По соцсетях гуляет таблица, которую публикуют сотрудники у себя в статусах, дабы слегка задеть руководителя: «Смотри, ты не лидер, а босс и диктатор»:
|
Босс |
Лидер |
|
устраивает гонку |
обучает |
|
полагается на власть |
рассчитывает на добровольность |
|
внушает страх |
формирует энтузиазм |
|
говорит «я» |
говорит «мы» |
|
винит других в неуспехе |
исправляет ошибки |
|
говорит: «начали» |
говорит: «начнем» |
|
приказывает |
задает вопросы |
|
использует людей |
развивает людей |
|
ставит себе в заслугу результаты других |
хвалит, отдает должное |
Удобная таблица для тех, кто не готов брать на себя ответственность и склонен к тому, чтобы ожидать решений от руководителя. Когда команды дает только руководитель, то и вся ответственность лежит на нем.
Книги vs. реальность: как работают лидеры
Популярные бестселлеры на темы лидерства и управления обычно смакуют и подробно поясняют, как должен действовать настоящий лидер, каким он должен быть понимающим, направляющим, коучем и ментором, этаким добрым дядюшкой, который и ошибки простит, и исправит их, а все результаты присвоит сотруднику, при этом регулярно повышая ему зарплату, чтобы тот был мотивирован, и создавая прекрасные условия для работы, чтобы сотрудник смотрел на команду как на семью.
Западную литературу на тему управления бизнесом я условно разделяю на две категории:
- Книги, написанные консультантами, коучами, менторами, которые когда-то давно работали на невысоких должностях, а потом, начитавшись умных книг и поняв ожидания множества людей, недовольных своими условиями работы, начали писать нечто утопическое.
- Книги, написанные реальными управленцами, создателями крупных бизнесов, в которых есть жесткая правда.
Авторы книг первой категории, обычно никогда не бравшие на себя заботы реального бизнеса, забывают, а скорее всего, не знают, что из-за жесткой конкуренции у руководителей обычно нет времени понимать, почему человек опоздал, или долго объяснять свои решения. Потому что на него давит собственник, конкуренты, госинстанции, даты заказов, необходимость участвовать в различного рода встречах, конференциях... И если у компании нет хорошей финансовой подушки в качестве резерва, то руководителю надо делать так, чтобы команда работала максимально эффективно. У менеджера тоже есть обязанности, которые надо четко исполнять, поэтому нет времени на красивое лидерство.
Авторы второй категории книг – реальные бизнесмены или управленцы, у которых и время и энергия ограничены. Они знают и понимают, что надо работать долго, напряженно и с большой эффективностью и только так есть вероятность выстоять и устоять. Обычно они пишут о конкуренции, о разных управленческих инструментах, о том, как выстроить четкую иерархию власти для эффективного управления, как жестко проводить реформы и трансформации, как требовать результат, как делегировать и давать полномочия.
Среди авторов первой категории тоже есть люди, построившие бизнесы с нуля, но в книгах, написанных ими позже, когда бизнес окреп, обычно больше желания пропиариться, поэтому они про свои лидерские качества просто говорят не всю правду.
Как молодежь понимает концепцию лидерства
Молодые люди обычно читают книги первой категории, которые им приятны. И верят, что если их, таких хороших, не продвигают, то это только потому, что директор – плохой босс. А вот настоящий лидер вложился бы в их развитие, создал бы идеальные условия, и с пониманием относился бы к опозданиям на работу, оплошностям, ошибкам. Ведь компания – это семья, а в семье должны прощать ошибки младших.
При этом я заметил странную тенденцию: стоит только этих мечтателей назначить менеджером младшего звена, дать немного полномочий и ответственности, как из их сознания полностью стирается правая часть таблицы и они превращаются в босса из левого столбика: приказывают, становятся нетерпеливыми, устраивают гонку, требуют результатов, забывают про эмпатию.
Бывают ли книжные лидеры в реальности
За годы свой управленческой и консалтинговой деятельности я встречал таких «руководителей мечты» только у крупнейших игроков рынка или монополистов, где были большие финансовые резервы. В остальных случаях, если приходится действовать в условиях жестокой конкуренции, нет возможности играть в «лидерство».
Недавно встречался с одним знакомым собственником, который год назад нанял на работу такого лидера. С сожалением в голосе он рассказывал: «Пришел руководитель, который хотел действовать как лидер: повысил расходы, «испортил» всех людей, они стали меньше работать за большие деньги и пряники, а потом сам ушел. Теперь мне надо все собирать обратно. Часть сотрудников ушли, оставшиеся считают меня плохим лидером».
О чем не пишут в книгах: как проложить карьерный путь наверх
Начиная любое дело, самое важное – правильно «программировать» себя, свой разум и психику. О чем необходимо знать специалистам, мечтающим о карьере управленца?
1. Руководитель не обязан быть лидером
Часто люди неправильно понимают концепцию лидерства. Простой тезис: «лидер ведет за собой» верный, но способны ли «последователи» идти с ним в том же темпе? Или они ждут, что руководитель остановится, каждому объяснит, куда и зачем двигаться, вдохновит, будет постоянно повышать зарплату, терпимо относиться к ошибкам, пока конкуренты не обгонят.
Многие «боссы» умеют подключать лидерские качества, когда им это надо, а «настоящие лидеры» неспособны долгое время держаться в подобных иллюзорно-идеальных рамках и склонны к регулярным приступам «диктатуры». Понимание, эмпатия, жесткие требования – все это различные инструменты управления, которые включаются по необходимости.
2. Идеальных условий работы не будет
Чувство счастья и удовлетворенности от работы зависит от десятков критериев – и связанных с компанией, и зависящих от личных качеств самого человека. Представим, что Александр работает в фирме, которая по всем пунктам выглядит идеально: высокая зарплата, 5 рабочих дней по закону, возможности для развития, в отделе – аккуратные, достаточно интеллектуальные коллеги. Маленькая деталь: прямой руководитель Александра – довольно грубый в общении человек. Другой пример: тот же человек и компания. В фирме все в порядке, руководитель хороший, но корпоративная среда подталкивает людей к жесткой конкуренции, из-за чего все работают в очень тяжелом и напряженном режиме.
Не ждите идеальных условий и возможностей, принимайте «правила игры» и учитесь чисто и грамотно, а порой жестко бороться за свои цели.
3. Карьерный путь полон несправедливостей
В мире бизнеса справедливость соразмерна силе и значимости самого человека.
Порой звучит недовольство, что непрофессионалы поднимаются вверх разными путями. До сих пор бытует мнение, что только профессионал своего дела может вырасти до уровня руководителя. Увы, но это не так. Для карьерного роста мало быть сильным специалистом. Руководитель – это человек, который развил управленческие навыки. Оценивать его по уровню технических знаний и умений – неправильно.
Те, кто рассчитывает на повышение в должности за счет упорного труда, испытывают только разочарование. Того, кто много работает, просто больше нагружают. Если ваш руководитель – манипулятор, понимает, что кто-то готов «сильно стараться ради роста» и при этом эмоционально уязвим, он будет безжалостно использовать вас, заставляя работать еще больше. За ваш труд и усилия не всегда заплатят в соответствии с вашими ожиданиями и вкладом. Если не требовать свое, велика вероятность, что не получите ожидаемого.
Посмотрите на ситуацию со стороны: некий сотрудник много работает, «горит», задерживается, переносит отпуска, при этом ничего не просит, надеясь, что «оценят». Руководитель иногда просто не видит этих сверхусилий или думает: «Он сам так работает – ему это нравится».
Мой совет: умейте показывать руководителю свою работу, усилия и самое главное, ваше ожидание адекватной оценки. Не бойтесь выглядеть «меркантильным». Вы тратите силы и время ради компании и клиентов – логично ожидать повышения и награду.
4. Скромность и застенчивость не украшают карьериста
Я много раз видел: человек усердно работает и надеется, что руководитель заметит и оценит его усилия. А руководитель видит человека, который молча терпит. На ровном месте оклад не поднимают. Зарплату надо просить, ее надо добиваться. А если молчать и надеяться на правильное лидерство, то ничего и не дождешься.
Быть профессионалом – недостаточно. Чтобы быть успешным, нужно уметь «продавать» свои знания и навыки. А для этого нужна смелость, психологическая сила и устойчивость, так как порой напротив вас будут стоять невежественные, но уверенные в себе люди. В такой ситуации готовность к борьбе важнее знаний.
5. Много работать недостаточно для карьерного продвижения
«Я много работаю, но начальник не видит» – все верно, он может этого не видеть. У руководителя большая нагрузка и множество обязательств:
- Объединять подчиненных в команды.
- Решать конфликты среди сотрудников, никого не ломая.
- Держать на контроле ключевых клиентов.
- Решать вопросы, связанные с госорганами.
- Позаботиться о своевременной выплате зарплат.
- Налаживать отношения с собственником компании.
В такой ситуации видеть чью-то «безупречную работу» зачастую физически невозможно.
Для сотрудника давать результат, быть грамотным – важно, но недостаточно: нужно уметь показывать руководителю свои знания, навыки и опыт. А тихих «трудяг» только больше нагружают работой, но не повышают.
Пример. Финансовый специалист ждет повышения до должности заместителя финансового директора. Пашет шесть дней в неделю до поздней ночи. А его коллега так не «пашет». Проходит год, и финансовым директором назначают второго, «менее занятого». Первый обижается и решает: «У нас работающим не дают расти». Но он не понимает разницы между финансистом и финансовым директором, который является управленцем, а значит:
- Выстраивает правильные коммуникации с руководителями других отделов, собственником, партнерами, клиентами.
- Развивает «мягкие навыки», чтобы регулировать отношения и с подчиненными, и с другими топ-менеджерами.
- Умеет презентовать себя, свои знания, опыт и результаты.
- Управляет коммуникацией с директором, а не ждет, пока его «заметят».
- Прокачивает речь, расширяет кругозор, активен на совещаниях, демонстрирует пользу, наращивает управленческие знания.
Поэтому «ленивого» финансиста и повысили. А «трудолюбивый» обижен на компанию.
6. Важно работать разумно, измеримо и целенаправленно
Для продвижения по карьере одного «знания» недостаточно – нужны стиль, поведение, презентация, коммуникация, переговоры и психологическая устойчивость. Будьте не «человеком компании», а человеком профессии. Я знаю много историй, когда у тех, кто «горел» работой, не оставалось времени на собственное развитие. В итоге, самых трудолюбивых и преданных сотрудников увольняли со словами: «Ты не соответствуешь требованиям времени». К сожалению, мир бизнеса бывает жесток. Важно иметь здоровый эгоизм и требовать для себя лучших условий и возможностей. Профессиональный эгоизм – это не про эго, а уважение к себе. Если кто-то скажет: «Ты слишком корыстный и зациклен на деньгах», ответьте: «Да, верно». Никто не наполняет холодильник дома благодарностями или обещаниями компании.
Не будьте «человеком компании» – будьте человеком профессии. Крупные фирмы «привязывают» людей к себе на долгие годы. В итоге есть риск стать специалистом внутри большого корабля, но самого моря не увидеть. И когда вас выбросят за борт со словами «ты не отвечаешь требованиям времени», можно утонуть. Станьте известны в своей профессии, будьте мастером своего дела.
Проверьте себя вопросами:
- «Чем я отличаюсь от тысячи ровесников, похожих на меня?»
- «Что я сделал за прошедшие сутки для будущего себя?»
Если на эти вопросы нет конкретных, точных и ясных ответов – проблемы в профессиональной жизни уже начались.
7. Компания не может быть семьей
Руководителям удобны «лояльные сотрудники», потому что можно манипулировать чувствами, целями и мотивацией. В какой-то момент вы просыпаетесь и видите: обещания не выполнены, а вы годами «прожигали» жизнь в надежде на «светлое будущее». Знаете, что иногда говорят лояльным в конце? «Мы платили зарплату, ты работал».
Фраза «мы одна семья» чаще всего используется для манипуляции. Семья строится на безусловной верности и понимании, а работа – на договоренностях, целях, ролях, цифрах и взаимной выгоде. Когда руководитель прикрывается словом «семья», то обычно требует переработки, стирает границы времени, душит возражения и выдает произвол за «заботу».
8. Надо уметь вовремя уходить
Крупные компании могут создавать удобные условия работы и люди остаются там годами. Человек привыкает к тому, что он маленькая часть большого корабля, имеет массу плюшек и приятных добавок, но при этом теряет свои навыки и активность. А через некоторое время может прийти новое руководство и со старожилами расстаются. Потом трудно найти такие же удобные условия работы. И оказывается, что пассивность сыграла злую шутку. Когда на собеседованиях спрашивают «почему ты так долго оставался в этой компании, понимая, что не развиваешься и не растешь?» такие люди отвечают, что «были в зоне комфорта». Подобное состояние – это не зона комфорта, а болото. Теплое, но болото. Крупные компании – это большие корабли, в которых надо двигаться внутри, чтобы не терять свой охотничий инстинкт.
Снимите «розовые очки», выучите правила игры и будьте сильными!
Также читайте:







