Производительность МСБ/МСП (малого и среднего бизнеса/предпринимательства)

Коммерсант в статье "Холодное лето малого бизнеса” от 1.07.25 анализирует спад активности в секторе МСП с лета 2024года: "Деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) охлаждается все больше — соответствующий индекс RSBI в мае приблизился к зоне стагнации. Предприниматели жалуются на спад продаж, ожидают дальнейшего сокращения выручки и отказываются от кредитов из-за по-прежнему высокой ключевой ставки. Из-за недостатка финансирования МСП сворачивают программы расширения бизнеса и планы найма новых сотрудников — при этом 10% опрошенных уже готовы сокращать сотрудников.
Планы расширения бизнеса также стали сдержаннее: 8% компаний (+2 п. п.) намерены сокращать вложения в свое дело.
...сокращается и потребность МСП в кадрах: компонента кадров снизилась впервые за два с половиной года и оказалась в зоне спада.”

Несмотря на все эти негативные тенденции, падение производительности труда и бизнеса в целом, можно было бы если уж не удерживать, то по крайней мере замедлить за счет автоматизации ручного труда и рабочих процессов.

Какие препятствия являются самым тяжелыми для МСБ/МСП в автоматизации операционной деятельности?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Турция

Какие препятствия являются самым тяжелыми для МСБ/МСП в автоматизации операционной деятельности?

Препятствие одно, на мой взгляд, - нужно вложиться деньгами здесь и сейчас и без каких-либо твердых гарантий, что это хоть как-то окупится.

Большой бизнес может себе позволить бюджеты на автоматизацию, даже если это потом окажутся выкинутые деньги.

А у малого бизнеса просто нет денег. Нет, конечно, можно вязть кредит под 30% в банке. Но только при наличии гарантий того, что эти вложения окупятся. Сама по себе автоматизация еще ничего не гарантирует. И рисковать хотят не только лишь все, а вообще мало кто хочет это делать.

Если бы автоматизаторы предлагали такую схему оплаты, что они все делают без аванса, а расчет с ними идет из полученной бизнесом экономии - то у них отбоя бы не было от клиентов.

Ну, то есть, вот есть дом, его жильцы платят за отопление 100 рублей. Пришли автоматизаторы, сделали автоматическое регулирование системы отопления и платить жильцы стали не 100 рублей, а 80 рублей. А вот эту разницу в 20 рублей между тем, что было раньше и тем, что стало в результате автоматизации -  они платят автоматизаторам в течение, допустим, года или двух каждый месяц.

 

 

 

 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Сергей Капустянский пишет:
Ну, то есть, вот есть дом, его жильцы платят за отопление 100 рублей. Пришли автоматизаторы, сделали автоматическое регулирование системы отопления и платить жильцы стали не 100 рублей, а 80 рублей. А вот эту разницу в 20 рублей между тем, что было раньше и тем, что стало в результате автоматизации -  они платят автоматизаторам в течение, допустим, года или двух каждый месяц.

А вот у нас в доме именно так ставили систему автоматического учета общедомового тепла (на самом деле 4 системы отопления на дом и соответственно 4 системы учета). Стоимость системы 2 500 000 рублей, они сами поставили систему, а возврат средств получали за счет экономии оплаты тепла по дому (по счетчику меньше, чем по нормативу).

Мы на собрании собственников голосовали за такую схему.

А когда расчет по этой схеме закончился, то мы голосовали за то, чтобы эта система перешла в состав общедомовой собственности, и оплата за ее обслуживания проводилась за счет жильцов.

Генеральный директор, Канада
Сергей Капустянский пишет:

Какие препятствия являются самым тяжелыми для МСБ/МСП в автоматизации операционной деятельности?

Препятствие одно, на мой взгляд, - нужно вложиться деньгами здесь и сейчас и без каких-либо твердых гарантий, что это хоть как-то окупится.

Большой бизнес может себе позволить бюджеты на автоматизацию, даже если это потом окажутся выкинутые деньги.

А у малого бизнеса просто нет денег. Нет, конечно, можно вязть кредит под 30% в банке. Но только при наличии гарантий того, что эти вложения окупятся. Сама по себе автоматизация еще ничего не гарантирует. И рисковать хотят не только лишь все, а вообще мало кто хочет это делать.

Если бы автоматизаторы предлагали такую схему оплаты, что они все делают без аванса, а расчет с ними идет из полученной бизнесом экономии - то у них отбоя бы не было от клиентов.

Ну, то есть, вот есть дом, его жильцы платят за отопление 100 рублей. Пришли автоматизаторы, сделали автоматическое регулирование системы отопления и платить жильцы стали не 100 рублей, а 80 рублей. А вот эту разницу в 20 рублей между тем, что было раньше и тем, что стало в результате автоматизации -  они платят автоматизаторам в течение, допустим, года или двух каждый месяц.

 

 

 

 

Сергей - благодарю за комент. Вы рассуждаете из текущего и непосредственного опыта или это больше абстрагирование?

Если из личного опыта, то можно поглубже рассмотреть ваше "Если бы автоматизаторы предлагали такую схему оплаты, что они все делают без аванса, а расчет с ними идет из полученной бизнесом экономии - то у них отбоя бы не было от клиентов":

1) очевидно, что определение "экономии" может получить очень широкое и абстрактное толкование и привести к бесконечным диспутам, что не будет не только способствовать внедрению, но и к полному разочарованию, да и

2) нет ни у одной компании, на самом деле, ресурсов на постоянное ведение такого подсчета. 

С практической точки здесь можно "плясать" от экономии рабочих часов затрачиваемых на те или иные действия сотрудниками в типичном режиме и затем опираясь на их зарплату в часах, высчитать экономию рабочего времени, которую несет автоматизация этих действий.

Генеральный директор, Канада
Михаил Лурье пишет:
на самом деле 4 системы отопления на дом и соответственно 4 системы учета

Михаил - благодарю за комент. Ключ в вашем случае в том, что был норматив по теплу (как отправная точка) и затем была установлена  автоматическая система учета общедомового тепла, которая четко выявила разницу, при этом сопоставляемые элементы - чисто технические, т.е. без субъективного участия людей.

С МСБ сложнее: в абсолютном большинстве нет ни нормативов, ни точного учета фактических затрат рабочего времени на отдельные операции.

Генеральный директор, Турция
Мухтар Мусабетов пишет:
Если из личного опыта, то можно поглубже рассмотреть ваше "Если бы автоматизаторы предлагали такую схему оплаты, что они все делают без аванса,

Я скажу немного иносказательно...

Представьте, что Вам бы предложили провести неделю в закрытой комнате без еды и воды, а через неделю Вы бы получили десять миллиардов долларов на счете. Уверен, Вы бы согласились. Я бы - точно согласился.

А теперь представьте все то же самое, но не неделю, а месяц... За месяц без еды и воды человек, наверное, умрет . И 10 миллиардов долларов ему будут уже не нужны. 

Так вот. Вы можете предлагать клиенту хорошее и нужное дело, но заплатить он должен за него сейчас, а эффект получит (может быть) потом.

Малый бизнес просто не может себе это позволить. Никак. Поэтому малый бизнес и не хочет в это вкладываться.

Если можно не платить, а получить что-то и оплатить потом из результата - то это интересно. А оплатить вперед - ну просто нет на это денег и все.

Это и будет абсолютно честный ответ на Ваш вопрос в Вашем посте. Но можем пособирать и другие мнения, если они будут. С удовольствием послушаю их! Спасибо за дискуссию!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Манипуляции в формулировках вакансий: что отталкивает кандидатов

Лидеры среди фраз: «мы одна семья», «у нас дружная команда», «работаем и отдыхаем вместе» и «молодой энергичный коллектив».