5 ошибок в работе маркетолога, из-за которых теряется прибыль

Маркетинг в России воспринимается по-разному. У предпринимателей нет единого понятия, за что отвечает и что должен делать маркетолог. Кто-то считает маркетолога вторым человеком после управляющего, другие – сотрудником, отвечающим только за соцсети и лиды, третьи думают, что он лишь тестирует гипотезы и тратит их бюджет. И почти каждый собственник бизнеса может привести примеры того, как сотрудничество с маркетологом принесло убытки вместо ожидаемой пользы. Какие ошибки маркетологов приводят к потерянной прибыли?

1. Неправильная зона ответственности или ее отсутствие

Первый вопрос, который я задаю собственнику, за что отвечает ваш маркетолог. Мой многолетний опыт работы на всех позициях маркетинга – от начинающего маркетолога до директора по маркетингу – дал возможность понять, как собственники мыслят и как распределяют финансы на маркетинг, чего ожидают.

Я бы выявила две основные проблемы:

  • От маркетолога ждут решения всех проблем – от создания продукта до увеличения прибыли. Отчасти это верно. Но при этом собственник ставит задачу без понимания, от чего зависит эффективность маркетолога, какие ресурсы влияют на эффективность, какие активности и финансовые вложения ведут к результату. Как следствие – ожидания не оправдываются, деньги потрачены, зоны ответственности не определены и не просчитаны, результата нет.
  • Частая проблема – поручать маркетологам узкую задачу: привлечь лидов, запустить конкретную рекламу/акцию (уже созданную собственником) через какой-то канал привлечения (сайт, соцсети, офлайн-активности). Но на начальном этапе собственники не устанавливают показатели эффективности: KPI, стоимость заявки, стоимость дошедшего, вернувшегося клиента. Или, как пример в SMM, сильно нарушены понятия и зоны ответственности, отсутствует понимание, кто же именно нужен – SMM-менеджер или маркетолог.

Пример: все хотят продаж, ошибочно считая, что SMM – это основной канал трафика. При постановке задач SMM-специалисту обозначают задачи только на съемку контента и публикации, но никто не говорит, не прописывает в обязанности, что нужно делать продающий контент, воронки продаж, фиксировать количество целевых и нецелевых обращений в день.

Чтобы избежать этой ошибки, нужно разобраться – что же должен делать маркетолог. Это не только привлечение лидов и онлайн- или офлайн-трафик. Маркетолог – важная часть команды, но он работает не вместо отдела продаж и сервиса, а вместе! Блок маркетинга в управлении бизнес-процессами отвечает за анализ, продукт, продажи, оказание услуги, сервис. Работает он совместно с другими отделами в плотной связке.

Проще говоря, маркетолог не только отвечает за SMM (контент) и привлечение трафика, тестируя гипотезы и тратя бюджет. В первую очередь он отвечает за аналитику, предложения по созданию и упаковке продукта, влияет на его продажу и покупку, рассчитывает гипотезу эффективности, какой бюджет необходим, сколько за этот бюджет придет потенциальных клиентов, сколько планируется продаж (штук/человек). Он обосновывает эти цифры собственнику, согласовывает бюджеты и показывает всю аналитику, свои блоки ответственности и какие ресурсы нужны, чтобы повлиять на увеличение прибыли или снижении маржинальности.

2. Работа без цифр

Я часто слышу от собственников, что маркетолог рекомендовал переделать сайт, потому что не было заявок. В таком случае задаю вопросы: какая была конверсия сайта, когда заявки были, какая была стоимость заявки и продажи, на каком этапе воронки идет удорожание стоимости заявки, какие показатели отказов на сайте и за какой период. Если переходы на сайты есть, а заявок нет, то да, мы вынуждены работать над сайтом, увеличивать конверсию, уменьшать показатели отказа или менять УТП. Маркетолог должен все эти сложные слова знать, данные замерять, а при отсутствии заявок приходить к управляющему или собственнику, объясняя свои предложения по каким-либо изменениям, основываясь на цифрах и данных, объясняя причину проблемы и предлагая решения.

Если вы соглашаетесь выдавать маркетологу дополнительный бюджет на его любые предложения без аргументов и цифр, то обрекаете свое предприятие на убытки и одну и ту же ошибку, которую совершают многие: взять нового маркетолога и пробовать с ним работать, потому что у старого не было продаж. Если вы не знаете причину проблемы, то не сможете найти специалиста под эффективное решение. Маркетолог доносит до собственника стоимость взаимодействия с подрядчиками – во сколько обойдется обновление сайта, активности в соцсетях. Но кто отвечает деньгами за все эти расходы, как и когда они должны окупиться – информации нет.

На самом деле маркетолог должен быть в бизнесе вторым человеком после собственника, участвовать во всех процессах, говорить с владельцем бизнеса языком цифр и аргументов, обосновывая каждый расход и просчитывая эффективность расхода/прихода.

Что же делать? Выбрать 3 показателя, которые вы будете фиксировать ежедневно и анализировать раз в неделю. Например:

  • Для блога: количество лайков и комментариев под постами или охваты сториз.
  • Для бизнеса: количество заявок и продаж, если их меньше одной в день, то количество посетителей с различных источников трафика.

3. Нет инициативы и полномочий

Бывает так, что маркетологу ставят четкую задачу – привлечь лиды на конкретный товар, уже готовую акцию и рекламные материалы. Казалось бы, что может быть легче? Все готово: материалы, акция, продукт. Но «правильный» маркетолог не тот, кто соглашается бездумно делать то, что поручил собственник.

Чтобы повлиять на прибыль, маркетолог должен понимать:

  • Какие продукты есть в компании?
  • Что продают конкуренты и в чем могут быть ваши преимущества?
  • Кто ваша целевая аудитория и какие каналы продвижения дадут лучший отклик?
  • Какое будет уникальное торговое предложение?
  • Сколько нужно лидов и бюджета для их привлечения?

И иметь полномочия и инструменты – влиять на создание продукта, добавление продуктов, которые принесут дополнительную прибыль, другие бизнес-процессы.

Хороший маркетолог сам приходит к собственнику с конкретными предложениями и цифрами. Он участвует в создании продукта, планировании бюджета, анализирует, как отработал с лидами отдел продаж и сервис. Его задача – не запустить рекламную кампанию, не тестировать гипотезы вслепую, а приложить все усилия для обеспечения прибыли.

4. Нет денежной ответственности

Маркетолог отвечает не только за процесс, но и за результат. Поэтому его зарплата и денежная мотивация должны быть напрямую связаны с успешностью бизнеса и прибылью. Обычно в России так бывает редко. Результат – маркетолог тестирует за счет собственника гипотезы, вместо того, чтобы вместе с другими отделами работать над продуктом и увеличением продаж.

5. Не работает с базой клиентов

Считается, что маркетолог должен настроить рекламу и привести лиды. Вся дальнейшая работа – обязанность отдела продаж и сервиса. На самом деле у предприятий (за исключением новых) есть текущая база клиентов, а работа с ними не ведется. Маркетолог должен отвечать не только за привлечение лидов, но и за их удержание, возвращаемость и повышение лояльности клиентов. Ошибка маркетолога – оставить базу без внимания, когда можно организовать CRM-маркетинг. Это стратегия работы с клиентами, в основе которой – информация об их поведении и интересах. Ключевая задача CRM-маркетинга – построить с покупателями длительные отношения и увеличить их лояльность. Это важно: удержать существующего клиента дешевле, чем найти нового. Еще один довод в пользу сотрудничества – лояльность постоянных клиентов (значит, и готовность порекомендовать, купить выше).

Да, придется поработать над анализом базы контактов, сегментированием, формированием сценариев взаимодействия и коммуникациями. Упростить работу поможет внедрение CRM-систем, но без активного участия маркетолога тут не обойтись. Эффективность CRM-маркетинга зависит от многих факторов, но на моей практике это позволяет увеличить продажи до 30%. Согласитесь, нельзя упускать такие возможности?!

Нашли какие-то ошибки в работе своих маркетологов? И это только вершина айсберга. Как разобраться конкретней и получить анализ работы своего предприятия? Можно изучить литературу по маркетингу, пройти обучение у опытных и успешных собственников, пригласить наставника или бизнес-консультанта. Варианты есть, главное – действовать, а не продолжать тратить бюджет на маркетинг, который не работает.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Наибольшей ошибкой является то, что маркетинг начинается не с исследования рынка, а с продвижения того продукта, который есть... 

Управляющий партнер, Москва

Многие ошибки связаны с тем, что говорят " маркетинг", а понимают под ним digital-маркетинг.
И, соответственно этому пониманию формируют требования к маркетологу.

Еще один момент - это зона ответственности маркетолога.
Ответ на этот вопрос формирует основу для показателей его деятельности.

Цитата из статьи:
"Поэтому его зарплата и денежная мотивация должны быть напрямую связаны с успешностью бизнеса и прибылью"

Если за успешность и прибыль отвечает маркетолог, то за что отвечает тогда генеральный директор ?

Прибыль - это совокупный результат деятельности всей компании. На ее величину может влить огромное количество факторов и принимаемых решений, поэтому привязать к прибыли бонус маркетолога можно.

Только тогда возникнет вопрос ширины его полномочий.

Показатели деятельности маркетолога/директора по маркетингу можно обсуждать с позиции основного бизнес-процесса компании.

Что от маркетинга передается в блок продаж?
По сути, запросы.
С запросами работают уже продавцы.
Каким критерием эти запросы должны соответствовать?

Ответ на этот вопрос определяет область для формирования показателей деятельности маркетолога/директора по маркетингу.




Генеральный директор, Санкт-Петербург
Максим Часовиков пишет:

Наибольшей ошибкой является то, что маркетинг начинается не с исследования рынка, а с продвижения того продукта, который есть... 

Так ведь для продвижения своего продукта надо сначала исследовать рынок! Оценить уровень цен, конкурентов, перспективы...

 

 

Руководитель, Москва
Валентин Гаврилов пишет:
Так ведь для продвижения своего продукта надо сначала исследовать рынок!

Угу, только часто идут от своего продукта и под него ищут рынок. Кажется, что логичнее идти наоборот... 
Ну и если сравнить маркетинговые бюджеты, то какая его часть используется для исследования рынка и описания его в терминах качества продукта, а какая на продвижение уже существующего (пусть с небольшими изменениями) продукта? 

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Максим Часовиков пишет:
Ну и если сравнить маркетинговые бюджеты, то какая его часть используется для исследования рынка и описания его в терминах качества продукта, а какая на продвижение уже существующего (пусть с небольшими изменениями) продукта? 

Собственно маркетинг и предназначен для двух целей:
- изучения потребительского спроса для создания необходимых товаров, продуктов и услуг
- создание клиентских потребностей для продвижения имеющихся услуг, товаров и продуктов

Инсайт от маркетолога с 20-ти летним стажем :)

Генеральный директор, Москва
Максим Часовиков пишет:
Валентин Гаврилов пишет:
Так ведь для продвижения своего продукта надо сначала исследовать рынок!

Угу, только часто идут от своего продукта и под него ищут рынок. Кажется, что логичнее идти наоборот... 
Ну и если сравнить маркетинговые бюджеты, то какая его часть используется для исследования рынка и описания его в терминах качества продукта, а какая на продвижение уже существующего (пусть с небольшими изменениями) продукта? 

Ну, вот это вообще-то вопрос очень не однозначный т.к. например до повления Теслы, рынка электромобилей не существовало. Как и до появления смартфонов, рынка подобных гаджетов тоже не существовало.

Генеральный директор, Москва
Олег Шурин пишет:
Максим Часовиков пишет:
Валентин Гаврилов пишет:
Так ведь для продвижения своего продукта надо сначала исследовать рынок!

Угу, только часто идут от своего продукта и под него ищут рынок. Кажется, что логичнее идти наоборот... 
Ну и если сравнить маркетинговые бюджеты, то какая его часть используется для исследования рынка и описания его в терминах качества продукта, а какая на продвижение уже существующего (пусть с небольшими изменениями) продукта? 

Ну, вот это вообще-то вопрос очень не однозначный т.к. например до повления Теслы, рынка электромобилей не существовало.

Был, конечно, но никак не стимулировался. Проще сказать, что все успехи Tesla напрямую связаны с новой политикой регулятора и эмиссионными кредитами. Без них производство таких машин - чистое разорение. Детали есть в финансовых отчетах Tesla.

Как и до появления смартфонов, рынка подобных гаджетов тоже не существовало.

Вспомним, как Кейси Райбак посылает крайне важный факс из захваченного поезда. Уже возникли и прошли несколько поколений разных гаджетов, пока потребители не определились с тем, что им больше нравится.

Генеральный директор, Москва
Евгений Равич пишет:
Олег Шурин пишет:
Максим Часовиков пишет:
Валентин Гаврилов пишет:
Так ведь для продвижения своего продукта надо сначала исследовать рынок!

Угу, только часто идут от своего продукта и под него ищут рынок. Кажется, что логичнее идти наоборот... 
Ну и если сравнить маркетинговые бюджеты, то какая его часть используется для исследования рынка и описания его в терминах качества продукта, а какая на продвижение уже существующего (пусть с небольшими изменениями) продукта? 

Ну, вот это вообще-то вопрос очень не однозначный т.к. например до повления Теслы, рынка электромобилей не существовало.

Был, конечно, но никак не стимулировался. Проще сказать, что все успехи Tesla напрямую связаны с новой политикой регулятора и эмиссионными кредитами. Без них производство таких машин - чистое разорение. Детали есть в финансовых отчетах Tesla.

Как и до появления смартфонов, рынка подобных гаджетов тоже не существовало.

Вспомним, как Кейси Райбак посылает крайне важный факс из захваченного поезда. Уже возникли и прошли несколько поколений разных гаджетов, пока потребители не определились с тем, что им больше нравится.

Но все Ваши примеры, нельзя же назвать имеющимся рынком?

Генеральный директор, Москва
Олег Шурин пишет:
Евгений Равич пишет:
Олег Шурин пишет:
Максим Часовиков пишет:
Валентин Гаврилов пишет:
Так ведь для продвижения своего продукта надо сначала исследовать рынок!

Угу, только часто идут от своего продукта и под него ищут рынок. Кажется, что логичнее идти наоборот... 
Ну и если сравнить маркетинговые бюджеты, то какая его часть используется для исследования рынка и описания его в терминах качества продукта, а какая на продвижение уже существующего (пусть с небольшими изменениями) продукта? 

Ну, вот это вообще-то вопрос очень не однозначный т.к. например до повления Теслы, рынка электромобилей не существовало.

Был, конечно, но никак не стимулировался. Проще сказать, что все успехи Tesla напрямую связаны с новой политикой регулятора и эмиссионными кредитами. Без них производство таких машин - чистое разорение. Детали есть в финансовых отчетах Tesla.

Как и до появления смартфонов, рынка подобных гаджетов тоже не существовало.

Вспомним, как Кейси Райбак посылает крайне важный факс из захваченного поезда. Уже возникли и прошли несколько поколений разных гаджетов, пока потребители не определились с тем, что им больше нравится.

Но все Ваши примеры, нельзя же назвать имеющимся рынком?

Почему же? Посмотрите, сколько лет выпускаются гибридные и электромашинки в Японии. Сколько лет модели Toyota Prius. Но эмиссионные кредиты - это внерыночный метод регулирования, который начали применять сравнительно недавно. А до тех пор всех вполне устраивали машины с ДВС и/или гибридные, они дешевле и не требуют создания и поддержки новой инфраструктуры национального масштаба просто для зарядки. Впрочем, процесс только начинается.

Рынок PDA и разного рода электронных записных книжек был достаточно большим, Apple Newton из упомянутого фильма продавался около 5 лет. Как пишут, был слишком дорогим. У меня была пара подобных устройств с разным функционалом, один из них был с модулем GSM. Потом практически все такие функции стали зашивать в смартфоны - потому они, собственно, и смарт.

Руководитель, Москва
Алексей Аникин пишет:
Собственно маркетинг и предназначен для двух целей:- изучения потребительского спроса для создания необходимых товаров, продуктов и услуг- создание клиентских потребностей для продвижения имеющихся услуг, товаров и продуктов Инсайт от маркетолога с 20-ти летним стажем :)

и что из этого важнее? А что происходит чаще?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.

В Японии трудоустроили кошек, чтобы спасти сотрудников от выгорания

Большинство усатых работают по графику 24/7, а остальных отпускают домой вместе с их хозяевами.

Названы сферы с самым высоким уровнем конкуренции

Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, треть респондентов получают дополнительные непрофессиональные навыки.