Человек и компетенции нового времени — итоги форума

Национальный форум ДПО, объединивший представителей вузов, бизнеса, государственных структур и профессионального сообщества, прошел на площадке НИУ ВШЭ. Форум стал одним из крупнейших отраслевых мероприятий года: офлайн-программу посетили более 800 человек, а общее число участников превысило 3 тысячи. Тема 2025 года — «Человек и компетенции нового времени». 

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, являясь крупнейшим провайдером программ дополнительного профессионального образования в университете, приняла активное участие в программе форума. Совместно с Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) ВШБ ВШЭ организовала дискуссию «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы».

Модератором обсуждения выступил первый заместитель директора Высшей школы бизнеса ВШЭ Дмитрий Волков. В дискуссии приняли участие Владимир Копцев, директор Центра программ MBA Высшей школы бизнеса ВШЭ, Ольга Ильина, директор Центра управления проектами Высшей школы бизнеса ВШЭ, Федор Федоров, исполнительный директор Школы бизнеса Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», Дмитрий Толмачев, директор Института экономики и управления УрФУ, Мария Балашова, декан Школы бизнеса «Синергия».

С приветственным словом к участникам сессии обратился президент РАБО Сергей Мясоедов. Он подчеркнул, что рынок бизнес-образования развивается в разных, порой трудно прогнозируемых направлениях и требует от бизнес-школ активного поиска новых решений. Эксперт обозначил важность возвращения к международному профессиональному диалогу, в том числе с ведущими азиатскими бизнес-школами, а также необходимость учета образовательных запросов нового поколения слушателей.

Открывая обсуждение, Дмитрий Волков отметил, что бизнес-образование сегодня переживает период глубокой трансформации. Рынок демонстрирует разрыв между компетенциями специалистов и требованиями, предъявляемыми работодателями, — глобальная тенденция «великой переквалификации» требует не только обновления образовательных программ, но и переосмысления самой логики подготовки управленцев. Данные международных исследований показывают, что в 2025 году в топе востребованных компетенций появилось семь новых — от аналитического мышления и технологической гибкости до умения работать с большими данными и цифровыми сетями, тогда как фокус на эмоциональном интеллекте, доминировавшем в начале десятилетия, полностью сместился.

Меняется и образовательный спрос: наиболее популярными становятся курсы по лидерству, искусственному интеллекту, бизнес-аналитике, кибербезопасности и визуализации данных. 

Продолжая тему стратегического развития бизнес-школ, Дмитрий Волков предложил рассматривать существующие образовательные институты через призму четырех классических моделей — ремесленной, университетской, модели «обучающей машины» и технологической платформы. По его словам, сегодня все более заметно преобладание гибридных решений, позволяющих сочетать академическую глубину с практическими инструментами и гибкостью рыночных подходов.

Итоги дискуссии показали, что развитие бизнес-образования требует переосмысления и новых подходов. Участники сошлись во мнении, что сочетание академической экспертизы, технологических решений и ориентации на запросы рынка станет ключевым фактором для формирования новой архитектуры бизнес-образования. 

В рамках секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Корпоративные университеты» были представлены результаты уже четвертой волны исследовательского проекта Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Корпоративные университеты России — 2025».

Корпоративное обучение в российском бизнесе из вспомогательной функции превращается в ключевой инструмент реализации стратегических проектов и подготовки специалистов под задачи технологической трансформации. Об этом говорили спикеры панельной дискуссии — представители корпоративных университетов (КУ) крупнейших компаний России. Эксперты и приглашенные участники секции обсудили, как меняются запросы бизнеса на корпоративное обучение и какие задачи развития становятся определяющими для КУ промышленного сектора экономики, банков, энергетики, транспорта.

Еще одним треком бизнес-школы в рамках форума стала тема: «Управление качеством ДПО. Цифровизация и персонализация». Галина Можаева, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, директор Центра программ развития руководителей, отметила, что отрасль «подошла к моменту, когда пора отказаться от гонки технологий, не связанных с содержанием образования, и сосредоточиться на качестве образовательных программ». Тема управления качеством неразрывно связана с двумя ключевыми трендами. Во-первых, с растущей требовательностью слушателей, которые целенаправленно приходят в образование для карьерного скачка и получения конкретных бизнес-результатов. Во-вторых, с цифровизацией, которую можно охарактеризовать не просто как инструмент, а как драйвер для фундаментального переосмысления образовательной деятельности и повышения ее эффективности.

Компания: Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики»
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
48% работодателей повысят зарплаты в 2026 году

«Зарплатная гонка» замедлилась — о повышении зарплат в 2025 году сообщили две трети (66%) работодателей.

Доставка и грузоперевозки — лидеры по росту числа предложений о подработке без опыта

Количество таких предложений за год увеличилось в 2,4 раза (+142%).