Бизнес на языках: от хобби до международной сети

Когда-то и представить не могла, что из маленького хобби, которое отнимает лишь небольшую часть времени, но владеет огромной частью души, вырастет крупный бизнес. К такому результату я пришла не сразу. За ним стоят 14 лет труда, ежедневные сложности, которые приходится преодолевать, и любовь к своему делу. Мой бизнес – мой коллектив, мой круг общения – приносит мне большое удовольствие. Мне абсолютно комфортно в этой среде, потому что я искренне люблю свое детище – сеть языковых центров «Полиглотики».

Для старта хватило 100 тысяч рублей

Человек «вечный двигатель» – это про меня. Неуемная внутренняя энергия никогда не давала мне расслабиться: занятия танцами, изучение нескольких языков, желание научиться рисовать, всевозможные обучающие курсы, высшее образование, работа и еще раз высшее образование. Именно в этот момент все началось. Я получала второй диплом в Хагенском университете в Германии. В университете изучала тему раннего развития детей в условиях билингвальной среды: ребенок с легкостью может говорить на нескольких языках при правильном подходе к раннему обучению.

Специальность выбрала, скорее, из-за собственной тяги к новым знаниям, ведь всю свою жизнь работала в сфере развития, продаж, продвижения. На тот момент у меня была стабильная работа, поэтому свой первый языковой центр открывала как небольшое хобби, не думая о прибыли. Хотелось применить те навыки и знания, которые получила во время учебы.

Хватило 100 000 рублей, чтобы открыть маленький языковой центр с одним кабинетом. Такая мини-школа отнимала немного времени, но я видела в этом направлении огромные перспективы. Как специалист в области лингвистики, я понимала, что на рынке нет достойных предложений услуг раннего развития в области иностранных языков, эта ниша свободна.

Вера в себя, знание, в каком направлении двигаться, и небольшое первоначальное вложение в свое дело – с этого в 2006 году началась история сети детских языковых центров «Полиглотики». Стартовый капитал позволил оформить предпринимательство и снять помещение для открытия первой школы для детей в родном Санкт-Петербурге.

Часто присутствовала на уроках, которые вели педагоги. На тот момент мы использовали пособия зарубежных издательств. Но их результат оказался не столь хорош. Сама система зарубежного образования по общему уровню развития немного ниже российской. К примеру, если ребенок с 3 до 4 лет в России должен научиться считать до 10, что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), то в пособии Кембриджа говорится: этот навык должен развиться только в 7 лет, то есть в 1 классе.

Применяя западные методики, мы видели, что общее развитие ребенка не прогрессировало во время занятий, а наша цель – сделать иностранный язык не предметом изучения, а средством общения. Ребенок, узнавая что-то интересное, неосознанно начинает общаться на иностранном, за неимением иных способов коммуникации, ведь педагог не использует русский язык.

Назрела потребность в разработке собственной образовательной методики. Помимо того, что она должна опираться на коммуникативный подход, она должна охватывать все аспекты развития ребенка определенного возраста, которые рекомендует российское Министерство образования.

К этому моменту передо мной встал выбор, с которым нередко сталкиваются начинающие предприниматели: уйти с работы по найму или бросить предпринимательство, которое требовало все больше усилий.

С одной стороны, было комфортно работать по найму, потому что должность была интересная. Меня окружали увлеченные коллеги, отправляли в интересные командировки, в 18 часов, выходя из офиса, я забывала о работе и не вспоминала до утра. К тому же работа по найму позволяла вести достойный образ жизни, обеспечивать себя и семью.

С другой стороны, хотелось заниматься любимым делом, больше времени посвящать своему бизнесу. 11 лет я занимала руководящую должность в немецкой IT-компании, и оставить стабильное место стало непростым решением. Интуиция и вера в уникальность своего начинания укрепили в решении: я ушла и всецело занялась разработкой образовательной методики.

Знание языка дети демонстрируют через 3-4 месяца занятий

Уже в первый год работы более 180 детей стали выпускниками центра. Увидев интерес родителей, решила открыть еще два центра. Инвестировала в это собственные средства – около 500 тысяч рублей, которые были направлены на разработку методики, обучающих программ и развитие петербургской сети из трех языковых центров. Первый, пилотный, центр был небольшим – всего один кабинет, но два новых языковых центра стали полноценными школами и уже занимали два и три кабинета.

Наняла методистов, которые работают с нами до сих пор – уже более 14 лет, и мы начали разработку. Первые программы мы запустили через год. При этом образовательные программы не остались такими, какими они были изначально. Каждый курс постоянно обновляется, дописывается, дорабатывается. Выходят новые модули и дополнения. Если мама, которая водила к нам первого ребенка 12 лет назад, приведет сегодня на обучение второго малыша, она с удивлением увидит, насколько выше результаты у ее второго ребенка.

В основу методики лег коммуникативный подход, широко применяемый на Западе, при котором дети изучают иностранный язык по принципу билингвизма, без перевода. Примером тому могут быть двуязычные семьи, где один родитель – немец, второй – англичанин, а ребенку при разговоре с мамой или папой надо использовать только родной язык одного из родителей. В стенах центров мы с порога погружали ребенка в языковую среду. Дополнили это игровыми формами донесения информации, визуальной демонстрацией незнакомых слов, развивали восприятие на слух.

Первые результаты от применения методики наши постоянные клиенты демонстрировали уже через 3-4 месяца. Малыши начинали свободно говорить на изученные темы на четвертый месяц занятий при посещении двух занятий в неделю, а практика с носителем языка в стенах центра только усиливала разговорные навыки.

Под эту методику мы начали разрабатывать собственные программы обучения с поурочным планированием и таймингом по английскому, немецкому, французскому, испанскому и китайскому языкам для детей от 1 года до 18 лет. Поначалу программ было несколько, они сильно отличались (и отличаются) от классической школьной программы, поскольку исключали посторонний перевод, заучивание и академический подход к изучению лексики и грамматики. Все наработки регулярно оптимизируются и дополняются. За 14 лет работы количество собственных программ достигло 65.

Над разработкой программ для всей сети у нас постоянно работают несколько методистов, также привлекаем методистов на разовые проекты – для написания конкретных курсов. Методика преподавания развивается постоянно, объем педагогической базы растет, выпускаем новые программы и новые курсы.

В центрах проводим исследования, и методисты – преподаватели из университетов, работающие с носителями языка, – опираясь на собственные научные разработки и исследования, помогают эту методику обновлять.

Методику высоко оценило научное сообщество, эффективность ее подкреплена множеством рецензий. Система добровольного сертифицирования подтвердила: методика соответствует всем Федеральным государственным образовательным стандартам РФ, что позволяет ее использовать во всех наших центрах и по сей день.

7 месяцев – точка окупаемости детского центра

Первые пару лет становления первого центра «Полиглотики» нельзя назвать простыми: деньги ушли за несколько месяцев. В 2006 году ежемесячные траты на один центр составляли: аренда помещения и коммунальные платежи – 20 тысяч рублей (760$ по курсу 2006 года), поурочная зарплата педагогам – 50 тысяч рублей (1900$), реклама – 20 тысяч (760$), полиграфия, пособия – 10 тысяч рублей (380$).

Однако от оплаты занятий деньги начали поступать с первого же месяца работы. При наборе стартовых 5 групп по 6 учеников и стоимости абонемента в 4000 рублей доход центра в месяц достигал 120 000. Чистая прибыль на тот момент составляла примерно 20 000 рублей. Эти средства вновь вкладывались в рекламу, фонды оплаты труда, пособия. Регулярно добавляла собственные средства, чтобы не потерять штат педагогов и продолжить разработку программ.

Спустя год упорного труда, с ростом количества клиентов до 150 детей, первый центр вышел в плюс: на полную самоокупаемость – через 7 месяцев, а к 12 месяцам начал приносить прибыль. Это, а также дополнительные вложения собственных средств – порядка 250 тысяч на каждый филиал при старте, позволило запустить второй и третий центр «Полиглотики», привести школы к единому узнаваемому фирменному стилю.

Понесенные в тот период расходы: оплата методистам – за разработку образовательных программ, дизайнерам – за создание макетов пособий и рабочих тетрадей, юристам – за организацию лицензирования программ, регистрацию торговых знаков и подготовку документов для запуска франшизы, программистам – за создание сайта и собственной CRM-системы для учета клиентопотока.

Малобюджетное продвижение

Я начинала в 2000-х годах, тогда рынок языковых школ был достаточно конкурентен, но с малышами никто не умел и не хотел работать. И по сей день ситуация на рынке практически не изменилась, у нас нет крупных конкурентов – сетевых компаний, которые бы применяли коммуникативный подход, признанный мировым лингвистическим сообществом, а также предлагали качественные российские программы, соответствующие ФГОСам, российским стандартам, предназначенные для русскоговорящих детей и с гарантией результата.

Родители приводили к нам своих малышей, видели, что те начинали говорить через 3-4 месяца, и рассказывали об этом знакомым: работал эффект сарафанного радио. С целью минимизации затрат – а на рекламу закладывалось не более 20 000 рублей в месяц на один центр – пробовали бюджетные способы привлечения клиентов.

Из рекламных каналов лучше всего работали: раздача листовок, совместные активности с соседними школами, свой сайт, акции для постоянных клиентов типа «Приведи друга и получи скидку», дни открытых дверей и самое действенное – яркая и заметная уличная вывеска с узнаваемыми птичками над входом.

Главный канал продвижения – программы. Они были продуманы настолько тщательно, что работали как основной способ удержания клиента. Дело в том, что они имеют несколько уровней (возрастных категорий), то есть предполагают обучение шаг за шагом: заканчивается один этап, и ребенок переходит на следующий уровень, с той же группой продолжая обучение в следующем году. Таким образом, дети посещают наши школы на протяжении 3-9 лет, становясь постоянными клиентами, со временем увеличивая число изучаемых языков.

Сегодня мы рекомендуем руководителям наших филиалов на рекламу тратить больше средств, особенно на этапе открытия – от 50 000 рублей в первый месяц, а затем для привлечения дополнительных клиентов – не менее 25 000 в месяц. Это необходимо, чтобы новый центр набрал первые 5-6 групп по 6 человек и начал полноценно работать.

В каждом центре обучается примерно 130-180 человек – это количество набирается за 1-1,5 года. Дальнейшее развитие бизнеса зависит от цели собственника. Кто-то расширяет список предлагаемых услуг в своем центре – для этого мы разрабатываем новые программы, в том числе на русском языке: каллиграфия, скорочтение, подготовка к школе. А кто-то открывает второй и третий центры. Есть партнеры, которые для себя достигают заданных целей и просто продолжают развиваться в своей области, получая от своего центра стабильную прибыль.

Рентабельность бизнеса – 70%

К 2015 году был зарегистрирован товарный знак «Полиглотики» и завершена разработка франчайзингового пакета, последнее заняло около двух лет. Предусмотрели все: от обучения бизнес-процессам молодого предпринимателя удаленно или лично в Санкт-Петербурге и разбора методики до помощи в проведении Дня открытых дверей, запуска сайта и настройки контекстной рекламы.

В 2019 году, спустя 14 лет после старта, сеть вышла на прирост в 5-8 новых центров в месяц. Процент закрытия точек – 3%. Рентабельность бизнеса составила 70%. На начало 2020 года официально открыто и работает 132 филиала сети не только в России, но и Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Украине.

Новым партнерам предлагается полный алгоритм действий для открытия и работы собственной школы, помощь в формировании пакета документов, поддержка в получении субсидии от государства на открытие социального бизнеса и консультации профильных специалистов на каждом этапе становления.

Руководители филиалов – это наши региональные франчайзи, полностью самостоятельные предприниматели, которым управляющая компания помогает вести бизнес. В головной компании работает 26 сотрудников: юристы, бухгалтеры, методисты, маркетологи, копирайтеры, иллюстраторы, программисты, дизайнеры.

Задача: обучить 1,5 тысячи педагогов

И на этапе открытия моих первых центров, и сегодня мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: многие педагоги, в том числе пришедшие из школ, не готовы развиваться, а уровень их преподавания не очень высок, особенно в регионах. В Москве и Санкт-Петербурге тоже нередко видим, что в резюме соискатель пишет «Уровень знания языка С», а при прохождении стандартного тестирования педагог демонстрирует уровень не выше А2.

Управляющая компания сети обязательно тестирует всех соискателей на должность преподавателя. Проводится не только письменное тестирование, но и устное собеседование, чтобы услышать произношение, оценить реакцию на различные ситуации, ведь дети непредсказуемы. Таким образом, проверяем профпригодность, умение работать с детьми, знание языка. Из 50 полученных резюме только один преподаватель принимается на работу.

Для эффективной работы языковых центров необходима система обучения самих преподавателей, чтобы они умели работать по нашей методике и в рамках наших авторских программ.

Когда управляешь тремя центрами и в штате всего 10 педагогов, этот процесс в рамках одного города легко можно организовать. Ежемесячно проводили регулярные однодневные тренинги штатных педагогов под руководством методистов, давались разъяснения по работе с программами.

С выходом на общероссийский уровень в 2015 году, а затем и международный в 2017, с открытием сотни филиалов в разных городах, пришли к тому, что потребовалось организовать систему удаленного обучения в формате вебинаров, онлайн-марафонов. При этом мы продолжаем регулярно проводить очные мастер-классы, слеты, сессии и обучающие тренинги в Москве и Санкт-Петербурге.

HR-поддержка очень сложна и требует больших инвестиций, ведь суммарно во всех филиалах сети работает порядка 1,5 тысяч педагогов разного профиля. Мы как крупная компания пытаемся минимизировать расходы за счет того, что помимо индивидуального обучения проводим ежемесячное повышение квалификации по системе вебинаров. Таким образом, любой педагог сети может подтянуть свои знания и посмотреть в любое удобное время все вебинары за последние 4 года. Довольно большая база знаний.

Примерно раз в квартал проводим и очные 2-3-дневные обучающие сессии, если руководитель центра готов оплачивать проезд педагога из другого города в Москву и Санкт-Петербург. Минимизируем расходы, применяя групповые тренинги для педагогов с выездом в их регионы раз в квартал. Таким образом, им не приходится тратиться на поездки в Санкт-Петербург для повышения квалификации. У сети «Полиглотики» есть несколько программ обучения сотрудников – не только педагогов, но и администраторов, руководителей.

Создано сообщество профессионалов, все наши педагоги могут общаться друг с другом, делиться своими наработками, полученным опытом. Это важно и ценно для них, так как обширного общественного опыта работы с дошкольниками в России до нас не было.

Управляющая компания сети занимается подбором, обучением и мотивацией преподавателей. Это работа отдела методистов во главе с руководителем методического отдела – академическим директором. После подбора персонала проводится базовое обучение всех преподавателей, установочные сессии с руководителями и педагогами до начала их работы, а затем через несколько недель после запуска нового филиала. Этот процесс давно стандартизирован.

Открыть детский языковой центр за 350 000

Инвестиции в открытие своей языковой школы по франшизе рассчитываются в зависимости от региона: различается и первоначальный взнос, и объем стартовых вложений. Под каждого предпринимателя в управляющей компании разрабатывается собственный бизнес-план.

Суммарно общие инвестиции на 2020 год начинаются от 350 000 рублей для городов с населением до 50 тысяч человек и могут достигать 1,9 млн рублей в столичном регионе. В эту стоимость входит: паушальный взнос, роялти, затраты на аренду, регистрацию ИП, ремонт и оборудование детского центра, оплату труда в первый месяц, рекламные расходы, полиграфию.

Пример: предприниматель открывает языковой центр «Полиглотики» в Новосибирске. За аренду помещения площадью 77 кв. м необходимо платить 53 000 рублей в месяц. В помещении уже проведен капитальный ремонт, поэтому требуется только косметический – покрасить стены в корпоративные цвета, закупить мебель, технику для работы, оборудование. Все расходы с учетом стройматериалов составят 391 000 рублей. Еще 50 тысяч потребуется на первичную рекламу – листовки и объявления в лифтах соседних домов, оплату промоутеров, запуск контекстной рекламы. 30 тысяч рублей стоит светодиодная вывеска над входом.

Открываясь по франшизе, собственнику центра не придется тратиться на создание сайта, запуск соцсетей, разработку дизайнерского макета помещения и вывески, оплату труда маркетолога, методиста, обучение администратора, тестирование и обучение педагогов, повышение их квалификации, подбор обучающих программ и пособий. Не придется искать средства и на оплату юриста, который должен разработать типовые шаблоны документов, на бухгалтера. Все это предоставляется партнеру в рамках паушального взноса – бизнесмен получает готовый продукт. Услуги всех профильных специалистов оказываются управляющей компанией в неограниченном количестве.

В общей сложности запуск языкового центра «Полиглотики» в Новосибирске (с учетом первоначального взноса) обойдется в 1,1 миллиона рублей.

Основные расходы:

  • Паушальный взнос – 490 000.
  • Регистрация ИП (госпошлина, печать) – 17 800.
  • Аренда помещения за 1 месяц – 53 000.
  • Косметический ремонт – 140 000.
  • Установка пожарной сигнализации – 37 700.
  • Мебель и оборудование – 156 000.
  • Техника для центра – 65 000.
  • Игровое оборудование для занятий – 30 000.
  • Онлайн-касса на три года – 21 000.
  • Вывеска – 30 000.
  • Пособия всех видов и учебные материалы – 50 000.
  • Реклама для запуска – 50 000.
  • Сувенирная продукция, футболки, платки – 10 000.

Итого: 1 150 500.

На точку безубыточности предприниматель сети выходит через 3-4 месяца после открытия, когда набирает первых 40-50 клиентов. Срок окупаемости: от 6 до 12 месяцев.

Расчетная прибыль центра в Новосибирске:

  • Рекомендуемая стоимость абонемента: 4900 руб.
  • Количество учеников: 180.
  • Количество групп: 30.
  • Чистая прибыль в месяц: 388 080 руб.
  • Оборот: 882 000.

Образовательный бизнес – это бизнес с душой. Надо гореть своим делом. И мы делаем это, руководствуясь бессменным слоганом нашей сети «Маленькими шагами к большому успеху».


Текст участвует в конкурсе «Историй успеха»

Комментарии
Директор по развитию, Екатеринбург

Хороший кейс. По поводу конкурентов, то что их нет в детском сегменте, то в Питере есть Центр образовательных технологий Николая Ягодкина Advance. Они детей обучают в среднем с 10 лет. И есть и детские центры. Так что конкуренты есть, но если вы считаете, что нет, то так тому и быть!

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:

Хороший кейс. По поводу конкурентов, то что их нет в детском сегменте, то в Питере есть Центр образовательных технологий Николая Ягодкина Advance. Они детей обучают в среднем с 10 лет. И есть и детские центры. Так что конкуренты есть, но если вы считаете, что нет, то так тому и быть!

Есть. И не мало! Вопрос в квалификации конкурента, как конкурента.

Редактор, Москва
Валерий Меркулов пишет:

Если вы внимательно прочтете текст ещё разок, то увидите, что предложение про отсутствие конкуренции построено в прошедшем времени, а контекст отсылает нас к моменту старта проекта, - 14 (!) лет назад.

Консультант, Москва

Всегда хочется порадоваться за успешный бизнес. И пожелать предпринимателю еще больших успехов. Но в данном случае мне лично думается о другом. Сожалею, что именно эта статья стала поводом для ...печальных размышлений, и надеюсь на понимание со стороны автора. 

Цитата: "В университете изучала тему раннего развития детей в условиях билингвальной среды: ребенок с легкостью может говорить на нескольких языках при правильном подходе к раннему обучению..." (конец цитаты).

Для Европы билингвальная среда естественная. Мама говорит на русском, папа на французском, между собой родители говорят на английском, дело происходит во Франции, и ребенок выбирает в качестве приоритетного языка французский. При этом он ходит в центр развития, где поддерживают его русский язык, чтобы к приезду бабушки и дедушки из России ребенок не устраивал языковой бунт. В том же центре ребенок "поддерживает" английский язык, который он потом будет изучать в школе как общеобразовательный предмет. Это реальная ситуация в семье друзей, довольно типичная для Европы.

У нас. Билингвальной (естественной) среды нет, политики в области (языкового) образования тоже нет, но  есть ниша, поэтому мы делаем бизнес. Дети, раннее развитие, иностранные языки - очень чувствительные "кнопки" для среднего класса и элиты. Почти как продукты питания для населения вообще.

Цитата:  "...эта ниша свободна".

Ниша, конечно, не "свободна", потому что "центры раннего развития" последние 10-15 лет в невероятном тренде. И подавляющее большинство из них обещают родителям светлое будущее их детей и подготовку к школе. Что является абсолютным нонсенсом - преемственность между системами отсутствует, и школьные педагоги почем зря ругают "обучателей" из "центров" за это самое раннее...развитие. А потом сами вносят свою лепту в плохое языковое образование в стране. Потому что давно "распалась связь времен", в образовании вообще и языковом в частности.

Методики.  Они, как правило, являются перепевом зарубежных (что не всегда плохо), но все центры говорят о собственных и уникальных. Можно посмотреть по ссылке в этой статье и, не вдаваясь в подробности и не ставя задачу поиска "блох", сразу увидеть сшитые куски учебников, в которых "students" не везде поменяли на "children".

Языкам детей учить необходимо. По списку очевидных причин, включая уникальные когнитивные способности ребенка (в т.ч. колоссальный потенциал интуитивного восприятия). С каждым годом взросления этот потенциал будет сокращаться, а к взрослому возрасту практически сойдет на нет. Отсюда - проблемы с изучением языков у нас в стране: осознанная потребность (работа, образ жизни, желание поменять страну и пр.) возникает ПОЗДНО. А раннее системное изучения языков - с детского сада и далее -  ОТСУТСТВУЕТ.

Потому что это не бизнес! Это должно быть социальной политикой страны. А сейчас мы имеем рваные куски "развитий" (невероятное количество "центров"), которые налево и направо  "сеют", что обычно говорят в таких случаях, без какой-либо перспективы преемственности, ответственности и часто здравого смысла.

Франшиза работает, бизнес идет. А языковой культуры в стране как не было, так и нет. И не появится, хоть по пятому кругу опутай все приведенные на сайте карты точками присутствия франшиз. 

Вот такие мысли. Безотносительно к статье.

Директор по продажам, Владивосток
Константин Корепанов пишет:
а контекст отсылает нас к моменту старта проекта, - 14 (!) лет назад.

А сама статья: предложение о покупке франшизы Полиглотики в 2020 за 1,1 млн. Что в 2020 уже не так как 14 лет назад, с расчетной доходностью в 388, что по факту вероятно 50-120. О чем коллеги и сказали.

Что само по себе не хорошо не плохо. Дело вроде хорошее, история тоже.

Редактор, Москва
Роман Крячко пишет:
Константин Корепанов пишет:
а контекст отсылает нас к моменту старта проекта, - 14 (!) лет назад.

А сама статья: предложение о покупке франшизы Полиглотики в 2020 за 1,1 млн. Что в 2020 уже не так как 14 лет назад, с расчетной доходностью в 388, что по факту вероятно 50-120. О чем коллеги и сказали.

Что само по себе не хорошо не плохо. Дело вроде хорошее, история тоже.

Да нет. И статья не предложение, и коллеги сказали совершенно не то. У господина Меркулова черным по белому написано совершенно другое. Он говорит, что конкуренты есть, а в статье говорится что их не было на момент запуска проекта

UPD: Да и о покупке франшизы за 1,1 миллиона речи нет. Эта цифра упоминается совершенно в другом контексте.

IT-консультант, Украина

Отсюда - проблемы с изучением языков у нас в стране: осознанная потребность (работа, образ жизни, желание поменять страну и пр.) возникает ПОЗДНО

Учиться никогда не поздно. Моя мама в 86 лет самостоятельно за 3 месяца освоила планшет на Android.

 

Консультант, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:
Так что конкуренты есть

Я бы даже сказал, что конкурентов - тьма!
Знаю благодаря подбору школы для младшего.

Консультант, Санкт-Петербург

Расчеты от лукавого. Как-то так получилось, что среди моих клиентов есть языковая школа. Вы знаете, что такое набрать 180 учеников за месяц??? Это в принципе нереально. При этом, стоимость лида приближается к 2К руб. Поэтому, рекламный бюджет при таких амбициях стремится к 300К/мес. На этапе запуска гораздо выше. Можно конечно и в 50К уложиться, тогда 180 учеников будете набирать года 2-3. А так, да, красиво...

Консультант, Москва
Андрей Роговский пишет:

Отсюда - проблемы с изучением языков у нас в стране: осознанная потребность (работа, образ жизни, желание поменять страну и пр.) возникает ПОЗДНО

Учиться никогда не поздно. Моя мама в 86 лет самостоятельно за 3 месяца освоила планшет на Android.

 

Согласна, учиться никогда не поздно. И пример Вашей мамы - замечательное тому подтверждение, доброго ей здоровья.

Но я говорила об изучении языков. Это, по целому ряду факторов, другая история.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии