В этой статье обсудим: как увеличить способность сотрудников и студентов концентрироваться на получаемых знаниях; и как человеку сосредоточиться на нужной информации, не переключаясь на множество отвлекающих факторов.
Как изменился информационный рацион людей
Социальные сети, мессенджеры, новостные ленты – все это создает постоянный информационный шум, в котором человеку приходится ориентироваться каждый день. В цифровом мире традиционные способы обработки данных уже не справляются с нагрузкой.
Короткие видео, лаконичные посты, мгновенные сообщения формируют новый тип мышления – клиповое мышление, это когда:
- Внимание рассеивается, а фокус становится все более кратковременным.
- Человек научился быстро изучать большое количество разнообразной информации, но, к сожалению, поверхностно.
- Сложно удерживать внимание на длинных текстах, тяжело воспринимать объемные материалы – это кажется скучным.
Буквально за 20-30 лет информационный рацион изменился:
- Количество источников информации выросло в десятки раз.
- Скорость потребления возросла многократно.
- Форматы контента стали более фрагментарными.
- Глубина анализа заметно снизилась.
Понимание этих трансформаций и способность адаптироваться к изменениям становится ключевым навыком успешного развития в новом информационном мире.
Как изменился процесс потребления контента
Я уже долго наблюдаю за тем, как меняется потребление контента людьми. Со временем структурировал свои наблюдения в виде таблицы. В этих колонках не просто сухие цифры, а история трансформации человеческого внимания.

Количество разнонаправленной информации выросло настолько, что контент пролистывают со скоростью гоночного автомобиля. Однако объем одной порции информации уменьшился в десятки раз. Формат подачи тоже существенно видоизменился.
Что происходит с человеческим вниманием
Вырисовывается парадокс: чем обширнее становится поток информации, тем сложнее ее усваивать. Люди обрабатывают колоссальные массивы данных, при этом сохраняя лишь мизерную их часть.
Интересные наблюдения:
- За 30 лет время концентрации внимания сократилось в 6 раз.
- Объем порции потребляемого контента уменьшился в 10 раз.
- Визуализация стала доминирующим форматом (80% потребления).
- Люди превратились в настоящих мультизадачников, переключаясь каждые 20-30 секунд.
Каждое поколение вносит свой вклад в развитие этого феномена:
- Иксы пытаются сохранить баланс между традиционным и новым форматом потребления информации.
- Миллениалы находят гармонию между скоростью и глубиной восприятия.
- Зеты естественным образом адаптируются к новым условиям, превращая многозадачность в норму существования.
- А поколение Alpha переосмысливает само понятие информационного потребления.
В будущем время концентрации сократится еще больше, а визуальные форматы станут почти доминирующими. И это однозначно несет определенные сложности для образовательных процессов, в том числе для корпоративного обучения новых и текущих сотрудников.
Кризис традиционных методов обучения
Длительные тренинги и объемные материалы не способны удержать внимание учеников, привыкших к быстрому потреблению информации. Новая парадигма образования строится на принципах гибкости и адаптивности. Микроформаты обучения заменяют длинные курсы, а интерактивные визуальные элементы и игровые механики помогают удерживать внимание. Искусственный интеллект и дополненная реальность создают персонализированные траектории развития. Корпоративное обучение трансформируется в систему непрерывного микрообучения с мгновенной обратной связью. Вместо классических лекций появились интерактивные симуляторы и практические модули.
Ключевым становится формирование культуры непрерывного развития. Будущее образования – синтез традиционных методов и инновационных технологий, позволяющий каждому получать знания в комфортном формате, сохраняя возможность глубокого погружения в материал. Такой подход поможет преодолеть вызовы информационного века и раскрыть новый потенциал человеческого развития.
Как работает метод метафорического переосмысления
Суть метода проста: сложные теории превращаются в доступные жизненные ситуации. Когда сухой текст превращается в образную историю, материал не только становится понятнее, но и лучше запоминается. Такой подход эмоционально вовлекает, развивает ассоциативное мышление и стимулирует креативность.
Представьте:
- Не просто учебник по экономике, а главы увлекательных событий о том, как маленький стартап быстро вырос в огромную корпорацию.
- Вместо скучных инструкций, написанных монотонным текстом, – захватывающее приключение, где персонажи олицетворяют коллег, а правила становятся волшебными помощниками. Приемка товара превращается в путешествие храброго купца, а соблюдение техники безопасности – в подвиги отважного героя.
Благодаря ярким образам, вместе с увлекательным сюжетом, студенты легко запомнят емкие теоретические материалы и сложные процедуры регламента. Такой подход сделает работу интереснее, поможет быстрее усваивать правила и процесс обучения станет эффективнее.
Успех метода напрямую зависит от квалификации создателя метафор. Он должен глубоко разбираться в теме, владеть профессиональной терминологией, понимать связи между различными концепциями. Не менее важен практический опыт: умение правильно интерпретировать теории, создавать точные аналогии и сохранять научную достоверность. Уметь адаптировать сложные идеи для аудитории. Сохранять суть теоретических положений, создавать понятные метафоры, поддерживать связь между исходным текстом и образным повествованием.
Конечно, метод не заменяет традиционное обучение, а делает его более увлекательным и результативным. В условиях сокращения внимания и преобладания визуальных форматов метафорическое переосмысление помогает сохранить глубину понимания сложных концепций.
Выводы
Я сам написал две управленческие сказки о патологических состояниях, часто возникающих в молодых компаниях. В основе сюжета лежат фундаментальные труды Ицхака Адизеса, а именно – элементы его концепции жизненного цикла организации. При создании историй особое внимание уделял стилистике повествования. Традиционный русский подход с его глубокими метафорами, народными мудростями и понятной символикой позволил превратить сложные управленческие концепции в живые увлекательные рассказы.
Читайте также:








Интересно, есть ли какие-то данные подтверждающий подобные выводы.
Метафоры — это очень хорошо!
Я бы все-таки разговор об образовании (обучении) начинал с целей этого процесса.
Сейчас в фирмах процветает, на мой взгляд, обучение инструкциям.
Понятно, что их нужно как-то вдолбить в головы нижестощих сотрудников и сделать что-то, чтобы информация закрепилась там.
Тут клиповая подача материала вполне подойдет.
Второй уровень обучения — это немного теории к уже имеющимся знаниям предыдущего уровня.
Тут формат бизнес-сказок подойдет, особенно если обучаемые азов не знают.
Но я бы еще предложил им самим эти сказки писать.
Например, про Вовочку и продажу «конфет» одноклассникам...
А вот если говорить о фундаментальном образовании, то ситуация будет другая.
И тут я бы сначала поставил вопрос: а нам вообще нужны руководители с клиповым мышлением?
Да смогут ли они вообще разбираться в том, чем они руководят, и хотя бы понимать происходящее, или будут мультики в голове смотреть?
Уверен, что фундаментальное образование необходимо, вот только изучаемый материал должен быть хорошо структурирован и понят теми, кто его готовит.
И спасибо, Алексей, что вы объяснили причину появления бизнес-сказок, а то они как-то странно смотрелись на бизнес-портале среди других текстов.
Вы их для людей какого возраста писали?