Служу клиенту, или Золотые правила пятизвездочного сервиса

Почему клиентский сервис в России не такой, как на Западе? Почему ценность клиента у нас исчисляется лишь тем, сколько он заплатит сейчас, а не потом. Почему более 80% сотрудников в нашей стране не знают определение сервиса, хотя каждый день его оказывают?

Попробуйте своими словами дать определение клиентского сервиса без помощи Интернета. Так, как понимаете его именно вы?

А теперь посчитайте, сколько в вашем определении существительных,  прилагательных и глаголов. Чаще всего слышу в ответ такие фразы: качественное оказание услуги, перечень мер по удовлетворению ожиданий клиента, забота о клиенте и так далее.

А что если я вам скажу, что сервис — это глагол?

Се́рвис (от лат. service — служение; → лат. servio — служить, обслуживать). В английском языке сервис — это глагол. И именно так его и понимают: служить. В России же сервис — это просто существительное. Причем не особо значимое.

Какой от него толк? Кланяйся перед клиентом, выслуживайся на 100%, наступай на свою собственную гордость. Какое понимание — такой и результат. Сервис в нашей стране живет сам по себе, являясь обузой для многих сотрудников и компаний.

Мы слишком гордые, чтобы служить

Ранее я писал в статье «Маркетинг или сервис: что важнее?», что многие компании теряют своих клиентов, потому что просто не умеют донести до них тот самый пятизвездочный сервис. Потому что на это требуется большое количество усилий. А на это, возможно, нет ни времени, ни желания, ни, как результат, финансов.

Я вам задам еще один вопрос: есть ли в вашей компании стандарты сервиса? Я уверен, что многие из вас скажут «Конечно». Тогда зачитайте вслух второй абзац третьей страницы стандартов? О чем там идет речь? Я уверен, это задание будет уже намного сложнее выполнить.

Стандарты сервиса пылятся в шкафах офисов

Возможно, что за последние несколько лет они даже не менялись. Тогда как в таком случае наши сотрудники будут относиться к этим стандартам. Как к ненужным атрибутам своей работы. У каждой компании есть корпоративная культура и ценности, которые должны транслироваться всему персоналу. И одной из главных ценностей каждой компании должен стать клиентский сервис, который необходимо превратить из существительного в глагол.

Не транслируя стандарты сервиса и ценности компании каждому сотруднику мы получаем не клиентский сервис, а воспитание. То, с чем к нам пришел сотрудник при устройстве на работу.

Какое воспитание у ваших сотрудников? 

Недавно в «Яндекс Кью» на глаза мне попался интересный вопрос: «Почему консультанты в дорогих магазинах такие высокомерные?». Вроде простой вопрос, но люди им реально задаются. И удивляются тому, как оценивающе на них при входе в бутик посмотрел продавец-консультант.

И тут ответ прост: «Их никто не учил, как надо общаться с клиентами. Они действуют исходя из своего собственного воспитания».

Результат не заставит себя долго ждать: клиенты из таких магазинов будут уходить, выручка будет падать. Но при этом многие руководители во всем будут винить ситуацию на рынке и нехватку денег на рекламу.

Парадокс...

Конечно, я не говорю, что это касается всего бизнеса без исключения. Есть много компаний, которые поняли , «что клиент — это самый большой босс. Он может уволить любого из нас, для этого ему лишь достаточно потратить свои деньги в другом месте». Сэм Уолтон, основатель компании Wal-Mart.

Как заставить стандарты сервиса работать?

  1. Достать из шкафа существующие стандарты и внимательно их изучить, анализируя все пункты, примеряя их на текущую ситуацию на рынке и в вашей компании.
  2. Цель каждого пункта — не защитить себя и свой бизнес, а удивить своих клиентов. На практике встречаются очень много антистандартов.
  3. Добавить все необходимые пошаговые инструкции для каждого отдела, звена или сотрудника, которые работают с клиентами, начиная от скриптов, заканчивая прощанием с клиентом и постсервисным обслуживанием.
  4. Запланировать программу обучения персонала сервису с учетом существующих стандартов и нововведений, которые вы решили внедрить в ваш бизнес. При этом обучение персонала сервису должно проходить не менее двух раз в год. Одним тренингом мы ситуацию не изменим.
  5. Теперь сервис начинает превращаться в глагол. Он начинает работать! Все начинают делать шаги в сторону ценности каждого клиента. И наша основная задача контролировать соблюдение всех стандартов сервиса без исключения. Каждый сотрудник должен не только знать, но и применять все стандарты и навыки, полученные на тренингах, причем виртуозно.

Если взять опытного звездного актера и выпустить его на сцену со сценарием, написанным на бумаге, который он первый раз видит. Как он сыграет свою роль? Настоящий профессионал рождается только после долгих часов обучения и практики.

Золотые правила пятизвездочного сервиса

  1. Идеальное качество ваших услуг или товаров.
  2. Актуальные стандарты пятизвездочного сервиса.
  3. Своевременность (весь сервис может рухнуть из-за задержки в обслуживании, доставке или сидении клиента в очереди).
  4. Отлаженная система работы с жалобами.

В этих четырех пунктах кроется успех любого бизнеса, каждый из которых направлен на удержание каждого клиента и привлечение новых. Ведь кто захочет уйти из компании с пятизвездочным сервисом?

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Хорошая статья про сервис. Правда, перед тем как заняться обучением персонала и вытаскивать из пыльного шкафа стандарты, не мешало бы проверить, насколько зарплата сотрудников соответствует рынку, какова при этом их загрузка, и какую часть времени они тратят на работу с клиентами, а какую - на внутренние задачи (приемка товара, написание отчетов и т.д.). После этого, когда будете проверять стандарты, возникнет понимание: не много ли требуете вы от людей? Сервис - это прежде всего математика. И уже потом "нематериальный актив компании". И, кстати, не всегда нужно стараться делать сервис идеальным. Это дорого. И представление об "идеале" может сильно отличаться. Вполне возможно, клиенты не захотят платить за ваш "идеал". Нужно быть лучше чем конкуренты. Лучше, чем установившиеся  рыночные стандарты. 

Адм. директор, Санкт-Петербург

Золотые правила пятизвездочного сервиса:
1. Идеальное качество ваших услуг или товаров.
2. Актуальные стандарты пятизвездочного сервиса.
3. Своевременность (весь сервис может рухнуть из-за задержки в         обслуживании, доставке или сидении клиента в очереди).
4. Отлаженная система работы с жалобами.

Роман, где в Москве "внедрёж" посмотреть можно?

Или на практике стремление к идеалу?

Консультант, Украина

Почитайте статьи как турки огранизуют этот бизнес.

 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Андрей Роговский пишет:
как турки огранизуют этот бизнес.

Когда в конце девяностых турки только-только входили на строительный рынок, меня поразило, как они обустраивали этаж "коридорного" общежития, снятого для размещения своих рабочих... В коридоре по лазеру на трёх уровнях были идеально вкручены саморезы, на которых в определённом порядке, определённым образом были развешены для просушки и хранения:

1. Сапоги, носками в разные стороны, внутренней поверхностью стопы к стене

2. Ватники, спиной к стене, пуговицами наружу, рукавами в стороны

3. Штаны от робы, не помню уже как, но однообразно

В 2014 году, когда турки ("Ренессанс констракшн") строили один из наших объектов, на стройплощадке удивило:

1. Наличие спецодежды у всех, если на площадку приехал VIP и не желает спецодежду надевать - стройка останавливается, все работы замирают... 

2. Чёткая градация по иерархии: каска белая (начальник), жёлтая (бригадир) и коричневая (линейный персонал)

3. Внесение изменений во всю рабочую документацию (чертежи на руках у бригадиров исполнителей) максимум в течение двух часов после изменения, внесённого на оперативном совещании

4. Трёхразовое питание в тёплой столовой на стройплощадке для всех, находящихся на её территории

5. Туалеты с кабинками и тёплой водой

Не сказать, чтобы построили идеально и без замечаний (в рамках гарантийного договора сопровождения ещё год "косяки" устраняли), но от наших стройплощадок отличия заметны!

А вот их туристический сервис до сих пор на себе не испытывал - без видимых на то причин... Возможно - ужастиков про злых османов переслушал и пересмотрел много в своё время...

Президент, председатель правления, Екатеринбург

Статья очень понравилась. Настолько грамотная!!! Видно, что автор прекрасно разбирается в теме.

 Захотелось немного подискутировать.

Я обычно прошу (консалтинг) разработчиков стандарта расшифровать, что такое идеально качество. Чтобы было общее понимание, о чем речь. Это важно. Или это соблюдение правил, или это дополнительное участие /забота сотрудника в проблеме клиента и т.п. Мозговой штурм дает ответы. 

Про обучение все правильно сказано. 

Небольшая ремарка. Я разбираю с сотрудниками кейс, когда клиент был недоволен. И каждый участник обучения репитирует этюд (сценку), как надо себя вести в схожей ситуации, правильную модель поведения. Словесный разбор кейса малоэффективен.

Еще раз спасибо за статью. 

 

Президент, председатель правления, Екатеринбург

Роман, а почему на фотографии Вы с кулаками?

Генеральный директор, Москва

Хороший текст!

Главнй вопрос: как запустить п.5? Виртуозное применение знаний - штучное явление.

Да, есть талантливые продавцы, официанты, секретари, инженеры поддержки и автослесари. Регулярные общие и профессиональные тренинги, хорошие стандарты и правильные регламенты им безусловно помогут.

Но как поднять средний уровень, начиная прямо с найма будущих сотрудников на работу?

Генеральный директор, Москва
Елена Власова пишет:
Я разбираю с сотрудниками кейс, когда клиент был недоволен. И каждый участник обучения репитирует этюд (сценку), как надо себя вести в схожей ситуации, правильную модель поведения

Детский театр. Впрочем, когда маркетологи, психологи и HR начинают обучать сервису, другого ждать не приходится. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Вопрос очень акруальный. В статье много общих мест, мало конкретики. Я бы добавил обязательную обратную связь от клиента к РОП и другим руководителям. Не просто систему работы с жалобами, а массированный контроль максимально возможного количества сделок + анализ полученной информации и совершенствование, по результатам этого анализа, всех стандартов и приемов работы, включая ключевые бизнес-процессы.

Именно постоянное совершенствование всех процессов, направленное на повышение качества обслуживание клиентов, поможет нам достичь уровня "Ренессанс Констракшн", с которой мы тоже имели удовольствие сотрудничать.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Валентин Гаврилов пишет:
достичь уровня "Ренессанс Констракшн", с которой мы тоже имели удовольствие сотрудничать.

Валентин, а Вы как с ними сотрудничали - как поставщик стройматериалов, или они что-то вам построили?

Я взаимодействовал с ними на стороне Заказчика строящегося ими объекта, и не скажу, что вот всё прямо на "пять" по процессу и результату!

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.