволюционируют.

Предполагаю, что количество компаний, которые будут готовы к внедрению процессных подходов, к 2035 году в несколько раз превысит текущее количество торговых сетей. В связи с чем в ближайшие 5-10 лет спрос на категорийных менеджеров в сегменте маркетплейсов будет только нарастать. Что полностью компенсирует негативные тренды для категорийщиков в традиционном ритейле.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Леонид Харитонов
Коммерческий директор, Воронеж

У нас терки про ИИ напоминают сказку о Иванушке - дурачьке, что лежит на печи, а щука все исполняет. Должность категорийного управляющего, как правила вводится в крупных компаниях с массовыми продажами. И в этом случае большинство, что написано, к ней не имеют отношения. Работают маркетологи, логисты, экономисты.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.