Диджитал и не только: чем маркетологи занимаются на работе

Люди считают, что работа современного маркетолога — это только продвижение в диджитал пространстве: работа с соцсетями и другими онлайн-инструментами. К нам в онлайн-школу нередко приходят потенциальные студенты с запросом «хочу быть маркетологом», а во время общения выясняется, что их истинная цель — работать с диджитал-инструментами. 

Маркетинг — это профессия, которая занимается продвижением продуктов, построением брендов, коммуникацией с потребителями посредством различных каналов. Диджитал — это один из каналов коммуникации, то есть, всего лишь часть профессии. 

Поэтому предлагаю на примере маркетингового департамента западной компании и агентств, с которыми он сотрудничает обсудить, какие направления есть в маркетинге.   

Кто есть кто в маркетинге

Цифровизация действительно становится все более важной частью маркетинга. Тем не менее, она не превращает весь маркетинг в диджитал-маркетинг и не заменяет остальные направления, а дополняет их. 

Это хорошо прослеживается в крупных департаментах маркетинга, которые обычно состоят из нескольких отделов с более узкой специализацией.

  • Отдел бренд-менеджмента. Бренд-менеджеры занимаются разработкой стратегии развития бренда и выполняют роль генеральных менеджеров брендов. Они должны понимать, что такое маркетинг-микс и уметь разрабатывать маркетинговые стратегии с учетом позиционирования, ценообразования, коммуникаций и портфеля бренда. 
  • Отдел исследований рынка. Эта команда занимается поисками и исследованиями инсайтов покупателей, потребителей и рынка. Сотрудники отдела — «вторые пилоты» бренд-команд и бизнеса в целом, так как отвечают за информацию и данные, на которых основываются стратегии и принимаются бизнес-решения.
  • Отдел инноваций. Сотрудники этого отдела помогают компании создавать продукты, отвечающие потребностям потребителей, и занимать стратегически важные для компании ниши.
  • Отдел по работе с клиентами. Этот отдел отвечает за то, как бренды и продукты компании представлены у ключевых клиентов — ритейлеров. Сотрудники отдела помогают использовать знания о покупателях конкретного ритейлера для роста бизнеса и ритейлера, и своей компании. Они плотно работают с отделом продаж и разрабатывают планы активностей в тесной связке с ними и клиентами.
  • Отдел Media&Digital. Эта команда разрабатывает стратегию присутствия и продвижения бренда в различных медиа-каналах, включая диджитал. 

Кроме специалистов, которые работают в штате компании, развитием брендов часто занимаются сотрудники стратегических, коммуникационных и медийных агентств. Также есть агентства, которые занимаются исследованиями рынка.  

Структура департамента маркетинга крупных компаний и роль его партнеров в развитии брендов наглядно показывают, что диджитал-маркетинг — это надстройка для общей маркетинговой базы бренда. Лучше всех об этом сказал СЕО Diageo Иван Менезес: «Речь идет не о том, как строить диджитал-маркетинг, а о том, как эффективно развивать маркетинг в диджитал». И я согласна с этим высказыванием.

Как это использовать для развития карьеры

Направления, которые мы перечислили в предыдущем разделе — это варианты, в которых маркетологи могут нарабатывать глубокую базу и экспертность. Но это не значит, что, однажды выбрав направление, маркетолог обязан посвятить ему всю жизнь. 

Глобально подход к развитию карьеры можно разделить на два типа: диверсификация и специализация. Диверсификация подходит тем, кто планирует управлять бизнесов в целом. А специализация — тем, кто планирует развиваться только в маркетинге. Мы уже рассказывали об этом в статье «Диверсификация карьеры: как маркетологу стать гендиректором».

Еще один интересный вопрос, который нам все чаще задают студенты: «Как скоро все же наступит полная диджитализация маркетинга?».

Я считаю так: изменения, которые мы наблюдаем, позволяют сделать вывод, что в ближайшем будущем полной диджитализации не будет. Скорее нужно будет научиться воспринимать онлайн и офлайн как равноценные пространства, в которых существует бренд и его потребитель.

Это прослеживается в эволюции маркетинг-микса. На смену устаревшей концепции 4P пришла концепция 4E: exchange – experience – everywhere – evangelism. С одной стороны, мы видим, что уже недостаточно думать, где и по какой цене продавать товар. С другой — в каждой из составляющих концепции есть место и онлайн-, и офлайн-активностям, потому что самым важным становится интересный опыт взаимодействия с продуктом и креативность бренда. 

Аналогичную картину мы наблюдаем, когда анализируем, как меняются ожидания современного потребителя. Ему все чаще становятся важны видение и ценности компании. Кроме того, потребители все чаще обращают внимание на то, какие цели по социальной ответственности ставит перед собой бренд. 

Об этом недавно рассказывал Джонатан Милденхолл, экс-СМО Airbnb, в интервью для проекта Marketers in Pyjamas. Он считает, что в XXI веке действия бренда становятся важнее того, что он рекламирует. А для успешного развития бренду нужно понимать, как общаться со своим комьюнити, уметь выстраивать нарратив и понимать, как применять современные технологии. 

Эти изменения тоже подтверждают, что мир потребителя и бренда нельзя упаковать в один из форматов — онлайн или офлайн. Бренд должен обеспечить свое присутствие везде, где потребитель может с ним взаимодействовать. Следовательно, маркетингу и дальше будут нужны специалисты, которые умеют работать с офлайн- и онлайн-инструментами.  

В завершении статьи хочу пригласить вас к дискуссии в комментариях. Как вы думаете, за чем будущее — за офлайн-маркетингом, за диджитал-маркетингом или за их синергией?

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.