Что делать, чтобы бизнес прислушивался к IT

Современные информационные технологии слишком сложны и разнообразны, чтобы можно было дать полезный совет «по IT» в целом, без детального прояснения конкретной ситуации, ресурсных и технологических ограничений, многих других параметров. Однако, это тактический уровень планирования.

Стратегический подход к IT еще важнее, потому что от него зависит то влияние, которое IT-решения оказывают на другие подразделения компании. Поэтому редакция Executive.ru пригласила IT-стратегов поделиться своими выводами о взаимодействии IT с бизнесом и дать коллегам несколько полезных, по возможности универсальных советов.

Алексей АбрамовАлексей Абрамов, руководитель направления, РТЛабс

Начинал в отделе технической поддержки с рядового сотрудника, вырос до руководителя отдела, потом стал руководителем направления продаж. Последние семь лет – менеджер по развитию бизнеса и product-менеджер. Эти две роли подразумевают и контакт с рынком, и выстраивание взаимодействия команды, которая должна быть нацелена на достижение результатов в кратчайшие сроки.

До «диджитализации» важно отладить взаимодействие самой команды. В небольших компаниях всегда есть больший смысл в неформальном взаимодействии, а выстраивание четких процессов может скорее навредить, чем помочь. Поэтому для небольших компаний важнее регулярные коммуникации, открытость. В более крупных компаниях есть смысл в отношениях «продавец – покупатель» между отделами, департаментами. То есть, если задачи поставлены на поток и компания крупная, то это взаимодействие можно и нужно считать в человеко-днях, в деньгах.

Независимо от размера компании, важно и нужно понимать, относительно чего будут происходить изменения. Относительно каких показателей. Когда вы определите эти показатели – станет понятнее, как именно на них влиять.

Еще несколько рекомендаций:

  • Прочитайте сами и дайте своей команде книги «Без воды. Как писать предложения и отчеты для первых лиц» (Павел Безручко) и «Scrum: Революционный метод управления проектами» (Джефф Сазерленд).
  • Команда должна знать как можно больше. Сообщайте команде не только решения в формате «надо сделать задачу», но и результат, которого собираетесь достигнуть, а также предшествующие этому действия.
  • Помните главное: каждый сотрудник должен или зарабатывать для компании деньги, или экономить для компании деньги, или экономить для компании время – в идеальной ситуации это должна понимать вся ваша команда, но начать стоит хотя бы с себя.

Максим КоротковМаксим Коротков, CEO Maxilect

Работать программистом начал на 4 курсе матмеха СПбГУ. В 2000-2001 жил и работал в США. Потом вернулся в Россию и продолжал программировать. В 2007 году возглавил проект в новой компании, а в конце 2008 года поступил в бизнес-школу, и жизнь моя сильно изменилась.

Несколько лет искал пути для дальнейшего роста, пока в 2012 году не получил предложение возглавить проект удаленно. Там я получил опыт операционного управления компанией, и единственный пробел оставался в областях маркетинга и продаж. Несмотря на это, вдвоем с партнером решился стартовать собственный бизнес по разработке ПО на заказ.

Мы не уводили чужих клиентов, все строили с нуля, и первым делом стали получать бесценный опыт в продажах. В конце 2018 будет три года с момента появления бренда Maxilect. Работаем на 100% удаленно. Наши сотрудники живут в разных регионах России, от Калининграда до Томска.

В качестве ключевого драйвера роста видим построение сильного бренда на отечественном рынке труда. Мы намерены стать лучшим работодателем РФ, применяющим удаленную модель работы. Для этого требуется, по-моему, соблюдать три основных принципа:

  • Вести интересные высокомаржинальные проекты. Надеюсь, что специализация на AdTech, Fintech & Blockchain привлечет дополнительный интерес к нашей компании.
  • У нас нет ни одного сервера в офисе, вся инфраструктура облачная. Мы используем готовые решения, такие как G Suite от Google, покупаем виртуальные и выделенные сервера для размещения нужных нам инструментов – Atlassian Jira / Confluence, Git, Slack. Также подключаем дополнительные сервисы в рамках проектов, в первую очередь AWS, Microsoft Azure, Atlassian Jira / Confluence, Bitbucket / GitHub.
  • Пока не представляю, как и кому можно делегировать стратегию развития компании. Но большинство других задач полностью отдаю сотрудникам и партнерам. Помимо IT-инструментов для удаленной работы это означает распределенную структуру управления.

Ксения ЖуковаКсения Жукова, бизнес-партнер по информационным решениям, Sanofi

Начала карьеру в компании НР, затем работала в «Вымпелком» и на проекте Microsoft, пока семь лет назад неожиданно для самой себя не перешла в фармацевтическую отрасль, в компанию «Санофи». Здесь прошла разные этапы и должности. Сейчас развиваю IT внутри компании в роли IT бизнес-партнера и MCE Technologist.

Фармацевтика – консервативная и очень зарегулированная отрасль, поэтому долгое время никто не думал об автоматизации и оптимизации. Но со временем пришло понимание, что многие процессы уже неэффективны. Законодательство ужесточается, клиенты готовы к цифровым взаимодействиям, и все решения необходимо принимать значительно быстрее.

Другой тренд – глобализация IT. Если раньше основной задачей IT-департамента было внедрение быстрых и недорогих тактических решений для поддержки локального бизнеса, то сейчас наша функция стратегическая. IT стал драйвером инноваций в компании.

По своему личному опыту могу дать такие рекомендации:

  • IT должен подсказывать бизнесу, в каких случаях идти в глобальные проекты, а когда разрабатывать локальные решения. Иногда приходится отказываться от удовлетворения каких-то локальных потребностей. В таких случаях я помогаю скорректировать стратегию компании с учетом доступных IT-ресурсов.
  • Мы активно используем системы видеоконференций и вебинаров, недавно установили электронный флипчарт, который передает изображения на мобильные устройства сотрудников, планируем использовать чат-бот для Helpdesk. У нас есть бизнес-кейс для e-commerce и сбора реальных клинических данных с мобильных приложений, носимых устройств и из электронных медицинских карт. Также разработано несколько систем поддержки пациентов. Думаю, это универсальный подход в современном мире – нужно глубокое проникновение онлайн-сервисов и непрерывные инновации.
  • Не все новшества и технические новинки воспринимаются «на ура». Многое можно внедрить по стандартной процедуре принятия и управления изменениями. Но все же считаю, что технологии должны не заменять человеческое общение, а дополнять и обогащать.

Ольга СтагуроваОльга Стагурова, вице-президент Newtrax в России и СНГ

Работаю в IT всю профессиональную жизнь, начиная со студенческих лет на мехмате, и по сей день. Последнее время занимаюсь комплексными поставками и внедрением hardware / software в горнодобывающей отрасли для диспетчеризации горного производства. Общаюсь с R&D, Product Management, Product Owners.

Например, сейчас разрабатываю техническое задание на подбор новой CRM-системы для нашей компании, поскольку старая уже не решает поставленные задачи. В долгосрочной перспективе мне нужно выстроить прозрачные и понятные бизнес-процессы в региональном подразделении, вписать их в общую корпоративную структуру.

Newtrax – это большой международный бизнес, корпорация. Очевидно, что не все наши подходы подойдут мелким компаниям. Но есть универсальные правила, которые на примере нашей команды могу посоветовать бизнесу любого размера:

  • Мы работаем на облачных решениях, с доступом к системам с любого компьютера, планшета, мобильного телефона. Это дает гибкость. Общаемся с коллегами через Hangout, там у нас рабочие чаты. Редактируем документы в совместном доступе на Google Drive. Храним данные в облаке, потому что его легко масштабировать, это удобно в условиях быстрого роста компании.
  • Нужно постоянно быть в процессе изменений, трансформаций, отслеживать тенденции и пробовать новинки. Даже если какое-то решение не оправдывает себя, принимаем коллегиально решение о смене, и смело пробуем новое.

Фото в анонсе: freepik.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Всегда настораживало выражение "бизнес и ИТ".

Слон и Моська, одним словом.

Хотя, конечно, мнение и опыт коллег всегда интересны. И там, где ИТ -основа бизнеса, и там, где ИТ - всего лишь непонятый инструмент.

Нач. отдела, зам. руководителя, Челябинск

В институте я читал много умных книжек. И писал немало умных статей сам. Позвольте отодвинуть эти умствования в сторону и открыть глаза специалистам IT:

1. Любые компьютерные технологии, любые программы, базы данных и системы управления ими, любые потоки информации в электронном виде, - это всё является ИНСТРУМЕНТОМ бизнеса.

2. Любой специалист IT относится к персоналу, обслуживающим предприятие. Дворник отвечает за чистоту на территории, сантехник - за работоспособность систем вододоснабжения и водоотведения. IT-шник отвечает за исправность движения информационных потоков.

3. Мы отлично понимаем, что у великого лётчика Кожедуба была целая команда поддержки: механики, заправщики, наводчики и т.п. И, возможно, кто-то из этой команды подходил к пилоту-герою, чтобы дать совет. Но они не писали книг "Как заставить лётчиков слушать мойщика окон".

4. При этом, в сегодняшней реальности, далеко не всегда квалификация руководителя позволяет принимать грамотные решения и ставить корректные задачи. "Эффективные топ-менеджеры" имеют огромные зарплаты и заоблачное самомнение, но, увы, изучают мир по голливудским фильмам и книгам Пелевина. Задача специалиста - донести до руководителя информацию о существующих ограничениях, чтобы не рапортовать затем о неудаче.

Например я столкнулся с тем, что дизайнер (самоучка, освоивший графический редактор) нарисовал макет выставочного стенда, директор согласовал его, а застройщик выпал в осадок, так как изготовить подобную конструкцию было возможно лишь при увеличении бюджета раз так в 50.

Поэтому хочу сказать всем специалистам IT, менеджерам по влажной уборке, завхозам, сантехникам, электрикам и дворникам! Ваш труд действительно важен. Без ваших усилий компания бы замерла как сломавшийся автомобиль. Мы вас уважаем и ценим. Вы - неотъемлемая часть команды, как является частью команды каждый человек на подводной лодке. Но не вам указывать капитану, куда плыть, а наводчикам - какую поражать цель.


П.С. Многим читателям мой тон категорически не понравится. Однако всё написанное - выстрадано на практике. Лучшие IT-шники, которых я встречал, умели слушать и задавать вопросы, помогая достичь взаимопонимания. Идеальные IT-шники вообще не были знакомы большинству сотрудников. Они обеспечивали работоспособность информационной электронной системы и получали заслуженные премии за отсутствие проблем.

Большинство же "компьютерных гениев" выстраивает свою работу, отталкиваясь не от потребности делового процесса, а от личных субъективных представлений. На выходе мы получаем городо задравшего нос айтишника и кучу пользователей, которые тратят ежедневно десятки минут на преодоление неудобств.

Потом руководство говорит о неэффективности CRM, об ущербности 1С, о медленном интернете и т.п. А проблема в некомпетентных самовлюблённых и закрытых для здравого смысла IT-специалистах.

Начальник участка, Москва
Иван Селунский пишет:

Иван, полностью поддерживаю вашу позицию! (поставленный дизлайк - техническая ошибка смартфона).

Аналитик, Москва
Иван Селунский пишет:
Позвольте отодвинуть эти умствования в сторону и открыть глаза специалистам IT:

Вы знаете, этот подход зависит всего лишь от декомпозиции процессов. Кто сказал, что великий лётчик Кожедуб велик сам по себе? А может это замысел командира авиаполка? Командующего фронтом?

Я в принципе считаю, что противопоставление бизнеса и ИТ вредно, как и любое другое противопоставление. Бизнес - это всего лишь получение прибыли. Где-то эта прибыль возникает силами только и всего лишь мозгами программиста, а где-то совместными усилиями всей команды.

ИТ и мойщик окон? Окна можно и не мыть. Туалет можно поставить и на улице, без сантехника. Вы уверены, что какое-то производство обойдётся без ИТ?

Больше скажу: огромное количество наших проблем в госуправлении именно из-за недооценки роли ИТ, типа, мы, чиновники и так больше всех понимаем.

Инженер, Екатеринбург

Поддерживаю мнение Ивана Селунского. От ИТ бизнесу может быть один совет - как безответственно потратить деньги.

Консультант, Самара

Мне кажется, что проблема противостояния не только вредна, но и опасна для бизнеса, так как не извлекаются выгоды, заложенные в автоматизации производства и управления. Может, есть проблема отсутствия связующего звена - постановщика задач - который, как хороший переводчик, должен обеспечивать коммуникации между заказчиком (руководством) и исполнителем (ИТ). Сейчас либо ИТ заставляют самим себе постановку делать из устных указаний руководства, или пытаются руководителя выставить в роли постановщика, а не заказчика. А обслуживающими бизнес звеньями являются все участники, включая руководителя, так его профессиональные знания не могут закрыть львиную долю вопросов - юридических, бухгалтерских, маркетинговых и т.п. Капитан, как вы говорите, должен сам обслуживать бизнес в части координации действий людей и подразделений, а не считать себя пупом земли. Можно, к примеру, Карнеги почитать - самый успешный не тот, кто "сам с усам", а тот, кто может объединить под своим руководством умных и талантливых людей. Ищите постановщиков, и все встанет на свои места.

Инженер, Екатеринбург

Татьяна, одного постановщика мало, даже, если он руководитель проекта. В команде разноплановых специалистов, из которых айтишники только одно из подразделений, все должны пройти ЛИКБЕЗ - правила постановки задач, основы бизнес-моделирования, АВС-анализа, навыки создания и чтения внутренних документов. Это простые вещи, но без этого не будет ни взаимопонимания, ни результата. Да, еще надо каждому "задвинуть" подальше свой должностной статус. Исхожу из своего опыта реализации более 100 проектов по информационным технологиям.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Иван Селунский пишет:
Любые компьютерные технологии, любые программы, базы данных и системы управления ими, любые потоки информации в электронном виде, - это всё является ИНСТРУМЕНТОМ бизнеса.

- С этим согласен и сам не раз высказывался в этом же ключе!

Но - возражу в одном: так уж сложилось, что не в умении "делать это" (речь об упомянутых менеджерах по влажной уборке, завхозах, сантехниках, электриках и дворниках), а в технологии их работы основная масса сотрудников компании разбирается обычно больше, чем в существующих сейчас возможностях, производительности и имеющихся ограничениях средств управления и обработки потоками данных, автоматизации процессов и организации работы автоматических систем, работающих с участием и без участия поддерживающего персонала.

Поэтому я считаю, что хороший отдельный IT- шник или IT- департамент ДОЛЖНЫ заниматься также и "просветительской" работой, нести "знания в массы"!

У меня, например, сейчас сложная проблема: объяснить специалистам тендерно-договорного отдела, что нельзя сравнивать стоимость эксплуатации двух автоматических систем, работающих в разных городах, на разных объектах, с различным типом клиентов ТОЛЬКО по количеству закреплённого там персонала и средств автоматизации, а нужно в обоих случаях просчитывать стоимость реализации алгоритма по решению прикладной задачи!

А речь-то идёт всего лишь о сравнении двух платных автоматических (точнее-автоматизированных) парковок, организованных на разных объектах в двух разных городах!

Исходная позиция ТДО: раз в одном городе "закреплённого" персонала в два раза больше, значит - в другом городе цена в два раза завышена!

Аргументы вроде дистанционного "непрерывного мониторинга", передвижных специалистов техподдержки, мобильных офиса и бухгалтерии и вообще - отсутствия у компании в этом городе СОБСТВЕННЫХ профильных специалистов - не принимаются...

Но - по теме "автоматические парковки" в целом мне пора уже написать здесь отдельную статью, с чем и собираюсь в обозримом будущем справиться...

Кстати - от темы "автоматические парковки" департамент IT открещивается всеми доступными им ресурсами! Основная причина - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за решение задачи в ограниченное время и ФИНАНСОВЫЙ результат процесса!

Инженер, Екатеринбург
Сергей Алейников пишет:
Поэтому я считаю, что хороший отдельный IT- шник или IT- департамент ДОЛЖНЫ заниматься также и "просветительской" работой, нести "знания в массы"!

Да, но какие знания? Если преимущества новой системы, то их надо гнать. Если умение формализовать задачи и процессы, в чем они кровно заинтересованы, то да, нужное дело.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва

Какой, однако, юношеский максимализм проявили обсуждающие. Коллеги, вы хотите "поставить ИТ на место" для ВСЕХ случаев жизни и бизнеса?

На мой взгляд, это бессмысленное занятие. Мир намного разнообразнее и в ряде бизнесов (телко, И-нет сервисы, SaaS и пр.) ИТ просто должны или обязаны играть играть ведущую роль.

А пример, который привел Иван Селунский, - просто безграмотный и увлекающийся начальник принял нереализуемое решение.

Олег Кузнецов - похоже имеет только негативный опыт от общения с ИТ-продАвцами (маркетологами от ИТ). Не все компании такие, как Вам попалась. Просто нужно тщательнее выбирать поставщика и взвешивать по традиционным критериями "Цена-сроки-качество". Самый дешевый вариант скрывает в себе максимальные риски реализации и полезности решения.

Пора принять для себя - "Мир изменился и меняется все быстрее". Уже встречаются компании, которые на верхнем уровне BSC добавляют панель "ИТ-ресурсы". Вот так ИТ становится и Продуктом, и Сервисом, и существенным направлением в Маркетинге, Продажах и остальных сферах бизнеса.

Единых правил нет и не будет. Только уникальность дает преимущества компаниям, соответственно спор о важности ИТ в бизнесе - бессмысленный.

Кто считает, что ИТ - это всего лишь сервис, - тот уже проиграл гонку конкуренции (это могут позволить себе только госструктуры, монополисты и аффилированные компании).

https://www.excelacom.com/resources/blog/2016-update-what-happens-in-one-internet-minute

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.