Удаленка – новый тренд?

«Все, что ни делается, — все к лучшему!», — так ли это на самом деле? Кого в большей степени могут коснуться новые реалии, и для кого откроются новые возможности? Заголовки статей пестрят лозунгами о начале новой эпохи, об изменении принципов и основ привычной жизни, о разделении истории на до и после Covid-19. Мир уже не будет другим — сообщают нам аналитики. Да, уже сейчас все мы непосредственно на себе ощущаем начало перемен. Но! Насколько они будут масштабны и действительно ли для всех они будут настолько ощутимы, как об этом заявляют аналитики — давайте рассмотрим некоторые моменты.

BBC в статье «Coronavirus: How to work from home, the right way» перечисляет мировых гигантов, которые вынуждено развернули бизнес в плоскость онлайн, из чего делается вывод, что «мир уже не будет прежним», и что режим удаленной работы станет более распространенным и приемлемым явлением. Действительно, сегодня, кажется, многие работодатели вынуждено перевели часть сотрудников на удаленку. Но, из этого однозначно не следует, что после снятия ограничений самоизоляции все не вернется на прежнее место.

Желания и возможности

Так кто же может себе позволить эти революционные изменения? Очевидно, что в меньшей степени это сектор реального производства. Последние десять лет моя профессиональная деятельность была напрямую связанна с металлургической отраслью. Сотрудники, которые могли бы осуществлять свою деятельность удаленно без потери качества результата, в нашей отрасли составят не более 5% от штата компании. И это при хорошо автоматизированном процессе в первую очередь документооборота.

Что с точки зрения экономической выгоды дадут эти 5%? Капля в море производственных затрат. Те сферы, которые без потерь могли перейти на удаленку, опробовали ее уже до пандемии. Иные были вынуждены обрести этот опыт в период остановки работы бизнеса.

Так или иначе большинство работодателей уже имеют представление о своих возможностях, приобретениях и потерях в условиях онлайн-реальности. Серия интервью Telegram-канала «Редакция» в достаточном объеме раскрыла эту тему на примере ресторанов, онлайн- и офлайн-ритейла, бьюти-сферы и производства.

Но не стоит забывать о том, что к удаленной работе должен быть готов не только работодатель, но и работник.

Из офиса на кухню

Те, кто действительно готов предложить своим сотрудникам новую форму труда, неизбежно столкнуться с ситуацией неготовности людей к работе на удаленке. Очевидно, что команда сработает эффективнее, если к изменению курса готовы и работодатель, и работник. Конечно, никто не исключает авторитарного решения работодателя, но могут быть потери среди команды. Удаленная работа требует не только наличия интернета, но и банально бытовых условий. Профессор Преображенский имел семь комнат для проживания и работы. Ответьте себе честно, сколько ваших коллег имеет столь комфортные условия?

В реальности большинству ваших сотрудников надо будет еще создать себе это рабочее место, проведя бои за жилплощадь, а в некоторых семьях рабочее место может понадобиться обоим супругам. И, даже если бой будет выигран, никто не отменяет наличие детей, родителей и прочих отвлекающих факторов, существенно влияющих на качество работы.

Несмотря на объективные трудности, согласимся, что в ситуации предстоящей безработицы отсутствие комфортных условий для работы не будет тем самым камнем преткновения, чтобы отказываться от заработка.

Самозанятость в онлайн

Не исключено, что кто-то недосчитается своих сотрудников по выходу в привычный режим. Не все захотят вернуться на прежнее место работы. Кто-то предпримет попытку самостоятельно уйти в просторы интернета и начать работать удаленно на себя. Количество успешных примеров, опубликованных в статье Forbes «Самые успешные блогеры России — 2019», внушает некую уверенность, что в Сети найдется свободное место и для твоего проекта. К тому же на сегодня уже необязательно выстреливать с уникальной идеей. Достаточно взять за основу то, что уже доказало свою востребованность.

Мы с вами уже стали свидетелями всплеска каналов по дизайну и интерьерам, семейным каналам продвижения игрушек и бесчисленного количества интервьюеров. К сожалению, количество значительно опережает качество. Но, судя по количеству просмотров, это не смущает ни зрителей, ни авторов. Не исключено, что ваш харизматичный сотрудник с легкостью обгонит рейтинги уже известных блогеров. Пожелайте ему удачи. Новые реалии актуализировали тему просвещения. Можно уверенно сказать, что этот тренд набирает свои онлайн-обороты.

Грызть гранит по ссылке

Что успешно начало себя реализовывать уже сейчас, так это различные образовательные услуги в формате онлайн-школ, вебинаров, онлайн-курсов и прочего. По данным Яндекса за месяц количество запросов на эти услуги составило один миллион. Такие формы имеют право на жизнь, и действительно становятся популярными среди желающих прокачать свои ЗУНы (знания, умения, навыки) или освоить что-то кардинально новое.

Instagram переполнен рекламой и предложениями от «Как стать успешной мамой» до «Как стать богом продаж». Однако, ознакомившись с этим доступным рынком начинаешь понимать, что отделять зерна от плевел ох, как придется. Увы, спикеры крайне редко выдают что-то ценное. Можно только позавидовать растущей самоуверенности человечества, когда тренер по продажам, с опытом работы год в сетевом гипермаркете может открыть миру глаза на эффективные продажи, и уж точно обладает уникальными знаниями, которые можно продать. Но, и эта ниша будет заполнена и востребована. Вопрос только в том, кто из новичков останется в строю через год-два.

На сегодня востребованные тренеры и коучи уже переориентировали свои программы под онлайн-режим. Я знакома с экспертом в области корпоративного обучения, тренером по лидерству Марией Гитал, и с интересом наблюдаю за тем, как разработанный ею онлайн-курс собрал уже четыре потока студентов. Если вы действительно владеете уникальным опытом и вам есть чем поделиться с миром — эта ниша ждет вас.

Психологическая неготовность

А что же работодатель? Так ли легко ему снизить уровень контроля и отпустить сотрудников из-под постоянного наблюдения на «свободу»? Как показал наш свежеполученный опыт, не так-то это просто. По данным исследования аналитического центра НАФИ «Влияние пандемии на российский бизнес», 82% работодателей считают, что после перехода на удаленный формат качество работы снизилось, 14% — не увидели никакой разницы, 5% — затруднились ответить. Однако повышения эффективности труда никто из опрошенных не заметил.

Работодатель скорее психологически не готов «ослабить поводок». Будучи кандидатом психологических наук, могу с уверенностью сказать, что из всего спектра вероятных причин, вызывающих данный вид страхов, самой распространенной является недоверие.

Страх, что работник расслабится без непосредственного контроля ох, как велик. Если ваш бизнес построен на факторе total control, и единственная мотивация сотрудников это наказание, вам будет мучительно сложно начать доверять людям. Не спасут ни какие экономии на офисных площадях, если работодатель будет бояться, что часть зарплатного фонда себя не окупает. В ход идут различные технологии по автоматическому контролю рабочего времени, количеству часов, которые работник не отходил от компьютера, количеству звонков, которые он сделал клиенту, количеству писем, которые написал в инстанции… В общем, для кого-то эти методы конечно вариант, но мы-то с вами знаем, что мотивации эти меры не прибавляют, а очень даже наоборот.

Ресурсная мама

Безусловно, есть и положительные моменты. Если вы малый или средний бизнес, и весомую часть ваших расходов составляет аренда, для вас открывается новая возможность сэкономить, а в случае крупных городов сэкономить существенно. Плюсы можно найти не только в уменьшении расходов, связанных с содержанием офиса.

Для вас найдутся работники, которым предпочтительнее работать удаленно, за что они будут готовы поступиться бонусами и премиями. В ситуациях, когда семейный доход граждан по объективным причинам будет снижаться, многие женщины, находясь в декретном отпуске, будут способны закрыть участки работ, не требующие постоянного присутствия в офисе. При этом в условиях падения благосостояния семьи они будут готовы совмещать уход за ребенком и работу. Уверена, в вашем кругу уже сейчас найдется пара знакомых, успешно совмещающих удаленную работы и материнство. И сейчас их число должно будет вырасти.

То же самое касается людей с ограничениями по здоровью. Из своего опыта работы в Европе приведу пример сотрудника службы персонала — девушки с ограниченными возможностями. Насколько они были ограниченными, спросите вы? Настолько, насколько позволяет быть мобильной инвалидная коляска.

Передо мной стояла масштабная задача — перевезти металлургический завод из одного города в другой. При этом текущее производство не должно было быть остановлено до момента запуска на новой площадке. То есть, компания оказалась в условиях, когда фактически были задвоены все расходы, в том числе и на персонал. С целью оптимизации я приняла решение набрать на момент запуска нового офиса сотрудников с пониженными требованиями к уровню зарплаты. Упомянутая девушка занималась первичным подбором персонала. Для этой работы было достаточно Skype, Facebook, профильных сайтов и корпоративного телефона.

И если раньше к моему решению отнеслись с неким недоверием, то в условиях новых реальностей, оно уже не вызывает столько вопросов. Сегодня, в первую очередь, эффективность той же молодой матери или девушки с инвалидностью будет зависеть от ее мотивации, а не от мобильности.

Ловись рыбка большая и маленькая

Ожидаемо, что пострадавших отраслей будет больше, чем сейчас принято насчитывать. В той или иной степени изменения коснутся всех. Значит неизбежно будут жертвы, в том числе, среди высококвалифицированного персонала. Наивно полагать, что рынок переполнится исключительно продавцами и мастерами маникюра. Его пополнят и технологи, и проектировщики, и узкопрофильные специалисты.

Для HR это уникальная возможность пополнить ряды компании сильными спецами. Да, в каком-то случае они сменят более слабых, но, что делать, жестокие реалии диктуют жестокие меры. При этом, если раньше HR бороздил просторы интернета в поисках глубоководной рыбы, то сейчас многие ценные сорта можно будет поймать на поверхности. И, безусловно, для какого-то бизнеса это путь к усилению своего ресурса и выживанию.

Заграница нам поможет

Ведущие экономисты небезосновательно предрекают кризис, который, в том числе, будет сопровождаться безработицей и существенным падением уровня жизни. Именно так, экономист Сергей Гуриев, ныне профессор Парижского института политических наук «Сьянс по», в интервью «Московскому Комсомольцу» оценил возможность мирового кризиса 2020. Эти печальные прогнозы не только на счет нашей страны, но и в целом по миру. Плохо будет всем, разве что разный процент безработных.

Глава Минтруда Антон Котяков заявил в эфире телеканала «Россия 24», что число безработных может достигнуть шести миллионов граждан. В то же время для некоторых европейских стран менее удачливые соседи становятся отличной возможностью сэкономить на ФОТе.

Последние пять лет я работала в Эстонии. Общаясь с управляющим крупного бизнес-парка интересуюсь, зачем он строит такое количество бизнес-центров? Неужели в стране так активно развивается бизнес, что ощущается колоссальная нехватка офисов? Это не для местных бизнесменов. Это для бизнеса соседних стран. Более того, рядом с бизнес-центром возведут высотный дом, для сдачи в аренду жилья экспатам, приезжающим на запуск эстонских бэкофисов. Эта уже не новая реальность для Эстонии, Польши, Белоруссии и других стран с более низким уровнем оплаты труда, но, при этом, с достойной квалификацией. Станут ли наши специалисты более востребованы на удаленке для зарубежных компаний? Не исключено, но загадывать не будем. Будем наблюдать за развитием ситуации и держать нос по ветру.

Потенциально переход в онлайн несет новые возможности для работодателей, не боящихся доверять своим сотрудникам, и для работников, и для индивидуальных предпринимателей. Каждый из них может позволить себе эти изменения, но ни для кого они не станут безболезненными. Но, на мой взгляд, наиболее очевиден другой сценарий, когда все вернется к прежним временам. Почему нет? Новый опыт, полученный в измененных условиях существования бизнеса интересен и в чем-то даже бесценен, но временные перемены необязательно вызовут перманентные изменения порядков.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

Удалёнка давно тренд, но как говорится: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!"

Генеральный директор, Москва

Развитие интернет-технологий, создает предпосылки для скачка развития удаленной работы. И это действительно востребовано современным обществом. Особенно в больших городах.

Ведь стояние в многочисленных пробках по пути "на" и "с" работы, является ничем иным, как "воровством" значительной части человеческой жизни. При этом сопровождаемое психологическим дискомфортом.

А ведь эти 2-3 часа в день, потраченные на дорогу, люди могли бы использовать куда с большей пользой:

  • на общение с друзьями и любимыми
  • на общение с детьми
  • на занятие спортом
  • на посещение культурных и спортивных мероприятий
  • на саморазвитие
Налоговый консультант, Кемерово

Слава вирусу, то, что раньше было скорее исключением, стало трендом! Вегда ненавидела необходимость ехать утром на работу в другой конец города, чтобы СИДЕТЬ ЗА СТОЛОМ И СМОТРЕТЬ В КОМПЬЮТЕР. Все то же самое можно сделать и дома! Почему нет? "А потому что!" - отвечали мне. Человек должен утром куда-то ехать (ага, в садик, в школу, в ВУЗ, на работу, и так до конца)... Если сотрудник не в офисе, он не работает... Как же они без догляду, да без пригляду... бла-бла-бла...

Но так случилось, что чума стала двигателем прогресса))) Понимаю, что далеко не все профессии можно вписать в рамки удаленной работы, но сидячую, компьютерную, юридическую, бухгалтерскую, консультационную и еще Бог знает какую можно же! Насколько меньше будет пробок на дорогах и толчеи в метро. А насколько больше появится времени на работу и обучение за счет того времени, которое вы раньше тратили на дорогу! А еще появляется больше возможностей живя в одном городе удаленно работать на компанию, которая находится в другом. Это, конечно, и раньше было, но работодатели в основной массе такое не жаловали. Посмотрим как дальше будет. Короче, все, что ни делается, все только к лучшему! Здоровья всем!

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Удалёнка уже много лет имеет растущую популярность в развитых странах, т.к. кроме безопасности здоровья сотрудников имеет много дугих преимуществ для бизнеса.....

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Для кого-то польза, для кого-то вред. Но явный тренд виден. Цифровой удаленной трансформации...

Генеральный директор, Москва

Хорошая статья, мне понравился профессиональный подход, спасибо автору. Но к сожалению (или к счастью, не знаю), я не разделяю оптимизма по поводу массового перехода от офисной работы к удаленной. Давайте разберем абстрактный пример небольшой Российской компании, ну допустим из сектора оптовой торговли ТНП. Структура с верху вниз: руководитель, отдел сбыта (с ним отдел рекламы), отдел снабжения, транспортный отдел, складская служба, бухгалтерия, кадры, IT. Наверное для малого и среднего бизнеса данная структура достаточна. Если взять идеальные условия, то все кроме складской службы и транспортного отдела должны быть переведены в режим удаленной работы. А реально? Руководитель (он же может быть собственник) никогда для себя возжей не отпустит, если не боится в итоге потерять компанию. Отдел сбыта и отдел снабжения в среднестатистической Российской компании, то же будут работать не на удаленке. Почему? Да так их проще контролировать. Никакие CRM реально не заменяют живого общения, а уж оперативность при решении внезапно возникающих проблем (а это реалии нашего малого и среднего бизнеса) бесконечно стремится у нулю. IT врядли получится перевсти,так как опять же в наших реалиях требуется постоянное присутствие сисадмина когда хотя бы 10 человек работают с ПК (принтер не работает, комп завис, печать ни идет и т.д. и т.п.). Бухгалтерия, кадры и реклама , да, наверно эти отделы практически без ущерба можно перевести на удаленную работу, но в чем смысл этого для руководителя? Уменьшить арендную плату за офис? А сколько там человек? Шестеро всего? Тогда в чем экономия, если это не Москва-Сити, а обычный офис на окраине Тамбова?. Безусловно в крупных городах компании из сферы электронных технологий, маркетинга, подбора персонала и тому подобные, то есть где не требуется здесь и сейчас общаться с клиентом и коллегами, могут (и наверное должны) себе позволить удаленную работу, остальные же - нет. Да. И еще. Для того чтоб сотрудник работал удаленно, одного его желания мало. Нужно еще и желание руководителя компании. А его, этого желания, просто чаще всего нет. Так что.... блажен кто верует... Но это моё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение, и я его никому не навязываю :)))

Генеральный директор, Москва
Павел Кузовников пишет:

Удалёнка уже много лет имеет растущую популярность в развитых странах, т.к. кроме безопасности здоровья сотрудников имеет много дугих преимуществ для бизнеса.....

Про безопасность здоровья ну уж очень спорное утверждение, а в чем конкретно преимущества для бизнеса?

Консультант, Украина
Михаил Шепелёв пишет:

Про безопасность здоровья ну уж очень спорное утверждение, а в чем конкретно преимущества для бизнеса?

Минус расходы на офис, как минимум.

 

Генеральный директор, Москва
Андрей Роговский пишет:
Михаил Шепелёв пишет:

Про безопасность здоровья ну уж очень спорное утверждение, а в чем конкретно преимущества для бизнеса?

Минус расходы на офис, как минимум.

 

Позвольте с Вами не согласиться. Далеко не во всех случаях :))

Директор по маркетингу, Челябинск
Михаил Шепелёв пишет:
Руководитель (он же может быть собственник) никогда для себя возжей не отпустит

Именно! (Кстати, пару недель здесь же была статья с выдержками из опроса руководителей на эту же тему - https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1992293-udalenka-navsegda-vernutsya-li-kompanii-v-ofisy-posle-samoizolyatsii#comment-532988 - и подобную же мысль вызвала...).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.