Маскоты в маркетинге: зачем они нужны, и как их создавать

Если я покажу вам вот такую картинку, уверена, 99% читающих сразу догадается, для рекламы какой компании она была сделана:

Рональд Макдональд

Маскот или брендовый персонаж – это прекрасный способ не только выделиться среди конкурентов, но и стать ближе к своей аудитории, эффективно коммуницировать с ней.

Что такое маскот?

Маскот (от фр. mascotte — амулет или талисман, приносящий удачу) – это, по сути, фирменный персонаж, который обычно представляет компанию и помогает общаться с аудиторией. Довольно часто его размещают на упаковках или даже в центре логотипа. Он является героем видео роликов, а в некоторых случаях появляется в формате ростовой куклы, если мероприятие это позволяет.

Маскот может быть кем или чем угодно: человеком, животным, выдуманным существом, явлением природы, едой или абстрактной фигуркой. Форма не важна, главное, чтобы потенциальные клиенты его узнавали и ассоциировали с конкретным брендом. Для этого он должен быть живым, двигающимся и запоминающимся, чтобы выделять компанию на фоне конкурентов.

К маскотам нельзя отнести фигуру, которая участвует исключительно в логотипе компании, как, например, человечек в значке компании Yota. Он должен хоть немного двигаться, быть вовлеченным в рекламный процесс, не оставаться статичным.

Логотип Yota Логотип компании Yota

Изначально такого героя использовали исключительно как талисмана для спортивных команд и соревнований. Маскот отражал характер и качества команды, ее ценности и культуру. Такая яркая фигура, которая естественным образом привлекала внимание фанатов, создавала позитивное впечатление, участвовала в диалоге с людьми.

Впервые этот рекламный ход был зафиксирован СМИ в далеком 1886 году, когда талисман бейсбольного клуба «Бостон Браунс», мальчик Ник, попал на страницы The New York Times. Ответ от читателей был настолько положительным, что постепенно брендовыми персонажами заинтересовались маркетологи. Одним из старейших маскотом является Бибендум – толстячок компании Michelin. Он известен аж с 1898 года.

Бибендум, маскот компании MichelinБибендум, маскот компании Michelin

Как маскот помогает бизнесу?

По данным исследований «СберМаркетинга» и агентства Invite, именно брендовый герой лучше всего воспринимается пользователями в рекламных кампаниях: они с удовольствием прислушиваются к его рекомендациям, так как уверены, что маскот может посоветовать только качественный, проверенный товар. Так считают аж 42% опрошенных.

Зарубежные коллеги подтверждают, что яркий нарисованный герой благоприятно влияет на отклик аудитории: по данным компании Convince & Convert, 41% опрошенных клиентов подтвердили, что им нравятся рекламные компании, где присутствует интересный маскот, а посты в социальных сетях, написанные от имени талисмана, дают охваты на 50% больше обычных. Цифры впечатляющие!

Что маскот может сделать для бизнеса?

Делает бренд более узнаваемым и привлекает внимание. Действительно, интересный герой, харизматичный, с выделяющими особенностями гораздо быстрее запоминается клиентами, оставляет положительные впечатления, запоминается. Обычно маскот участвует во всех активностях компании – в социальных сетях, на выставках, в рекламе. Он становится центральным объектом, вокруг которого выстраивается история, необходимая для маркетинговых целей на данный момент. 

Здесь в голову приходят знаменитые ожившие конфетки M&M’s (фото в анонсе этой статьи). Они настолько прижились, что сложно себе представить рекламу этого бренда без забавных Желтого и Красного.

Кстати, маскот – идея на долгий срок, ее крайне не рекомендуется менять часто, даже внешне. При этом важно поддерживать современный стиль отрисовки, чтобы он не выглядел устаревшим.

Также маскот персонифицирует диалог с клиентом. Он делает то, что не может обычно сделать предлагаемый товар — передает нужные эмоции, указывает на качество и признаки товара невербально. Вспомните гепарда из чипсов Cheetos. Крутой, рыжий, современный, энергичный – такой, какой себя хочет видеть молодежь. Тигр общается с потенциальными клиентоми на их языке.

Chester Cheetah (Честер Гепард), маскот компании Cheetos

Chester Cheetah (Честер Гепард), маскот компании Cheetos

Талисман повышает лояльность клиентов. Согласно недавним исследованиям агентства The Mill, маскоты положительно влияют на эмоциональную привязанность пользователей к продукту. Это дает возможность в легкой непринужденной обстановке рассказать о качестве и возможностях товара. И даже если компания предоставляет довольно сложную услугу, имея рядом приятного, пусть и виртуального помощника, клиенты с большей готовностью берутся за ее изучение и применение.

Примером может стать знаменитый Скрепыш, обаятельная скрепка, которая помогала нам всем разобраться с Microsoft Office довольно долгое время.

Скрепыш (Clippit), помощник Microsoft Office

Скрепыш (Clippit), помощник Microsoft Office

Маскот помогает разнообразить рекламный контент. Маркетологам он часто упрощает задачу по созданию новой привлекательной кампании: герой уже есть, история тоже, остается только подстроить ее под новую рекламную цель. Нередко талисманы используются для создания вирусного контента, например, мемов с ними.

Нужен ли вашей компании маскот?

Конечно, здесь каждый решает сам. Возможно, и без талисмана ваши дела идут неплохо, но, как вы сами видите, охваты могут быть больше.

Некоторые сферы особенно активно используют этот маркетинговый прием, например, продукты питания и детские товары, так как детям легче запомнить мультяшного героя, чем название продукта. Другие используют маскота гораздо реже, например, в продажах автомобилей, недвижимости, ювелирных изделий – его появление может снизить ценность услуги. В некоторых областях талисман будет выглядеть неэтично, например, в рекламе ритуальных услуг.

Также распространены маскоты там, где нужно постоянно увлекать процессом уже имеющихся клиентов, не давать им потерять интерес к продукту. Примером может стать образовательные курсы, например, языковые. Примером может стать робот Buddy из одноименного приложения для детей. Он помогает ребенку освоить язык, ведет с ним диалог и периодически напоминает о себе, приглашая учиться.

Описание приложения Buddy в Google Play

Как создать маскота?

Если вы все же решились на создание своего маскота, этот процесс можно условно разделить на 5 шагов:

1. Анализ

Оцените свою потенциальную аудиторию: ее возраст, интересы, ценности и ожидания. Ориентируйтесь также на функции, которые должен будет выполнять персонаж, как он будет представлять ваш бренд, какие выделяющиеся характеристики вашего товара должен отразить. Дополнительно продумайте цветовую палитру, которую можно использовать для маскота. Во многом от этого будет зависеть его форма и внешний вид.

Вспомните Мистера Пропера – белая майка, сила, блеск лысины, улыбка, уверенная поза – все говорило о том, насколько средство хорошо справляется с грязью и пятнами.

Мистер Проппер, маскот бренда Mr. Proper

2. Креатив

Это самая творческая часть, для ее выполнения можно пригласить как специалистов, так и своих же сотрудников, которым интересно поучаствовать. Выбор окончательной версии интересно предложить имеющейся аудитории с помощью социальных сетей, что повысит интерес и доверие к вам.

Где черпать идеи? В первом пункте, в анализе, а также в чувствах, которые вы хотите вызвать у ваших будущих клиентов. Используйте традиционные или выдуманные образы, делайте их современными и сближайте со своим продуктом, используя различные намеки.

Вспомните Рональда Макдональда из картинки в начале этой статьи: одет в корпоративные цвета, ориентирован на детей, отражает радость, веселье и праздник. Правда, не все любят клоунов, тут есть промашка, но заметьте, конкретно этот образ не так уж и часто фигурирует в ресторанах и даже в рекламе, хотя все о нем знают.

3. Выполнение

Это вопрос непосредственной отрисовки персонажа, создания прототипов мерча с ним, «примерка» его к рекламным материалам. Важно этот пункт не пропустить, просмотреть заранее все варианты, чтобы потом не удивляться, что маскот в анимированной рекламе смотрится хорошо, а на визитках портит всю картину. 

4. Внедрение и результаты

Следите за реакцией аудитории сразу же, как только ваш талисман впервые предстанет перед ней. Смотрите за упоминаниями в социальных сетях, за интересом в поисковых машинах, за ростом спроса на ваш товар или услугу. Это поможет понять, понравился ли маскот клиентам или нужно что-то оперативно поменять.

5. Корректировка

Если результаты будут положительными, этот этап может и не понадобиться. Но бывает нужно поправить что-то незначительное, что не было заметно на этапе выполнения, но в момент внедрения стало очевидным. И, конечно, коррективы будут необходимы впоследствии, с развитием маскота и разработкой новых рекламных кампаний.

Может ли маскот навредить?

Еще как! Неудачный талисман может стоить не только потраченных на создание финансов и времени, но и подпортить репутацию и даже просто отпугнуть клиентов. Таким примером может быть король из Бургер Кинга, который старался привлечь посетителей в рестораны, а по факту отпугивал их своей странной застывшей улыбкой. В 2011 году бренд отказался от своего маскота в рекламных кампаниях.

Король, талисман бренда Burger King

Король, талисман бренда Burger King

Не поняли жители Тулы и нового маскота местных спасателей из МЧС – пряника с неоднозначным выражением лица. Благо, промашку быстро заметили и устранили.

Тульский Пряник, маскот МЧС Тульской области

Тульский Пряник, маскот МЧС Тульской области

Заключение

Маскот – интересный рекламный ход, способный принести популярность и неплохой доход. Но к его созданию нужно подойти с особой тщательностью, чтобы не получить обратного эффекта.

Читайте также:

Есть ли у вашей компании маскот?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Да, это так, маскот врезается в память. Но, как и любое творчество, там нужен вкус и чувство меры.
Мне очень не нравятся говорящие конфеты, которых ещё и едят дети.
Мне несимпатичен мистер Пропер.
И признаюсь - я не знаю, кого рекламирует первая картинка. Я среди одного процента.

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Анатолий Курочкин пишет:
Да, это так, маскот врезается в память. Но, как и любое творчество, там нужен вкус и чувство меры.

Если уж разбирать совсем на уровне ДНК бренда, то все-таки стоит различать маскота и героя рекламы — это две разные концепции. Обе используются в рекламных кампаниях, обе предназначены для установления эмоциональной связи с потребителями, но есть нюансы. Маскоты являются символами бренда, в то время как герои рекламы — это персонажи, созданные для продвижения конкретного продукта или услуги. Только одно это объяснение может потянуть на нехилую диссертацию. :) Тут и брендинг, и потребительские ритуалы, и символизм, и управление лояльностью, и реклама.

Вообще, стратегия создания маскота (в материале не буду критиковать 2-ой и 3-ий шаг) намного сложнее. С командой создали около десятка персонажей, но только 2 из них стали маскотами.

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Мне несимпатичен мистер Пропер.

Ну, меня этот бритый наголо возрастной ангелочек с серьгой в ухе, лохматыми бровями и бесстыжим взглядом, мягко говоря, тоже не заводит.
Мне кажется он больше подходит в качестве маскота для какого-нибудь бренда товаров для взрослых или сети секс-шопов.
Может быть на это и расчет? Ведь основной ЦА продукта являются скучающие женщины-домохозяйки бальзаковского возраста.
Соррян за мою разыгравшуюся фантазию :)


Как и герой Теле2 -- возрастной хипстер-дровосек с седой шерстью на литсэ.


Мне непонятно все в этом странном образе. Креативно, но бестолково.
Как Дед Мороз -- смотрелся бы нормально. Но причем тут мобильная связь? ХЗ.

Маскот должен вызывать симпатию и подсознательное желание клиента ассоциировать себя с героем или героя со своим лучшим другом.
А тут такое...

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Мне несимпатичен мистер Пропер.

Ну, меня этот бритый наголо возрастной ангелочек с серьгой в ухе и бесстыжим взглядом, мягко говоря, тоже не заводит.
Мне кажется он больше подходит в качестве маскота для какого-нибудь бренда товаров для взрослых или сети секс-шопов.
Соррян за мою разыгравшуюся фантазию :)

...
Как и герой Теле2 -- возрастной хипстер-дровосек с седой шерстью на литсэ.

...
Мне непонятно все в этом странном образе. Креативно, но бестолково.
Как Дед Мороз -- смотрелся бы нормально. Но причем тут мобильная связь? ХЗ.

Маскот должен вызывать симпатию и подсознательное желание клиента ассоциировать себя с героем или героя со своим лучшим другом.
А тут такое...

Я честно говоря не осмелился написать ту же самую мысль про этого Пропера. )))
Что за вкус у художника. Почему он весь белый? Очень неприятный. Как и тот дровосек. Что же за образы в голове у дизайнера, ужас. 

И всё-таки, какой товар "олисестворяет" эта картинка?

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Почему он весь белый?

По-моему, его писали с известного Интернет-мема -- Черный Властелин.
Позвольте не вдаваться в подробности :)
Но инвертировали по цвету.

Анатолий Курочкин пишет:
И всё-таки, какой товар "олисестворяет" эта картинка?

Рональд Макдональд любит собачек. Собачки любят Рональда Макдональда.
К нам можно с собаками.

Анатолий Курочкин пишет:
Что же за образы в голове у дизайнера, ужас. 

Фрейд давно все объяснил :)

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Почему он весь белый?

По-моему, его писали с известного Интернет-мема -- Черный Властелин.
Позвольте не вдаваться в подробности :)
Но инвертировали по цвету.

Анатолий Курочкин пишет:
И всё-таки, какой товар "олисестворяет" эта картинка?

Рональд Макдональд любит собачек. Собачки любят Рональда Макдональда.
К нам можно с собаками.

Анатолий Курочкин пишет:
Что же за образы в голове у дизайнера, ужас. 

Фрейд давно все объяснил :)

Спасибо за подсказку! 

Про Фрейда. Мужчина несомненно должен быть аккуратен. Но на мой взгляд, желание нравиться для нашего брата противоестесственно. А тут крашеная борода, крашеные брови, ни морщинки, ни прыщика, белая рубашка. Как старуха в бикини.

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Спасибо за подсказку! 

Дело в том, что все серьезные компании еще лет 20 назад (а многие и до сих пор) обкатывают своих маскотов (да и не только их, а очень многое) на фокус-группах.
Хотя уже давно доказано, что у этого метода есть масса проблем:
- непреднамеренный саботаж или искажение отклика
- влияние модератора
- нерелевантность группы
И результат фокус-групп может выдавать принципиально неверный результат из-за их чрезмерной чувствительности к перечисленным факторам.

Собрали 500(0) домохозяек показали им ангелочка, те единогласно сказали -- О, да, мы хотим его!
И вот теперь он щекочет их своими лохматыми белыми бровями с картинки. А заодно и нас с вами, Анатолий.

На самом деле этот образ появился аж в 1958.

Консультант, Нижний Новгород
Анатолий Курочкин пишет:
Сергей Средний пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Почему он весь белый?

По-моему, его писали с известного Интернет-мема -- Черный Властелин.
Позвольте не вдаваться в подробности :)
Но инвертировали по цвету.

Анатолий Курочкин пишет:
И всё-таки, какой товар "олисестворяет" эта картинка?

Рональд Макдональд любит собачек. Собачки любят Рональда Макдональда.
К нам можно с собаками.

Анатолий Курочкин пишет:
Что же за образы в голове у дизайнера, ужас. 

Фрейд давно все объяснил :)

Спасибо за подсказку! 

Про Фрейда. Мужчина несомненно должен быть аккуратен. Но на мой взгляд, желание нравиться для нашего брата противоестесственно. А тут крашеная борода, крашеные брови, ни морщинки, ни прыщика, белая рубашка. Как старуха в бикини

Мистер Клин, которого называют «человеком немногословным, но с большим количеством мускулов», уже более 60 лет является одним из любимых рекламных талисманов Америки (или персонажем бренда, если хотите).
Он дебютировал на телевидении в рекламе в 1958 году, когда его сыграл актер Хаус Питерс-младший, прежде чем он стал анимационным персонажем.
Через шесть месяцев он стал нарицательным и самым продаваемым чистящим средством и до сих пор является.
Приставка г-н вызывает образы мужского, маскулинного, силы, уважения, безопасности и статуса...
Слово чистый вызывает ассоциации: гигиеничный, опрятный, чистый, незапятнанный, белый цвет»
Мистер Пропер для позиционирования в других странах.

Консультант, Москва
Сергей Средний пишет:
Анатолий Курочкин пишет:Что же за образы в голове у дизайнера, ужас.  Фрейд давно все объяснил :)

Считают психоаналитики,  в частности З.Фрейд, что любой образ вызывает ассоциацию с доминантным образом подсознпния индивида, проще говоря с его "больным местом". К примеру - многие подают милостыню  попрашайкам и не потому что жалеют и сочувствуют конкретно этому просяшему, а  потому, что в человеке взникает чувство жалости в виде отвлеченного, свободно витающего чувства жалости. И часто оно связано с тем, что человек подающий примеряет это чувство к себе, то есть проще и понятней - подающий хочет сам получать сострадание  окружающих по отношению к себе.

Сергей Средний пишет:
Ну, меня этот бритый наголо возрастной ангелочек с серьгой в ухе, лохматыми бровями и бесстыжим взглядом, мягко говоря, тоже не заводит.Мне кажется он больше подходит в качестве маскота для какого-нибудь бренда товаров для взрослых или сети секс-шопов.Может быть на это и расчет? Ведь основной ЦА продукта являются скучающие женщины-домохозяйки бальзаковского возраста.

Пожалуй, вы правы. Хотя этот "ангелочек" скромно показан как внук  очень сильно пожилой женщины, и  довольно слабо  выраженная сексуальная составляющая образа  вряд ли воспринимается   большим процентом  домохозяек. "Ангелочек"  больше похож на сатира и довольно агрессивен, судя по его выражению лица, и к тому же  "себе на уме", - срещенные на груди руки  означают защиту от внешнего воздействия, закрытость.

Researcher, Москва
Валентина Путилина пишет:
И часто оно связано с тем, что человек подающий примеряет это чувство к себе, то есть проще и понятней - подающий хочет сам получать сострадание  окружающих по отношению к себе.

Или откупиться от перспективы оказаться на месте просящего.

Валентина Путилина пишет:
Хотя этот "ангелочек" скромно показан как внук очень сильно пожилой женщины, и довольно слабо выраженная сексуальная составляющая образа вряд ли воспринимается большим процентом домохозяек.

Главный евнух гарема? Лучший и самый близкий друг всех наложниц :)

В общем-то мне плевать на всё это заигрывание с ЦА, так как я сам глубоко погружен во все эти технологии. НО! Если все-таки присмотреться, то мне не симпатичен этот персонаж. Если не сказать -- неприятен.

Сергей Средний пишет:
Маскот должен вызывать симпатию и подсознательное желание клиента ассоциировать себя с героем или героя со своим лучшим другом.А тут такое...

Я никак не ассоциирую себя с этим ангелочком. А этого ангелочка со своим лучшим другом. Уж извиняйте :)
Поэтому, если у меня есть выбор -- беру Доместос.

Кстати, вы уже видели новый логотип МТС?
И какое впечатление после яйца?


Мне кажется -- это апофеоз безликости.
Уж лучше бы у них лого не было совсем. Или на худой конец -- на лого красовался Мистер Пропер.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.