Деловая игра: сколько стоит организовать и провести

Деловая игра чаще всего проводится как часть выездного мероприятия. Реже – в офисе компании, где не требуются затраты на аренду помещения, но остаются расходы на питание и подготовку пространства. Исходя из этого, важно понимать, что есть траты опосредованные, сопутствующие организации мероприятия как такового, а есть затраты непосредственно на саму игру. Я выделяю две статьи расходов: организация мероприятия в целом и подготовка и проведение самой деловой игры.

Расходы на организацию деловой игры

Обычно организация мероприятия – это ответственность клиента. Но команда разработчиков и ведущих всегда помогает с выбором помещения, подсказывает по отдельным нюансам. За отдельную плату подрядчик, проводящий игру, может сам заняться подбором помещения и переговорами об аренде.

Что может войти в бюджет мероприятия:

  • Аренда помещения. Площадку нужно выбирать под конкретное мероприятие – от этого зависит размер помещения, а иногда и особенные требования. Есть игры, для которых обязательно нужно бронировать black-out пространство. Заранее обсудите с игротехниками время, на которое нужно арендовать помещение. Команде понадобятся дополнительные часы на сборку и разборку оборудования, поэтому ко времени проведения игры нужно добавить еще не менее трех часов при бронировании.
  • Питание. Закупку еды для фуршета или кофе-брейка, а также работу официантов, как правило, оплачивает компания. Если сотрудники будут есть в столовой или кафе, их чеки тоже пойдут в бухгалтерию как командировочные или иные расходы.
  • Оборудование. В эту статью расходов входит покупка или аренда любого оборудования, которое может понадобиться во время мероприятия: проекторы, микрофоны, колонки.
  • Проживание. Если планируете выездное мероприятие, подумайте, где сотрудники будут ночевать – оплата номеров тоже входит в бюджет.
  • Логистика. При удаленном расположении площадки для мероприятия компания организует трансфер до места проведения и обратно.
  • Дополнительные развлечения или обучение. Например, во время мероприятия будет выступать приглашенный спикер или ди-джей, который будет отвечать за музыкальное сопровождение.

Упростить подготовку и сократить расходы на организацию мероприятий можно с помощью IT-решений. Они позволят управлять событием – от программы и регистрации до печати бейджей и сбора обратной связи. Как минимум, можно сэкономить на полиграфии, автоматизировать нетворкинг для гостей.

Расходы на подготовку и проведение деловой игры

Подрядчик определяет стоимость, исходя из количества участников, реквизита, продолжительности и сложности игры. В эту стоимость уже заложены расходы на подготовку к игре и само ее проведение. Несмотря на то, что часть расходов – это «внутренняя кухня» команды, на эту работу тоже заложен бюджет. Какие расходы включает каждая игра?

Работа команды

Игротехники, администраторы, дизайнеры и другие члены команды начинают свою работу еще на этапе подготовки. Им предстоит:

  • Согласовать формат проведения игры и адаптировать ее под клиента. Каждая доработка, переделка, презентация и даже встречи с заказчиком – это время сотрудников, которое, как известно, деньги.
  • Собрать команду в соответствии с игрой. Каждый специалист должен быть выбран под задачи мероприятия – аудиторию, количество игроков. Игротехники имеют разные специализации и сильные стороны. Кто-то хорошо работает с топ-менеджерами, кто-то с большой аудиторией.
  • Подготовить команду. Перед проведением каждого мероприятия команда подрядчика оттачивает на практике все нюансы игры в соответствии со спецификой компании. Это нужно для полного соответствия игрового процесса пожеланиям заказчика.
  • Провести игру. Подрядчик приезжает заранее, чтобы подготовить помещение, проводит игру, а потом остается для разборки реквизита.

Для одной игры на 100 участников может понадобиться команда из 10-20 человек. При подборе специалистов организатор игры учитывает квалификацию сотрудников. А от этого, соответственно, зависит оплата его работы. Для сравнения: при проведении тренинга компания может нанять только одного специалиста и потратить на это определенную сумму. А во время игры нужна целая команда тренеров-игротехников. Их работа будет стоить дороже, ведь и навыки нужны более специфичные и редкие, и людей задействовано больше, чем при тренинге.

Около 50% стоимости игры – это именно работа команды подрядчика по подготовке и проведению мероприятия.

Реквизит

Команда разработчика игры подготавливает помещение: установка декораций, проверка оборудования, раскладка раздаточного материала и комплектующих игры – на эти работы уходит от 2 часов времени. Также команда берет на себя подготовку реквизита:

  • Печать раздаточных материалов и компонентов к игре.
  • Декорации для стилизации помещения и костюмы для создания антуража.
  • Расходные материалы – стикеры, маркеры, точки для голосования, скотч и прочее.

На реквизит и полиграфию уходит около 30% от общей стоимости игры. Эти расходы уже заложены в цену.

Скрытые расходы

Компания-организатор игры должна поддерживать свою хозяйственную деятельность. И, конечно, административные расходы заложены в себестоимость мероприятия, в том числе на:

  • Налоги.
  • Инвестиции в разработку новых игр.
  • Маркетинг.
  • Содержание офиса.
  • Работу бухгалтера и другого вспомогательного персонала.

Такие издержки составляют не более 20% от общей стоимости. Это «скрытые расходы», которые входят в итоговую сумму мероприятия.

За что платит заказчик, или в чем ценность деловой игры

Концентрированный опыт и быстрые изменения, которые происходят с коллективом. Если в обычной жизни сотрудники развиваются постепенно, а то и топчутся на месте годами, то в игре они значительно быстрее меняются, приобретают опыт, прокачивают личностные и профессиональные навыки. С точки зрения опыта и компетенций сотрудников, игра экономит время, а значит и ресурсы компании, позволяя быстро достичь целей:

  • Обучение персонала. Если нужно быстро научиться чему-то новому (конкретному бизнес-процессу, рабочему инструменту), то игра моделирует ситуацию, в которой возможно быстрое получение нового навыка, а также его закрепление и применение на практике.
  • Отработка форс-мажорных ситуаций. За один день сотрудники учатся быстро и слаженно реагировать на непривычные ситуации, изменение внешних требований и внутренних условий. Компания приобретает адаптивность, умение быстро подстраиваться под любые форс-мажоры, а это значительно снижает риски для бизнеса.
  • Развитие навыков. Помимо профессиональных скиллов, важно также повышать мягкие навыки: критическое мышление, лидерский потенциал, эмпатию, навык бесконфликтной коммуникации и другие. Можно ждать годами, пока команда дорастет до этого самостоятельно, а можно погрузить их в игровой сюжет, который стимулирует быстрое развитие навыков, и за один день получить наглядный результат.
  • Слаженная работа команды. На притирку коллектива уходит время – это замедляет темпы работы, снижает результативность проектов. В игре даже малознакомые сотрудники сплачиваются и становятся командой за сжатые сроки – учатся распределять роли и обязанности, доверять друг другу, вместе ставить цели и достигать их.
  • Получение реального опыта. Можно идти долгим путем, приобретая опыт после многократных ошибок. Сотрудники будут попадать в сложные бизнес-ситуации и выносить из них или положительный или негативный результат. Но какой ценой для компании будет получен этот опыт? Ушедшими клиентами? Потерянной прибылью? Другой путь – создание игровой ситуации, в которой команда приобретает опыт быстро и безболезненно для бизнеса.
  • Командообразование. Вместо двух-трех тимбилдингов, во время которых сотрудники будут сближаться вокруг непрофессиональной деятельности, можно провести деловую игру на сплочение вокруг реальных бизнес-задач. Эффект командообразования достигается за счет совместной работы по игровому сюжету.

Почему лучше выбрать качество, а не экономию при проведении деловой игры

От бюджета напрямую зависит, насколько круто пройдет деловая игра. Представьте, у вас намечается важное событие – свадьба.

  • Первое развитие сюжета: вы нанимаете фотографа-новичка за скромную сумму. В итоге даже после идеально срежиссированного праздника остаются печальные кадры – что-то размыто, что-то криво, что-то и вовсе не осталось запечатленным на пленку.
  • Второе развитие сюжета: вы заказали классного фотографа. Пошел дождь, все планы нарушились. Но по итогу вы получили снимки, на которых чудесно все – даже ливень добавил ярких эмоций и помог сделать классные кадры. Это стоит своих денег?

Такая же ситуация с деловой игрой. Когда вы платите за качество, то получаете проведение игры с максимально хорошим результатом при любых обстоятельствах. Опытные ведущие справляются с любым форс-мажором: в помещении отключили электричество – это не повод отказываться от игры; в разгаре событий между участниками развязался конфликт – его можно быстро разрешить. И так с любой сложностью – профессиональные организаторы игр достигают обозначенных целей при любых условиях.

На чем можно сэкономить при проведении деловой игры

Стоимость деловой игры может сильно отличаться. Если вы хотите сэкономить, присмотритесь к разным форматам игр. Я расположил их в порядке увеличения цены:

  1. Покупка настольной игры и самостоятельное ее проведение.
  2. Готовая настольная игра. Ведущие проводят игру «из коробки», ничего не меняя в сценарии и правилах. Участники располагаются группами у разных столов, для каждой команды – набор компонентов для игры и ведущий.
  3. Деловая игра по готовому сценарию. Организатор учитывает количество игроков, печатает компоненты для игры. Ведущие проводят игру по готовому сценарию, без изменений.
  4. Адаптация игры под запрос. Если в сценарий нужно добавить какие-то элементы, например, вставить кейсы заказчика, конкретные механики, бизнес-процессы, то команда разработчиков адаптирует игровой процесс под клиента.
  5. Разработка уникальной игры с нуля. Разработчики учитывают все пожелания клиента по сценарию, сюжету игры, конкретным механикам и компонентам. После проведения игры авторские права на нее остаются у разработчиков, а у клиента – результат в виде навыков и опыта команды.
  6. Разработка и передача игры клиенту. Разработчик создает полностью уникальную игру и передает права на ее проведение и все сопутствующие материалы заказчику, чтобы он мог повторно использовать их.

В зависимости от выбранного формата стоимость может сильно отличаться: покупка коробочного решения может стоить 60-70 тыс. руб., а полная разработка игры с передачей прав – до 1 млн.

Но даже одна и та же игра может иметь разную стоимость в зависимости от компетенций команды, которую собрали под задачу заказчика. Например, игра на 10 человек для топ-менеджмента компании может стоить 300-450 тысяч. А игра для посетителей выставки может стоить 250 тысяч для 100 человек – и это тоже будет качественно. Просто задачи решают разные ведущие и администраторы в зависимости от их компетенций и количества человек.

Почему стоимость проведения деловой игры может показаться слишком высокой

  • Заказчик ищет не деловую игру, а тренинг или другую активность для тимбилдинга. Эти форматы мероприятий дают разный результат, соответственно, имеют разную стоимость. Сравнивать тренинг и деловую игру по цене некорректно – это совершенно разные инструменты, для разных целей, которые работают с разной эффективностью.
  • Заказчик не учитывает «невидимые работы». Подготовка деловой игры, материалов, помещения – это время и дополнительные расходы. Организатор не может просто прочитать правила игры. Детальная подготовка включает проектирование и тестирование игры под специфику клиента – работа начинается задолго до самого мероприятия.
  • Заказчик относится к деловой игре как к несерьезному мероприятию. Слово «игра» звучит не очень внушительно и солидно. Но это такой формат. Главное, что это рабочий инструмент, который непосредственно влияет на развитие компании.

Проведение деловой игры – это больше, чем активность для сплочения коллектива. Это рабочий инструмент для бизнеса, который дает большие результаты и полностью окупает вложения. Главное при выборе игры – учесть, соотносятся ли цели деловой игры с тем, какой эффект будет достигнут с ее помощью.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Скажите пожалуйста, как на ваш взгляд заказчик может оценить эффективность вложений средств в деловую игру? Какие критерии будут показателями что это не напрасные траты?

Консультант, Новосибирск

Материал полезен. Если вы уже решили провести игру.

За кадром осталось принятия решения. Нужна ли организации подобная форма развития? Для каких оргкультур деловые игры полезны? Каковы риски и как минимизировать потенциальный вред?

Руководитель группы, Москва
Сергей Корчанов пишет:

Материал полезен. Если вы уже решили провести игру.

За кадром осталось принятия решения. Нужна ли организации подобная форма развития? Для каких оргкультур деловые игры полезны? Каковы риски и как минимизировать потенциальный вред?

Сергей, совершенно верно. Что интересно - в тексте есть кое-что про "зачем?", но это никак не отражено в заголовке. И сразу вызывает вопросы. 

Генеральный директор, Москва
Ирина Невзорова пишет:

Скажите пожалуйста, как на ваш взгляд заказчик может оценить эффективность вложений средств в деловую игру? Какие критерии будут показателями что это не напрасные траты?

Ирина, здраствуйте.

Хороший вопрос - и простого и наглядного ответа пока не нашёл. Но могу рассказать какими методами можно к этому подступиться.

1) Классическая модель оценки Киркпатрика:

1. Реакция (Reaction):
Оценивает, насколько участникам понравилось обучение, их удовлетворенность и вовлеченность. На этом уровне проводятся опросы, чтобы понять, как участники восприняли обучение.
2. Обучение (Learning):
Измеряет, насколько участники усвоили знания и навыки, предложенные в ходе обучения. Здесь проводятся тесты, задания и другие методы оценки для измерения уровня усвоения материала.
3. Поведение (Behavior):
Оценивает, как участники применяют новые знания и навыки в своей работе после обучения. На этом уровне проводится наблюдение за поведением сотрудников, опросы руководителей и оценка изменений в производительности.
4. Результаты (Results):
Оценивает влияние обучения на достижение бизнес-целей и результатов. Здесь анализируются бизнес-показатели, такие как повышение производительности, снижение затрат, увеличение продаж и т.д. 

 + 5 уровень с рассчётом ROI

2) Непосредственное наблюдение и оценка сотрудниками этой же компании. Помогает сразу увидеть, происходит ли изменение стратегий действий на игре, по сравнению с тем, что было ДО. И так как HR-департамент уже имеет обычно понимание и некоторое досье с сильными и слабыми сторонами сотрудников, то изменение поведения указывает на изменения в (суб)личности. 

Другими словами, я часто говорю, что "Игра - это концетрированный опыт, изменение и проживание". Если люди после игры вышли точно такими же людьми, что и вошли - это не качественная игра.

А уже на основе этих изменений пробовать перевести качественные параметры в количественные. Во сколько денег вы оценили, что один сотрудник больше не саботирует работу другой команды, а другой, например, перестал срывать дедлайны подставляя всю компанию. Сколько вы бы денег дали лично ему, чтобы он отказался от своего недостатка мешающего работе компании. И сработало бы это? Нет? Тогда нужно достичь этой цели опосредованно - например через затраты на деловую игру.

3) И третий вариант - через анализ альтернативной стоимости. Есть стоимость часа работы сотрудника - её мы возьмём за отправную точку. Дальше теперь мы умножаем её на количество людей, которые собрались например на 2-х часовое совещаение.
ЗП/час*кол-во людей*кол-во часов = стоимость совещания.
Это те скрытые расходы, которая компания несёт собирая людей на совещание, где зачастую происходит не очень много полезного в единицу времени.

И теперь мы вводим, как альтернативу, деловую игру. Расходы на неё равны стоимости проведения от провайдера, если в нерабочее время или стоимости проведения от провайдера + стоимости рабочего времени вовлечённых людей, если в игра проводится в рабочее время.

Грубо говоря,  в среднем деловая игра это по стоимости 1-3 стоимости совещания этих же людей. Это мы рассмотрели затратную часть - а теперь переходим к "доходной".

Деловые игры развивают навыки, улучшают кросс-коммуникации, позволяют снизить текучку и затраты на удержание сотрудника. Если у нас после игры для согласования теперь нужна не 2 недели и 3 совещания, а неделя и всего 1 одна встреча - во сколько денег мы можем это оценить? Или у нас сотрудник после игры нашёл зачем ему оставаться в компании и увидел преспрективы, то мы сэкономили от 3 до 6 зарплат на поиск нового и его интеграцию в процессы. Или паре сотрудников теперь понятнее и проще общаться с клиентами, и тем самым они принесли ещё несколько сделок или просто с вами продлили контракт.

Даже один из этих примеров может по затратам уже полностью перекрывать расходы на обучение через деловые игры. А у нас таких участников там целая группа. Поэтому если деловая игра сработает даже для 30% участников - это уже в долгосроке будет выгоднее компании по соотношению вложенных и сэкономленных/заработанных денег.
___

Поэтому во многом критерием может быть - поменялось ли что-то в участниках по итогу игры. Мы обычно рассматриваем 3 временных периода: на игре, через 2 недели и через 3 месяца. Если да, и это наши целевые/спроектированные/полезные изменения - то игра того стоила и надо проводить ещё :)

Генеральный директор, Москва
Сергей Лозинский пишет:
Сергей, совершенно верно. Что интересно - в тексте есть кое-что про "зачем?", но это никак не отражено в заголовке. И сразу вызывает вопросы. 

Сергей, подробнее про зачем в другой статье:

https://www.e-xecutive.ru/education/korporativnoe-obuchenie/1998563-chto-takoe-delovye-igry-i-zachem-oni-nuzhny-biznesu-podrobnyi-gaid

Knowledge manager, Пермь

С одной стороны, деловые игры могут быть полезными, если на них можно организовать обучение или по крайней мере соприкосновение с какими то актуальными навыками.

С другой стороны для большого количества участников могут быть актуальными свои уникальные навыки.

Лично я пока бы не рискнул устраивать такие игры.

А вот на одном общем совещании, вытянуть из участников то что для них актуально в решении общей задачи - может быть намного проще.

После выявления узкого места, можно вытянуть из участников или предложить им как можно решить общую актуальную для компании задачу.

Таким образом, на общем совещании можно начать формировать умение, которое может перейти затем в навык определенный способ общения.

А в совещании на узком рабочем месте можно начать формировать умение выбирать подходящее для всех решение.

Вероятно, что в совещании на рабочем месте нужно присутствие администрации компании, в том числе и финансистов!

Это только в Тойоте, как удивлялись гости, инженеры Тойоты были полномочны принимать на рабочем месте самые важные решения!

У нас самые эффективные решения могут и должны выходить за рамки существующих правил  поэтому для принятия новых правил нужны коллегиальные решения уполномоченных лиц!

В играх с собственникам и руководителям на примерах можно показывать какие новые правила можно применять для решения тех или иных задач.

Возможно, как и в футболе, в бизнес-тренингах появятся тренировки своих стадартных ситуаций и навыков их разрешения?!:)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
СберУниверситет выделит 12,4 млн рублей на гранты для талантливых управленцев

Десять участников получат возможность пройти обучение на ведущих образовательных программах бесплатно: размер грантов покрывает 100% стоимости обучения.

МИРБИС объявила даты осеннего набора на программы МВА и Executive MBA

До 18 июля 2025 года все желающие могут зафиксировать действующую стоимость программ MBA и EMBA, оформить договор и оплатить обучение по текущему тарифу.

Слушатели программы MBA ВШБ ВШЭ прошли двухдневную деловую симуляцию

Такой формат обучения отражает реальную сложность стратегического управления в компаниях.

В ВШБ ВШЭ завершилась программа для лидеров в сфере управления HR

Слушатели программы «HR 3.0: управление человеческим капиталом» получили системные знания, практические инструменты и новое видение своей роли в бизнесе.

Дискуссии
Ева Озерова
Алексей, спасибо за то, что про это написали. Люблю эту тему. Для меня счастье в мелочах, и это п...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.