Как не стать пешкой в офисной войне: 7 советов молодым и амбициозным карьеристам

Истории карьерного успеха известных управленцев и руководителей становятся притчей во языцех – работал над собой, развивался, учился, повышал свой опыт, помогал коллегам. Но есть и обратная сторона медали: эти успешные люди являются также победителями корпоративных войн. У них, наряду со знаниями, опытом, правильными навыками, есть еще и умение вести невидимую невооруженному глазу войну с такими же серьезными стратегами.

И конечно же, в своих многочисленных интервью прессе о своей формуле успеха никто из победителей никогда ни слова не скажет и не напишет о том, сквозь какой огонь и трубы ему пришлось пройти в невидимой борьбе за сценой и шторами деловой жизни.

Карьера и корпоративная жизнь – это иногда даже не борьба, а война. И как во всякой войне, в армиях бывает кавалерия, тяжелая артиллерия, генералы и виды войск, которые не жалко отправлять на вражеские батареи.

За всю свою долгую управленческую жизнь, которую начинал с нуля, я сотни раз был свидетелем того, как молодые и доверчивые кадры в пылу и на эмоциях становятся активными участниками, а позже разменными пешками в этой войне. Посылаемые без каких-либо угрызений совести на вражеские позиции, очень спокойно жертвуют этими людьми, ищущими справедливость в мире бизнеса.

Войны в корпоративной жизни ведутся в разных масштабах, направлениях и целях: кто-то хочет получить повышение, кому-то нужно больше власти, кто-то метит на увеличение зарплаты, а четвертому надо просто удержаться на рабочем месте и не проиграть более молодому и энергичному конкуренту.

Война между начальниками в крупных компаниях ведется в больших масштабах и от результатов этих сражений бывают успехи, власть, влияние, финансовые и административные возможности руководителей.

Формат борьбы, оружия и инструменты выбираются соответственно рангу и административной силе сторон.

Есть категория людей, которые еще в начале своей карьеры активно выступают в качестве представителей одной из сторон войны, и получив несколько сильных ударов, теряют свою работу и уверенность в себе. Это в основном молодые карьеристы. Ими пользуются, ими наносят удары, доносят сообщения противной стороны или внутреннему обществу компании или владельцам, а потом могут их просто выкинуть на обочину корпоративной жизни.

До того как вмешаться в какую-то офисную войну, всем, особенно молодым, неопытным, но пылким и эмоциональным людям необходимо знать классификацию членов команды каждого руководителя в компании, и четко понимать свое место и свою значимость в глазах своего начальника.

Люди в команде практически любого крупного начальника с точки зрения возможности использования в войне делятся на три основные категории:

  1. Сильные профессионалы. Они нужны руководителю для достижения профессиональных результатов и целей. Они нужны для работы. Профессионалами никогда не рискуют, их стараются не использовать в войне, чтобы не демотивировать, их берегут от ударов противной стороны и всячески защищают. Это неприкосновенные.
  2. Специалисты, которые нужны для результатов, но их при необходимости можно заменить – как с профессиональной точки зрения, так и в целях использования и расходования. Этими людьми пользуются в крупных столкновениях, будучи уверенными в фактах и заранее, на случай поражения, найдя или подготовив возможную замену. Это частично необходимые.
  3. Пешки, которых много и которыми можно свободно пользоваться и расходовать в войне. В эту группу входят молодые, стажеры, те, кто недавно работает в компании; критики руководителя и недовольные им; и те, кто недостаточно искренне поддерживают своего начальника.

Молодые, эмоциональные, неопытные в офисных войнах и желающие сделать карьеру люди легко поддаются ложной мотивации. В целях нанесения легких ударов-покалываний другой стороне, начальник может сыграть на тщеславии или тяге к абсолютной правде молодого человека и аккуратно подвести его к тому, чтобы он в нужном месте сказал нужные слова при нужных людях.

Стандартная схема выглядит так: руководитель или чаще его представитель/помощник встречается с молодым человеком, хвалит его, мотивирует, говорит о справедливости и дает легкое направление об ошибках в компании, подчеркивая, что «у нас тут мало уверенных в себе людей, которые могут открыто об этих моментах говорить вслух». Человек заведен, мотивирован и – вперед. Возможность общаться с большим начальником вкупе и с возможностью выделиться и мотивацией от руководителя, а также стремлением молодого человека к правде и справедливости в компании могут закрыть и без того неопытные глаза карьериста.

В результате получается довольна неприятная, но весьма классическая ситуация: молодой сотрудник жестко высказывается об ошибках и проблемах в компании, которые входят в сферу другой группировки-команды и на время становится героем-правдолюбцем; его начальник получает возможность без вреда себе и основным членам своей команды нанести укол противнику.

К сожалению, в конце всего этого пострадавшим бывает как раз тот самый молодой, эмоциональный и правдолюбивый сторонник абсолютной справедливости.

Пример. В крупном холдинге идет война между двумя группировками. Молодой представитель одной из группировок по наущению своего руководства наносит укол другой стороне. Через некоторое время ввиду различных причин начальники приходят к временному согласию и перемирию и одним из негласных условий другой стороны бывает увольнение того самого эмоционального товарища. Пешка выполнила свое предназначение – и с ней можно легко расстаться. Подобные случаи весьма часто происходят в корпоративной жизни.

Столкновения, войны, конкуренция между большими начальниками происходят в войне за ресурсы, влияние, власть, финансовые возможности, карьерный рост, имидж и репутацию. И в шуме корпоративных войн не слышны писки тех, кого раздавливают и используют, как пешек.

Учитывая то, как много молодых и перспективных, но эмоциональных людей становятся жертвами и пешками офисных войн, и исходя из своего управленческого опыта, я хочу дать молодым амбициозным карьеристам следующие рекомендации:

  1. Как бы вы ни уважали своего руководителя, старайтесь не выглядеть перед ним быстровоспламеняющимся человеком.
  2.  Старайтесь не выражать свое мнение в вопросах, в которых не разбираетесь, и в частности о членах, делах и процессах другой стороны. Можете быть уверены в том, что все ваши слова и высказывания будут незамедлительно и в искаженном виде доведены до сведения интересующихся лиц.
  3. Говорите только лишь на профессиональные темы и по мере возможности избегайте внутриполитических тем компании.
  4. В случае, если в вашем присутствии идет чье-то обсуждение или перемываются чьи-то кости, особенно руководства, не выражайте даже общее свое мнение.
  5. Обязательно увеличивайте свою значимость как профессионала и специалиста в глазах руководства. Если это пока невозможно ввиду возраста или недостатка времени для набора необходимых знаний и опыта, то не просто работайте, а пашите, создавая ценность как сильный пахарь. Никакой начальник не хочет жертвовать пахарями.
  6. Старайтесь избегать избыточной искренности в отношениях с руководством, так как отсутствие официальности может привести к тому, что при просьбе начальника о чем-то ему трудно будет ответить отказом: он ведь почтил вас уже своим вниманием и заботой. Необходимо держать дистанцию и не забывать, что искренность и неофициальность в отношениях с начальником будет всегда не в вашу пользу, если вы не являетесь серьезным профессионалом, которого он ценит и не хочет терять.
  7. Запретите себе любую форму позитивной или взрывной эмоциональности. Большим начальникам нравятся эмоциональные люди – их легко можно накрутить и послать вперед, в атаку.

Никогда не стоит забывать, что карьера – это не только знания, опыт и польза компании. В большинстве случае это умение держать стойку и удар, быть политически гибким и вести позиционную, сильно утомляющую войну.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Волгоград

Хорошая статья, интересная. Особенно радует блестящий русский язык и безупречная манера изложения мыслей. Блестящий профессионал структурировал и поделился с нами своим опытом. Спасибо, Фахри. 

Аналитик, Нижний Новгород

Присоединяюсь к Алексею. Снимаю шляпу, Фахри. И суть, и манера изложения. Чувствуется большой опыт многотрудного пути человека весьма незаурядного, с высоким уровнем культуры, что встречается крайне редко среди ТОП-менеджеров. Прочитал с большим интересом. И даже не возникало желания, как обычно, понудеть. Спасибо.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Интересная статья, но вывод спорный. Тут посыл какой: "Не хочешь проиграть в корпоративных войнах? - Не участвуй в них!"

Только есть и обратная сторона... Если ты не участвуешь в войне, ты не станешь бенефициаром победы (в большинстве случаев).

На моей памяти карьеры делали именно те, кто сразу вгрызался в бой и выбирал правильную сторону. А простые " профессионалы" - просто тянули свою лямку, без особых плюшек и поощрений от руководства. Да, они сохранили места и не вылетели, но они ничего и не выиграли. Кому что и у кого какая цель.... 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

С таким текстом спорить трудно - но быть тихим и молчаливым в общем не всегда правильно. Если у тебя есть своя позиция - то заяви её. Если это конечно касается не тебы лично а общего дела. Само собой, нужно понимать когда и как это совершить. 

Это если ты сам по себе. если ты всего лишь часть какой то команды - то слушайся старших. Скажут молчать - молчи, скажут говорить - никуда не денешься, скажешь.

 

Ну а насчёт максимально возможного неучастия в пустой болтовне и интриганстве - это 100% верно. особенно много лишнего люди болтают по пьяни, а потом не понимают, кто же их застучал. Не думая. что сейчас может "застучать" и удачно установленный микрофон с камерой.

Генеральный директор, Москва
Сергей Капустянский пишет:

Интересная статья, но вывод спорный. Тут посыл какой: "Не хочешь проиграть в корпоративных войнах? - Не участвуй в них!"

Только есть и обратная сторона... Если ты не участвуешь в войне, ты не станешь бенефициаром победы (в большинстве случаев).

На моей памяти карьеры делали именно те, кто сразу вгрызался в бой и выбирал правильную сторону. А простые " профессионалы" - просто тянули свою лямку, без особых плюшек и поощрений от руководства. Да, они сохранили места и не вылетели, но они ничего и не выиграли. Кому что и у кого какая цель.... 

А сколько сгинуло в неизвестнсти тех, кто выбрал неправильную сторону? Вернее не столько неправильную, сколько просто в итоге проигравшую сторону.

Это, как в лоторее.

Хотя я тоже знаю парня, который 16 лет назад, единственный из отдела продаж одной компании, не ушел с руководителем продаж, из-за конфликта того с собственником. В итоге, он сначала стал зам.начальника отдела, потом начальником отдела, а теперь стал и генеральныи директором холдинга.

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан
Сергей Капустянский пишет:

Интересная статья, но вывод спорный. Тут посыл какой: "Не хочешь проиграть в корпоративных войнах? - Не участвуй в них!"

Нет, Сергей. Не "не участвуй", а пока молодой, будь осторожен

Генеральный директор, Москва

Как всегда хорошая статья от Фахри.

Могу подтвердить кое-что из постулатов этой статьи, на своем личном опыте. Про сильных профессионалов.

Когда я только устроился директором завода, через 3 недели, владелец холдинга, назначил проведение совета директоров. Съехались директора всех филилалов со всей России, ну и меня, тоже пригласили.

Я приехал на этот совет директоров, в полной уверенности, что его задача выявлять проблемы и искать пути их решения. Ну и понятия не имел, это мероприятие обычно предназначено, для того, чтобы собственник мог отвести души и вставить всем пистоны, и что оказывается нельзя в чем-то с ним не соглашаться и тем более противоречить.

Начался совет, ну и собственник "наехал" на одного директора (которого я понятно лично не знал) и решил его уволить. Я наивный такой, решил сумничать и предложил не горячиться, а поручить отделу маркетинга, проверить правдивость слов этого директора о причине провала продаж по одной позиции, и уже по итогам отчета проверки принимать решение. Говорю, я все это, и смотрю все директора скукожлись как-то и замерли. Но пронесло.

Потом собственник еще одну свою идею озвучил по поводу сокращения ассортимента продукции. И тут я опять решить вставить свои пять копеек, и указал на возможные риски этого шага (через полгода в результате реализации это решения собственника, мы потеряли 20-25% наших мелкооптовых клиентов).

Тут вообще все притихли и стали смотреть на меня, как на самооубийцу. Но собственник почему-то не стал на меня орать.

Меня к удивлению многих не уволили (я так подозреваю, что меня отстоял вице-президент, которому надо было срочно вытаскивать завод из той жо..ы, в котороу его сознательно засунули его бывшие руководители).

Но! За 3 с лишним года, меня больше ни разу не приглашали на советы директоров )))

Держали от греха подальше! (((

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Олег Шурин пишет:
А сколько сгинуло в неизвестнсти тех, кто выбрал неправильную сторону? Вернее не столько неправильную, сколько просто в итоге проигравшую сторону.

Если ты правда выбрал ту сторону, которую хотел - то и проиграть не так обидно. Как минимум тебе осталось самоуважение. Часто победа в офисной войне не тех кто этого заслуживает может привести и к полному краху компании. 

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан
Олег Шурин пишет:

Как всегда хорошая статья от Фахри.

 

Спасибо, Олег!

Обязательно встретимся с Вами во время моей следующей поездки в Москву

Генеральный директор, Москва
Сергей Капустянский пишет:

Интересная статья, но вывод спорный. Тут посыл какой: "Не хочешь проиграть в корпоративных войнах? - Не участвуй в них!"

Только есть и обратная сторона... Если ты не участвуешь в войне, ты не станешь бенефициаром победы (в большинстве случаев).

На моей памяти карьеры делали именно те, кто сразу вгрызался в бой и выбирал правильную сторону. А простые " профессионалы" - просто тянули свою лямку, без особых плюшек и поощрений от руководства. Да, они сохранили места и не вылетели, но они ничего и не выиграли. Кому что и у кого какая цель.... 

Идея карьерного роста достаточно спорная сама по себе, и амбиции сложно ограничить рамками какого-то определенного возраста. Для всего остального нужно понимать контекст и детали.

Полагаю, что тянущие лямку редко озабочены только проблемой карьерного роста - могут иногда взгрустнуть, глядя по сторонам, но, насколько я могу судить о других, у таких людей есть и более важные для них вещи.

В больших компаниях офисные войны практически не прекращаются, а любая победа одной из сторон может оказаться временной. Тем более - если говорить о войнах на нижних уровнях иерархии, с которых молодые и амбициозные обычно и начинают.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В Москве продлили требование об удаленке для 30% работников

Мэр Москвы попросил перевести на «дистанционку» максимальное количество работников, где это возможно.

Microsoft объявила о покупке Blizzard за 68,7 млрд долларов

Это почти на 20 млрд больше текущей рыночной капитализации Blizzard.

Компания Schneider Electric продолжает сбор заявок на конкурс стажировок

Конкурс дает возможность трудоустройства в компании и шанс выиграть приз в размере до €10 000.

HR-директора рассказали, какой должна быть идеальная медицинская страховка

Самыми актуальными услугами, дополняющими полис ДМС, HR-директора назвали услуги массажиста и прием психолога в офисе.