Как русский бизнес стал одним из самых крутых и свободных в мире

Понимая кажущуюся провокационность названия статьи, сразу уточню – здесь нет политической тематики, и желающие подискутировать на тему сложных взаимоотношений некоторых стран СНГ могут выразить свое негодование на других ресурсах, коих огромное множество. И заранее прошу прощения у всех, кого я вольно и невольно оскорбил своим мнением. Эта оговорка тоже, к сожалению, яркая примета нашего времени.

Если говорить о моем опыте, то с 2009 года я начал первый успешный бизнес с годовым оборотом в несколько миллионов евро, а с 2016 года живу и работаю в Германии, где в 2020 году начал свой первый проект. Но сначала небольшой экскурс в историю.

1. Классический капитализм

Капитализм в привычном виде возник по историческим меркам сравнительно недавно – с начала XIX и по середину XX века. Его основную суть довольно точно описали марксисты: в массовом капиталистическом производстве товаров и услуг есть базовый и неразрешимый конфликт интересов – капиталист хочет выжать максимум из имеющихся у него ресурсов, том числе работников, рассматривая их как объект и не допуская их к владению капиталом.

Несмотря на эту базовую несправедливость, многие капиталистические страны мира добились впечатляющих успехов в развитии технологий и кардинального улучшения качества жизни людей. Однако социальный конфликт при таком способе производства был настолько острым, что в некоторых странах спровоцировал появление и укрепление социалистического способа производства. Идеи социализма и справедливости были крайне популярными до 1970-х годов и по сути заставили типичные капиталистические страны пойти на уступки в вопросе большей справедливости к доступу к общественным благам.

2. Социальный капитализм

Несмотря на крах социалистических систем в начале 1990-х, абсолютное большинство западных стран, в первую очередь западноевропейских, продолжили активное «полевение». Германия и скандинавские страны ввели бесплатное образование для всех, бесплатную страховую медицину, обширную систему льгот и финансовой поддержки малоимущим слоям населения.

Государство и общественные институты стали играть несоизмеримо большую роль в управлении капиталом и бизнесом – предприниматель перестал иметь право увольнять и сокращать работников без согласования с профсоюзами и отраслевыми союзами и обязан был согласовывать многие управленческие решения с государством (допустимые технологии, экологические нормы…).

Страны бывшего соцлагеря, напротив, оказавшись у разбитого корыта, были брошены назад к дикому капитализму, практически потеряв все завоевания социальной поддержки, существовавшей до этого. Несмотря на такую ситуацию, компании и люди на постсоветском пространстве не только выжили, но и создали уникальную бизнес-культуру, готовую меняться и приспосабливаться к любым негативным условиям, основанную на известном принципе «не верь, не бойся, не проси». Похожая бизнес-культура сложилась также в таких крупных развивающихся странах как Китай, Индия, Бразилия, Турция.

Западные же бизнесы (за исключением США) такую гибкость и резистентность во многом потеряли и становятся все более похожими на позднесоветские элиты, стремительно теряя свою конкурентоспособность в пользу «молодых агрессивных» экономик. Ситуацию усугубляет мощный социальный прессинг, граничащий с цензурой и запретом на деятельность в отношении принятия непопулярных решений, таких как сокращение и закрытие местных производств, отношения с социальными, национальными, религиозными и сексуальными меньшинствами, которые по сути стали диктовать предпринимателям мэйнстримную повестку и могут фактически управлять бизнесами.

Масла в огонь подлил, конечно, коронавирус, при котором влияния государства и ограничений стало кратно больше, а свободы, в том числе предпринимательской, кратно меньше. Крайне негативным фактором для западных экономик является еще и то, что население уже привыкло получать бесплатную помощь от государства, и мало мотивировано к самостоятельному преодолению кризиса. Многие бизнесы также заняли «паразитную» позицию и массово рассчитывают на помощь от государства, благо финансовых резервов накоплено предостаточно. Однако за все приходится платить!

3. Гибридная Agile-эра

Основным маркером этой эры было лавинообразное развитие цифровых технологий с начала 2000-х, основанных в своей массе на предоставлении сервисов и услуг. Нужно признать, что объективными достижениями двух предыдущих этапов стало экспоненциальное повышение качества жизни людей практически во всех странах мира. Проще говоря, человечеству больше не нужно бороться с массовым голодом и заботиться об обеспечение базовых физиологических потребностей. На первый план выходит сервис, ощущения, эмоции. Поэтому в структуре ведущих экономик мира (включая добывающие страны вроде России, Канады, Австралии, ОАЭ) сфера услуг с помощью масштабируемых технологий стала играть определяющую роль. И у большинства западных стран с этой сферой большие проблемы.

В качестве примера в разнице бизнес-подходов в России и Германии приведу следующие показатели:

Показатель

Россия

Германия

Примечание

Ориентация при продажах

На решение проблемы клиента

На продукт

В России решение проблемы клиента и его удовлетворенность – важный показатель. В Германии – явный фокус на усложнение продукта и повышение его «качества»

Среднее время ожидания ответа от провайдера услуг

В течение дня

1-2 недели

В России стало нормой получение поддержки в реальном режиме, в Германии поддержку ты получаешь в течение месяца почтовым письмом и вынужден умолять поставщика услуг тебе помочь

Наиболее распространенная форма отношений с клиентом

Модель freemium, когда огромное количество бесплатных сервисов дополнены гибкими тарифами и опциями

Платная фиксированная подписка с невозможностью изменения условий со стороны клиента

В Германии среди операторов Интернета наиболее распространенными являются двухлетние контракты с безусловным списанием денег и невозможностью этот контракт расторгнуть / изменить со стороны клиента

Средняя почасовая ставка сервисного сотрудника

300 руб.

20 евро* (1800 руб.)

1 евро = 90 руб. Такси, колл-центры, няни, репетиторы...

Трудовое законодательство

Гибкое и либеральное: 2 недели уведомления при соглашении сторон, 2 месяца при сокращении

Негибкое и сложное – до 6 месяцев уведомления при соглашении сторон и до 2 лет при сокращении

Жесткое трудовое законодательство в Германии значительно удорожает стоимость оказания сервисов либо приводит к дискриминационным способам найма: «вечная» стажировка, неполный рабочий день

Однако мир стремительно меняется и основным показателем успешности становятся не продвинутость технологий как таковых, а способы их предоставления потребителям. Умение подстраиваться под клиента, «чувствовать» его потребности – ключ к предпринимательскому успеху. Мир становится гибридно-гибким (Agile), где вчерашние конкуренты объединяются в стратегические альянсы, где офлайн сосуществует с онлайн, где для достижения целей компании уже не нужно нанимать сотрудников в штат, а поручать задачи фрилансерам, проектным подрядчикам и партнерам из любой точки мира.

С другой стороны, сложные социальные и финансовые ограничения в совокупности с социалистическим трудовым законодательством создают громадные проблемы для западных предпринимателей по предоставлению своих сервисов. Бизнесу приходится постоянно оглядываться и опасаться, чтобы своими действиями и словами не оскорбить какое-либо меньшинство и не затронуть чьи-то интересы. Сила общественного давления здесь приобрела формы и методы культурной чистки. Общественные, экологические, религиозные и прочие активисты могут в считанные дни устроить бизнесу бойкот, массовое порицание и травлю.

Показательный пример – случай, произошедший с известной немецкой сетью Douglas. В декабре 2020 года немецкие власти ввели полный запрет офлайн-торговли за исключением товаров первой необходимости (продукты питания, бытовая химия, лекарства и гигиенические средства). Douglas фокусируется в основном на парфюмерии и косметике, но продает также и гигиенические средства. Пользуясь этим, руководство компании оставило открытыми полки с гигиенической продукцией, закрыв все остальные. Это вызвало шквал возмущения и бойкот компании миллионами подписантов. Топ-менеджменту пришлось уже на второй день работы закрыть магазины и слезно извиняться перед всеми «пострадавшими» за свое «безответственное поведение», хотя они выполнили все санитарные требования, действовавшие на тот момент.

Окно возможностей

Бизнесы в большинстве постсоветских стран таких проблем не имеют. Государству по большому счету на них наплевать – лишь бы платили налоги и не вмешивались в политику. Общество также не предъявляет бизнесу высоких требований, сопоставимых с западными странами.

Все это создает в русскоязычном пространстве беспрецедентный уровень свободы с точки зрения возможностей по разработке новых бизнес-концепций и моделей, свободного обмена опытом, мнениями и проведения экспериментов. Очевидно также, что низкий платежеспособный спрос не всегда дает этим бизнесам зарабатывать и развиваться на внутренних рынках в достаточной мере. С другой стороны, это создает необыкновенные возможности по развитию экспорта услуг.

Коронавирус показал, что осуществление значительного объема услуг возможно удаленно и с помощью цифры. Продвинутые цифровые технологии, отличный и гибкий сервис, дешевизна рабочей силы, предоставляющей этот сервис, создает громадные конкурентные преимущества перед большинством западных игроков. Реально объективные препятствия – это адекватная языковая поддержка местных пользователей, а также знание особенностей местного законодательства. Но эти трудности вполне преодолимы.

Желаю всем успехов, новых открытий и позитивной трансформации в новом 2021 году!

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Москва

Задиристое и оптимистичное название статьи!:)
При этом в тексте есть утверждения, с которыми трудно согласиться. 

Примеры.

1- "...в массовом капиталистическом производстве товаров и услуг есть базовый и неразрешимый конфликт интересов – капиталист хочет выжать максимум из имеющихся у него ресурсов, том числе работников, рассматривая их как объект и не допуская их к владению капиталом."
Этот неразрешимый конфликт существует в реальности и он непреододим или в головах людей?
Существует достаточное количество примеров наделения акциями работников предприятия. Да, таких примеров  на порядки меньше, чем других примеров.
Однако они есть и поэтому говорить о неразрешимом конфликте, на мой взгляд, не стоит.

2-"..но и создали уникальную бизнес-культуру, готовую меняться и приспосабливаться к любым негативным условиям, основанную на известном принципе «не верь, не бойся, не проси».
Первый элемент принципа вызывает сильные сомнения. Не верь - это кому не верить? Сотрудникам, клиентам, поставщикам?
Если вообще нет доверия, то на чем будет строиться бизнес?

 3- Таблица, отражающая разность в подходах.
Утверждение ,что в России ориентация при продажах - это ориентация на решение проблемы клиента.
Было бы здорово, если это было так.
Безусловно, примеры ориентации на решение проблем есть. Однако и примеров ориентации на продажу продукта более чем достаточно.

В общем много спорных утверждений.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Александр Тимошин пишет:
В общем много спорных утверждений.

Согласен. Однако, как презентация специалиста протягивпющего руку из того мира в этот и готовому помочь, норм . Почти зашла))) Начало, как бы обпщающее и потенциал заложен интересный, но...закончилось всё банально на полуслове:"мол, спрашивайте, отвечу(проконсультирую". 

С таблицей особенно посмешило)))) не ужто , так?

Управляющий партнер, Москва

Про руку  согласен - он протянул:)
Только  учитывая количество спорных моментов возникает вопрос - что делать тем, кому протянули:)
Сама идея - сравнение как там и как здесь интересна сама по себе.
Вопрос в изложении

Директор по развитию, Германия
Валерий Андреев пишет:
Александр Тимошин пишет:
В общем много спорных утверждений.

Согласен. Однако, как презентация специалиста протягивпющего руку из того мира в этот и готовому помочь, норм . Почти зашла))) Начало, как бы обпщающее и потенциал заложен интересный, но...закончилось всё банально на полуслове:"мол, спрашивайте, отвечу(проконсультирую". 

С таблицей особенно посмешило)))) не ужто , так?

Уважаемый Валерий, спасибо за комментарий!
Поясняю сразу - я не консультант и свои услуги никому не предлагаю))). Пишу, что вижу

 

Генеральный директор, Украина

 

Роман Панин пишет:
Поясняю сразу - я не консультант и свои услуги никому не предлагаю))). Пишу, что вижу

Автор (на этом же ресурсе) в разделах:

О себе:

Опытный международный проект-менеджер и менеджер по развитию в сфере медицинских технологий. Управленческий консультант.

 

Общая информация:
Отрасль: Консалтинг
Специализация: Клиентские отношения
Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Начало хорошее, про формы капитализма я совершенно согласен. Но вот продолжение сомнительное. Слишком идеализируете Вы бизнес в России. Да, он конечно очень сильный с точки зрения выживаемости и приспособляемости, как северное растение, которое в любых условиях выживает. Но продуктивность нашего бизнеса оставляет желать лучшего. Мы не можем создавать ценные продукты по той простой причине, что у нас обычно нет возможности достаточно долго и последовательно концентрировать внимание и ресурсы на одной теме. Слишком быстро меняется ситуация вот и возникает бизнес кочевников. Они не создают ценные товары. Не могут. Оседлости не хватает. 

Директор по развитию, Германия
Юрий Петров пишет:

 

Роман Панин пишет:
Поясняю сразу - я не консультант и свои услуги никому не предлагаю))). Пишу, что вижу

Автор (на этом же ресурсе) в разделах:

О себе:

Опытный международный проект-менеджер и менеджер по развитию в сфере медицинских технологий. Управленческий консультант.

 

Общая информация:
Отрасль: Консалтинг
Специализация: Клиентские отношения

Совершенно верно, но я не продаю и не продвигаю свои решения на e-xecutive.ru. Польщен тем, что привлекаю столь пристальное внимание к себе

Директор по развитию, Германия
Виктор Москалев пишет:

Начало хорошее, про формы капитализма я совершенно согласен. Но вот продолжение сомнительное. Слишком идеализируете Вы бизнес в России. Да, он конечно очень сильный с точки зрения выживаемости и приспособляемости, как северное растение, которое в любых условиях выживает. Но продуктивность нашего бизнеса оставляет желать лучшего. Мы не можем создавать ценные продукты по той простой причине, что у нас обычно нет возможности достаточно долго и последовательно концентрировать внимание и ресурсы на одной теме. Слишком быстро меняется ситуация вот и возникает бизнес кочевников. Они не создают ценные товары. Не могут. Оседлости не хватает. 

мусора и бизнес-кочевников везде хватает. Я говорю о сервисных компаниях, создающих глобально конкурентные продукты. Yandex, Tinkoff, Alfabank, Revolut, etc.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Виктор Москалев пишет:
Мы не можем создавать ценные продукты по той простой причине, что у нас обычно нет возможности достаточно долго и последовательно концентрировать внимание и ресурсы на одной теме. Слишком быстро меняется ситуация вот и возникает бизнес кочевников. Они не создают ценные товары. Не могут. Оседлости не хватает. 

Так вопрос не в самом бизнесе, а в подходе к нему, как к временному явлению. 

Директор по развитию, Германия
Валерий Андреев пишет:
Виктор Москалев пишет:
Мы не можем создавать ценные продукты по той простой причине, что у нас обычно нет возможности достаточно долго и последовательно концентрировать внимание и ресурсы на одной теме. Слишком быстро меняется ситуация вот и возникает бизнес кочевников. Они не создают ценные товары. Не могут. Оседлости не хватает. 

Так вопрос не в самом бизнесе, а в подходе к нему, как к временному явлению. 

Это уже вопрос к себе. Я к своему бизнесу отношусь совершенно по другому)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.