Китайский импорт: почему время «серых» поставок прошло для селлеров

Еще недавно считалось, что привезти груз из Китая проще некуда. Карго-компании предлагали быстро и без «лишних» бумаг доставить товар прямо с производства в Россию – заплати посреднику и жди фуру дома. Но теперь «серые» перевозки стоят на паузе. Как изменилась ситуация с поставками из Китая, почему теневые схемы больше не работают и что делать селлерам, чтобы не потерять бизнес – разбираю в статье.

Как работает карго-доставка

Карго – это комплекс услуг по доставке грузов из-за рубежа с упрощенным таможенным оформлением и логистикой. В контексте России и стран СНГ под этим понимают практически все, что связано с поставками из Китая: и сам способ, и исполнителей.

Груз с китайской фабрики попадает на склад перевозчика, его упаковывают и везут в Россию. Дальше либо заказчик забирает его в Москве, либо доставляет транспортная компания. У селлера из бумаг может быть только перечень товаров. Финансовую логистику и оформление остальных документов, вроде инвойсов и упаковочных листов, берет на себя посредник.

Такие не совсем легальные схемы ввоза товара долго были популярны. На то есть причины:

  • Гибкость и удобство. С помощью карго возили грузы любого веса, размера и категории. Можно было влиять на стоимость перевозки, выбирая оптимальный маршрут и вид транспорта.
  • Низкие издержки. Заходить в e-сommerce с «серых» поставок было выгодно: полной растаможки нет, НДС и другие сборы платить не нужно. Можно сэкономить на аренде контейнера, просто купив в нем место.
  • Отсутствие регулирования. При карго груз идет в обход официальных таможенных процедур и не проходит сложную сертификацию. Часто может декларироваться только товар с низкими пошлинами или вообще его часть.
  • Скорость. Путь от фабрики в Китае до склада маркетплейса в России мог составить всего 2 месяца. «Белый» ввоз такими сроками похвастаться, к сожалению, не может.

Эпоха «серых» поставок прошла

Любая нелегальная схема рано или поздно привлечет внимание регулирующих органов. И если раньше груз из Китая без проблем поступал в Россию через Казахстан, то с сентября 2025 года контроль ввоза ужесточился. И вот около 10 тысяч фур стоят на казахско-российской границе. Главную причину такой остановки связывают с борьбой с «серым» ввозом. Потому что машины, которые едут «в белую» и с полным пакетом нормальных документов, проходят границу в обычном режиме.

Государство уже начало активно применять меры по регулированию международных перевозок: вступил в силу закон о применении единого транспортного документа (ЕТД), введен обязательный весогабаритный контроль и прогрессивная система штрафов. В качестве долгосрочной цели заявлен рост прозрачности цепи поставок.

Таким образом, контроль будет усилен сразу по трем направлениям: входная стоимость груза, легальность ввоза и денежные операции. Что больно ударит по «серым» схемам. И вот почему:

  • Юридический аспект. Привезти товар без документов станет намного сложнее, а продавать его на маркетплейсах будет вообще невозможно. Так к весне 2026 года планируется запуск тестового режима для электронных площадок, при котором селлеры обязаны подгружать таможенную декларацию, по которой был ввезен товар.
  • Финансовый аспект. Возить карго станет дороже. Будет сложнее оплатить товар наличными через посредника, а незаконные или подозрительные денежные операции по карте могут привести не только к штрафам и конфискациям, но и к полной блокировке банковского счета.
  • Репутационный аспект. Любая нелегальная схема в бизнесе не красит предпринимателя в глазах клиента или партнера. Срыв сроков поставки, невозможность расплатиться с перевозчиком, отсутствие официальных документов медленно, но верно подрывают доверие к компании.

Как пострадали продавцы из-за карго-перевозчиков

Вот, что я наблюдаю:

  • Паника и выжидательная позиция. Товары из-за новых ограничений и ужесточения контроля застряли или в Казахстане, или на казахско-российской границе. Кто-то собирается разбивать груз на части и везти его другими способами в Россию, кто-то просто ждет. Правда, и к ВЭД заметно возрос интерес.
  • Рост мошенничества. На этой волне появилось много мошенников: они обещают карговикам или самим селлерам помочь «вытащить» машину с товаром. За свои услуги просят около $5-10 тыс., берут деньги и пропадают. Кто-то мечется в поиске решений, а кто-то на этих метаниях зарабатывает.

Почему селлеры держатся за карго-доставки

Несмотря на очевидные риски и негативные последствия теневых схем ввоза, не все селлеры спешат переходить на легальные поставки. Думаю, дело в следующих опасениях:

  • «Не умею работать с ВЭД». Отсутствие знаний о таможне и сертификации товаров останавливают многих предпринимателей на пути к «белым» поставкам. Не все хотят вникать в тонкости официального оформления импорта, и вместо изучения деталей предпочитают рисковать деньгами, временем и репутацией.
  • «Не справлюсь с бюрократией». Страх перед усложнением процессов понятен: если раньше все на себя брала карго-компания, то в случае с «белым» ввозом весь груз ответственности, коммуникации с поставщиком, перевозчиком и таможней ложатся на самого продавца.
  • «ВЭД не подходит в принципе». Пока живы предубеждения в духе: «ВЭД только для крупных компаний», «Легально – значит сложно», останутся и те, кто будет верить, что «серых» схем для небольшого бизнеса более чем достаточно и переключаться на «белый» ввоз нецелесообразно.

Преимущества легального импорта

Ввоз «по-белому» до сих пор ассоциируется с долгим и дорогим оформлением. На самом деле ВЭД – это про устойчивость, стабильность и гарантии для предпринимателя.

  • Прозрачность. На руках у селлера и перевозчика есть все документы, подтверждающие официальный ввоз товара в Россию: контракт, сертификаты, таможенная декларация. Нет поводов для волнений при общении с налоговой или другими контролирующими органами.
  • Защита. Если возникнут проблемы с доставкой или самим грузом, вы вправе требовать возмещения убытков по договору. Все денежные операции законны, можно не думать о проверках, штрафах и блокировке счета.
  • Минимум рисков. Перевозчик несет ответственность за сохранность упаковки и самого груза. Весь товар – в одном контейнере, а значит перегрузки и повреждения исключены. Отследить его можно на любых этапах.
  • Финансовые выгоды. Все расходы понятны и прописаны заранее. Неожиданные траты, связанные с нарушением законодательства, исключены. При «белом» ввозе вы имеете право свободно продавать товар на всех площадках, в сетевых магазинах и участвовать в тендерах.
  • Репутация. Полностью легальный ввоз и наличие всех документов повышает доверие клиентов и партнеров к компании.

Наблюдая за изменениями рынка и ужесточением регулирования, можно сказать, что те, кто изначально выбрали «белый» путь ввоза, выиграли с самого начала. Эти предприниматели сохранили деньги, нервы и время, не думая о том, как спасти бизнес, пока товар мертвым грузом завис на границе.

Реальные барьеры перехода на ВЭД

Вот, что действительно тормозит селлеров при переключении на полностью легальные поставки, и как можно это решить:

  • Недостаток опыта и знаний, сложность в их приобретении. Вникнуть сходу в тонкости «белого» ввоза нелегко, но всегда можно обратиться за помощью к тем, кто уже «варится в этом котле» и владеет актуальной информацией. Такие люди помогают внедриться в китайский шопинг и точно знают, как обойти болевые точки.
  • Дорогая сертификация. Стоимость получения сертификатов немалая. Но и тут можно найти варианты: проверьте, возможно, именно ваша категория товара не требует разрешительных документов или входит в перечень с упрощенной схемой. Тогда достаточно оформить декларацию о соответствии, что намного дешевле.
  • Трудности с завозом мелких партий. В этом случае можно обратиться к компании, которая сама возит груз «под ключ» из Китая. Такая фирма в рамках сборного контейнера полностью легально привезет ваш товар «для себя» со всеми документами, а вам останется его выкупить.

Любой локальный кризис – это место для возможностей. Рынок укрупнится, карго-посредники постепенно уйдут с поля. Поэтому ждать появления лазеек и новых теневых схем не стоит, лучше адаптироваться к изменениям, иначе рискуете остаться ни с чем и обанкротиться.

Рекомендации продавцам относительно международных поставок

  • Если ваш груз «застрял» на границе, не ждите, перезаказывайте или переключитесь на другой товар или даже нишу. Найдите самый ходовой товар в вашем бизнесе и завозите его полностью легально крупной партией. Не теряйте время, используйте кризис как точку роста и решительно переводите логистику на «белые рельсы».
  • Начните с мелких шагов. Изучите базу: какие документы, сертификаты нужны для вашей категории товаров. Разберитесь с деталями логистической и финансовой цепи. Попробуйте самостоятельно пройти весь путь от заказа до доставки, чтобы понять, как это работает.
  • Чтобы правильно оформить документы и законно провести денежные операции, обращайтесь за помощью к проверенным специалистам: от таможенного брокера и юриста до платежного агента.
  • Уточняйте все, что непонятно. Переспрашивайте, глупых вопросов, как известно, не бывает.

Выводы

Время «серых» поставок из Китая постепенно уходит. И пока одни теряют клиентов и свою долю рынка, в панике пытаясь найти пути обхода системы, другие углубляют свои знания и находят в переменах возможности для роста и масштабирования. Поэтому именно переход на полностью «белый» ввоз становится для товарного бизнеса лучшим решением.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Сейнов
Независимый директор, Москва

Выводы

Время «серых» поставок из Китая постепенно уходит. И пока одни теряют клиентов и свою долю рынка, в панике пытаясь найти пути обхода системы, другие углубляют свои знания и находят в переменах возможности для роста и масштабирования. Поэтому именно переход на полностью «белый» ввоз становится для товарного бизнеса лучшим решением.

Всё верно. Только знания здесь не при чём. Не помогут. Роста не будет.

ФНС не дремлет ! 

ФТС наращивает контроль. 

Поэтому, импортёры, расслабьтесь, постарайтесь получить удовольствие:

"Атас! Эй, веселей, рабочий класс. Атас..."

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Финансовая стабильность важнее продвижения по карьерной лестнице

Почти половина опрошенных не рассматривают повышение, если новый оффер предполагает ухудшение соцпакета.

Каждый пятый руководитель считает, что достиг потолка в карьере

Управленцы продолжают развиваться, но сомневаются в своих перспективах роста.

Смена профессии становится нормой

73% россиян задумывались о смене профессии, а 66% уже меняли сферу деятельности хотя бы один раз.