Вместо скучной теории – сказка, или Как учить людей с клиповым мышлением

В этой статье обсудим: как увеличить способность сотрудников и студентов концентрироваться на получаемых знаниях; и как человеку сосредоточиться на нужной информации, не переключаясь на множество отвлекающих факторов.

Как изменился информационный рацион людей

Социальные сети, мессенджеры, новостные ленты – все это создает постоянный информационный шум, в котором человеку приходится ориентироваться каждый день. В цифровом мире традиционные способы обработки данных уже не справляются с нагрузкой.

Короткие видео, лаконичные посты, мгновенные сообщения формируют новый тип мышления – клиповое мышление, это когда:

  • Внимание рассеивается, а фокус становится все более кратковременным.
  • Человек научился быстро изучать большое количество разнообразной информации, но, к сожалению, поверхностно.
  • Сложно удерживать внимание на длинных текстах, тяжело воспринимать объемные материалы – это кажется скучным.

Буквально за 20-30 лет информационный рацион изменился:

  • Количество источников информации выросло в десятки раз.
  • Скорость потребления возросла многократно.
  • Форматы контента стали более фрагментарными.
  • Глубина анализа заметно снизилась.

Понимание этих трансформаций и способность адаптироваться к изменениям становится ключевым навыком успешного развития в новом информационном мире.

Как изменился процесс потребления контента

Я уже долго наблюдаю за тем, как меняется потребление контента людьми. Со временем структурировал свои наблюдения в виде таблицы. В этих колонках не просто сухие цифры, а история трансформации человеческого внимания.

потребление информации

Количество разнонаправленной информации выросло настолько, что контент пролистывают со скоростью гоночного автомобиля. Однако объем одной порции информации уменьшился в десятки раз. Формат подачи тоже существенно видоизменился.

Что происходит с человеческим вниманием

Вырисовывается парадокс: чем обширнее становится поток информации, тем сложнее ее усваивать. Люди обрабатывают колоссальные массивы данных, при этом сохраняя лишь мизерную их часть.

Интересные наблюдения:

  • За 30 лет время концентрации внимания сократилось в 6 раз.
  • Объем порции потребляемого контента уменьшился в 10 раз.
  • Визуализация стала доминирующим форматом (80% потребления).
  • Люди превратились в настоящих мультизадачников, переключаясь каждые 20-30 секунд.

Каждое поколение вносит свой вклад в развитие этого феномена:

  • Иксы пытаются сохранить баланс между традиционным и новым форматом потребления информации.
  • Миллениалы находят гармонию между скоростью и глубиной восприятия.
  • Зеты естественным образом адаптируются к новым условиям, превращая многозадачность в норму существования.
  • А поколение Alpha переосмысливает само понятие информационного потребления.

В будущем время концентрации сократится еще больше, а визуальные форматы станут почти доминирующими. И это однозначно несет определенные сложности для образовательных процессов, в том числе для корпоративного обучения новых и текущих сотрудников.

Кризис традиционных методов обучения

Длительные тренинги и объемные материалы не способны удержать внимание учеников, привыкших к быстрому потреблению информации. Новая парадигма образования строится на принципах гибкости и адаптивности. Микроформаты обучения заменяют длинные курсы, а интерактивные визуальные элементы и игровые механики помогают удерживать внимание. Искусственный интеллект и дополненная реальность создают персонализированные траектории развития. Корпоративное обучение трансформируется в систему непрерывного микрообучения с мгновенной обратной связью. Вместо классических лекций появились интерактивные симуляторы и практические модули.

Ключевым становится формирование культуры непрерывного развития. Будущее образования – синтез традиционных методов и инновационных технологий, позволяющий каждому получать знания в комфортном формате, сохраняя возможность глубокого погружения в материал. Такой подход поможет преодолеть вызовы информационного века и раскрыть новый потенциал человеческого развития.

Как работает метод метафорического переосмысления

Суть метода проста: сложные теории превращаются в доступные жизненные ситуации. Когда сухой текст превращается в образную историю, материал не только становится понятнее, но и лучше запоминается. Такой подход эмоционально вовлекает, развивает ассоциативное мышление и стимулирует креативность.

Представьте:

  • Не просто учебник по экономике, а главы увлекательных событий о том, как маленький стартап быстро вырос в огромную корпорацию.
  • Вместо скучных инструкций, написанных монотонным текстом, – захватывающее приключение, где персонажи олицетворяют коллег, а правила становятся волшебными помощниками. Приемка товара превращается в путешествие храброго купца, а соблюдение техники безопасности – в подвиги отважного героя.

Благодаря ярким образам, вместе с увлекательным сюжетом, студенты легко запомнят емкие теоретические материалы и сложные процедуры регламента. Такой подход сделает работу интереснее, поможет быстрее усваивать правила и процесс обучения станет эффективнее.

Успех метода напрямую зависит от квалификации создателя метафор. Он должен глубоко разбираться в теме, владеть профессиональной терминологией, понимать связи между различными концепциями. Не менее важен практический опыт: умение правильно интерпретировать теории, создавать точные аналогии и сохранять научную достоверность. Уметь адаптировать сложные идеи для аудитории. Сохранять суть теоретических положений, создавать понятные метафоры, поддерживать связь между исходным текстом и образным повествованием.

Конечно, метод не заменяет традиционное обучение, а делает его более увлекательным и результативным. В условиях сокращения внимания и преобладания визуальных форматов метафорическое переосмысление помогает сохранить глубину понимания сложных концепций.

Выводы

Я сам написал две управленческие сказки о патологических состояниях, часто возникающих в молодых компаниях. В основе сюжета лежат фундаментальные труды Ицхака Адизеса, а именно – элементы его концепции жизненного цикла организации. При создании историй особое внимание уделял стилистике повествования. Традиционный русский подход с его глубокими метафорами, народными мудростями и понятной символикой позволил превратить сложные управленческие концепции в живые увлекательные рассказы.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Санкт-Петербург

Интересно, есть ли какие-то данные подтверждающий подобные выводы. 

  1. Принципиально согласен, фактически это тренд, который характерен для всех стран не только России. 
  2. Это тренд который характерен массовой дебилизации населения как следствие прогресса. 
  3. Нет желания думать, нет желания что-то узнавать или создавать и, как следствие нет навыка критического мышления. 
  4. Интернет это глобальная информационная помойка на данный момент. 
Консультант, Новосибирск

Метафоры — это очень хорошо!

Я бы все-таки разговор об образовании (обучении) начинал с целей этого процесса.

Сейчас в фирмах процветает, на мой взгляд, обучение инструкциям.

Понятно, что их нужно как-то вдолбить в головы нижестощих сотрудников и сделать что-то, чтобы информация закрепилась там.

Тут клиповая подача материала вполне подойдет.

Второй уровень обучения — это немного теории к уже имеющимся знаниям предыдущего уровня.

Тут формат бизнес-сказок подойдет, особенно если обучаемые азов не знают.

Но я бы еще предложил им самим эти сказки писать.

Например, про Вовочку и продажу «конфет» одноклассникам...

А вот если говорить о фундаментальном образовании, то ситуация будет другая.

И тут я бы сначала поставил вопрос: а нам вообще нужны руководители с клиповым мышлением?

Да смогут ли они вообще разбираться в том, чем они руководят, и хотя бы понимать происходящее, или будут мультики в голове смотреть?

Уверен, что фундаментальное образование необходимо, вот только изучаемый материал должен быть хорошо структурирован и понят теми, кто его готовит.

И спасибо, Алексей, что вы объяснили причину появления бизнес-сказок, а то они как-то странно смотрелись на бизнес-портале среди других текстов.

Вы их для людей какого возраста писали?

Коммерческий директор, Екатеринбург
Николай Сычев пишет:

А вот если говорить о фундаментальном образовании, то ситуация будет другая.

И тут я бы сначала поставил вопрос: а нам вообще нужны руководители с клиповым мышлением?

Да смогут ли они вообще разбираться в том, чем они руководят, и хотя бы понимать происходящее, или будут мультики в голове смотреть?

И спасибо, Алексей, что вы объяснили причину появления бизнес-сказок, а то они как-то странно смотрелись на бизнес-портале среди других текстов.

Вы их для людей какого возраста писали?

Николай спасибо за коментарий!

Учитывая особенности мышления поколения Альфа (которое уже через несколько лет начнет наполнять наши вузы и рынок труда ) - вопрос "нужны или не нужны руководители с клиповым мышлением" ставить уже никто не будет.

Тренд сформировался и будет только нарастать - постепенно эта особенность мышления становясь нормой.... как для управленцев так и для подчененных. 

Да, у предыдущих поколений степень проявления клиповости мышления будет разной...но даже Х не стоит обольщатся...уже сейчас можно заметить что ранее интересные фильмы из 80-90х сейчас смотреть иногда очень скучно (так как они кажутся невероятной тягомотиной).      

Отчасти поэтому я ориентировался при написании сказок, все таки на широкую целевую аудиторию (школьников, студентов и активно трудящихся граждан).
Эти пилотные произведения - по сути являются экспериментом "Исследованием глубины восприятия метафорических текстов у разных возрастов".          

Коммерческий директор, Екатеринбург
Николай Сибирев пишет:

Интересно, есть ли какие-то данные подтверждающий подобные выводы. 

  1. Принципиально согласен, фактически это тренд, который характерен для всех стран не только России. 
  2. Это тренд который характерен массовой дебилизации населения как следствие прогресса. 
  3. Нет желания думать, нет желания что-то узнавать или создавать и, как следствие нет навыка критического мышления. 
  4. Интернет это глобальная информационная помойка на данный момент. 

Николай, спасибо за коментарий

Данных и исследований на эту тему много в открытых источниках.
Часть подтверждений лежат на поверхности.

Глубоко копать не нужно.
Достаточно понаблюдать за собой и окружением и начинаешь понимать - мир изменился. 

Занимаясь внедрением категорийного менеджмента и автоматизацией бизнес процессов я давно заметил что обучающий процесс стал хромать.

Вот и задумался - как можно улучшить его эффективность и обойти (взломать) клиповое мышление путем взаимодействия с глубинными структурами сознания.


Консультант, Новосибирск
Алексей Бодунов пишет:
Николай Сычев пишет:

А вот если говорить о фундаментальном образовании, то ситуация будет другая.

И тут я бы сначала поставил вопрос: а нам вообще нужны руководители с клиповым мышлением?

Да смогут ли они вообще разбираться в том, чем они руководят, и хотя бы понимать происходящее, или будут мультики в голове смотреть?

И спасибо, Алексей, что вы объяснили причину появления бизнес-сказок, а то они как-то странно смотрелись на бизнес-портале среди других текстов.

Вы их для людей какого возраста писали?

Николай спасибо за коментарий!

Учитывая особенности мышления поколения Альфа (которое уже через несколько лет начнет наполнять наши вузы и рынок труда ) - вопрос "нужны или не нужны руководители с клиповым мышлением" ставить уже никто не будет.

Непонятно, о чем вы это.

А Альфа еще не показала себя в полную силу.

Алексей Бодунов пишет:
Тренд сформировался и будет только нарастать - постепенно эта особенность мышления становясь нормой.... как для управленцев так и для подчененных. 

Именно нормой, а не чем-то еще?

Алексей Бодунов пишет:
Да, у предыдущих поколений степень проявления клиповости мышления будет разной...но даже Х не стоит обольщатся...уже сейчас можно заметить что ранее интересные фильмы из 80-90х сейчас смотреть иногда очень скучно (так как они кажутся невероятной тягомотиной).      

Раньше просто смотреть было нечего, и современных средств не было.

Сейчас есть выбор, поэтому просто переключаются.

Я знаю зуммеров, которым старые фильмы интересны.

И популярность Катышевой у них удивляет, это по части отношения к старому.

Алексей Бодунов пишет:
Отчасти поэтому я ориентировался при написании сказок, все таки на широкую целевую аудиторию (школьников, студентов и активно трудящихся граждан).Эти пилотные произведения - по сути являются экспериментом "Исследованием глубины восприятия метафорических текстов у разных возрастов".       

Ну, если это эксперимент, то и говорить не понятно о чем.

А вот про клиповое мышление интересно разобраться.

Может быть, клиповое мышление нужно рассматривать его не как альтернативу системному, а как его дополнение?

Консультант, Новосибирск
Алексей Бодунов пишет:
Вот и задумался - как можно улучшить его эффективность и обойти (взломать) клиповое мышление путем взаимодействия с глубинными структурами сознания.

Интересная постановка вопроса.

Он особенно интересен из-за того, что люди не знают, как устроены «глубинные структуры сознания», им еще нужно с этим разобраться.

Взломать мышление — опасное это занятие, оно может обидеться и ответить, у него возможностей больше.

А вот улучшить мышление можно, сейчас, например, для этого ИИ активно начали использовать, вот только улучшает это мышление или нет, еще не понятно, так как критерии улучшения не определены.

Да и понятие «мышление» неплохо было бы уточнить.

Шикарная тема, в каком-то смысле я ей и занимаюсь, но в другой постановке вопроса.

Консультант, Санкт-Петербург

Есть очень интересный термин – "загнивания мозгов, ну это становится тэндэнцией. 

Руководитель проекта, Москва

предложу аналоги, "быстрые" менеджеры быстро гонят исполнять всех "задачу". Просто нагнетают в чан давление. Другая аналогия это быстрый кеш. В нем места мало но он очень быстрый. С другой стороны там не так много инструкций, вот бы их посмотреть. Пс: там еще и Келвин есть кеш L1, L2 и тд

Консультант, Новосибирск

А вот про клиповое мышление интересно разобраться.

Может быть, клиповое мышление нужно рассматривать его не как альтернативу системному, а как его дополнение?

Неа, не получится. В системном мышлении принципиальны связи между компонентами системы, а в клиповом мышлении связи между клипами отсутствуют, иначе это не клиповое мышление.

 

Консультант, Новосибирск

Очень своевременная статья. Обучение детей и взрослых решительно меняется из-за катастрофического изменения объектов обучения )))

Из критики подумал бы над чем:

Менять можно не только теоретическую подачу материала (о чем преимущественно речь в статье), но и технологию её дальнейшей обработки учеником. Дать материал - мало, нужно его "протащить" через мозги обучаемого, для этого обучаемый должен  с этим материалом поработать - пересказать/объяснить его другим, попробовать применить на практике, смоделировать его применение, обсудить его с коллегами и т.п. Здесь тоже немало техник, в том числе игровых.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Слушатели программы MBA ВШБ ВШЭ завершили международную часть программы обучения

Выездной модуль прошел в Школе экономики и менеджмента Университета Циньхуа (Пекин, Китай).

Прогноз: 3,4 млрд рублей — рынок корпоративного ИБ-образования в России

Основные потребители образовательных услуг по информационной безопасности — крупные (40%) и крупнейшие компании (43%).

Яндекс запустил платформу для обучения цифровому маркетингу

Обучение бесплатное для всех пользователей.

Слушатели программы MBA ВШБ ВШЭ прошли деловую симуляцию

Стратегическая деловая игра — интенсивный двухдневный модуль, с которого начинается обучение.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне используют ИИ при поиске работы

Самые распространенные сценарии: составить или улучшить резюме, поиск подходящих вакансий, собрать информацию о потенциальных работодателях.

Фриланс в России: 5 трендов

Рынок альтернативной занятости в России становится более зрелым и предсказуемым.

Специалисты по информационной безопасности в дефиците

У каждой третьей компании штат ИБ укомплектован лишь на 50–80%.

Руководители рассказали о главных сложностях в управлении сотрудниками

Больше всего руководители устают от сотрудников, которые постоянно чем-то недовольны, и признались, что увольнения вызывают сильные эмоции.