В этой статье обсудим: как увеличить способность сотрудников и студентов концентрироваться на получаемых знаниях; и как человеку сосредоточиться на нужной информации, не переключаясь на множество отвлекающих факторов.
Как изменился информационный рацион людей
Социальные сети, мессенджеры, новостные ленты – все это создает постоянный информационный шум, в котором человеку приходится ориентироваться каждый день. В цифровом мире традиционные способы обработки данных уже не справляются с нагрузкой.
Короткие видео, лаконичные посты, мгновенные сообщения формируют новый тип мышления – клиповое мышление, это когда:
- Внимание рассеивается, а фокус становится все более кратковременным.
- Человек научился быстро изучать большое количество разнообразной информации, но, к сожалению, поверхностно.
- Сложно удерживать внимание на длинных текстах, тяжело воспринимать объемные материалы – это кажется скучным.
Буквально за 20-30 лет информационный рацион изменился:
- Количество источников информации выросло в десятки раз.
- Скорость потребления возросла многократно.
- Форматы контента стали более фрагментарными.
- Глубина анализа заметно снизилась.
Понимание этих трансформаций и способность адаптироваться к изменениям становится ключевым навыком успешного развития в новом информационном мире.
Как изменился процесс потребления контента
Я уже долго наблюдаю за тем, как меняется потребление контента людьми. Со временем структурировал свои наблюдения в виде таблицы. В этих колонках не просто сухие цифры, а история трансформации человеческого внимания.

Количество разнонаправленной информации выросло настолько, что контент пролистывают со скоростью гоночного автомобиля. Однако объем одной порции информации уменьшился в десятки раз. Формат подачи тоже существенно видоизменился.
Что происходит с человеческим вниманием
Вырисовывается парадокс: чем обширнее становится поток информации, тем сложнее ее усваивать. Люди обрабатывают колоссальные массивы данных, при этом сохраняя лишь мизерную их часть.
Интересные наблюдения:
- За 30 лет время концентрации внимания сократилось в 6 раз.
- Объем порции потребляемого контента уменьшился в 10 раз.
- Визуализация стала доминирующим форматом (80% потребления).
- Люди превратились в настоящих мультизадачников, переключаясь каждые 20-30 секунд.
Каждое поколение вносит свой вклад в развитие этого феномена:
- Иксы пытаются сохранить баланс между традиционным и новым форматом потребления информации.
- Миллениалы находят гармонию между скоростью и глубиной восприятия.
- Зеты естественным образом адаптируются к новым условиям, превращая многозадачность в норму существования.
- А поколение Alpha переосмысливает само понятие информационного потребления.
В будущем время концентрации сократится еще больше, а визуальные форматы станут почти доминирующими. И это однозначно несет определенные сложности для образовательных процессов, в том числе для корпоративного обучения новых и текущих сотрудников.
Кризис традиционных методов обучения
Длительные тренинги и объемные материалы не способны удержать внимание учеников, привыкших к быстрому потреблению информации. Новая парадигма образования строится на принципах гибкости и адаптивности. Микроформаты обучения заменяют длинные курсы, а интерактивные визуальные элементы и игровые механики помогают удерживать внимание. Искусственный интеллект и дополненная реальность создают персонализированные траектории развития. Корпоративное обучение трансформируется в систему непрерывного микрообучения с мгновенной обратной связью. Вместо классических лекций появились интерактивные симуляторы и практические модули.
Ключевым становится формирование культуры непрерывного развития. Будущее образования – синтез традиционных методов и инновационных технологий, позволяющий каждому получать знания в комфортном формате, сохраняя возможность глубокого погружения в материал. Такой подход поможет преодолеть вызовы информационного века и раскрыть новый потенциал человеческого развития.
Как работает метод метафорического переосмысления
Суть метода проста: сложные теории превращаются в доступные жизненные ситуации. Когда сухой текст превращается в образную историю, материал не только становится понятнее, но и лучше запоминается. Такой подход эмоционально вовлекает, развивает ассоциативное мышление и стимулирует креативность.
Представьте:
- Не просто учебник по экономике, а главы увлекательных событий о том, как маленький стартап быстро вырос в огромную корпорацию.
- Вместо скучных инструкций, написанных монотонным текстом, – захватывающее приключение, где персонажи олицетворяют коллег, а правила становятся волшебными помощниками. Приемка товара превращается в путешествие храброго купца, а соблюдение техники безопасности – в подвиги отважного героя.
Благодаря ярким образам, вместе с увлекательным сюжетом, студенты легко запомнят емкие теоретические материалы и сложные процедуры регламента. Такой подход сделает работу интереснее, поможет быстрее усваивать правила и процесс обучения станет эффективнее.
Успех метода напрямую зависит от квалификации создателя метафор. Он должен глубоко разбираться в теме, владеть профессиональной терминологией, понимать связи между различными концепциями. Не менее важен практический опыт: умение правильно интерпретировать теории, создавать точные аналогии и сохранять научную достоверность. Уметь адаптировать сложные идеи для аудитории. Сохранять суть теоретических положений, создавать понятные метафоры, поддерживать связь между исходным текстом и образным повествованием.
Конечно, метод не заменяет традиционное обучение, а делает его более увлекательным и результативным. В условиях сокращения внимания и преобладания визуальных форматов метафорическое переосмысление помогает сохранить глубину понимания сложных концепций.
Выводы
Я сам написал две управленческие сказки о патологических состояниях, часто возникающих в молодых компаниях. В основе сюжета лежат фундаментальные труды Ицхака Адизеса, а именно – элементы его концепции жизненного цикла организации. При создании историй особое внимание уделял стилистике повествования. Традиционный русский подход с его глубокими метафорами, народными мудростями и понятной символикой позволил превратить сложные управленческие концепции в живые увлекательные рассказы.
Читайте также:








Интересно, есть ли какие-то данные подтверждающий подобные выводы.
Метафоры — это очень хорошо!
Я бы все-таки разговор об образовании (обучении) начинал с целей этого процесса.
Сейчас в фирмах процветает, на мой взгляд, обучение инструкциям.
Понятно, что их нужно как-то вдолбить в головы нижестощих сотрудников и сделать что-то, чтобы информация закрепилась там.
Тут клиповая подача материала вполне подойдет.
Второй уровень обучения — это немного теории к уже имеющимся знаниям предыдущего уровня.
Тут формат бизнес-сказок подойдет, особенно если обучаемые азов не знают.
Но я бы еще предложил им самим эти сказки писать.
Например, про Вовочку и продажу «конфет» одноклассникам...
А вот если говорить о фундаментальном образовании, то ситуация будет другая.
И тут я бы сначала поставил вопрос: а нам вообще нужны руководители с клиповым мышлением?
Да смогут ли они вообще разбираться в том, чем они руководят, и хотя бы понимать происходящее, или будут мультики в голове смотреть?
Уверен, что фундаментальное образование необходимо, вот только изучаемый материал должен быть хорошо структурирован и понят теми, кто его готовит.
И спасибо, Алексей, что вы объяснили причину появления бизнес-сказок, а то они как-то странно смотрелись на бизнес-портале среди других текстов.
Вы их для людей какого возраста писали?
Николай спасибо за коментарий!
Учитывая особенности мышления поколения Альфа (которое уже через несколько лет начнет наполнять наши вузы и рынок труда ) - вопрос "нужны или не нужны руководители с клиповым мышлением" ставить уже никто не будет.
Тренд сформировался и будет только нарастать - постепенно эта особенность мышления становясь нормой.... как для управленцев так и для подчененных.
Да, у предыдущих поколений степень проявления клиповости мышления будет разной...но даже Х не стоит обольщатся...уже сейчас можно заметить что ранее интересные фильмы из 80-90х сейчас смотреть иногда очень скучно (так как они кажутся невероятной тягомотиной).
Отчасти поэтому я ориентировался при написании сказок, все таки на широкую целевую аудиторию (школьников, студентов и активно трудящихся граждан).
Эти пилотные произведения - по сути являются экспериментом "Исследованием глубины восприятия метафорических текстов у разных возрастов".
Николай, спасибо за коментарий
Данных и исследований на эту тему много в открытых источниках.
Часть подтверждений лежат на поверхности.
Глубоко копать не нужно.
Достаточно понаблюдать за собой и окружением и начинаешь понимать - мир изменился.
Занимаясь внедрением категорийного менеджмента и автоматизацией бизнес процессов я давно заметил что обучающий процесс стал хромать.
Вот и задумался - как можно улучшить его эффективность и обойти (взломать) клиповое мышление путем взаимодействия с глубинными структурами сознания.
Непонятно, о чем вы это.
А Альфа еще не показала себя в полную силу.
Именно нормой, а не чем-то еще?
Раньше просто смотреть было нечего, и современных средств не было.
Сейчас есть выбор, поэтому просто переключаются.
Я знаю зуммеров, которым старые фильмы интересны.
И популярность Катышевой у них удивляет, это по части отношения к старому.
Ну, если это эксперимент, то и говорить не понятно о чем.
А вот про клиповое мышление интересно разобраться.
Может быть, клиповое мышление нужно рассматривать его не как альтернативу системному, а как его дополнение?
Интересная постановка вопроса.
Он особенно интересен из-за того, что люди не знают, как устроены «глубинные структуры сознания», им еще нужно с этим разобраться.
Взломать мышление — опасное это занятие, оно может обидеться и ответить, у него возможностей больше.
А вот улучшить мышление можно, сейчас, например, для этого ИИ активно начали использовать, вот только улучшает это мышление или нет, еще не понятно, так как критерии улучшения не определены.
Да и понятие «мышление» неплохо было бы уточнить.
Шикарная тема, в каком-то смысле я ей и занимаюсь, но в другой постановке вопроса.
Есть очень интересный термин – "загнивания мозгов, ну это становится тэндэнцией.
предложу аналоги, "быстрые" менеджеры быстро гонят исполнять всех "задачу". Просто нагнетают в чан давление. Другая аналогия это быстрый кеш. В нем места мало но он очень быстрый. С другой стороны там не так много инструкций, вот бы их посмотреть. Пс: там еще и Келвин есть кеш L1, L2 и тд
Неа, не получится. В системном мышлении принципиальны связи между компонентами системы, а в клиповом мышлении связи между клипами отсутствуют, иначе это не клиповое мышление.
Очень своевременная статья. Обучение детей и взрослых решительно меняется из-за катастрофического изменения объектов обучения )))
Из критики подумал бы над чем:
Менять можно не только теоретическую подачу материала (о чем преимущественно речь в статье), но и технологию её дальнейшей обработки учеником. Дать материал - мало, нужно его "протащить" через мозги обучаемого, для этого обучаемый должен с этим материалом поработать - пересказать/объяснить его другим, попробовать применить на практике, смоделировать его применение, обсудить его с коллегами и т.п. Здесь тоже немало техник, в том числе игровых.