Вас не ценят на работе: что делать?

Нередки случаи, когда в открытых беседах с молодыми специалистами и менеджерами в порыве искренности они признаются, что специально не выкладываются на работе полностью.

Причина и логика мышления простая – нет смысла, тут меня все равно не ценят, никто из руководства не реагирует на мои инициативы и предложения. И резюме – вот я и остаюсь в компании, работаю по инерции уже второй год, хотя первый год я старался что-то делать. И саморазвитием тоже не занимаюсь – зачем мне дополнительные знания, если имеющиеся сегодня не ценятся?

Вполне стандартная ситуация, на которую от молодого специалиста следует логичная на первый взгляд реакция. Его не ценят – он не выкладывается. А в реальности человек сам себе очень сильно вредит в долгосрочной перспективе. При чем порой на всю жизнь.

Быть ответственным, относиться к делу серьезно или поверхностно, уделять серьезное внимание клиентам и многие важные другие моменты, которые характеризуют подход к работе, на самом деле являются привычками.

К примеру, ответственность. На собеседованиях все утверждают, что являются ответственными. Но совпадают ли заявления с реальностью? Почему-то через неделю после начала работы мы нередко обнаруживаем, что ответственности нет. Да и вообще – что такое ответственность?

Что такое ответственность и почему важно ее развивать

Ответственность – это выбор.

Ответственному человеку не нужна внешняя мотивация – он просто делает свою работу правильно, до конца, не ища каких-либо оправданий тому, чтобы не делать.

Ответственность – это действия человека, когда его не видит начальник. Ответственность – это то, как ведет себя человек, когда никто его не оценивает.

Ответственность начинается с малых шагов и действий. Выключить свет, выходя из комнаты в офисе – это внутреннее чувство ответственности. Можно и не выключить – ведь в финансовом плане это мелочь для компании. Но человек, который работает в организации и получает зарплату, обязан при каждом возможном случае защищать интересы компании. Это и есть ответственное отношение, когда никто не видит, нет свидетелей и нет внешнего поощрения за правильные действия.

За ответственным человеком нет необходимости следить по камере – у него своя камера внутри.

Ответственность заканчивается тоже с малых действий.

На первый взгляд кажется, что ответственность человека измерить сложно. А на самом деле все достаточно просто. Рубашка человека на собеседовании может быть недорогой – но недорогая рубашка ответственного всегда будет чистой, глаженой и аккуратной. Ответственный человек без каких-либо оправданий, даже не выспавшись до утра, сделает и доделает свою работу. Ответственность начинается с отношения человека к самому себе – начиная со внешнего вида и заканчивая саморазвитием и совершенствованием.

И самое главное: ответственность – это выбор, который потом становится привычкой. Человек, сделавший выбор отомстить фирме, на самом деле вредит себе. Относясь к делам, клиентам и заданиям руководства с прохладцей, он формирует в себе опасную привычку. Через год подобного отношения ко всему на работе он уже по другому не сможет. Он выбрал стать безответственным и стал им.

Главная ошибка в таких случаях – зацикливаться на своем рабочем месте. Одна плохая фирма – это не вся отрасль и не целый мир бизнеса. Нельзя вредить себе и прививать себе плохую привычку безответственности из-за одного плохого руководителя или неудачной фирмы.

В случае, если человека не ценят на каком-то рабочем месте, то у него весьма простой выход – поменять работу. Если не получается, то надо начать задавать себе вопросы.

Главный вопрос: если я сегодня получаю зарплату в 1000 условных единиц и у меня нет каких-либо предложений от других компаний на 1001 единицу, это означает только лишь одно: моя сегодняшняя ценность на рынке труда равна 1000 единицам. И выход всего лишь один – развиваться дальше, чтобы подняться выше.

Работать в плохой компании с негативной аурой и самовлюбленным эгоистичным директором – это не приговор. Это сегодняшняя ситуация и факт. Но приговор себе выносит человек сам, решая мстить фирме.

Нередко замечал ситуацию, когда вполне амбициозный молодой человек, работая в подобной компании, через год опускает руки и плавно переходит в зону комфорта: не развивается, не работает над собой, позволяет болотной ауре компании всосать себя в трясину вредных привычек. Проходит 4 года. Этот человек видит объявление о вакансии в крупной, хорошей компании. Он вроде бы по всем показателям подходит. Обращается. Резюме принимается и его вызывают на собеседование. Но он не проходит. В чем дело?

Все опять же просто – оставаясь годами в компании с непрофессиональной аурой, этот человек впитал в себя ее до клеток. В результате, видя себя совсем другим – каким он был 4 года назад, на самом деле человек превратился в одного из своих коллег, кем он никогда не хотел бы быть. Аура любой компании как болото – если долго оставаться, то всасывает в себя и, меняя человека, делает болотным. Это же действует и в компаниях с хорошей аурой.

Что делать, если засосало в болото с негативной аурой

В первую очередь – категорически запрещать себе опускаться на уровень мести фирме. Это неверно как с эмоциональной, так и практической стороны.

Никогда и ни за что не позволять себе расслабляться в компании с нездоровой атмосферой. Лучше работать на меньшую зарплату в компании с корпоративными ценностями, нежели за большую зарплату в болотной трясине. В первой компании рыночная ценность человека как специалиста будет с течением времени естественным образом расти.

Очень сильно возрастает роль личного профессионального окружения и нетворкинга для людей, которые работают в компаниях с нездоровой аурой и интеллектуально-культурным уровнем. Бесспорным фактом является влияние нашего окружения на нас – нам передаются жесты, словарный запас, стиль мышления людей, с кем мы часто контактируем. Именно по этой причине необходимо регулярно балансировать негативное воздействие ауры в компании позитивом от окружения вне работы.

Никогда не забывайте, что каким бы сильным багажом знаний вы ни обладали, не менее, а порой даже более важно, носителей каких корпоративных ценностей вы являетесь.

Представьте себе человека – хороший уровень знаний, но последние 4 года варился в коллективе, где для продвижения по служебной лестнице надо было подставлять коллег, подсиживать кого-то и т.д. За 4 года у человека в этой культуре взаимоотношений вне зависимости от его желания возникают привычки, которые для него являются нормой – кого-то во время разговора поддеть, сказать о ком-то колкости, кого-то слегка дернуть. Наряду с этим, внешне и в профессионально-бытовых и ежедневных своих привычках и телодвижении, которые он уже сознательно не контролирует – он уже стал таким.

Это похоже на то, как некурящий человек проводит время в комнате, где курят – через пару часов, несмотря на то, что он не курит, от него пахнет как от курильщика. Культура компании и ценности влияют так же.

Порой бывает, что у нас нет свободы выбора – мы работаем в компании с нездоровой аурой. Ни за что не надейтесь, что культура в компании поменяется – поменяетесь вы. По этой причине необходимо постоянно не позволять себе расслабляться и раствориться в культуре компании.

Регулярное профессиональное развитие должно быть вашим образом жизни. Читайте, общайтесь с профессионалами своего сектора и сферы, смотрите видео профессионалов, слушайте аудио книги. Короче – не расслабляйтесь, а растите.

Каждый вечер задавайте себе один вопрос: «Что я сделал для будущего себя через 10 лет за прошедшие 24 часа?»

Никогда не становитесь человеком фирмы – будьте человеком профессии. Это означает, что нельзя представлять себя окружению и бизнес-сообществу как человека, привязанного какой-то компании.

Что делать, чтобы быть свободным от приязки к компании

Наряду с повышением квалификации, увеличения знаний надо, как указано выше, заниматься нетворкингом. Но в данном случае цель нетворкинга – дать знать профессионалам и руководителям своей сферы информацию о себе, своих знаниях, опыте. Бизнес-сообщество и рынок труда должны быть информированы о том, что есть такой-то человек, с таким знаниями и багажом опыта, готовый сотрудничать.

Никто не обязан и не обречен работать в одной компании. С течением времени, после того, как увеличатся ваши знания, расширится кругозор, видение, опыт, и все это помножится на связи в результате нетворкинга, вы начнете получать предложения от более интересных компаний с правильной корпоративной культурой.

Если сегодня нет этих предложений, то это означает одно из трех: либо вы не дотягиваете до уровня этих компаний своими знаниями и корпоративной культурой; либо они не знают о вашем существовании; либо оба первых пункта вместе.

Все, что указано выше: и повышение уровня знаний, и нетворкинг – все это красиво и хорошо. За этими словами должны стоять конкретные цели, написанные планы и, естественно, исполнение – железное и беспрекословное.

Как писать цели и составлять планы?

Простой пример: цель на этот год – лично познакомиться со всеми известными специалистами моей сферы. Планы на год: всего в моем городе 24 специалиста. В месяц – 2 человека. Каждые 2 недели в месяц я буду приглашать их на чашку кофе. Все это выглядит просто, и на самом деле так и есть. Дальше идет сложная часть: сломать внутри себя все стереотипы, написать или позвонить неизвестным людям, пригласить или убедить/заинтересовать прийти на чашку кофе.

Чем старше человек, тем труднее ему заставить себя двинуться с места. Но чем старше человек, тем труднее ему в конкуренции – в секторе и сфере появляется больше конкурентов: более молодых, более энергичных, более подкованных современными знаниями, которым взрослому человеку надо научиться.

Чем старше становится человек, тем больше он подвержен сдвигу в сторону зоны комфорта – хочется полежать, подремать, посидеть перед телевизором после работы.

Надо взять себя в руки и заставить себя жертвовать краткосрочными удовольствиями ради долгосрочных больших целей: вечером поменять ТВ на книгу, по дороге на работу слушать не радио, а аудио-книги, вечерами проводить время не за бокалом пива, а заниматься в спортзале; не встречаться со знакомыми, с которыми удобно и легко, а заводить новые знакомства.

Повышение знаний – это хорошо, но этого недостаточно. Если человек будет работать только лишь над своими знаниями, то есть вероятность превратиться в ходячую библиотеку. Владеть знаниями – хорошо, но для успеха в профессиональной сфере недостаточно: надо еще уметь свои знания продавать, общаться и т.д.

Статью можно резюмировать одним коротким предложением – мы должны сделать правильный выбор и быть ответственными к себе вне зависимости от внешних воздействий.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

А хорошо бы установить медаль портала за превосходную статью месяца, года...
Или гоамоту ))

Как всегда у Фахри - интересно. Я бы только поделился своим взглядом на понятие ответствености. 

На мой взгляд, выключить свет - это просто дисциплинированность, перфекционизм. А ответственность заключается в понимании ответственности за себя, за своего товарища, за твоего руководителя. Лучше, если это чувство взаимно )))
Есть замечательная книга американского командира эсминца "Это ваш корабль" Майкла Абрашеффа. Ею лет 15 назад многие зачитывались. Понимаете, на корабле действую особые правила, которые запрещают использовать чужое оборудование (заведование). И тем не менее, к кораблю относятся не как к своей каюте с коечкой и рундуком, а как к своем большому жилищу. То есть любой матрос ответственен за весь корабль. 

Начальник участка, Москва

Статья хорошая. Но она наверное будет уместна для специалистов 18-30 лет. Лично мне не зашло. Советы универсальны, полезны и пр. 

Зачастую и избыточная ответственность имеет место быть. К примеру я сгорал на работе многократно и уходил. У моей сестры история: она начинает замещать или подменять кого то, а потом ставку которую она подменяла сокращают. А потом в случае больничного, отпуска или аврала система не работает вообще. 

Какая то должна быть ответственность дозированная и умеренная. 

Блестящий русский язык статьи вызывает уважение. Марат и Фахри на этом портале пожалуй лучшие носители родного нам языка. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Простой пример: цель на этот год – лично познакомиться со всеми известными специалистами моей сферы. Планы на год: всего в моем городе 24 специалиста. В месяц – 2 человека. Каждые 2 недели в месяц я буду приглашать их на чашку кофе. Все это выглядит просто, и на самом деле так и есть. Дальше идет сложная часть: сломать внутри себя все стереотипы, написать или позвонить неизвестным людям, пригласить или убедить/заинтересовать прийти на чашку кофе.

Интересный пример, но сразу возникает вопрос, а куда приглашать людей на чашку кофе?

Допустим все это происходит в большом и протяженном городе, где есть Центр, Север, Юг, Запад, Восток. И эти 24 специалиста живут и работают в разных частях города. Где будут поисходить встречи? Можно приглашать людей в свой офис или "свое кафе", но вряд ли всем будет удобно ездить без четкой цели в другую часть города. Есть вариант выбирать место встречи удобное собеседнику, но тогда самому придется регулярно ездить через весь город, и к тому же найти удобное (уютное) место встречи в разных частях города тоже не всегда просто.

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан
Михаил Лурье пишет:

Интересный пример, но сразу возникает вопрос, а куда приглашать людей на чашку кофе?

Допустим все это происходит в большом и протяженном городе, где есть Центр, Север, Юг, Запад, Восток. И эти 24 специалиста живут и работают в разных частях города. Где будут поисходить встречи? Можно приглашать людей в свой офис или "свое кафе", но вряд ли всем будет удобно ездить без четкой цели в другую часть города. Есть вариант выбирать место встречи удобное собеседнику, но тогда самому придется регулярно ездить через весь город, и к тому же найти удобное (уютное) место встречи в разных частях города тоже не всегда просто.

Думаю, что вопрос "куда приглашать?" технический и вполне решаемый. У нас в Баку такая же ситуация. А учитывая регулярность встреч- 2 раза в месяц, то можно ради хорошего знакомства и полезной информации проехать через город. ИМХО 

Управляющий партнер, Москва

Очень хорошая статья!
Ее суть в одной фразе - Начни с себя!

И по поводу  избыточной ответственности (Алексей Уланов написал выше)

Ответственность - это ответ. То, с чего начинается это слово.
Какой ответ человек  готов дать или дает в конкретной ситуации?
Этот ответ  является твоим  собственным выбором.



Генеральный директор, Москва

Хорошая статья.

У автора была, насколько я понял, достаточно сложная задача - рассказать в нескольких абзацах о корпоративной культуре и ауре, полезных и вредных привычках, профессионализме и профессиональном росте, ответственном отношении к себе, своей работе и организации, важности нетворкинга и контактов в отрасли, планировании и нацеленности на результат. При всем богатстве и разнообразии мнений по каждой из этих тем готовых ответов для всех и каждого обычно нет и, скорее всего, не может быть.

С чем можно было бы сразу согласиться - постоянный профессиональный рост как фундамент для будущего. Учиться нужно, конечно, у лучших в этом деле и не давать себе слишком больших поблажек. При этом постоянно искать новые  возможности для получения обратной связи и объективных внешних оценок. Если правило 10 000 часов действительно работает хотя бы как ориентир, то у каждого очень много самых разных возможностей. Было бы желание.

Профессионалов ценят всегда и везде, даже если не показывают это отношение так, как они бы, возможно, хотели.

Я бы продолжил разговор об ответственности. Интересны мнения автора и читателей о том, что мы обычно включаем в это понятие (в данном контексте), где проходит граница между личным, семейным и общим, как найти баланс между индивидуальной и коллективной ответственностью, что является врожденным, приобретенным или полученным в результате обучения. Все это можно обсуждать только с учётом личного опыта.

Управляющий директор, Москва

 Сталкиваюсь с директорами самодурами в последнее время. 

Исполнительный директор, Санкт-Петербург

Не ценят на работе? Продайте себя на другую работу. 

Зам. CFO - Директор по экономике и финансам, Владивосток

Браво, именно я этим и занималась когда попала в болото, а именно развивалась и училась. 

Консультант, Украина

Чем старше человек, тем труднее ему заставить себя двинуться с места. Но чем старше человек, тем труднее ему в конкуренции – в секторе и сфере появляется больше конкурентов: более молодых, более энергичных, более подкованных современными знаниями, которым взрослому человеку надо научиться.

 

В IT это не работает - там постоянное самообразование.

Наоборот - молодые неумехи и снежинки.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.