«Мы и так держимся из последних сил – какое тут обучение?». Эту фразу в том или ином виде слышит любой консультант по образованию, работающий с бизнесом в кризисный период. Но если отбросить эмоции, становится очевидно: именно в турбулентное время обучение команды превращается из «опции» в ключевой рычаг выживания.
Когда экономику штормит, обучение – не роскошь
В условиях неопределенности компании урезают бюджеты, сокращают персонал, замораживают развитие. Это может дать краткосрочное облегчение, но среднесрочно подрывает устойчивость. Организации, которые сокращают корпоративное обучение, экономят на том, что должно помогать справляться с кризисами: гибкости мышления, устойчивости к изменениям, управленческой точности. Развивать команду – значит повышать ее способность адаптироваться к нестандартным ситуациям. А значит, сохранять конкурентоспособность, когда старые стратегии перестают работать.
В обычное время обучение часто откладывают, потому что «сейчас не горит». В кризис – потому что «сейчас не до того». Результат один: системное развитие откладывается бесконечно. Между тем, кризис – редкий момент, когда можно осмыслить опыт, скорректировать курс и вложиться в людей, которые этот курс реализуют. Компании, которые продолжают обучать сотрудников даже в сложных условиях, не просто демонстрируют зрелость, они создают ресурс, который потом невозможно будет наверстать в спешке.
Какие образовательные форматы работают в кризис
Обучение не обязательно должно быть дорогим, например, востребованы:
- Антикризисные управленческие тренинги – быстрые, практические, на реальные задачи.
- Короткие семинары по переговорам, управлению изменениями, стресс-менеджменту – чтобы помочь сотрудникам и руководителям сохранять рабочее состояние.
- Обучение внутренним коммуникациям – чтобы команда не рассыпалась под давлением.
- HR-технологии – чтобы понять, кого именно стоит брать в команду, и кто сможет в кризисный период решать сложные задачи, а не тратить время и деньги на случайных людей.
Многие собственники и топ-менеджеры, особенно опытные, пытаются «учить сами». Но реальность такова: руководитель – не тренер. Он не владеет технологиями обучения, и знание своего бизнеса не гарантирует успешного образовательного эффекта. Знания передаются не только словами, но и через структуру, подачу, вовлеченность. Кроме того, команда не будет воспринимать своего руководителя как тренера, так как привыкла к другим отношениям.
Профессиональный тренер способен:
- Упаковать знания в рабочие алгоритмы, инструкции, чек-листы.
- Отзеркалить проблемы, которые внутри компании замалчиваются.
- Задать тон не «от начальства», а от нейтрального эксперта, который способен зажечь интерес.
- Дать практики, отработанные на десятках других компаний.
Это не значит, что руководство отказывается от участия – напротив. Лучше всего работает связка: внутренняя вовлеченность + внешняя профессиональная методика.
Компании, которые инвестируют в обучение даже в непростое время, получают:
- Более устойчивую команду с навыками адаптации.
- Управленцев, которые могут брать ответственность, а не перекладывать.
- Меньше текучести – сотрудники ценят развитие даже больше, чем бонусы.
- Рабочие процессы, которые не разрушаются от первого стресса.
- Бизнес, готовый к росту, как только спад сменится подъемом.
Да, обучение требует вложений, но ключевая ошибка – рассматривать их как траты. Настоящие траты начинаются, когда управленец не может удержать команду, отдел продаж теряет клиентов, а компания стратегический фокус. И тогда счет может идти на миллионы.
Какие задачи бизнеса решает корпоративное обучение
В кризис все сложно: падает спрос, клиенты становятся осторожнее, бюджеты ужимаются, сотрудники демотивированы. В такой момент обучение решает реальные проблемы:
- Становится сложнее продавать. Обучите команду работать с возражениями. Когда клиент думает десять раз, прежде чем купить, важно не «давить», а четко и уверенно отвечать на сомнения. Тренинг по работе с возражениями учит продавцов слушать, аргументировать, удерживать интерес. В результате меньше клиентов отваливается, выше конверсия в сделку даже в нестабильной экономике.
- Сокращаются бюджеты на найм. Освойте ИИ-инструменты и автоматизацию. Это может дать реальную экономию ресурсов. Вместо расширения штата можно обучить команду использовать ИИ для создания контента, аналитики, для решения маркетинговых задач. В результате – меньше ручной работы, быстрее выполняются дела, не нужно платить лишние зарплаты.
- Сотрудники перегорают. Пусть обучение станет точкой роста. Когда все вокруг нестабильно, обучение помогает сохранить мотивацию и вовлеченность. Это особенно важно в командах, которые много работают и живут в режиме стресса. В результате – меньше текучки, выше продуктивность и лояльность к компании.
- Цена ошибок повышается. Обучение может ее снизить. Кризис – не время для проб и экспериментов на авось. Обучение помогает быстрее входить в новые роли, избегать типичных управленческих или юридических просчетов, не сливать бюджеты из-за незнания. В результате – спокойнее управлять, увереннее принимать решения, даже в турбулентной среде.
- Необходимость менять бизнес-модель. Людей нужно к этому готовить. Если приходится менять вектор: выходить на новые рынки, перестраивать процессы, работать с другим сегментом клиентов – команда будет сопротивляться или тянуть назад. А обученные сотрудники быстрее адаптируются, понимают логику изменений и не тормозят развитие.
Выводы
Если думаете, что сейчас «не время для обучения», задайте себе вопрос: готовы ли вы в таком состоянии пройти еще один кризис? Если не готовы, значит, время как раз подходящее.
Кризис – это проверка на гибкость. Обучение – не просто передача знаний. Это инвестиция в то, чтобы команда лучше справлялась с задачами, быстрее адаптировалась, сберегала ресурсы и помогала бизнесу не только выстоять, но и найти новые точки роста.
Также читайте:
Когда штормит не конкретную компанию, а экономику в целом, самое трудное выбрать а чему учить-то? Ситуация неопределенности - куда выбросит этот шторм и что там может понадобиться, - часто не позволяет рассматривать оплату обучения как инвестиции.
А вот если штормит все-таки не за бортом, а внутри, то самое сложное это понять опять же какой должна стать компания после шторма. Маловероятно что она вернется в точку, из которой начался шторм, потому что нельзя в одну реку войти дважды. И тут при определении видения куда будем рулить иногда приходит тоже вполне здравая идея инвестировать не в обучение персонала, а в его замену.
В любом случае прежде чем определиться с инвестированием куда-либо, важно понять какие именно дивиденды мы хотим получить. Являются ли решенные при помощи обучения задачи именно теми желаемыми дивидендами.
Понимаю, что это "партнёрский материал", поэтому и отношение соответствующее. Ни один тренер не знает, что происходит в компании во время кризиса. В конкретной компании в конкретный период времени в текущем состоянии компании в этом, новом кризисе. Каждый раз "кризис" новый. Даже как-то статью на эту тему писал... Финансовые кризисы: 1998, 2004, 2008 и т.п. Они каждый раз разные. И люди в команде разные. Нет универсальных рецептов. И, если ты до того, как лодка начала тонуть, не научил команду плавать, делать это сейчас бессмысленно и вредно. В общем, моё мнение - "антикризисные прораммы" - мимо кассы. Потом, может быть.
Другое дело, что, опять же - "помирать собрался, а рожь сей!". ВСЕГДА надо учить персонал базовым умениям и навыкам, которые востребованы в компании. А это, в том числе и "продажи" или "работа с персоналом", и "потроение процессов", "бережливое производство" и т.п. практические знания