Карьера – это не только повышение и профессиональное развитие, но и конкуренция, давление, конфликты, стресс. Это темная и неизбежная часть корпоративной жизни, но можно постараться минимизировать ее негативное воздействие.
Почему конфликты на работе опасны для здоровья
Конфликты на работе – один из основных источников стресса, который возникает не только в момент конфликта, но и после. Порой состояние после конфликта вызывает более глубокий стресс и выбивает сильнее, чем короткая вспышка лицом к лицу. Простой пример: 10 минут столкновения на совещании может привести к тому, что оба участника конфликта в течение следующих дней мысленно проигрывают сценарий произошедшего у себя в голове, переживая ситуацию вновь и вновь. В результате не могут сфокусироваться на работе, нарушается сон, портится настроение, аппетит. В своей профессиональной деятельности я много раз становился свидетелем того, как взрослые, здоровые и крепкие люди получали сильный удар по здоровью из-за рабочего стресса.
Известный эксперимент Авиценны, великого врача и философа XI века, доказывает, что стресс убивает быстрее, чем зубы волка. Однажды он решил показать, что разрушает живое существо быстрее – физическая сила или постоянный психологический страх? В эксперименте участвовали два животных: волк и ягненок, которых он поместил в разные клетки. Между ними была решетка – волк не мог приблизиться, напасть или даже дотронуться. Он был просто виден.
Ягненка кормили лучшей травой, поили чистой водой, создавали идеальные условия. Физически ему ничего не угрожало. Его тело было в полной безопасности. Но каждый день он видел перед собой волка, ощущал запах хищника. Лапами, зубами волк не мог дотянуться до ягненка, но его взгляд касался ежедневно. Через некоторое время ягненок умер. Не от болезни, не от голода, не от холода. Он умер от страха. От непрерывного напряжения. От постоянного стресса, который медленно разрушал его силы, иммунитет, жизненность.
Авиценна записал: «Постоянный страх убивает даже при отсутствии раны». Этот опыт стал одним из первых доказательств того, что психологическая угроза опаснее физической, а хищник, даже не прикасаясь, может разрушать сильнее, чем тот, кто атакует.
Со сколькими «волками» приходится жить в корпоративном мире? Токсичный начальник, агрессивный коллега, страх ошибки, постоянная критика, угрозы, давление, эмоциональная манипуляция. Человек может получать высокую зарплату, быть сытым, работать в теплом офисе, но если рядом в его психологической клетке стоит пара волков, то он будет медленно терять энергию, здоровье, уверенность, сон и жизненные силы.
Основная причина конфликтов в офисе
Она кроется в атмосфере компании, которую создает руководитель. На мой взгляд, одна из основных функций менеджмента – создание атмосферы психологической безопасности в коллективе. Надо внимательно отслеживать ситуацию и не позволять небольшой искре перерасти в неуправляемый конфликт.
К сожалению, некоторые руководители считают, что «принцип разделяй и властвуй» работает везде и всегда. Но они ошибаются, и порой достаточно поздно осознают свою ошибку на личном опыте. Действуя по принципу «разделяй и властвуй», руководителям кажется, что в случае внутренних конфликтов им будет легче управлять разрозненными силами менеджеров. Но конфликт в команде управленцев похож на выпускание джинна из бутылки – он выйдет, но затолкать обратно его практически невозможно.
Нередко слабый характером CEO при сильном, но грубом манерами, среднем менеджменте не может справиться с конфликтами, которые порой перерастают в настоящие офисные войны. Сложно работать в коллективе, где слабый руководитель опасается взрослых, опытных специалистов и делает вид, что ничего не происходит. А бывает, что руководителю нравится ситуация конфликтов в команде, ему даже хочется, чтобы победил сильнейший. Но самый грубый не значит – самый профессиональный. А грамотные специалисты, которые не любят конфликтовать, уходят. Через некоторое время в компании зарождается закон джунглей, и в конце эти джунгли поглощают и саму фирму вместе с руководителем. Не все это понимают по причине недостаточного управленческого и жизненного опыта.
Как научиться выживать в корпоративных джунглях
Эти советы не решают командные конфликты, но минимизируют вероятность их начала или воздействие на участников. Я могу назвать себя ветераном офисных войн, который был и пассивным, и активным участником корпоративных сражений, иногда и сам начинал войны за невозможностью избежать столкновения. Я прошел все стадии отношения к конфликтам, начиная с той, когда каждое слово воспринимается лично, переживаешь и прокручиваешь его в голове, и до того уровня, когда мог сам влиять на атмосферу в компании и никто в открытую не хотел конфликтовать со мной. Итак, что необходимо делать, над чем работать, чтобы выжить в корпоративной войне?
1. Выработать психологическую стойку
При выборе человека для конфликта и формы столкновения с ним люди исходят не из своих возможностей и способностей, а из того, кто и какой человек стоит перед ними. Чем слабее и уязвимее он выглядит, тем легче его задеть и выбить из колеи.
В школьные годы я занимался боксом и популярными тогда восточными единоборствами, но был среднего веса и роста. Как-то после занятий у репетитора по физике я стоял с товарищем на остановке и ждал автобус. Рядом с нами прошел высокий и сильного телосложения парень. Повернувшись к товарищу, я сказал, что могу вырубить этого здоровяка за несколько ударов. Слова товарища в ответ заставили меня задуматься: «Со здоровяком никто не захочет связываться, а тебя из-за маленького роста и веса будут задевать при возможности». В корпоративной жизни происходит также – задевают не каждого.
Психологическая стойка человека и его поведение сильно влияют на то, как, в какой форме и будут ли с ним бороться. Что такое психологическая стойка? Это общее впечатление о человеке: выражение лица, осанка, сказанные о себе слова, декларируемые правила и ценности, реакция на юмор.
2. Укреплять психологический иммунитет
Для продвижения по карьерной лестнице одних профессиональных знаний и опыта недостаточно – человек должен быть психологически устойчивым. Путь наверх состоит из борьбы с теми, кто также желает подняться. Они будут прибегать к разным методам, устранять и ослаблять потенциальных конкурентов. Надо уметь принимать и держать удары, выдерживать паузы после столкновений, не показывать обиды после полученных ушибов. Вот зачем необходимо укреплять психологический иммунитет – привычку к борьбе. А для этого необходим внутренний каркас, который не ломается под ударами, не трескается от несправедливости, не рассыпается от чужих амбиций, агрессии или столкновения.
Как укреплять психологический иммунитет? Регулярно сознательно входить в напряженные ситуации, не избегать серьезных или сложных разговоров, не делегировать неприятные разговоры или задачи. В некоторых случаях не отвечать на удар, чтобы нервная система научилась не взрываться.
3. Развивать навыки коммуникации
Надо уметь общаться с людьми, глядя им в глаза, озвучивать свои мысли, идеи, недовольства, высказывать свое мнение о неприятном. Люди этого боятся. Задавайте открытые вопросы, если слышите сарказм – пусть объяснят свою позицию. Порой даже закрытого вопроса «ты издеваешься надо мной?» с серьезным и слегка недовольным выражением лица бывает достаточно для того, чтобы человек прекратил неприятную форму общения, а окружающие поняли, что такая манера общения недопустима.
Работайте над речью и языком тела – это важно. Спокойная, обстоятельная речь без мычаний, с паузами, спокойным и уверенным языком тела, открытыми жестами говорит больше, чем любые слова. Простой пример: во время спора я обращаю внимание на язык тела человека, потому что невербальная коммуникация не обманывает. Если во время обсуждения оппонент начинает держаться за стул, стол или берет в руки фломастер или бумагу, которая ему в данный момент не нужна, я делаю вывод, что он, вероятно, взволнован или ему дискомфортно.
Не поддерживайте общения на табуированные темы или не высказывайте свое мнение открыто: религиозные взгляды, политика. Вы никогда не знаете, у кого какие корни, или какие чувствительные места.
4. Прочертить красные линии
Надо уметь делать ясные заявления о том, что и какие действия недопустимы в ваш адрес. Декларируйте свои приоритеты, рамки, границы, правила. Когда очерчена конкретная линия, люди понимают, куда можно зайти, а где лучше не пересекать черту. Границы – это про уважение к себе.
- Лучше быть ясным, чем вежливым.
- Лучше быть честным, чем удобным.
- Лучше с самого начала поставить себя так, чтобы уважали, чем потом учиться говорить «нет» тем, кого сами приучили к «да».
5. Не обесценивать себя в глазах других
Прежде чем требовать уважения от других, научитесь уважительно говорить о себе. Нередко встречаю людей, которые о себе отзываются негативно или неуважительно: «ну нет у меня памяти», «совсем я выбился из сил» или «совсем мне лень». Не обесценивайте себя в глазах других людей. Поступайте наоборот – говорите о себе с уважением.
6. Не показывать свои уязвимости
Некоторые моменты необходимо держать за непреодолимой стеной: финансовые возможности или проблемы, личная жизнь и любой негатив. В нездоровой корпоративной среде, где возможен переход на личности, люди могут нажать на уязвимые места человека, чтобы выбить его из колеи. Не напрямую, но распуская в офисе слухи.
7. Быть честным в любых обстоятельствах
Всегда ведите войну честно и аккуратно. Создайте свои правила и не выходите за их рамки. Первое правило – это честная конкуренция, борьба и конфликт. Не позволяйте себе опускаться на уровень другого человека, что бы он ни делал. Будьте честными при любых обстоятельствах. Лучше сказать человеку в лицо о своем недовольстве или неприятии, чем за его спиной наносить сильные удары. Люди уважают и боятся честных бойцов.
Выводы
Конфликты – неизбежная часть корпоративной жизни. Примите это как данность, минимизируйте возможность столкновения и во всех случаях ведите честную борьбу.
Также читайте:



Вторая статья за неделю, которая понравилась. Мои комплименты - и автору, и редакции.
Описаны интересные моменты, но окончание заставляет задуматься:
Я вижу здесь противоречие: если конфликтность предполагается изначально. и ее предлагается принять как данность - будет ли минимизацией отказ от работы в таком коллективе?
В самом деле - если сотрудник видит, что средний менеджмент явно нарушает границы дозволенного и переходит "красные линии", а СЕО слаб, нужно ли ему оставаться в такой токсичной среде? Конечно, бывают временные сложности, когда приходится согласиться на то, что есть, но целенаправленный курс на "привыкание к боли" у меня вызывает вопросы.
К тому же, редко, но встречаются люди, спортивный интерес которых состоит именно в "раскачивании" психики коллег: выбирается "жертва", против нее начинают формировать "дружбу". Если конфликт не носит конструктивного характера, причем длится во времени - возможно, лучшей опцией будет просто поискать среду поэкологичнее.