Как использовать праздничные даты для целей компании? Каких ошибок избегать? Какой может быть реакция клиентов и партнеров?
Редакция Executive.ru собрала истории руководителей об удачных и не очень способах использовать праздники как инфоповоды для различных активностей. Итак, профессиональный праздник – это:
1. Повод для запуска профильного проекта на деликатную тему
Наталья Чернова, основательница и креативный продюсер контент-бюро «Справочное бюро для медиа»
Мы делаем проекты на такие темы, как здоровье, семья и дети, женская повестка, предпринимательство. Соответственно, на протяжении года у нас есть несколько заметных дат, которые мы используем не для активного маркетинга или продаж, но как информационный повод. В данном случае нашими партнерами выступают СМИ, новые медиа, блогеры, которым мы доверяем.
Например, 4 февраля — Всемирный день борьбы против рака. Этот день не назовешь профессиональным праздником в традиционном понимании, но он объединяет всех, кто так или иначе борется за то, чтобы раковые заболевания выявлялись раньше и больше людей могли победить болезнь. Именно 4 февраля мы запустили подкаст «(Не)страшно» о том, что действительно нужно знать о раке, чтобы его не бояться. Это просветительский проект. У него небольшие охваты, но его цель не в этом. Никто не будет в свободное от работы время ради развлечения слушать подкаст про рак. Проект создан для того, чтобы человек, у которого возник вопрос на тему онкологии, знал, что есть место, где он может получить достоверное и актуальное знание.
Спустя год после запуска подкаста мы использовали для его продвижения 4 февраля. Это уместный повод поговорить на сложную тему. СМИ, как правило, заинтересованы в качественном контенте в рамках определенного информационного повода. А про эту дату часто все забывают. Или не знают вовсе. Поэтому СМИ очень хорошо реагируют, когда мы предлагаем им подготовить экспертный материал к ней.
В этом году помимо публикаций в СМИ мы собрали к 4 февраля в единый плейлист «Вместе против рака» эпизоды разных подкастов, которые говорят про рак и которым мы сами доверяем. Предложили его сервису «Яндекс.Музыка», и он его опубликовал. Так мы становимся инициаторами разговора на тему онкологии, объединяемся с теми, кто нам близок с точки зрения принципов и подходов, вместе ловим волну — от этого выигрывают все: и площадка, и подкасты, и слушатели, которые получают объемное и проверенное знание. Это хорошая практика, мы будем ее использовать и дальше.
2. Повод сказать спасибо клиентам
Владимир Бурштейн, директор по развитию стратегического агентства iBuro20/80
Профессиональные праздники в фармацевтической промышленности – это как ловля рыбы: можно поймать лояльность, а можно кучу жалоб и негатива. Все зависит от того, кому, как и зачем ты решил сказать «спасибо».
Расскажу о худшем случае, который связан с Днем фармацевта. Мы решили отправить партнерским аптекам брендированные подарки. Без банального мерча, с изюминкой. В наборе были следующие предметы: открытка от имени бренда, блокнот, ручка и даже ароматизированное саше (была концепция про заботу), которое нас и подвело.
Через два дня полетели сообщения. Аптечные сети были недовольны: «Кто согласовывал?», «Что это за запах?» и тд. Подарки убрали в подсобки, а бренд получил вопросы у представителей части сетей. Оказалось, у руководителей аптечных сетей была нулевая толерантность к несвоевременному креативу.
Вывод: если не хочешь, чтобы тебя запомнили как «тех, кто прислал коробку с лавандой», лучше сначала позвони и согласуй. Но мы хотели сделать сюрприз.
Зато с Днем медицинского работника все прошло идеально. В этот раз мы пошли другим путем: сделали digital-активацию с врачами. Записали короткие видео с коллегами из команды, в которых они делились тем, за что уважают врачей. Никакой рекламы, просто человеческое «спасибо». Опубликовали в Telegram-канале, разослали через врачебные сообщества. В ответ получили десятки комментариев – и не с критикой, а с благодарностью.
В прошлом году мы добавили еще один праздник – День невролога. Сделали подборку научных новостей по теме, собрали экспертные комментарии, добавили небольшой чек-лист для приема пациентов с тревожными расстройствами. Простая рассылка принесла много сохранений и переходов!
Вывод: инфоповоды, связанные с праздниками работают. Но только если ты говоришь не от бренда, а от человека к человеку. Не ищешь повода «впихнуть логотип», а находишь точку контакта, в которой уважение, а не инфоповод.
3. Хороший повод напомнить о себе партнерам
Александр Савельев, директор по развитию «Старлинк®», эксперт Executive.ru
Ежегодно 7 мая на постсоветском пространстве отмечается День Радио — праздник работников всех отраслей связи. К ним относятся телекоммуникации (подвижная и фиксированная связь), почтовая связь, спутниковая навигация, и, конечно же, теле- и радиовещание.
В телекоммуникационном бизнесе операторы связи являются не только конкурентами, но и партнерами, предоставляя друг другу межоператорские услуги, такие как присоединение сетей и пропуск трафика, роуминг, аренда каналов, линий и сооружений связи, и т.д. образуя собой межоператорский рынок (B2O — business to operator). На рынке B2O сформировалось профессиональное сообщество специалистов и руководителей по межоператорскому взаимодействию. Помимо традиционных деловых переговоров о сотрудничестве и в некоторой степени формализованных бизнес-процессов в межоператорском сообществе широко практикуется неформальная коммуникация: от совместных деловых мероприятий, до устоявшихся дружеских отношений.
Хорошим поводом напомнить о себе, актуализировать рабочие контакты и простимулировать дальнейшее развитие партнерских отношений являются традиционные поздравления с Днем Радио. Для этого операторы отправляют друг другу поздравительные открытки, оформленные в собственном корпоративном стиле.
Для справки: с 1990-2000-х годов 17 мая ежегодно отмечается Всемирный день электросвязи и информационного общества. В России этот профессиональный праздник пока не прижился, и многие представители отрасли о нем даже не знают.
4. Повод создать полезный тематический контент для рассылки
Виталий Янко, основатель инвестбутика и консалтинга SPB Founders х SoftwareLead
Мы в работе с клиентами довольно часто придерживаемся принципа «помогать в профессиональный праздник». Хотя очень часто берем инсайты «из воздуха», выбирая более-менее понятную причину на calend.ru. При этом мы придумываем повод-подводку под некоторые праздники.
Как-то была неудачная практика – поздравить аудиторию нашей рассылки с Днем пограничника в конце мая, рассказав о ментальном здоровье и стартапах для его поддержки. Некоторое количество крайне начитанных получателей рассылки справедливо решили, что мы предлагаем им обсудить ментальное здоровье – пограничниками также называют пациентов психотерапевтов в «пограничном» состоянии. Но наша основная аудитория, предприниматели из традиционного сектора и науки, решили, что мы перешли на личности, и фидбек был от «что за желтизна» до "WTF?" – мы решили так больше не желтить.
Что касается успешных поводов, то традиционно «взлетают» календарные инфоповоды научно-технического плана – День космонавтики, День программиста, День сисадмина на аудиторию технологических предпринимателей. И для них мемы как раз «летят» гораздо лучше – включаем в рассылки каждый месяц.
5. Возможность расположить к себе клиента, если работать с ним системно
Елена Морозова, руководитель отдела по работе с партнерами проекта Promokodus.com
Мы в электронной коммерции 11 лет. И хотя сфера молодая, разносторонняя направленность, маркетинг и время создают новые инфоповоды, которые важно подмечать для укрепления взаимоотношений с партнерами. В нашем случае это весь разношерстный e-com с потребительскими и не только товарами. Отсюда большое количество как отраслевых, так и специализированных праздников у партнеров. О которых сами причастные могут и не догадываться.
Срабатывает эффект приятной неожиданности. «Ого, такой день существует?» – получаем мы в ответ. А вместе с этим приятные бонусы в виде доверия и лояльности. Ведь если мы смогли уследить за таким инфоповодом, то точно справимся с задачами партнеров. И при этом совсем не важно, дарим ли мы подарок или просто отправляем открытку. Внимание – вот основа крепких взаимоотношений с клиентами.
День онлайн-предпринимателя, менеджера по продажам или блогера – инфоповод стараемся находить для всех, чтобы никого не оставить без внимания. У партнерского отдела даже есть календарь, где прописаны праздники и относящиеся к ним клиенты. Помогает заранее продумать поздравление и его формат.
Зачастую мы готовим именные брендированные открытки с пожеланиями и небольшими выгодными предложениями по сотрудничеству. К значимым праздникам рассылаем мерч (шоппер, бутылочка для воды, наклейки). Мелочь, а все-таки приятно. Как сказал один наш клиент «Спасибо за нужные подарки! Бутылка на работе стоит, а шоппер носит мама».
Благодарность, лояльность и повышение узнаваемости бренда с помощью сарафанного радио – набор, который мы получаем на выходе. И это мог бы получать каждый исполнитель, но, как показывает наш опыт, лишь единицы таким образом располагают к себе клиентов. Это особенно заметно по уровню благодарности партнеров. Некоторых настолько трогает наш подход, что в ответ мы получаем улучшение условий продвижения с их стороны или заинтересованность в покупке дополнительных услуг. И, конечно же, взаимный обмен поздравлениями.
За последние пару лет мы стали замечать, что поздравлять уже нас с днем веб-мастера клиенты стали гораздо чаще. Приятно? Безусловно! А еще приятнее, что мы переходим на язык доверия, где важны чувства тех, кто находится за экраном компьютера. В нашем электронном мире это особенно важно. И только эти ценности могут сохранить теплые взаимоотношения с партнерами
6. Повод объединить сотрудников и поднять настроение
Ольга Кузнецова, CX Trouble Shooter
Есть такой праздник – CX Day, международный день клиентского опыта. Этот праздник отмечает профессиональное сообщество по всему миру в первый вторник октября. В этом году будет 7 октября.
Несколько лет у меня была мечта. Я хотела, чтобы понимание важности создания отличного клиентского сервиса было у каждого сотрудника компании, чтобы CX Day стал профессиональным праздником для всех коллег. Чтобы его отмечали внутри компании и каждый сотрудник гордился тем, что причастен к созданию сервиса или продукта, который формирует уникальный клиентский опыт.
Есть много разных профессиональных праздников: день бухгалтера, секретаря, учителя, разработчика... Но все эти праздники считают своими исключительно в рамках профессии. Ну не празднует день бухгалтера вся компания, только бухгалтерия. Что кажется логичным. А вот CX Day должен быть объединяющим праздником, к которому имеют отношение все сотрудники, потому что каждый человек в компании, без исключения, участвует в формировании клиентского опыта: создает новые продукты, улучшает сайты и мобильные приложения, консультирует, поддерживает в различных точках контакта, продает, подбирает сотрудников, заключает договора, обеспечивает безопасность, создает уют, моет полы, занимается сувениркой и т.д.
Хочется, чтобы в этот день компания говорила спасибо своим сотрудникам за их работу, чтобы подсвечивала лучшие практики, награждала и праздновала.
И вот в период работы в компании Headhunter я начала популяризировать этот праздник внутри компании.
В первый год, опираясь на обратную связь от клиентов, мы наградили самых клиентоориентированных сотрудников и рассказали об этом на всю компанию.
На следующий год, кроме награждений, запустили квест, конкурс CX-историй, а генеральный директор записал поздравительный ролик со словами благодарности для наших клиентов.
На третий год праздник стал уже по-настоящему общим. Совместно с отделом по внутренним коммуникациям мы:
- Устроили голосование на звание самых клиентоориентированных коллег среди всех сотрудников компании.
- Наградили лучших по обратной связи от клиентов.
- СЕО выступил с поздравительной речью о важности данного праздника.
- За неделю до запустили конкурс CX-историй, и каждый коллега мог поделиться своим примером. Были трогательные истории, которые лишний раз показали насколько отзывчивые сотрудники работают в компании. Финалистов наградили именно в этот день.
- Запустили событийную рассылку на клиентов с поздравлениями и получили в ответ много теплых слов в адрес коллег из разных отделов.
- Провели игру в социальных сетях: квиз с вопросами, в конце которого игрок узнает, какой он персонаж из мультивселенной CX. В первый же час в игре приняли участие почти 300 человек, 20 из которых поделились результатами в своих аккаунтах.
- В конце рабочего дня провели онлайн-игру с вопросами на логику, эрудицию и смекалку. 50 игроков разделились на команды и соревновались в гибкости интеллекта. А в перерывах между раундами ребята переписывались в чате мемами.
Этот день не просто поднимает настроение, он дарит чувство сопричастности к важному и общему делу – созданию уникального клиентского опыта – главного источника конкурентного преимущества компании.
Приятно знать, что и после моего ухода коллеги поддерживают зародившуюся традицию и каждый год празднуют этот день.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:
Читайте также:
Некоторые фирмы еще и свой день рождения 3 раза в год отмечают, что им какие-то профессиональные праздники...
Полезный праздник "CX Day, международный день клиентского опыта".
Потому что "приколочен" с двух сторон - продавец и покупатель.
Взяла на заметку. Буду продвигать в массы:)
Главная польза от праздников для бизнеса -- продолжать в них работать. Так вы получите около месяца в год чистой форы перед праздничными конкурентами
Еще мне нравится поздравление с днем рождения в кинофильме "Игра". Там брат ошибся на полгода с подарком. Именно так и надо делать. Рождественскую открытку летом точно заметят. В конце декабря это просто макулатура в огромной куче, которую разгребают не адресаты, а секретари
Рекламные расходы в основном состоят из переплаты за удовольствие оставаться в мейнстриме