
Коммерсант в статье "Холодное лето малого бизнеса” от 1.07.25 анализирует спад активности в секторе МСП с лета 2024года: "Деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) охлаждается все больше — соответствующий индекс RSBI в мае приблизился к зоне стагнации. Предприниматели жалуются на спад продаж, ожидают дальнейшего сокращения выручки и отказываются от кредитов из-за по-прежнему высокой ключевой ставки. Из-за недостатка финансирования МСП сворачивают программы расширения бизнеса и планы найма новых сотрудников — при этом 10% опрошенных уже готовы сокращать сотрудников.
Планы расширения бизнеса также стали сдержаннее: 8% компаний (+2 п. п.) намерены сокращать вложения в свое дело.
...сокращается и потребность МСП в кадрах: компонента кадров снизилась впервые за два с половиной года и оказалась в зоне спада.”
Несмотря на все эти негативные тенденции, падение производительности труда и бизнеса в целом, можно было бы если уж не удерживать, то по крайней мере замедлить за счет автоматизации ручного труда и рабочих процессов.
Какие препятствия являются самым тяжелыми для МСБ/МСП в автоматизации операционной деятельности?
Лидеры среди фраз: «мы одна семья», «у нас дружная команда», «работаем и отдыхаем вместе» и «молодой энергичный коллектив».
Какие препятствия являются самым тяжелыми для МСБ/МСП в автоматизации операционной деятельности?
Препятствие одно, на мой взгляд, - нужно вложиться деньгами здесь и сейчас и без каких-либо твердых гарантий, что это хоть как-то окупится.
Большой бизнес может себе позволить бюджеты на автоматизацию, даже если это потом окажутся выкинутые деньги.
А у малого бизнеса просто нет денег. Нет, конечно, можно вязть кредит под 30% в банке. Но только при наличии гарантий того, что эти вложения окупятся. Сама по себе автоматизация еще ничего не гарантирует. И рисковать хотят не только лишь все, а вообще мало кто хочет это делать.
Если бы автоматизаторы предлагали такую схему оплаты, что они все делают без аванса, а расчет с ними идет из полученной бизнесом экономии - то у них отбоя бы не было от клиентов.
Ну, то есть, вот есть дом, его жильцы платят за отопление 100 рублей. Пришли автоматизаторы, сделали автоматическое регулирование системы отопления и платить жильцы стали не 100 рублей, а 80 рублей. А вот эту разницу в 20 рублей между тем, что было раньше и тем, что стало в результате автоматизации - они платят автоматизаторам в течение, допустим, года или двух каждый месяц.
А вот у нас в доме именно так ставили систему автоматического учета общедомового тепла (на самом деле 4 системы отопления на дом и соответственно 4 системы учета). Стоимость системы 2 500 000 рублей, они сами поставили систему, а возврат средств получали за счет экономии оплаты тепла по дому (по счетчику меньше, чем по нормативу).
Мы на собрании собственников голосовали за такую схему.
А когда расчет по этой схеме закончился, то мы голосовали за то, чтобы эта система перешла в состав общедомовой собственности, и оплата за ее обслуживания проводилась за счет жильцов.
Сергей - благодарю за комент. Вы рассуждаете из текущего и непосредственного опыта или это больше абстрагирование?
Если из личного опыта, то можно поглубже рассмотреть ваше "Если бы автоматизаторы предлагали такую схему оплаты, что они все делают без аванса, а расчет с ними идет из полученной бизнесом экономии - то у них отбоя бы не было от клиентов":
1) очевидно, что определение "экономии" может получить очень широкое и абстрактное толкование и привести к бесконечным диспутам, что не будет не только способствовать внедрению, но и к полному разочарованию, да и
2) нет ни у одной компании, на самом деле, ресурсов на постоянное ведение такого подсчета.
С практической точки здесь можно "плясать" от экономии рабочих часов затрачиваемых на те или иные действия сотрудниками в типичном режиме и затем опираясь на их зарплату в часах, высчитать экономию рабочего времени, которую несет автоматизация этих действий.
Михаил - благодарю за комент. Ключ в вашем случае в том, что был норматив по теплу (как отправная точка) и затем была установлена автоматическая система учета общедомового тепла, которая четко выявила разницу, при этом сопоставляемые элементы - чисто технические, т.е. без субъективного участия людей.
С МСБ сложнее: в абсолютном большинстве нет ни нормативов, ни точного учета фактических затрат рабочего времени на отдельные операции.
Я скажу немного иносказательно...
Представьте, что Вам бы предложили провести неделю в закрытой комнате без еды и воды, а через неделю Вы бы получили десять миллиардов долларов на счете. Уверен, Вы бы согласились. Я бы - точно согласился.
А теперь представьте все то же самое, но не неделю, а месяц... За месяц без еды и воды человек, наверное, умрет . И 10 миллиардов долларов ему будут уже не нужны.
Так вот. Вы можете предлагать клиенту хорошее и нужное дело, но заплатить он должен за него сейчас, а эффект получит (может быть) потом.
Малый бизнес просто не может себе это позволить. Никак. Поэтому малый бизнес и не хочет в это вкладываться.
Если можно не платить, а получить что-то и оплатить потом из результата - то это интересно. А оплатить вперед - ну просто нет на это денег и все.
Это и будет абсолютно честный ответ на Ваш вопрос в Вашем посте. Но можем пособирать и другие мнения, если они будут. С удовольствием послушаю их! Спасибо за дискуссию!