Алена Владимирская: «Компаниям нужны IT-бизнес-партнеры»

В современных компаниях бизнес-партнеры встречаются практически во всех направлениях: HR, Legal, Partnership и, конечно же, IT. За какую бы часть бизнеса не отвечал человек, занимающий позицию бизнес-партнера, его ключевая зона ответственности — это оформление стратегии развития (и ее исполнение) в рамках обозначенного бизнес-аспекта конкретной компании, корпорации, холдинга. В отличие от узкого специалиста, стоящего чуть ниже по карьерной лестнице и отвечающего за прямое выполнение назначенных заданий, бизнес-партнер выступает в роли человека, который эти задания формирует и в конечном итоге отвечает за цифры, бюджет компании.

Соответственно, если мы говорим об IT-бизнес-партнере, то это специальный человек в команде, который на все IT-решения смотрит с точки зрения того, как их принятие и стоимость скажутся на маржинальности, а также размере прибыли/убытка в расчете на одного клиента, и знает, как оптимизировать эти решения для получения наибольшей выгоды.

Практика «Антирабства» показывает, что в последние годы ценность позиции IT-бизнес-партнера в компаниях только растет. Назвать общую цифру подобных вакансий на рынке сложно (это все-таки меняющийся показатель, вакансии появляются и исчезают ежедневно), но если еще пять лет назад счет шел на сотни открытых позиций (в России), то сейчас он исчисляется тысячами. IT-решения в современном мире остаются аспектом, одновременно и дорогим, и коренным образом влияющим на капитализацию бизнеса. Соответственно, потребность в человеке, который сможет свести воедино оба эти момента и принести компании выгоду, только растет. Впрочем, очевидно, что так было не всегда.

Когда IT-департамент стал играть важную роль в бизнесе

Да, исторически IT-департамент реактивно реагирует на запросы бизнеса. Но одновременно с этим IT-сотрудники обычно играют более пассивную роль в компании — решения принимаются на уровне руководителя, а IT-департаменту отводится роль их исполнителя. Еще совсем недавно представитель IT-направления в компании воспринимался как вспомогательная функция, полутехнарь-полуремонтик, который, с одной стороны, выполнял обязанности системного администратора и, с другой, призывался для решения более тривиальных задач, от подключения компьютеров в бухгалтерии до ремонта принтеров.

Ситуация менялась постепенно, причем в несколько этапов — можно обнаружить две ключевые точки, которые резко все изменили.

Первая точка отсчета — это период после мирового кризиса доткомов, примерно 2004–2005 годы, когда компании впервые почувствовали, что IT может серьезно влиять на капитализацию бизнеса и начали использовать решения вроде Microsoft, Oracle или каких-то других, в том числе российских, аналогов. Именно в этот период IT-департамент стал постепенно переформировываться в сознании собственников из департамента «почини и настрой», который воспринимался на уровне административно-хозяйственного отдела, в департамент, который пусть еще и не занимает самую значимую позицию, но уже всерьез влияет на рост бизнеса.

Второй этап начался в первые годы 2010-х, продолжается до сих пор и связан с многочисленными скандалами и кризисами последних лет вокруг приватности данных и информационной безопасности. Роль IT-департаментов стала одной из самых ведущих в тот момент, когда компании поняли, что именно через IT, а не через промышленный шпионаж, можно выйти на главные секретные проекты компании, какие-то ноу-хау, конкурентные преимущества. И не только выйти на них, но и запросто увести принципиальные разработки. Как результат — компании стали всерьез заниматься информационной безопасностью, и теперь человек на позиции IT-бизнес-партнера входит в десятку ключевых лиц компании, напрямую влияющих на текущее положение дел в бизнесе. Согласно статистике в исследовании американской компании CEB SHL на данный момент кадровый потенциал в сфере кибербезопасности по всему миру составляет 169 600 человек.

Надо ли говорить о том, что в условиях растущего количества информационных атак слаженная работа IT-департамента не только оберегает бизнес от возможной кражи информации, но в принципе является гарантом его функционирования. Вспомним, например, шумевший по всему миру в 2016–2017 годах вирус Petya, который нанес ущерб компьютерам в более чем 60 странах. По самым скромным подсчетам агентства Reuters атаки вирусом Petya и его предшественником WannaCry нанесли бизнесу ущерб порядка 8 млрд долларов. Добавим к этому факт безвозвратной потери клиентских баз, важных документов и прочей ключевой для бизнеса информации, и, думаю, необходимость в действительно качественно и эффективно работающем IT-департаменте станет очевидной.

При этом понятно, что, говоря о миллиардах возможного ущерба, мы обычно ведем речь об огромных компаниях, которые имеют возможность направлять на защиту от кибер-атак значительную часть своего бюджета. Впрочем, это не значит, что у малого бизнеса нет никаких шансов справиться с рисками — современный рынок предлагает огромное количество компактных, гибких и недорогих решений, которые не требуют серьезных расходов на программное обеспечение.

Надо сказать, несмотря на то, что роль, которую играют IT-департаменты, усилилась самым серьезным образом, мы все еще далеки от той точки, когда рост остановится. Сейчас мы видим, что основные и риски, и конкурентные преимущества у большинства компаний, в том числе не имеющих отношения к IT, формируются именно за его счет. Это видно на примере крупных ритейловых, FMCG и фармакологических компаний, которые активно занимаются созданием и развитием IT-департаментов, покупкой новых передовых IT-продуктов и привлечением новых, лучших специалистов.

Новая модель сотрудничества

Конечно, одновременно с формированием ведущей роли IT-департаментов постепенно менялось и отношение собственников бизнеса. Так, периоду отношения к IT-специалистам как к людям, которые реально влияют на прибыльность бизнеса, предшествовал очень долгий и сложный период непонимания. Довольно долго с позиции собственника, который сам не имел к IT-никакого отношения, этот департамент и люди, в нем работающие, воспринимались как необходимая, но обуза. Все вокруг говорят, что они нужны, но что они делают — не ясно, а денег при этом уходит огромное количество. Период непонимания пришелся на начало 2000-х, когда на рынке открыто царило раздражение и бесконечные, ежегодные смены IT-директоров.

Сейчас, конечно, ситуация изменилась — ценность и роль IT-департамента, если ему повезло быть возглавляемым профессионалом, невозможно переоценить. И собственники конца 2010-х, в отличие от коллег начала 2000-х, отлично это понимают.

Что поменялось? Люди стали свидетелями того, как хорошо налаженная работа IT может помочь масштабировать бизнес, и поумнели. Причем это был двусторонний процесс — не только собственники стали понимать ценность департамента, но и само IT-подразделение постепенно научилось говорить на языке бизнеса. В результате сейчас хороший IT-бизнес-партнер находится на одной бизнес-волне с собственником или акционером, и является одним из ключевых звеньев в трудоемком процессе роста бизнеса. В свою очередь, обеспечение роста бизнеса, капитализации, ликвидности актива — главная головная боль любого собственника и показатель его успеха.

Требования к желающим занять позицию IT-бизнес-партнера

Естественно, важным моментом будет понимание не только своей отрасли, но и той, к которой относится бизнес — выстраивать процессы, не понимая, чем занимается компания, попросту невозможно. Но это — вопрос опыта и готовности погрузиться в детали. Что же касается необходимых навыков, то здесь их следует разделить на две категории.

Первая — это стандартные профессиональные навыки. Прежде всего, знание современных технологий и IT-продуктов (и регулярная актуализация этих знаний, так как новые решения появляются на рынке чуть ли не ежемесячно), в частности — всего, что связано с безопасностью и прозрачностью бизнеса. Со стороны прозрачности речь идет о понимании работы разнообразных систем управленческих учетов, а со стороны безопасности — все, что связано с хранением и защитой данных.

Вторая категория — это личностные навыки и, в первую очередь, уже названное выше умение говорить на языке бизнеса. Что имеется в виду? Привычка заменять высказывания из разряда «Мы поставим это решение, потому что я его знаю, оно будет работать» на «Мы поставим это решение, потому что оно критично для нашего бизнеса, даст такой-то результат и улучшит такие-то аспекты». То есть речь идет об умении обосновать необходимость своих решений с точки зрения цифр и прямой выгоды для компании. Это навык, которому спокойно обучают при получении хороших MBA в IT-направлениях, где специалистов среди прочего учат пониманию основных бизнес-показателей.

Вообще, не стоит недооценивать важность и значимость прохождения самых разнообразных курсов, лекций, онлайн-обучения, экзаменов, и получения необходимых сертификатов, подтверждающих владение теми или иными знаниями и навыками. Актуализация знаний важна для самих IT-специалистов, но понятно, что не меньше них самих в обучении своих сотрудников должны быть заинтересованы и собственники бизнесов.

Кадровая революция

Общее усиление роли технологий в нашем мире, а также усиление страха, сопряженного с темой информационной безопасности, двигает отрасль вперед, поэтому потребность в специалистах будет только расти. Как и уровень заработной платы в IT, которая уже растет выше, чем инфляция, и выше, чем в среднем зарплата у отраслей-лидеров рынка. Традиционно IT входит в тройку отраслей всего мира, показатели зарплаты в которых растут опережающими темпами — и, следует признать, на данный момент не существует ни одной причины для того, чтобы ситуация эта вдруг изменилась в другую сторону.

Наоборот, мы видим массу примеров того, как правильно подобранные IT-решения и верно принятые шаги двигают бизнес вперед. Наиболее яркий пример — история с выходом на лондонскую биржу и общая лидирующая позиция в бизнесе банка Тинькофф. Изначально маленькое предприятие, в туманных перспективах которого не сомневался разве что ленивый, сейчас входит в пятерку самых котируемых банков с самыми высокими прибылями и самой высокой стоимостью акций. И не в последнюю очередь это заслуга именно IT — Тинькофф торговался и торгуется на лондонской бирже не как банк, а как IT-компания, за что получает совсем другие, значительно более высокие мультипликаторы.

Другой пример — совершенно по-разному можно относить к тому, что делает Сбербанк с точки зрения технологий (встречаются как хвалебные оды, так и открытая критика), но факт остается фактом. То, что Сбербанк создал отдельный технологический отдел и стал менять себя с точки зрения IT позволило ему подняться в мировом банковском рейтинге и оставаться привлекательным для рынка несмотря на все то, что происходит вокруг (в том числе, несмотря на санкции). Использование Big data и понимание пользователей повлекло за собой значительный скачок, и уже сейчас по этому же пути проходит, например, Почта России, которая стала подниматься с точки зрения прибыльности и развития сразу же после того, как начала использовать инструменты IT-оптимизации на всех этапах работы.

Наконец, бесчисленные примеры того, как грамотное выстраивание процессов на базе IT-решений помогает ускорить рост и развитие бизнеса мы видим в среде малых предприятий не государственного сектора и стартапах. Очень яркий пример — успех фермерского кооператива LavkaLavka, выросшего из небольшого фермерского хозяйства в огромный маркетплейс. Здесь же можно назвать успехи сети кофеен Даблби, которая уже вышла на рынок ОАЭ, и, например, сервиса по выгулу собак Собака-гуляка.

Резюме

IT всегда были глобальной отраслью, но сейчас процессы глобализируются еще сильнее, поэтому хороший IT-бизнес-партнер — это человек, который:

  • знает все мировые технологии и умеет современно с ними работать;
  • понимает бизнес, а также умеет решать проблемы своего подразделения, говоря с акционерами на понятном языке;
  • интегрирован в мировое пространство (подрядчики, партнеры, тендеры и проч.);
  • всегда идет слегка впереди и поэтому может заранее сообщить собственнику о тех проблемах и угрозах, которые стоят перед бизнесом с точки зрения IT и которые надо будет решать решать в самое ближайшее время;
  • наконец, распределяя задачи, отвечает за удобство и стиль работы и коммуникации сотрудников, а значит, прямо влияет на корпоративную культуру в целом.

Перспективы такого человека на современном рынке труда нельзя переоценить, но успешная работа — это всегда обоюдный процесс, совместный труд всех сторон, поэтому точно так же, как IT-специалист должен понимать бизнес, так и бизнес не должен оставаться не сведущим и понимать IT хотя бы минимально. Специально для собственников бизнесов, которые хотят шагать в ногу со временем, мы разработали брошюру «Уйти в облака, чтобы выжить: новые правила малого бизнеса» .

Читайте, узнавайте, разбирайтесь в решениях, которые предлагают для бизнеса IT-технологии, и пусть они и будут вашим надежным партнером и помощником в росте и развитии.

Узнать больше об облачных решениях для малого бизнеса

Партнерский материал


Об авторе: Алена Владимирская – хедхантер, один из крупнейших экспертов в области рекрутинга и основатель проекта «Антирабство», нацеленного на помощь в поиске работы мечты и оказание услуг карьерного консультирования.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Алёна, мне понравилась Ваша статья! Хорошие примеры, с которыми я согласен. Оптимистична. Да и елей на душу: "IT всегда были глобальной отраслью"! Надеюсь, что Вы понимаете, что в этой короткой фразе - полжизни? Сколько лет мы шли к этому пониманию! Ужас!
Но по сути статьи. Я пару раз (года 3) работал с бизнес-партнёрами. У меня всё как-то по-другому было: у человека появились деньги, он решил вместе с тобой вложить их во что-то знакомое. Как-то я не видел прорывов в их работе. Может мне просто не удалось встретить описанных Вами людей.


Аналитик, Москва
Автор пишет:
Другой пример — совершенно по-разному можно относить к тому, что делает Сбербанк с точки зрения технологий (встречаются как хвалебные оды, так и открытая каритика)...

"Карканье"+критика = каритика? Какой интересный неологизм...:-) Это по форме...

Что касается содержания, то такое ощущение ,что бизнес не оставляет попыток найти "волшебную пилюлю"...И вот теперь, оседлав хвост очередного тренда, ищет не халявщика, а IT-партнера...Ну-ну...

Президент, председатель правления, Украина
Дмитрий Жирнов пишет:
Анатолий, я думаю, Алена под термином "бизнес-партнер" имела в виду, не партнера с юридической и финансовой стороны бизнеса, а наемного сотрудника с предпринимательским мышлением и экспертными компетенциями в конкретной сфере. Сейчас HR-бизнес-парнер - это наемный сотрудник, добивающийся эффективности бизнеса через HR-инструменты. Подобное описано в статье, приминительно к IT-направлению в любом бизнесе.

Дмитрий, роль партнера в статье Алены, по моему, скорее под силу "коллективному партеру", т. е. юридическому лицу, эксперту в таком широком поле как IT-технологии и вряд ли наемный IT-специалист, даже высокой квалификации сможет удовлетворить запросы бизнеса. Если я правильно понял автора, то в понятие ПАРТЕР Алена вложила способности понять философию бизнеса компании, его индивидуальные особенности (фишки) и найти необходимые решения (скорее всего из числа стандартных - доступных! даже малому бизнесу). Первоначальная задача ПАРТНЕРА - проникнуть в душу компании, ее владельцев, идентифицировать бизнес-идеи, чего не всегда понимают руководители и персонал компаний, а затем искать решения или приложения для решения.

Масштабирование бизнеса путем применения стандартных решений это очень интересная идея и наверное правильная. Возможно термин "партнерство" не совсем удачен, но смысл его я понимаю именно в сказанном выше комментарии. Интересно услышать мнение Алены.

Аналитик, Москва
Григорий Кузнецов пишет:
Первоначальная задача ПАРТНЕРА - проникнуть в душу компании,

"Вот оно что, Михалыч..."(с)У компании есть душа, оказывается...Какая патетика! Это из той же области ,что и следующее определение корпоративной культуры. "Корпоративная культура - это социальный клей, который скрепляет всех работников организации"(с) Не мое.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Григорий Кузнецов пишет:
Первоначальная задача ПАРТНЕРА - проникнуть в душу компании, ...

Отнюдь!

Поелику "бытие определяет", а оное обеспечивается деньгами, то первоначальная задача "ПАРТНЕРА" -- это проникновение к деньгам компании. А проникновение в душу и так далее -- это всего лишь средства решения первоначальной задачи.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

На мой взгляд, автор создала всю статью из двух ингредиентов: некорректного использования термина "партнёр" и объяснения изменения роли IT в бизнесе. Слушать хедхантера о роли IT - не самое очевидное решение, а о том, что я думаю о ее использовании термина "партнёр", я сказал сразу.

Аналитик, Москва
Григорий Кузнецов пишет:
Дмитрий Жирнов пишет:
Анатолий, я думаю, Алена под термином "бизнес-партнер" имела в виду, не партнера с юридической и финансовой стороны бизнеса, а наемного сотрудника с предпринимательским мышлением и экспертными компетенциями в конкретной сфере. Сейчас HR-бизнес-парнер - это наемный сотрудник, добивающийся эффективности бизнеса через HR-инструменты. Подобное описано в статье, приминительно к IT-направлению в любом бизнесе.
Дмитрий, роль партнера в статье Алены, по моему, скорее под силу "коллективному партеру", т. е. юридическому лицу, эксперту в таком широком поле как IT-технологии и вряд ли наемный IT-специалист, даже высокой квалификации сможет удовлетворить запросы бизнеса.

Видимо Дмитрий удалил своё сообщение. Поэтому, извините, Григорий, воспользуюсь Вашим ответом.
И я , и Алёна под термином "бизнес-партнёр" понимаем одно и тоже. Эта фишка появилась лет 5-7 назад: искать профессионально занимающегося определённым видом деятельности для совместно выполнения какого-либо проекта под общим юрлицом. Да, Вы правы, никакого отношения данный контекст к партнёрским, договорным отношениям двух юрлиц это не имеет.

Просто я сослался на свой опыт, что все эти ИТ бизнес-партнёры просто приносят свои деньги. Кстати, на это же указал Владимир Зонзов.

IT-менеджер, Курск
Автор пишет:
хороший IT-бизнес-партнер — это человек, который:
  • знает все мировые технологии и умеет современно с ними работать;
  • понимает бизнес, а также умеет решать проблемы своего подразделения, говоря с акционерами на понятном языке;
  • интегрирован в мировое пространство (подрядчики, партнеры, тендеры и проч.);
  • всегда идет слегка впереди и поэтому может заранее сообщить собственнику о тех проблемах и угрозах, которые стоят перед бизнесом с точки зрения IT и которые надо будет решать решать в самое ближайшее время;
  • наконец, распределяя задачи, отвечает за удобство и стиль работы и коммуникации сотрудников, а значит, прямо влияет на корпоративную культуру в целом.

внимательно прочитал список умений и навыков хорошего IT-бизнес-партнера, задумался, и, несколько "выпал в осадок".

это не список, а какой-то утопический образ идеального сотрудника - мастера на все руки, причем даже не касаемо IT. если убрать слово IT из контекста, то это применимо к любой сфере деятельности. этакий пушкинский Балда.

сразу же возникает вопрос - сколько же будет стоить специалист, обладающий такими умениями? всем ли он будет по карману?

для всех бизнесов, кроме отдельных крупных, он будет просто недоступен.

ps видимо о таком идеальном IT-бизнес-партнере задумалась автор на фото :)

Консультант, Москва

Я встречал таких, иногда их называют - советник по IT. Мое впечатление об их деятельности скорее негативное. В основном это малограмотные люди, нахватавшиеся по верхам специфических терминов, могут говорить на любые темы, но мало где разбираются в деталях. В проектах такой горе советник скорее вредитель чем помощник.

Аналитик, Москва
Владимир Локтионов пишет:
задумался, и, несколько "выпал в осадок". это не список, а какой-то утопический образ идеального сотрудника - мастера на все руки, причем даже не касаемо IT. если убрать слово IT из контекста, то это применимо к любой сфере деятельности. этакий пушкинский Балда.

Вот именно! В связи с этим возникает вопрос. А нужны ли такому человеку бизнес-партнеры, если он самодостаточная единица и вполне может промышлять IT-консалтингом/аутсорсингом? Как говорится, главнее тот, кто без другого проживет.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.