5 странных бизнес-лайфхаков, которые звучат как бред, но работают

Некоторые управленческие приемы звучат как шутка или как очередной «совет» с тренинга «Стань долларовым миллионером за 7 дней». Но вот что интересно: часть из этих «фриковатых» подходов действительно работает. Почему? Они взламывают привычный алгоритм, выбивают из офисной дремоты и рушат шаблоны. А когда шаблон рушится, появляется жизнь и эффективность.

Итак, пять странных советов, которые я проверил на себе, и что из этого вышло.

1. Совещание стоя

Да-да, просто взять и провести встречу на ногах. Без диванов, кресел, стульев, кофейных кружек и уютного болота на два часа.

Почему это работает? Стоять неудобно – это раздражает. Когда людям неудобно, они начинают говорить по делу, быстро, без лирики и историй: «вот у меня на прошлой работе…». Среднее время такого стендапа – 12-18 минут. Это в три раза быстрее, чем стандартная онлайн или офлайн-мученица на 40-60 минут, после которой остается ощущение, что тебя выжали, но непонятно зачем.

Как реализовать? Сделайте ежедневную 15-минутную планерку по утрам, только стоя. И только по трем пунктам: что сделал? что делаешь? где застрял? Один человек = одна минута. Остальное – в задачах.

Как это помогло нам? У нас была проблема: каждую неделю большинству коллег приходилось дорабатывать пару часов на выходных. Потому что в будни все дела просто не помещались. Тогда я стал искать, откуда можно взять эту пару необходимых часов. Оказалось, что мы два раза в неделю тратим на совещания по 60-80 минут. Причем 70% времени – пересказ старого, уточнение очевидного и реплики «давайте обсудим это отдельно». Перешли на планерки стоя, и резко обнулили лишнее. Теперь 15 минут – потолок. Люди начали уважать чужое и свое время. А главное, на выходных работать почти перестали. Потому что перестали говорить вместо того, чтобы делать.

2. Один день в месяц без звонков

Отмечаете в календаре один день – полный запрет на созвоны, митинги и «давай 15 минут пообщаемся». Ничего. Только тишина, только работа.

Почему это работает? Вас не отвлекают каждые 20 минут, и вы вдруг вспоминаете, что умеете думать. А команда понимает: можно работать не обсуждая, а делая.

Как реализовать? Назначьте в команде «день молчания», например, первую пятницу месяца. Все знают: сегодня ни звонков, ни онлайн-встреч. Хотите пообщаться? Пишите задачу. Хотите что-то обсудить? Терпите до завтра. Да, будет непривычно. Но ровно до того момента, пока не увидите, насколько продуктивнее прошел день.

Как это помогло нам? Мы сначала сомневались: не сойдут ли все с ума? Не потеряют ли нас клиенты и партнеры? Но решили попробовать. Первый «день молчания», и на следующий же день к нам пришла команда маркетинга с фразой: «Можно теперь два раза в месяц?». Потому что за один тихий день они сделали больше, чем за всю прошлую неделю. Так мы подтвердили, что фокус на работе – это суперсила.

3. Багет на планерке

Берете настоящий хлеб. Кто держит багет, тот говорит, остальные молчат. Без багета – молчи и записывай.

Почему это работает? С багетом перебивания исчезают за 10 секунд. Даже самые болтливые учатся слушать. Физический объект в центре разговора возвращает контроль над хаосом. Это не про еду, а про право голоса.

Как реализовать? Выберите любой символический предмет: маркер, фигурку из «Киндер-сюрприза» или пластиковую курицу. Главное: одна вещь, которая переходит к тому, кто говорит. На большой встрече всей командой такой прием – спасение от бесконечного «да-да, я просто добавлю одну мысль…».

Как это помогло нам? У меня в команде есть сотрудники, которые могут говорить все время. Их энергия – это подарок и проклятие одновременно. А есть наоборот те, кто думает медленно, но говорит по делу. Раньше они просто молчали, потому что не могли вклиниться. Когда появился багет, все изменилось: молчуны, наконец, стали говорить, потому что никто их не перебивает, а болтуны поняли, что тишина – это тоже вклад.

4. Назначить «адвоката дьявола»

В каждом проекте – один человек, чья официальная задача: все критиковать, даже если ему все нравится, даже если идея шикарная. Он обязан копаться в слабых местах и задавать самые противные вопросы.

Почему это работает? В любой команде со временем появляется групповая слепота. Все поддакивают, никому не хочется портить атмосферу. А потом проект вылетает в трубу, потому что «никто не заметил очевидной ошибки». Адвокат дьявола заметит, ведь это его работа.

Как реализовать? Выбирайте критика на старте каждого проекта, лучше всего, из другой команды или функции. Ротация – раз в квартал. Он не решает, он только бьет по уязвимым местам. Если все выдерживает, значит, проект действительно хорош.

Как это помогло нам? Однажды мы почти запустили рекламную кампанию на миллион рублей. Красивая идея, все в восторге, заказчик хлопает – все идеально. И вот наш дизайнер, назначенный адвокатом дьявола, говорит: «А если это увидит аудитория 60+, они вообще поймут, о чем речь?». Мы зависли. Проверили, и выяснилось: вообще не поймут. Наша кампания работала только на молодежь, а целевая – старше 45. Мы переделали все. С тех пор не запускаем ни один проект без такого человека. Он бесит, портит атмосферу, задает тупые вопросы, но зато спасает бизнес.

5. Заблокировать почту после 19:00

Речь не о «не читайте», а о технической блокировке. Письма не приходят, до 9 утра следующего дня – тишина в почте. Как будто офис закрылся, и ключ в ящике.

Почему это работает? Привычка проверять почту ночью – это не «ответственность», а цифровая тревожность. Как только исчезает сама возможность «проверить на всякий случай», начинается реальный отдых.

Как реализовать? На уровне компании: настраиваете правила в корпоративной почте, любые сервисы это позволяют. Письма просто не доходят в нерабочее время.

Как это помогло нам? Мы не просто отключили почту, а настроили автоматический ответ: «Коммуникации после 19:00 не принимаются. Мы отдыхаем, чтобы завтра работать лучше». Люди перестали отвлекаться. И, внезапно, утренние письма стали короче и четче.

Выводы

Странные решения с ясной логикой – это и есть продвинутое управление. Чувствуете, что пора меняться? Купите багет или перешлите эту статью своему руководителю.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Лайфхаки реально странные. Возможно, для некоторых компаний и работают, но мне видится очень ограниченный спектр таких компаний.

Из всего списка я бы выбрал №4 - это реально может помочь посмотреть на проблематику под нестандартным углом.

Пункты 1 и 3 (особенно) отдают чем-то "детским", и в серьезном бизнесе (банкинг, нефтепром) просто не будут восприниматься. А №№ 2 и 5 могут прямо привести к краху компании, если она работает в сфере, требующей постоянной включенности в информационный поток (например, финансы, право, логистика). Из моего опыта - фокусировка на работе достигается правильно разработанной повесткой встреч, а не отказом от них в пользу переписки.

Аналитик, Набережные Челны

А мне понравился 3-й пункт только вместо багета 16-ти килограммовая гиря)).
Будет все быстро и по существу

Генеральный директор, Москва

Кусочки из Time Management. Кусочки из рекомендаций о проведении продуктивных и результативных совещаний. Пункт 4 звучит как предложение подумать получше, потратить время и послушать того, кто вообще не в теме - возможно, в порядке эксперимента. Вдруг поможет.

Но все перечисленное не о личной эффективности. Не уверен, что вообще об эффективности. В Business Fun?

Сергей Колесников пишет:
А мне понравился 3-й пункт только вместо багета 16-ти килограммовая гиря)).Будет все быстро и по существу

Подход мне нравится, можно начать сразу с двухпудовки. Хотя дамы могут возразить.

Независимый директор, Москва

Прекрасные примеры перечислены в статье.

Работают отлично, совещания стоя сам проводил, только не в офисе а на

производственном участке. Здорово взбадривает офисный планктон.

Но есть заковыка. Плохой признак.

Если в организации регулярно применяются хотя-бы два из перечисленных пяти

методов, это значит что бизнес реально забюрократизировался.

И надо "чистить ряды." 

Иногда - "проводить массовые чистки".

Иначе жизненный цикл компании очень скоро завершится.

Консультант, Новосибирск

Интересные предложения, довольно очевидные, на мой взгляд, и не универсальные, так как всегда бывают исключения.

Я думаю, основная ценность статьи в том, что могут быть разные приемы, которые помогают улучшить работу сотрудникам компании, их нужно искать и использовать.

Я, например, рекомендую владельцам бизнеса во вторник делать День Владельца, хотя бы до обеда, и в это время не решать никаких менеджерских вопросов.

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Александр Сейнов пишет:

Прекрасные примеры перечислены в статье.

Работают отлично, совещания стоя сам проводил, только не в офисе а на

производственном участке. Здорово взбадривает офисный планктон.

я в коридоре, на ногах проводил "летучку" :)) 

Это была реальная "летучка". Налетели, решили, разлетелись

 

Но есть заковыка. Плохой признак.

Если в организации регулярно применяются хотя-бы два из перечисленных пяти

методов, это значит что бизнес реально забюрократизировался.

И надо "чистить ряды." 

Иногда - "проводить массовые чистки".

Иначе жизненный цикл компании очень скоро завершится.

Да, если для проведения совещания руководителю нужен багет, то да - есть проблема в управлении и регламентах. Но, может, в PR-агентстве по-другому никак? Вычистить креативный слой можно.

А "Адвокатом дьявола" я сам всегда выступаю по любому предложению. Оппонент нужен не только на защите диссертации, а в реальном проекте - особенно.

Директор по развитию, Москва

Практически всегда во всех обсуждениях на любую тему присутствуют существенные расхождения мнений коллег. На мой взгляд, это в значительной степени из-за очень большой разницы в видах бизнеса, организации процессов, корпоративной культуры, людей, подбираемых для такой работы и т.д. и т.п. 
Каждый комментатор, что естественно, находится в своей понятной ему и хорошо изученной системе координат. Каждый дает свои искренние советы и уникальную точку зрения. Вместе получается порой этакий пердимонокль. Сложно подвести  всё под единый (общий) знаменатель, порой невозможно. Отсюда и споры без причин. Каждый по своему прав )) Как говорится, куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

Сергей Попов пишет:
А "Адвокатом дьявола" я сам всегда выступаю по любому предложению.

Аналогичный случай ))



Руководитель группы, Москва

В этом есть элементы "возвращения в нормальности", но как справедливо пишут выше, все это кусочки системы, если ее нет, то нет

Технический директор, Москва

Способы могут быть рабочими при определенных проблемах.

№1 можно применять время от времени, так сказать "для смены обстановки" и перезагрузки, на постоянку странный вариант.

№2 не у всех и не всегда применим, возможно для самоорганизующихся команд идеально. В целом, при планировании задач и управлении ими - под задачу, требующую погружения и долгого вовлечения, отдельным членам команды и так нужно выделять "время тишины", возможно и не один день и главное тогда когда нужно.

№3 без модерации встреч для самоорганизующихся ок, но может привести к обратным эффектам, типа "на этих встречах все равно ничего не решишь".

№4 супер если применим, возможно при типовых проектах.

№5 точно не везде применим. Часто для команд достаточно внедрение культуры "после 19 нет необходимости отвечать", "звонки только в рабочее время" и т.д. 

Инженер, Томск
Сергей Колесников пишет:

А мне понравился 3-й пункт только вместо багета 16-ти килограммовая гиря)).
Будет все быстро и по существу

В сочетании с сочетанием стоя особенно быстро)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
На какую зарплату рассчитывают представители поколения Z

Среднее зарплатное ожидание зумеров составляет 58,1 тыс.рублей, при этом уровень желаемого заработка за год увеличился на 19%.

«Работа на производстве» вызывает негативные ассоциации у молодых соискателей

По мнению рабочей молодежи, антирейтинг производственных проблем возглавляют плохая транспортная доступность предприятий и унылая серая обстановка.

Большинство работодателей не считают беременность помехой в карьере

Каждый пятый работодатель готов подождать декретницу от 6 месяцев до года, каждый третий — 1-2 года, а 24% готовы ждать 2 года и более.