Как не стать пешкой в офисной войне: 7 советов молодым и амбициозным карьеристам

Истории карьерного успеха известных управленцев и руководителей становятся притчей во языцех – работал над собой, развивался, учился, повышал свой опыт, помогал коллегам. Но есть и обратная сторона медали: эти успешные люди являются также победителями корпоративных войн. У них, наряду со знаниями, опытом, правильными навыками, есть еще и умение вести невидимую невооруженному глазу войну с такими же серьезными стратегами.

И конечно же, в своих многочисленных интервью прессе о своей формуле успеха никто из победителей никогда ни слова не скажет и не напишет о том, сквозь какой огонь и трубы ему пришлось пройти в невидимой борьбе за сценой и шторами деловой жизни.

Карьера и корпоративная жизнь – это иногда даже не борьба, а война. И как во всякой войне, в армиях бывает кавалерия, тяжелая артиллерия, генералы и виды войск, которые не жалко отправлять на вражеские батареи.

За всю свою долгую управленческую жизнь, которую начинал с нуля, я сотни раз был свидетелем того, как молодые и доверчивые кадры в пылу и на эмоциях становятся активными участниками, а позже разменными пешками в этой войне. Посылаемые без каких-либо угрызений совести на вражеские позиции, очень спокойно жертвуют этими людьми, ищущими справедливость в мире бизнеса.

Войны в корпоративной жизни ведутся в разных масштабах, направлениях и целях: кто-то хочет получить повышение, кому-то нужно больше власти, кто-то метит на увеличение зарплаты, а четвертому надо просто удержаться на рабочем месте и не проиграть более молодому и энергичному конкуренту.

Война между начальниками в крупных компаниях ведется в больших масштабах и от результатов этих сражений бывают успехи, власть, влияние, финансовые и административные возможности руководителей.

Формат борьбы, оружия и инструменты выбираются соответственно рангу и административной силе сторон.

Есть категория людей, которые еще в начале своей карьеры активно выступают в качестве представителей одной из сторон войны, и получив несколько сильных ударов, теряют свою работу и уверенность в себе. Это в основном молодые карьеристы. Ими пользуются, ими наносят удары, доносят сообщения противной стороны или внутреннему обществу компании или владельцам, а потом могут их просто выкинуть на обочину корпоративной жизни.

До того как вмешаться в какую-то офисную войну, всем, особенно молодым, неопытным, но пылким и эмоциональным людям необходимо знать классификацию членов команды каждого руководителя в компании, и четко понимать свое место и свою значимость в глазах своего начальника.

Люди в команде практически любого крупного начальника с точки зрения возможности использования в войне делятся на три основные категории:

  1. Сильные профессионалы. Они нужны руководителю для достижения профессиональных результатов и целей. Они нужны для работы. Профессионалами никогда не рискуют, их стараются не использовать в войне, чтобы не демотивировать, их берегут от ударов противной стороны и всячески защищают. Это неприкосновенные.
  2. Специалисты, которые нужны для результатов, но их при необходимости можно заменить – как с профессиональной точки зрения, так и в целях использования и расходования. Этими людьми пользуются в крупных столкновениях, будучи уверенными в фактах и заранее, на случай поражения, найдя или подготовив возможную замену. Это частично необходимые.
  3. Пешки, которых много и которыми можно свободно пользоваться и расходовать в войне. В эту группу входят молодые, стажеры, те, кто недавно работает в компании; критики руководителя и недовольные им; и те, кто недостаточно искренне поддерживают своего начальника.

Молодые, эмоциональные, неопытные в офисных войнах и желающие сделать карьеру люди легко поддаются ложной мотивации. В целях нанесения легких ударов-покалываний другой стороне, начальник может сыграть на тщеславии или тяге к абсолютной правде молодого человека и аккуратно подвести его к тому, чтобы он в нужном месте сказал нужные слова при нужных людях.

Стандартная схема выглядит так: руководитель или чаще его представитель/помощник встречается с молодым человеком, хвалит его, мотивирует, говорит о справедливости и дает легкое направление об ошибках в компании, подчеркивая, что «у нас тут мало уверенных в себе людей, которые могут открыто об этих моментах говорить вслух». Человек заведен, мотивирован и – вперед. Возможность общаться с большим начальником вкупе и с возможностью выделиться и мотивацией от руководителя, а также стремлением молодого человека к правде и справедливости в компании могут закрыть и без того неопытные глаза карьериста.

В результате получается довольна неприятная, но весьма классическая ситуация: молодой сотрудник жестко высказывается об ошибках и проблемах в компании, которые входят в сферу другой группировки-команды и на время становится героем-правдолюбцем; его начальник получает возможность без вреда себе и основным членам своей команды нанести укол противнику.

К сожалению, в конце всего этого пострадавшим бывает как раз тот самый молодой, эмоциональный и правдолюбивый сторонник абсолютной справедливости.

Пример. В крупном холдинге идет война между двумя группировками. Молодой представитель одной из группировок по наущению своего руководства наносит укол другой стороне. Через некоторое время ввиду различных причин начальники приходят к временному согласию и перемирию и одним из негласных условий другой стороны бывает увольнение того самого эмоционального товарища. Пешка выполнила свое предназначение – и с ней можно легко расстаться. Подобные случаи весьма часто происходят в корпоративной жизни.

Столкновения, войны, конкуренция между большими начальниками происходят в войне за ресурсы, влияние, власть, финансовые возможности, карьерный рост, имидж и репутацию. И в шуме корпоративных войн не слышны писки тех, кого раздавливают и используют, как пешек.

Учитывая то, как много молодых и перспективных, но эмоциональных людей становятся жертвами и пешками офисных войн, и исходя из своего управленческого опыта, я хочу дать молодым амбициозным карьеристам следующие рекомендации:

  1. Как бы вы ни уважали своего руководителя, старайтесь не выглядеть перед ним быстровоспламеняющимся человеком.
  2.  Старайтесь не выражать свое мнение в вопросах, в которых не разбираетесь, и в частности о членах, делах и процессах другой стороны. Можете быть уверены в том, что все ваши слова и высказывания будут незамедлительно и в искаженном виде доведены до сведения интересующихся лиц.
  3. Говорите только лишь на профессиональные темы и по мере возможности избегайте внутриполитических тем компании.
  4. В случае, если в вашем присутствии идет чье-то обсуждение или перемываются чьи-то кости, особенно руководства, не выражайте даже общее свое мнение.
  5. Обязательно увеличивайте свою значимость как профессионала и специалиста в глазах руководства. Если это пока невозможно ввиду возраста или недостатка времени для набора необходимых знаний и опыта, то не просто работайте, а пашите, создавая ценность как сильный пахарь. Никакой начальник не хочет жертвовать пахарями.
  6. Старайтесь избегать избыточной искренности в отношениях с руководством, так как отсутствие официальности может привести к тому, что при просьбе начальника о чем-то ему трудно будет ответить отказом: он ведь почтил вас уже своим вниманием и заботой. Необходимо держать дистанцию и не забывать, что искренность и неофициальность в отношениях с начальником будет всегда не в вашу пользу, если вы не являетесь серьезным профессионалом, которого он ценит и не хочет терять.
  7. Запретите себе любую форму позитивной или взрывной эмоциональности. Большим начальникам нравятся эмоциональные люди – их легко можно накрутить и послать вперед, в атаку.

Никогда не стоит забывать, что карьера – это не только знания, опыт и польза компании. В большинстве случае это умение держать стойку и удар, быть политически гибким и вести позиционную, сильно утомляющую войну.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Волгоград

Хорошая статья, интересная. Особенно радует блестящий русский язык и безупречная манера изложения мыслей. Блестящий профессионал структурировал и поделился с нами своим опытом. Спасибо, Фахри. 

Михаил Трофименко +9656 Михаил Трофименко Аналитик, Нижний Новгород

Присоединяюсь к Алексею. Снимаю шляпу, Фахри. И суть, и манера изложения. Чувствуется большой опыт многотрудного пути человека весьма незаурядного, с высоким уровнем культуры, что встречается крайне редко среди ТОП-менеджеров. Прочитал с большим интересом. И даже не возникало желания, как обычно, понудеть. Спасибо.

Генеральный директор, Турция

Интересная статья, но вывод спорный. Тут посыл какой: "Не хочешь проиграть в корпоративных войнах? - Не участвуй в них!"

Только есть и обратная сторона... Если ты не участвуешь в войне, ты не станешь бенефициаром победы (в большинстве случаев).

На моей памяти карьеры делали именно те, кто сразу вгрызался в бой и выбирал правильную сторону. А простые " профессионалы" - просто тянули свою лямку, без особых плюшек и поощрений от руководства. Да, они сохранили места и не вылетели, но они ничего и не выиграли. Кому что и у кого какая цель.... 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

С таким текстом спорить трудно - но быть тихим и молчаливым в общем не всегда правильно. Если у тебя есть своя позиция - то заяви её. Если это конечно касается не тебы лично а общего дела. Само собой, нужно понимать когда и как это совершить. 

Это если ты сам по себе. если ты всего лишь часть какой то команды - то слушайся старших. Скажут молчать - молчи, скажут говорить - никуда не денешься, скажешь.

 

Ну а насчёт максимально возможного неучастия в пустой болтовне и интриганстве - это 100% верно. особенно много лишнего люди болтают по пьяни, а потом не понимают, кто же их застучал. Не думая. что сейчас может "застучать" и удачно установленный микрофон с камерой.

Генеральный директор, Москва
Сергей Капустянский пишет:

Интересная статья, но вывод спорный. Тут посыл какой: "Не хочешь проиграть в корпоративных войнах? - Не участвуй в них!"

Только есть и обратная сторона... Если ты не участвуешь в войне, ты не станешь бенефициаром победы (в большинстве случаев).

На моей памяти карьеры делали именно те, кто сразу вгрызался в бой и выбирал правильную сторону. А простые " профессионалы" - просто тянули свою лямку, без особых плюшек и поощрений от руководства. Да, они сохранили места и не вылетели, но они ничего и не выиграли. Кому что и у кого какая цель.... 

А сколько сгинуло в неизвестнсти тех, кто выбрал неправильную сторону? Вернее не столько неправильную, сколько просто в итоге проигравшую сторону.

Это, как в лоторее.

Хотя я тоже знаю парня, который 16 лет назад, единственный из отдела продаж одной компании, не ушел с руководителем продаж, из-за конфликта того с собственником. В итоге, он сначала стал зам.начальника отдела, потом начальником отдела, а теперь стал и генеральныи директором холдинга.

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан
Сергей Капустянский пишет:

Интересная статья, но вывод спорный. Тут посыл какой: "Не хочешь проиграть в корпоративных войнах? - Не участвуй в них!"

Нет, Сергей. Не "не участвуй", а пока молодой, будь осторожен

Генеральный директор, Москва

Как всегда хорошая статья от Фахри.

Могу подтвердить кое-что из постулатов этой статьи, на своем личном опыте. Про сильных профессионалов.

Когда я только устроился директором завода, через 3 недели, владелец холдинга, назначил проведение совета директоров. Съехались директора всех филилалов со всей России, ну и меня, тоже пригласили.

Я приехал на этот совет директоров, в полной уверенности, что его задача выявлять проблемы и искать пути их решения. Ну и понятия не имел, это мероприятие обычно предназначено, для того, чтобы собственник мог отвести души и вставить всем пистоны, и что оказывается нельзя в чем-то с ним не соглашаться и тем более противоречить.

Начался совет, ну и собственник "наехал" на одного директора (которого я понятно лично не знал) и решил его уволить. Я наивный такой, решил сумничать и предложил не горячиться, а поручить отделу маркетинга, проверить правдивость слов этого директора о причине провала продаж по одной позиции, и уже по итогам отчета проверки принимать решение. Говорю, я все это, и смотрю все директора скукожлись как-то и замерли. Но пронесло.

Потом собственник еще одну свою идею озвучил по поводу сокращения ассортимента продукции. И тут я опять решить вставить свои пять копеек, и указал на возможные риски этого шага (через полгода в результате реализации это решения собственника, мы потеряли 20-25% наших мелкооптовых клиентов).

Тут вообще все притихли и стали смотреть на меня, как на самооубийцу. Но собственник почему-то не стал на меня орать.

Меня к удивлению многих не уволили (я так подозреваю, что меня отстоял вице-президент, которому надо было срочно вытаскивать завод из той жо..ы, в котороу его сознательно засунули его бывшие руководители).

Но! За 3 с лишним года, меня больше ни разу не приглашали на советы директоров )))

Держали от греха подальше! (((

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Олег Шурин пишет:
А сколько сгинуло в неизвестнсти тех, кто выбрал неправильную сторону? Вернее не столько неправильную, сколько просто в итоге проигравшую сторону.

Если ты правда выбрал ту сторону, которую хотел - то и проиграть не так обидно. Как минимум тебе осталось самоуважение. Часто победа в офисной войне не тех кто этого заслуживает может привести и к полному краху компании. 

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан
Олег Шурин пишет:

Как всегда хорошая статья от Фахри.

 

Спасибо, Олег!

Обязательно встретимся с Вами во время моей следующей поездки в Москву

Генеральный директор, Москва
Сергей Капустянский пишет:

Интересная статья, но вывод спорный. Тут посыл какой: "Не хочешь проиграть в корпоративных войнах? - Не участвуй в них!"

Только есть и обратная сторона... Если ты не участвуешь в войне, ты не станешь бенефициаром победы (в большинстве случаев).

На моей памяти карьеры делали именно те, кто сразу вгрызался в бой и выбирал правильную сторону. А простые " профессионалы" - просто тянули свою лямку, без особых плюшек и поощрений от руководства. Да, они сохранили места и не вылетели, но они ничего и не выиграли. Кому что и у кого какая цель.... 

Идея карьерного роста достаточно спорная сама по себе, и амбиции сложно ограничить рамками какого-то определенного возраста. Для всего остального нужно понимать контекст и детали.

Полагаю, что тянущие лямку редко озабочены только проблемой карьерного роста - могут иногда взгрустнуть, глядя по сторонам, но, насколько я могу судить о других, у таких людей есть и более важные для них вещи.

В больших компаниях офисные войны практически не прекращаются, а любая победа одной из сторон может оказаться временной. Тем более - если говорить о войнах на нижних уровнях иерархии, с которых молодые и амбициозные обычно и начинают.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.

90% российских компаний отмечают влияние выгорания на бизнес

Однако с ментальным здоровьем сотрудников работают лишь 45%.